Управление финансами. Функциональные элементы управления финансами, их взаимосвязь
Цель: - обеспечение баланса финансовых ресурсов у всех сфер и звеньев финансовой системы - обеспечение бездефицитности финансовой системы - устойчивость национальной валюты Управление – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенных результатов. Объекты управления: - разнообразные виды финансовых отношений - государственные и муниципальные финансы - финансы субъектов хозяйствования Субъекты управления на предприятии: - финансовые службы предприятий - финансовые органы - налоговые инспекции - органы государственной власти и местного самоуправления Функциональные элементы: 1. Финансовое планирование и прогнозирование обеспечивает предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов. В ходе финансового прогнозирования исследуются возможные состояния финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели финансовых планов и определяются источники их образования и использования. рогнозирование – это система финансового контроля, используется на микро- и макроуровнях как инструмент научного предвидения и получения информации при выработке решений. На основании прогнозов осуществляется финансовое планирование. В ходе планирования экономические субъекты оценивают свое финансовое состояние, выявляют возможность увеличения финансовых ресурсов и направление наиболее эффективного их использования. Осуществляется на основе анализа финансовой информации в бухгалтерской отчетности и оперативной отчетности. 2. Оперативное управление – это маневрирование финансовыми ресурсами с целью ликвидации непредвидимой ситуации и решения вновь возникающих задач. 3. Финансовый контроль позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми и выявить резервы роста финансовых ресурсов. Управление финансами бывает стратегическим и оперативным. Стратегическое осуществляется высшими органами законодательной власти (президент, правительство и обе палаты Федерального Собрания) в ходе рассмотрения, составления и утверждения прогнозов развития страны, прогнозов долгосрочных целевых программ. Оперативное управление осуществляется министерствами, ведомствами, агентствами непосредственно участвующими в реализации деятельности государства.
Государственные и муниципальные органы управления финансами в Российской Федерации, их задачи и функции в современных условиях
Существуют законодательные (Президент и Федеральное Собрание) и исполнительные (министерства, Федеральные службы, агентства) органы управления. Законодательные: Президент: - определяет стратегические цели развития государственных и международных финансовых отношений и ежегодно озвучивает эти цели в полномочиях Федеральному Собранию «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства» - формирует долгосрочные финансово-экономические приоритеты развития страны в ежегодных посланиях Федеральному Собранию «О бюджетной политике» - одобряет принятый Федеральным Собранием закон «О Федеральном бюджете» и обнародует его - заслушивает периодические результаты деятельности правительства по реализации финансовой политики. По Конституции ГосДума принимает законы по вопросам Федерального Бюджета, Федеральных налогов, Федеральных налогов, финансового, валютного и таможенного регулирования и по вопросам денежной эмиссии. С этой целью в думе функционируют комитеты по бюджету и налогам, по труду и социальной политике, по финансовым рынкам и др. Совет Федерации рассматривает принятые ГосДумой проекты федеральных законов и одобряет или отклоняет их. Исполнительные органы Правительство РФ: - обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики - разрабатывает и предоставляет в комитет ГосДумы проект Федерального бюджета и после утверждения обеспечивает его исполнение - предоставляет ГосДуме отчет об исполнении Федерального Бюджета - разрабатывает и реализует налоговую политику - принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг - осуществляет валютного регулировании и контроль - осуществляет регулирование государственным внутренним и внешним долгом Министерство Финансов состоит из 5 Федеральных служб: 1) Федеральное Казначейство - осуществляет функции по обеспечению исполнения Федерального Бюджета и его кассовому обслуживанию - ведет учет операции по кассовому исполнению Федерального Бюджета - открывает в ЦБ и в кредитных организациях счета по учету средств Федерального Бюджета - ведет сводный реестр главных распорядителей, а также просто распорядителей Федерального Бюджета 2) Федеральная налоговая служба – это служба и ее территориальные органы, составляющие единую систему налоговых органов. Осуществляет: - надзор и контроль за соблюдением законодательства - надзор и контроль за соблюдением требований контрольно-кассовой техники - надзор и контроль за полнотой учета выручки денежных средств в организации и у индивидуальных предпринимателей - ведет учет всех налогоплательщиков - ведет единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и всех налогоплательщиков 3) Федеральная служба финансового бюджетного надзора – это служба осуществляет надзор и контроль: - за использованием средств Федерального Бюджета, средств государственных внебюджетных фондов - за использованием материальных ценностей, находящихся в материальной собственности - за соблюдением бюджетного законодательства при получении финансовой помощи из Федерального Бюджета - за получением гарантий правительства - за получением кредитов и ссуд 4) Федеральная служба страхового надзора осуществляет надзор за достоверностью предоставляемой субъектами страхования отчетности, за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платёжеспособности в части формирования страховых резервов, а также следит за выдачей страховщиками банковских гарантий. 5) Федеральная служба по финансовому мониторингу (получает информацию в банках, нотариусах, налоговых органов. Юридическое лицо попадает под подозрение, если совершает сделку более чем на 600т.руб, а физическое лицо если обменивает в обменном пункте более 10000$) - следит за легализацией и отмываем доходов, полученных преступным путем и за финансирование терроризма - осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях и сделках с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ - выявляет признаки, которые свидетельствуют о том, что операции или сделки с денежными средствами или иным имуществом связаны с отмыванием доходов - направляет информацию в правоохранительные органы о том, что операция связана с легализацией доходов Минфин занимается бюджетом, налогами и страховой деятельностью. Основные задачи: 1. разрабатывает основы единой государственной политики финансов при взаимодействии с денежно-кредитной 2. осуществляет нормативно-правовое регулирование в бюджетной сфере, налоговой, страховой и частично в таможенной и валютной 3. решает задачи в области бухгалтерского учета и отчетности, аудиторской деятельности 4. осуществляет координацию деятельности 5 служб 3 функции: 1) правоустанавливающая – регулирование, в том числе нормативно-правовое, выработка государственной финансовой политики 2) правоприменительная – непосредственное управление и администрирование (администрирование государственных расходов, разработка проекта Федерального Бюджета и кассовое обслуживание бюджетной системы) 3) контрольная ЦБ действует совместно с Минфином и Правительством по вопросам обеспечения единой финансовой и денежно-кредитной политики, по укреплению рубля, снижению уровня инфляции, по управлению золотовалютными резервом, по обеспечению бесперебойного функционирования платежной системы и по усовершенствованию банковской системы. (ЦБ имеет особый статус) Федеральная таможенная служба: - осуществляет взимание таможенных пошлин - контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты таможенных сборов - принимает меры по принудительному взысканию - осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль - обеспечивает соблюдение запретов и ограничивает в отношении товаров, перемещении товаров через таможенную границу Федеральная служба по финансовым рынкам: - наблюдает за деятельностью профессиональных участников фондового рынка, за биржами, участниками рынка коллективных инвестиций (ПИФами) - наблюдает за функционированием бюро кредитных историй Задача – обеспечение стабильности в работе Российского Фондового рынка, повышение его привлекательности и эффективности. Счетная палата – постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. Задачи: - контроль за своевременным использованием (соблюдением?) доходных и расходных статей Федерального (Гос.?) Бюджета и гос. Внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению - определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств, а также эффективность использования федеральной собственности - проводит финансовую экспертизу Федеральных законов , а также нормативно-правовых актов, предусматривающих расходование средств Федерального Бюджета - регулярно предоставляет Совету Федерации и ГосДуме информацию о ходе исполнения Федерального Бюджета и о результатах проводимого контроля - осуществляет контроль за обслуживанием государственного долга РФ - за эффективностью использования иностранных кредитов и займов, полученных правительством - контроль за деятельностью ЦБ в части обслуживания им Федерального Бюджета - в ЦБ осуществляется контроль по обслуживанию государственного долга Управление финансами на региональном уровне Принимаются региональные бюджеты, налоги, финансовая поддержка организаций и отраслей региональной экономики. В составе администрации субъекта создаются специальные органы: в республиках – министерства финансов, в областях – департаменты финансов, комитеты. Основные функции: - разработка региональной финансовой политики - непосредственная разработка региональных бюджетов и их реализация - непосредственно не подчиняется Минфину, но отчеты об исполнении своих бюджетов предоставляется Минфину Управление финансами на местном уровне - принимаются решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении - принимаются решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению муниципальных образований Нередко местные финансовые органы выступают филиалами финансовых органов субъектов РФ. Управление финансами в коммерческих организациях осуществляются высшими органами управления - определяют финансовую стратегию организаций - утверждают финансовые планы и отчеты об их исполнении Непосредственно финансовыми потоками управляют руководство организации (совет директоров, генеральный директор) и специально созданные финансовые службы , они же разрабатывают проекты финансовых планов, принимают решения о размещении финансовых ресурсов в различные виды активов, осуществляют взаимодействие с финансово-кредитными организациями. Органы управления финансами в некоммерческих организациях В бюджетной организации финансовый план составляется в виде смет доходов и расходов. Их утверждают главные распорядители и распорядители финансовых средств. Состав органов управления финансами в некоммерческих организациях определяется их организационно-правовыми формами и видом деятельности. Решения принимает либо руководитель либо ? советы и все они подотчётны ревизионной комиссии.
12. Содержание и задачи финансового планирования Финансовое планирование. Объектом планирования является финансовая деятельность и формирование, и использование финансовых ресурсов. Субъектом является различные органы, которые мы изучали (государственного, местного упр.) Информационной базой для финансового планирования является прогнозы социально- экономического развития страны, региона (на уровне предприятий это различные бизнес планы и бизнес проекты). Финансовый план - это документ представляющая с собой систему взаимоувязанных финансовых показателей. Это показатели, которые отражают предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период. Задачи Финансового планирования: 1) Определение объема финансовых ресурсов по каждому виду поступлений 2) Определение направленности использования этих ресурсов 3) Обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов 4) Создание условий для подкрепления устойчивости органов и бюджетов 5) Определение экономически обоснованного размера резерва Этапы Финансового планирования: 1) Анализ выполнения плана за предыдущий период 2) Расчет плановых показателей 3) Составление финансового плана как документа Анализ выполнения плана за предыдущий период: Применяются следующие виды: 1. горизонтальный анализ (сравниваются текущие показатели плана с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими) 2. вертикальный анализ (определяется структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показатели и их влияние на общие результаты) 3. трендовый анализ (выявляются тенденции изменения динамики финансовых показателей путем сравнения плановых показателей за ряд лет, т.е можно прогнозировать финансовые показатели на будущее) Расчет плановых показателей: Осуществляется расчет плановых показателей. Эти показатели делятся на: а) утверждаемые б) расчетные Методы Финансового планирования: 1) Экстраполяция. Расчет показателей производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп роста. 2) Нормативный. Суть: плановые показатели рассчитываются на основе установленных норм и нормативов 3) Индексный метод. Применение этого метода обусловлено неопределенностью развития экономики, в том числе инфляционных процессов 4) Программно - целевой метод. Программы - это средства решения межотраслевых и межтерриториальных программ и проблем. 5) Метод оптимизации плановых решений. Разрабатываются несколько планов и выбирают один наиболее оптимальный. На микроуровне: min приведенных затрат, max приведенной прибыли, min времени на оборот капитала. На макроуровне: max дохода бюджета, min непроцентных расходов, max эффективности расходов. Составление финансового плана как документа: Он подтвержден утверждению и использованию. На этом этапе применяется балансовый метод, который позволяет увязать финансовые ресурсы с потребностями в них и позволяет увязать расходы органов государственной власти с их доходами. Виды Финансового планирования: На государственном уровне 1. бюджет 2. бюджет государственных внебюджетных фондов На уровне предприятий 1. баланс доходов и расходов(в коммерческих предприятиях) 2. смета доходов и расходов(в не коммерческих предприятиях)
13.Финансовое прогнозирование, его содержание и значение
Финансовое прогнозирование – это предвидение возможного финансового положения государства для обоснования показателей финансового плана. Прогнозы бывают: 1) Среднесрочные (5-10 лет) 2) Долгосрочные (более 10 лет) Прогнозирование предшествует планированию. Оно разрабатывается для концепции развития на определенный период. Занимается этим: Госдума, Администрация президента, Минфин, Минэкономразвития, Российская Академия Наук. В процессе применяются определенные методы: 1) Математическое моделирование 2) Эконометрическое прогнозирование 3) Экспертные оценки 4) Построение трендов 5) Составление сценариев Результатом финансового прогноза является составление прогноза. Прогнозы дают возможность рассматривать различные варианты сценариев. Например: при благоприятных условиях, при усредненных условиях и наихудших условиях. Прогнозы на государственном уровне. Документы: 1) Перспективный финансовый план. Это план, который содержит прогнозные данные о возможностях развития бюджета по мобилизации дохода бюджета и по их расходам. Он составляется на 3 года
2) Баланс финансовых ресурсов. Это прогноз формирования и использования финансовых ресурсов по всем секторам экономики. Построен по методу двойной записи. Слева - доходы, справа - расходы. Доходы: 1. прибыль 2. амортизация 3. налоговые доходы 4. ЕСН 5. неналоговые доходы 6. средства целевых бюджетных фондов 7. безвозмездные перечисления 8. средства государственных внебюджетных фондов Расходы: 1. средства, остающиеся в распоряжении организации 2. затраты на государственное инвестирование 3. фундаментальные исследования 4. общегосударственные расходы с разбивкой на оборону, правоохранительную деятельность государства и др.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1141)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |