История развития СП как науки
СП как отрасль знания
Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее предметом исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации человека. Разделы социальной педагогики: Социальная педагогика как отрасль знания включает ряд разделов. Философия социального воспитания разрабатывается на стыке философии, этики, социологии и педагогики. В ней рассматриваются фундаментальные методологические и мировоззренческие вопросы. Социология социального воспитания исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации (об этом идет речь в разделах о социализации и ее факторах). Полученные знания создают возможность поиска путей и способов использования их воспитательных потенций, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации. Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, в ней определяются направления социальной и педагогической помощи им. Теория социального воспитания описывает, объясняет и прогнозирует функционирование социального воспитания. Исходя из положений философии социального воспитания, учитывая данные социологии социального воспитания и социально-педагогической виктимологии. Психология социального воспитания на основе социально-психологических характеристик групп и человека, их особенностей на различных возрастных этапах выявляет психологические условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания. Методика социального воспитания отбирает из практики и конструирует новые способы целесообразной организации социального воспитания. Экономика и менеджмент социального воспитания исследуют, с одной стороны, потребности общества в определенном качестве «человеческого капитала», а с другой - экономические ресурсы общества, которые могут быть использованы для организации социального воспитания. Терминологич.аппарат СП Соц.среда-1)широкая соц.дей-сть,общество,гос-во;2)непосредст-ное окружение реб-ка,влияющее на его форм-ние. Социализация-пр-с и рез-т освоения челом соц-х норм и кул-ных ценностей,предпол-щий его вкл-ние в систему общ-ных отношений и с/с-ное воспр-тие этих отношений. Соц.воспитание-составная часть соц-но контрол-емой соц-ции,пед-ски ориентированная система общ-но гос-ной помощи и поддержки. Соц.работа-проф.д-ть по оказанию помощи челу/гр-пе людей с целью улучшения их ситуаций.имеется в виду орг-ция ухода за особо нуждающимися в нем. Соц-пед.д-ть-соц.работа,вкл-щая и пед.д-ть направ-ую на пом.реб-ку в орг-ции себя,своего психол-го состояния и установления норм.отн-ний в семье и обществе. Функции СП: Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их, вскрывает их глубинные основания. Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процесс социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах. Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации. Принципы СП: 1.ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ В СП (позволяет упорядочить знания и изменить угол зрения в рассм-нии довольно большого круга проблем) 2.ПРИНЦИП НЕСОВЕРШИМОСТИ ВОСП-НИЯ (предполаг-ет признание кажд.возрастного этапа развития чела с/с-ными инд-ной и соц-ной ценностями) 3.ПРИНЦИП ДИАЛОГИЧНОСТИ ВОСП-ИЯ (дух-ценностная ориентация детей и в большей мере их развитие осущ-ются в пр-се такого вз/дей-вия воспит-лей и воспитуемых,содер-ем к-го яв-ся обмен ценностями) 4.ПРИНЦИП ЦЕНТРАЦИИ СОЦ.ВОСП-ИЯ НА РАЗВИТИИ Л-ТИ (стратегия и тактика соц.восп-ия д.б.напр-ны на помощь детям в становлении,обогащении и совершен-ии их чел-кой сущности) 5.ПРИНЦИП КОЛЛЕКТ-СТИ СОЦ.ВОСП-ИЯ (соц.восп-ие,осущ-ляясь в коллективах различного типа, дает челу опыт жизни в общ-ве,опыт вз/дей-ия) 6.ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ СОЦ.ВОСП-ИЯ (условия д/развития и дух-ценностной ориентации чела планомерно создаются на федерал,регион,муницип и локальном уровнях) 7.ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ ВОСП-ИЯ (восп-ие д.основываться на общечел-ких ценностях кул-ры и строиться в соответ-ии с ценностями и нормами тех/иных нац-ных кул-р) 8.ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗ-ТИ ВОСП-ИЯ (оно д.основываться на научном понимании вз/связи естественных и соц.пр-сов,форм-ать у чела ответ-сть за развитие самого себя) 9.ПРИНЦИП ГУМАНИСТ-КОЙ НАПРАВ-СТИ ВОСП-ИЯ (предпол-ет послед-ное отн-ние пед-га к воспитаннику как к ответ-ому и с/с-ому субъекту собст-ого развития)
История развития СП как науки
Термин «СП» был предложен нем.пед-гом Фридрихом Дистервегом в середине 19 в., но стал активно употребляться т. в начале 20 в. Пед-ка возникла и разв-ась как теория и методика восп-ия детей в уч.-восп-ных учр-иях. С конца 18 в., когда в кач-ве относительно с/с-ого этапа развития л-ти стал выделяться ранний юношеский возраст, юноши и девушки также стали объектом вн-ия пед-ки. Во 2 пол. 19 в. начинает расширяться заказ пед-ке и системе общ-ного восп-ния. Во-первых, в него последовательно «вкл-ется» восп-ие молодежи и более старших возрастных групп. Во-вторых, адаптация и перевосп-ние предст-лей всех возрастных категорий зачастую не вписывающихся в соц.систему или нарушающих установленные в ней нормы. Расширение заказа было св. с теми социокул-ыми пр-сами, к-ые происходили в Европе и Америке. Индустр-ция породила массовую миграцию сел.населения в города, где оно оказалось неприспособ-ым для жизни в нов.условиях, зачастую не м. создать полноценных семей и дало всплеск преступности, аморального поведения, став основным поставщиком беспризорных, бродяг и нищих. В Америке положение усугублялось массовой иммиграцией из преимущественно слаборазвитых регионов Европы. Урбанизация в Европе совпала со становлением национ.государств, а в Северной Америке - с форм-ем амер. нации. И то и другое объективно требовало культивирования опр-ных ценностей (провозглашаемых или подразумеваемых как нац-ые) во всех соц-ых слоях, во всех возрастных гр-ах населения. Церковь как трад-ный воспитатель, хотя и продолжала играть сущ-ную роль в ж-и людей, утратила монопольные позиции в сфере морали и восп-ия (кроме того, она далеко не сразу осознала появ-ие новых социокул-ых реалий). Обр-лся вакуум, к-ый необх-мо было заполнить. Это и попытались сделать нек-ые педагоги, начав разрабатывать СП. Педагогика дала свои ответы. Во-первых, появилась андрогогика - педагогика взрослых. Но она с самого начала (т. е. с середины XIX в.) и по настоящее время занимается в основном проблемами образования взрослых. В последние десятилетия от андрогогики отпочковалась герогогика (педагогика старости), которая стала заниматься главным образом различными вариантами образования людей пожилого возраста. Во-вторых, в конце XIX в. зародились и в течение нашего столетия сформировались педагогика перевоспитания детей и подростков, а также исправительная (пенитенциарная) педагогика, к-ые занимались искл-но трудными, проблемными детьми. Т.обр. ответы, к-ые дала традиционная пед-ка на изменившийся соц. заказ, оказались ограниченными. Этому есть вполне резонное основание. Каждая отрасль знания достаточно консервативна и объективно сопротивляется изм-ию или расширению объекта своего иссл-ия. Консерватизм пед-ки оказался столь силен, что даже появ-юся новую отрасль - СП - ряд ученых стремились свести к изучению проблематики традиционных «клиентов» пед-ки - детей, подростков, юношей. Это нашло отражение в том, что ряд основоположников СП (Г. Ноль, Г. Боймер и др.) предметом ее иссл-ия считали соц.помощь обездоленным детям и профилактику правонарушений несовершеннолетних. Иначе определял предмет СП нем. ученый Пауль Наторп. Он считал, что СП иссл-ет проблему интеграции восп-ных сил общ-ва с целью повышения кул-ого уровня народа. Такое понимание в достаточно полной мере соответ-ало соц.заказу новейшего времени и позволяло рассм-ать СП как отрасль знания о восп-ии чела на протяжении всего жизненного пути. В России СП, зародившись в конце XIX в., получила опр-ное развитие в 20-е гг. XX в. в виде разработки и попытки реал-ции идеи связи школы с жизнью и соц.средой. Эта идея получила теор-кое обоснование и относительно адекватное практ-ое воплощение у С. Т. Шацкого, в трудах и опыте ряда ярких педагогов-теоретиков и практиков. Однако в массовом опыте она воплощалась в довольно упрощенном виде, что вело лишь к компрометации идеи как таковой. Интерес к проблематике, характерной для СП, обострился как у нас, так и за рубежом в 70-е гг. XX в., что было связано с очередным кризисом системы восп-ния. У нас этот интерес проявился, в частности, в появ-ии разл.вариантов работы с детьми по месту жительства и в разработке соответ-щих методических рекомендаций (В. Г. Бочарова, М. М. Плоткин и др.). Неск-ко позже, уже в 80-е гг., на Урале М. А. Галагузова, а также В. Д. Семенов и его коллеги наряду с изучением опыта МЖК (молодежные жилищные комплексы) и СПК (соц.-пед-кие комплексы) приступают к теор-ким изысканиям в сфере собственно СП, возрождая у нас и это понятие, и само направление иссл-ний. За рубежом теор-кая разраб-ка проблем СП возобновилась т. в 50-60-е гг. в Германии. Однако фактически и в Европе, включая Германию, и в США уже начиная с конца 19 в., все более широкое распр-ние получала практич.д-ть, обозначавшаяся термином соц. работа, орг-емая гос-ными институтами, религ-ми и общ-ыми стр-рами. Содержанием ее была пом.семье, разл. гр-ам населения, интеграция восп-ных усилий шк-ы и других орг-ций и т. п. Общество, социум
Общество, социум — многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений людей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и целей. В самом широком смысле общество означает обособившуюся от природы часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей — социум. В более узком смысле общество есть сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с их связями, взаимодействиями и отношениями. Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. Отличается самостоятельностью в поступках; Способна нести ответственность и решать проблемы; Контролирует поведение, обладает силой воли; Способна изменяться с течением времени. На настоящий момент существует множество теорий личности, сильно отличающихся между собой. Различия идут, например, в плоскости — имеет ли личность неизменяемую сущность или напротив сущность личности менять можно. Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией Социальная педагогика, решая свои специфические задачи, может делать это более или менее эффективно, с одной стороны, лишь интегрируя в той или иной мере данные других отраслей человеко-и обществознания, а с другой - трактуя под своим углом зрения и широко используя достижения различных отраслей педагогики. Социальная педагогика и другие отрасли педагогического знания Философия и социальная педагогика. Философия ставит конкретные вопросы чел-кого бытия и,пытаясь дать на них ответ, вырабатывает систему взглядов на мир и место в нем человека.Социальная педагогика исследуя свои проблемы, исходит из определенных взглядов на человека и его воспитание. В этих взглядах всегда можно обнаружить те или иные философские основания. Этика и социальная педагогика. Этика анализирует общие законы развития моральных представлений и отношений, а также регулируемые ими формы морального сознания людей и их моральную деятельность. Социальная педагогика использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и разрабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличностного взаимодействия и другие вопросы философии, теории и методики социального воспитания. Социология и социальная педагогика. Социология - наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Социология социального воспитания, изучая проблему социализации, использует данные ряда отраслей социологического знания: социологии возраста, социологии города и деревни, социологии досуга, социологии массовой коммуникации, социологии молодежи, социологии морали, социологии образования, социологии преступности, социологии религии, социологии семьи. Этнография, этнопсихология и социальная педагогика. Этнография изучает бытовые и культурные особенности народов. Этнопсихология - отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т. д. Социология и психология социального воспитания используют данные об этнических особенностях возрастной периодизации жизненного пути человека, о факторах, определяющих положение людей того или иного возраста и пола в этносе; об этнической специфике и закономерностях социализации и воспитания; о каноне человека в различных этносах и т. д.. Социальная и возрастная психология и социальная педагогика. Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Возрастная психология изучает возрастные особенности и динамику психики человека, а также возрастные факторы развития личности. Социальная педагогика использует данные социальной и возрастной психологии, исследуя проблемы социализации и виктимологии, разрабатывая психологию и методику социального воспитания. Использование в социальной педагогике идей и данных других наук имеет определенные трудности и издержки. В качестве предостережения назовем наиболее типичные. Во-первых, заимствованные идеи и данные не всегда «переварены» для нужд социальной педагогики, не адаптированы к ее предмету, не синтезированы в новое социально-педагогическое знание. Во-вторых, некоторые идеи заимствуются в облегченном варианте, а порой фактически фальсифицируются в процессе их приспособления к социально-педагогическим нуждам. И наконец, в-третьих, нередко бывает, что социальная педагогика оперирует конкретными данными или идеями других наук, которые на самом деле уже устарели.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |