Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль социального педагога



2019-07-03 304 Обсуждений (0)
Роль социального педагога 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Социальный педагог семье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании детей.

Типы семей, с которыми приходится сталки­ваться социальному педагогу: городская или сельская семья, традиционная, современная, многодетная, неполная, семья бежен­цев, эмигрантов, военнослужащих, опекунов и усыновителей, се­мья несовершеннолетней, «маленькой мамы», национальная и т.д.

Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными проблемами семьи. Это:

больные дети, дети-инвалиды;

пожилые родители, инвалиды, пенсионеры;

половая распущенность и проституция;

алкоголики и наркоманы;

дети-бродяги;

развод родителей.

Несомненно, первоочередная задача социального педагога в работе с семьей — это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предуп­реждение и нейтрализацию.

Главная цель — мобилизовать внутренние силы семьи на пре­одоление кризиса.

В чем состоит работа социального педагога по оказанию помо­щи семье?

1-е. Проконсультировать семью в возможности получения раз­личных пособий и социальных льгот, о порядке их получения. Для этого проконсультироваться, какие льготы может получить мно­годетная семья.

2-е. Помочь увеличить доходы семьи, помочь в заработке и взрос­лых, и детей, в получении кредита, если семья решит открыть какое-нибудь предприятие.

3-е. Помочь матери, которая оказалась одна с детьми и без ра­боты. Ей нужна такая работа, чтобы она надолго не оставляла детей одних.

4-е. Многие родители нуждаются в помощи педагога. Консуль­тации можно проводить и индивидуальные, и групповые.

5-е. Работая с семьей, следует обращать внимание на положе­ние ребенка в семье. Предварительно необходимо собрать всю ин­формацию о семье: в школе, у соседей, в поликлинике.

6-е. Работая о семьей алкоголиков или наркоманов, полезно решить в первую очередь вопрос об определении детей в детские дома или в дом ребенка. При лишении родителей родительских прав — передачу детей в благополучные семьи. Затем решать воп­рос о принудительном лечении родителей.

Методы работы

изучение семьи. Изучение отно­шений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней ребенка.

После изучения семьи перед социальным педагогом стоит за­дача — создать в семье новые отношения. Это можно решить, вов­лекая семью в различные клубы, группы здоровья, советы, быто­вые объединения, труд в саду, в огороде, в быту.

Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он до­статочно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения.

Существует практика, когда социальный педагог составляет «карту семьи», где дается характеристика каждому члену семьи, даты рождения, знаменательных дат в семье. Определяются статус семьи, жилищные условия, соседство, религиозная и нацио­нальная принадлежность семьи.

Дополнением «карты» является изучение воспитания ребен­ка в семье. Как и сколько родители проводят время с ребен­ком, есть ли у них общие дела, какая форма общения, беседу­ют ли отец с сыном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посещают клубы.

Социальному педагогу важно учитывать все взаимоотношения внутри семьи, отношения взрослых между собой, между взрослы­ми и детьми, родственников и неродственников, которые живут в семье. Следует учитывать и особую ситуацию, когда в семье появ­ляется первоклассник или пенсионер.

Работа с семьей, где дети – инвалиды

Получив информацию о такой семье, соста­вив план оказания ей помощи, педагог со­ставляет рекомендации родителям, как сле­дует ухаживать за таким ребенком. План реабилитации ребенка-инвалида составляется на каждого ребенка отдельно.

Учитывая, что эти дети плохо ориентируются в жизни, плохо знают то, что их окружает, социальный педагог выделяет ряд про­блем, которые ребенок решает только с ним. Составляются про­граммы, которые включили бы ребенка в окружающий мир. Часть из них относится к личности ребенка, его поведению («Личная гигиена», «Я в быту») и часть — к его поведению в обществе («Я в трамвае», «Я в магазине»).

Работа педагога направлена на то, чтобы помочь ребенку при­обрести умения и навыки общения в окружающей его среде.

Включение детей-инвалидов в трудовую деятельность (фоте швейное дело, ремонт обуви, работы по дереву) также ложится на плечи социального педагога. Здесь нужно не только подготовить и заключить договоры, но и научить ребят профессии, даны необходимые умения и навыки.

Долг родителей — успокоить ребенка, облегчить его пережива­ния, создать в семье атмосферу оптимизма. Поможет в этом толь­ко социальный педагог.

СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ ДОМ

Опыт детских домов на 100—150 детей и школ-интернатов по 350 детей показал, что их выпускники не подготовлены к жизни, плохо ориентируются в простейших бытовых проблемах.

Решить эту задачу пытаются семейные детские дома, где ребе­нок находит приют до совершеннолетия. Приемные родители под­писывают договор-контракт, где оговариваются условия оплаты тру­да, права и обязанности, продолжительность пребывания ребенка в их семье.

В семейном детском доме заботятся о восстановлении физичес­кого и психического здоровья детей, занимаются их закаливани­ем, помогают в учебе. При изучении ребенка приемные родители обращаются к социальному педагогу, с ним посещают старую се­мью. Социальный педагог помогает новой семье войти в контакт с другими подобными семьями.

В таких детских домах создаются условия, приближенные к нор­мальным семейным. В них воспитываются дети от 3 до 18 лет, выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов.

Существует несколько видов семейных детских домов. Так, в семейных городках в 10—12 домов в каждом доме живут по одной-две семьи. Семья, имея собственных детей, берет на воспита­ние приемных. В городке существует администрация, спортивные площадки, медпункт с врачом и медсестрой, центр, где прово­дятся культурные мероприятия, школа и детский сад.

Семья в семейном детском доме принимает на воспитание не менее 6 детей. Направление детей в такие детские дома осуществ­ляют органы народного образования, основанием является ре­шение местной администрации. Семьи финансируются, им выде­ляются различные пособия.

В последние годы произошли изменения в комплектовании дет­ских домов. Разрешается оформление в один детский дом детей разного возраста, что дает возможность не разлучать детей из од­ной семьи. Разрешается создавать разновозрастные группы, и чис­ло детей в них не должно превышать 8 человек. В одновозрастной группе может быть от 5 до 10 человек.

 

20. Специфика лечебной педагогики А. А. Дубровского

 

Организация социальным педагогом семейного досуга.

Работа с родителями ребёнка-инвалида.

Лечебная педагогика А.А. Дубровского

Семья, в которой есть дети-инвалиды особый объект внимания. Получив информа­цию о такой семье, составив план оказания ей помощи, разрабаты­ваются рекомендации родителям, как следует ухаживать за таким ребенком. План реабилитации составляется совместно с детским врачом на каждого ребенка-инвалида. Чаще всего с ребенком рабо­тают психолог, невропатолог, психоневролог, логопед, массажист, дефектолог и инструктор по лечебной физкультуре.

Учитывая, что эти дети плохо ориентируются в жизни, составляются программы, которые включили бы ребенка в окружающий мир. Часть из них относится в личности ребенка, его личному поведению («Личная гигиена», «Я в быту») и часть — к его поведению в обществе («Я в трамвае», «Я в магази­не» и т.д.).

Работа педагога направлена на то, чтобы помочь ребенку при­обрести умения и навыки общения в окружающей его среде. Для преодоления трудностей общения детей-инвалидов со здоровыми детьми социальный педагог составляет программу, по которой ребе нок подготавливается к такому общению. Это может быть участие в конкурсах, проведения дней рождения, обсуждение книг и фильмов.

Включение детей-инвалидов в трудовую деятельность (фото, пошив одежды, ремонт обуви, работы по дереву) — также предмет особой заботы социального педагога. Здесь нужно не только под­готовить и заключить договора, по и научить ребят профессии, дать им необходимые умения и навыки. Важно, чтобы они участвовали во всех производственных процессах, разбирались в вопросах эко­номии, планирования труда, умели содержать инструменты в над­лежащем состоянии и т.д.

Важно, чтобы эти дети в процессе труда могли проявлять свои способности. Для этого нужно научить ребенка рисовать, лепить, познакомить его с народным творчеством, рассказать о националь­ной росписи тканей, деревянных и глиняных игрушек, привлечь к росписи ребят.

Выставки работ детей, их участие в праздниках, концертах и спектаклях помогают в утверждении каждого из них как личности.

Творческая работа сопровождается чтением книг, созданием библиотеки, что развивает ребенка, расширяет его кругозор.

Исследователи отмечают, что 10% подростков страдают ка­кими-либо заболеваниями, 5% имеют психические отклонения. Важно, чтобы больной ребенок не раздражал остальных членов семьи. Оранжерейное отношение к такому ребенку приводит к фор­мированию иждивенца, опасна и другая крайность, когда родите­лей или окружающих раздражает болезнь ребенка, что также усу­губляет его состояние.

Долг родителей — успокоить ребенка, облегчить его пережи­вания, создать в семье атмосферу оптимизма. В этом семье может помочь только социальный педагог.

Говоря о детях-инвалидах, следует обратиться к лечебной педагогике А.А. Дубровского. В своей книге «Жемчужина России» автор рассказывает о лечении детей в санаторном пионерском лагере у моря.

Покажется незначительным его посадка деревьев так, что, по его мнению, они оказывают и лечебное, и эмоциональное воздей­ствие на ребенка. Он пишет, как ребята тянутся к платанам, считая их своими друзьями. Все это потому, что на детей с нарушенной заторможенной психикой благоприятно влияют деревья с крупны­ми кронами конической или пирамидальной формы и заостренной вершиной (тополь, ель, пихта). В парке были посажены щадяще-успокаивающие деревья, с раскидистыми, повислыми, зонтикооб­разными, шарикообразными, плакучими кронами, с бледной окрас­кой листвы.

Дубровский пишет, что дети любили собираться под платана­ми, так как он притягивает, потому что «имеет кругленькие, на длин­ной ножке, мягкие пушистые шарики. Шаровидная, округлая, оваль­ная форма всегда успокаивает. И недаром люди для устроения доб­рых дел садятся за круглый стол».

Успех лечения, пишет он, зависит от того, как оно, будет орга­низовано. Важно построить работу так, чтобы преодолеть одино­чество и подавленность ребенка.

На первом этапе — это доверительная беседа с ним, из кото­рой воспитатель выясняет «главные желания ребенка». Первосте­пенной является задача педагога отвлечь ребенка от «ухода в бо­лезнь» и поверить в свое выздоровление.

«Нередко причиной болезни, — пишет Дубровский, — и бо­лезненного состояния являются неразвитость души, безделье, ску­ка, праздность, черствость и бездушие, грубость и взаимонепони­мание, холодность и безразличие, ограниченность и агрессивность. Поэтому мы и видим основную свою задачу в том, чтобы уваже­нием и доверием к ребенку помочь ему научиться стать человеком и жить среди людей.

Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребенка — вот наши главные лекарства. И еще — полнокровная, радостная, яркая, наполненная трудом, общением и заботой о дру­гих, жизнь. Только так больной ребенок сможет почувствовать себя полнокровным человеком. «Учись быть активным, невзирая на болезнь, не сосредоточивайся на болезни, и она отступит!» — внушаем мы постоянно детям»

Придавая особенное значение в лечебной педагогике труду, он пишет о «труде-заботе», которым увлечен весь санаторий, каждый ребенок, о традициях, рожденных совместным трудом, которые вы­ливались в желание всем поговорить, попеть, помечтать. Он пишет о «труде-радости», мероприятиях, которые вносят в жизнь больных детей романтику. Встречи с легендарными людьми, игры и обще­ственно-полезная работа, комната размышлений, где сформулирова­ны заповеди этического поведения детей. Цель комнаты размышле­ний — побудить ребенка к осмыслению себя, своего отношения к людям, проверке своего поведения моральными заповедями.

Лечебная педагогика А.А. Дубровского направлена на то, что­бы помочь ребенку справиться с болезнью, выйти из нее стойким, умеющим жить среди людей. Он ставит задачи — увлечь больных детей возможностью самосовершенствования и «творения добра», привить любовь к природе, развивать творчество и самовоспитание.

Решать эти задачи можно, по его мнению, только вовлекая детей в труд и общение.

Дубровский формулирует основные направления работы со­циального педагога с больными детьми. Это:

— проведение этических бесед;

— организация детского самоуправления;

— обязательное участие детей в труде, занятие гимнастикой;

— сотрудничество детей и воспитателей.

Кроме того, социальному педагогу надлежит:

— организовать для всего коллектива содержательные игры;

— помочь ребенку заняться творчеством;

— организовать отдых: на стадионе, в комнате сказок, картинной галерее, парке, библиотеке и др.;

— создать «Комнату размышлений»;

— проводить занятия психотерапией и аутогенной тренировкой.

 



2019-07-03 304 Обсуждений (0)
Роль социального педагога 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль социального педагога

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (304)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)