Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социализированность и воспитанность



2019-07-03 766 Обсуждений (0)
Социализированность и воспитанность 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействий с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами с помощью различных средств и механизмов.

От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации, во многом зависят самоизменение человека на протяжении его жизни и в целом его социализированность.

В рамках проблемы социализированности как результата социализации на каждом возрастном этапе особняком стоит вопрос о воспитанности как результа­те относительно социально контролируемой социализации.

Охарактеризовать воспитанность на теоретическом уровне весьма проблематично е связи с многообра­зием трактовок понятия «воспитание».

Все известные попытки охарактеризовать воспитан­ность с помощью эмпирических показателей вызыва­ют те или иные возражения. Более или менее корректно это делается по отношению к таким аспектам воспи­танности, как образованность, профессиональная подготовка, установки и ценностные ориентации в различных сферах жизнедеятельности и пр. Однако выявленный уровень образованности человека или его социальные установки, например, в сфере межэтнического взаимодействия, далеко не всегда соответствуют его реальному социальному поведению.

Из истории известно, что многие выдающиеся педагоги-практики задумывались о том, кого они хотят воспитать. Одним из довольно полезных и любопытных продуктов подобных раздумий стали критерии готовности к жизни и к социальной интеграции воспитанников детских домов семейного типа, выработанные создателем «детских деревень» австрийцем Теркиной Гнивнером и его сотрудниками. Эти критерии - плод анализа результатов многолетней практики воспитания, а потому довольно / конкретны: законченное школьное или профессиональное образование; работа по специальности, основание собственной семьи; реалистические жизненные цели; социальная зрелость, при которой взаимоотношения с согражданами отличаются уважением, готовностью по­мочь и терпимостью; собственный вклад в дело дальней­шего развития общества.

Почти каждый выдающийся педагог-теоретик также предлагал свой взгляд на то, что представляет собой воспитанный человек. Поскольку социальная педагоги­ка рассматривает воспитание в контексте социализа­ции и воспитанность как результат влияния не только воспитания, но и относительно направляемой и стихий­ной социализации, постольку весьма интересным пред­ставляется мнение К. Д. Ушинского. который писал, что воспитанность - это «образование в человеке тако­го характера, который противостоял бы напору всех слу­чайностей жизни,' спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты»..

Иной взгляд на социализированность у других ис­следователей, но тоже в русле субъект-объектного подхода к социализации. Суть их позиции в том, что, поскольку человек заранее не может быть подготов­лен к тем разнообразный требованиям, с которыми ему предстоит встретиться в жизни, постольку социа­лизированность должна основываться на усвоении им не просто суммы различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований.

С этой точки зрения залогом успешной социализа­ции можно считать формирование у человека пове­денческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний. Аме­риканский психологи педагог Л. Колберг подчерки­вал, что такой тип социализированности предотвра­щает ролевые конфликты в будущем, в то время как конформное приспособление к своей среде в случае ее изменения делает их неизбежными.

В многочисленных исследованиях все больше вни­мания уделяется выявлению не тех обстоятельств и характеристик, которые обеспечивают соответствие человека требованиям, предъявляемым на данном этапе его развития, а тех, которые обеспечивают ус­пешную социализацию в дальнейшем.

Социализированность имеет «мобильный характер», т. е. сфор­мировавшаяся социализированность может стать неэффективной в связи с самыми различными обстоятельствами.

Происходящие в обществе коренные или весьма существенные изменения, приводящие к ломке или трансформации социальной и (или) профессиональной структур, что влечет за собой измене­ния статуса больших групп населения, превращают их социализи­рованность в неэффективную для новых условий. Переезд челове­ка из страны в страну, из региона в регион, из села в город и на­оборот также делает социализированность проблематичной.

Изменение ролей, ожиданий и самоожиданий в связи с перехо­дом человека с одного возрастного этапа на другой, о чем шла речь выше, также может сделать неэффективной сформировавшуюся социализированность у детей, подростков, юношей.

 

Работа с семьей

 

Работу с семьей соц. педагог начина­ет с ее изучения. Попробуем рассмотреть не­сколько разновидностей семей, с которыми чаще всего сталкивается социальный педагог. Это неблагополуч­ные семьи, где ребенок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили еще и безработицу ро­дителей.

Именно в таких семьях у ребенка наблюдаются отклонения в поведении. Когда в семье нет контактов, когда родители к ребен­ку относятся формально, обеспечивая его только материально.

Социальный педагог семье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании детей.

Типы семей, с которыми приходится сталки­ваться социальному педагогу: городская или сельская семья, традиционная, современная, многодетная, неполная, семья бежен­цев, эмигрантов, военнослужащих, опекунов и усыновителей, се­мья несовершеннолетней, «маленькой мамы», национальная и т.д.

Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными проблемами семьи. Это:

больные дети, дети-инвалиды;

пожилые родители, инвалиды, пенсионеры;

половая распущенность и проституция;

алкоголики и наркоманы;

дети-бродяги;

развод родителей.

Несомненно, первоочередная задача социального педагога в работе с семьей — это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предуп­реждение и нейтрализацию.

Социальный педагог кроме педагоги­ческих проблем, работая с семьей, решает социальные, эконо­мические, медицинские и психологические задачи.

Главная цель — мобилизовать внутренние силы семьи на пре­одоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанали­зировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса.

В чем состоит работа социального педагога по оказанию помо­щи семье?

1-е. Проконсультировать семью в возможности получения раз­личных пособий и социальных льгот, о порядке их получения. Для этого проконсультироваться, какие льготы может получить мно­годетная семья.

2-е. Помочь увеличить доходы семьи, помочь в заработке и взрос­лых, и детей, в получении кредита, если семья решит открыть какое-нибудь предприятие.

3-е. Помочь матери, которая оказалась одна с детьми и без ра­боты. Ей нужна такая работа, чтобы она надолго не оставляла детей одних.

4-е. Многие родители нуждаются в помощи педагога. Консуль­тации можно проводить и индивидуальные, и групповые.

5-е. Работая с семьей, следует обращать внимание на положе­ние ребенка в семье. Предварительно необходимо собрать всю ин­формацию о семье: в школе, у соседей, в поликлинике.

6-е. Работая с семьей алкоголиков или наркоманов, полезно решить в первую очередь вопрос об определении детей в детские дома или в дом ребенка. При лишении родителей родительских прав — передачу детей в благополучные семьи. Затем решать воп­рос о принудительном лечении родителей.

Методы работы

изучение семьи. Изучение отно­шений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней ребенка.

После изучения семьи перед социальным педагогом стоит за­дача — создать в семье новые отношения. Это можно решить, вов­лекая семью в различные клубы, группы здоровья, советы, быто­вые объединения, труд в саду, в огороде, в быту.

Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он до­статочно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения.

Существует практика, когда социальный педагог составляет «карту семьи», где дается характеристика каждому члену семьи, даты рождения, знаменательных дат в семье. Определяются статус семьи, жилищные условия, соседство, религиозная и нацио­нальная принадлежность семьи.

Дополнением «карты» является изучение воспитания ребен­ка в семье. Как и сколько родители проводят время с ребен­ком, есть ли у них общие дела, какая форма общения, беседу­ют ли отец с сыном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посещают клубы.

Социальному педагогу важно учитывать все взаимоотношения внутри семьи, отношения взрослых между собой, между взрослы­ми и детьми, родственников и неродственников, которые живут в семье. Следует учитывать и особую ситуацию, когда в семье появ­ляется первоклассник или пенсионер.

 

Понятие семьи

 

Семья - это основанная на браке или кровном род­стве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаи­мопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаи­модействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семья является главным агентом социализации во всех обществах. Именно в ней дети усваивают основ­ные знания, необходимые для исполнения ролей взрослых.

Семья - важнейший институт социализации под­растающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, ка­чество которой определяется рядом параметров конк­ретной семьи. Это следующие параметры:

Демографический — структура семьи (большая или нуклеарная, включающая лишь родителей и де­тей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).

Социально-культурный - образовательный уро­вень родителей, их участие в жизни общества.

Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Современная семья весьма существенно отлича­ется от семьи прошлых времен не только иной эконо­мической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-пси­хологическими, т. е. определяемыми глубиной их при­вязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. На­зовем лишь некоторые причины этого процесса.

Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений - родителей и детей. В ре­зультате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблема­тична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингзми (братьями - сестрами), тетками, дядьями и др.

Во-вторых, при сохранении традиционного разделе­ния «мужского» и «женского» труда первый в массе се­мей (кроме деревень и малых городов) сведен к мини­муму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (е домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.

В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязан­ности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реали­зовать которые многие не могут в силу традиций куль­туры и своих индивидуальных особенностей.

В-четвертых, сложнее, проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют бо­лее высокий уровень образования, они имеют возмож­ность проводить большую часть времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми сре­ди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не сра­батывает - на смену ему должен прийти авторитет личности родителей.

 



2019-07-03 766 Обсуждений (0)
Социализированность и воспитанность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социализированность и воспитанность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (766)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)