Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-педагогическая виктимология



2019-07-03 483 Обсуждений (0)
Социально-педагогическая виктимология 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Социально-педагогическая виктимология - отрасль знания, входящая как составная часть в социальную педагогику, изучающая различные категории людей - реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации. Термин введен в социальную педагогику А.В. Мудриком.

Более конкретно социально-педагогическую виктимологию м определить как отрасль знания, в которой: а) на междисципли­нарном уровне изучается развитие людей с физическими, психиче­скими, социальными и личностными дефектами и отклонениями, а также тех, чей статус в условиях конкретного общества пре­допределяет или создает предпосылки для неравенства, дефицит возможностей для «жизненного старта» и (или) физического, эмо­ционального, психического, культурного, социального развития и самореализации;

б) разрабатываются общие и специальные прин­ципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, мини­мизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.

Таким образом, социально-педагогическая виктимология решает опреде­ленный круг задач:

во-первых, исследуя развитие людей различного возраста с фи­зическими, психическими, социальными отклонениями, разра­батывает общие и специфические принципы, цели, содержание, формы и методы работы по профилактике, минимизации, ни­велированию, компенсации, коррекции этих отклонений;

во-вторых, изучая виктимогенные факторы и опасности про­цесса социализации, определяет возможности общества, госу­дарства, организаций и агентов социализации по минимиза­ции, компенсации и коррекции их влияния на развитие челове­ка в зависимости от его пола, возраста и других характеристик;

в-третьих, выявляя типы виктимных людей различного воз­раста, сензитивность людей того или иного пола, возраста, типа к тем или иным виктимогенным факторам и опасностям, вырабатывает социальные и психолого-педагогические реко­мендации по профилактике превращения виктимных лично­стей в жертв социализации;

в-четвертых, изучая самоотношение человека, выявляет при­чины восприятия им себя жертвой социализации, определяет прогноз его дальнейшего развития и возможности оказания помощи по коррекции самовосприятия и самоотношения.

Объективные факторы превраще­ния человека в жертву неблагопри­ятных условий социализации

Виктимогенность обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характери­стик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и т. д.).

Виктимизация - процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных усло­вий социализации.

Виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.

Объективные факторы, предопределяющие то или способст­вующие тому, что те или иные группы/ конкретные люди ста­новятся или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, многочисленны и многоуровневы.

Фактором виктимизации человека могут стать:

1. природно-клима­тические условия

2. общество и госу­дарство.

3. специфические особенности тех поселений, конкретных микросоциумов.

4. группа сверстников

5. семья

 

23. Объективные факторы превраще­ния человека в жертву

неблагопри­ятных условий социализации

 

Виктимогенность обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характери­стик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и т. д.).

Виктимизация - процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных усло­вий социализации.

Виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.

Объективные факторы, предопределяющие то или способст­вующие тому, что те или иные группы/ конкретные люди ста­новятся или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, многочисленны и многоуровневы.

Фактором виктимизации человека могут стать:

1. природно-клима­тические условия той или иной страны, региона, местности, посе­ления. Как уже говорилось выше, климат влияет на здоровье людей по-разному. Суровые или неустойчивые климатические условия могут оказывать нежелательное и даже пагубное влияние на фи­зическое развитие, здоровье и психику человека. Климатические и экологические условия не только влияют на здоровье человека, но могут приводить к более высокому уровню, чем в других местностях, криминального, антисоциального, са­моразрушительного поведения (алкоголизму, наркомании, само­убийствам). Это подтверждается ситуацией, характерной для ряда районов Севера и Дальнего Востока, Кемеровской области, г. Маг­нитогорска и т. д.

2. общество и госу­дарство. Наличие тех или иных типов жертв неблагоприятных условий социализации, их многообразие, количе­ственные, половозрастные, социально-культурные характеристики каждого типа зависят от многих обстоятельств, часть из которых может рассматриваться как непосредственно виктимогенные. В любом обществе наличествуют инвалиды и сироты, но условия их социализации и жизни могут весьма различаться в зави­симости от уровня экономического развития и социальной поли­тики государства. Соответственно и статус, и субъ­ективное состояние сирот и инвалидов зависят от названных об­стоятельств.

Во многих странах имеются большие или меньшие группы ми­грантов из других стран, а также из деревни в город и из региона в регион, которых, как уже говорилось, можно рассматривать как потенциальных жертв социализации. Но то, какая часть из них станет жертвами и какого типа (безработными, алкоголиками, преступниками и др.), в какой мере они будут ощущать себя жерт­вами, зависит от уровня социально-культурного развития обще­ства и государственной политики.

Помимо всего прочего, виктимизация в этих случаях связана с возникновением не только психических травм и пограничных состояний, но и таких социальных и социально-психологических явлений, как появление «потерянных поколений», т. е. с массовой утратой социальной и личностной идентичности, смысла жизни и перспективы, с формированием «вьетнамского синдрома», «афган­ского синдрома», комплекса вины (например, у немцев после вой­ны), комплекса жертвы (например, у армян после геноцида в на­чале XX в.) и т. д.

3. специфические особенности тех поселений, конкретных микросоциумов. Большое значение име­ют такие характеристики поселения и микросоциума, как эконо­мические условия жизни населения, производственная и рекреа­тивная инфраструктуры, социально-профессиональная и демо­графическая структуры населения, его культурный уровень, соци­ально-психологический климат. От этих параметров зависит на­личие типов жертв неблагоприятных условий социализации в конкретном поселении и микросоциуме, количественный и демо­графический состав каждого типа, они же определяют категории жителей - потенциальных жертв.

4. группа сверстников, особенно в подростковом и юношеском воз­растах, если она имеет асоциальный, а тем более антисоциальный характер.

5. семья. В семье может формироваться определен­ный тип жертвы, благодаря тем механизмам социализации, кото­рые для нее характерны - идентификации, импринтингу и др. Так, в неполной семье может сформироваться несколько поколений женщин-мужененавистниц, т. е. они станут обладателями опреде­ленного психического комплекса, что лишит их возможности соз­дать благополучные семьи.

 



2019-07-03 483 Обсуждений (0)
Социально-педагогическая виктимология 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-педагогическая виктимология

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (483)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)