Социально-педагогическая работа в социуме
Социально-педагогическая работа в социуме, будь то микрорайон учреждения, в котором работает специалист, или пространство жизнедеятельности личности, должна соответствовать принципам комплексности, системности. Социально-педагогический комплекс (СПК) — структурно упорядоченная разветвленная сеть восп-обр-ных учреждений, соц-психол служб, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству, направленная на соц защиту и осуществление прав кажд своего члена в творческой самореализации, успешном физическом психическом и социальном развитии личности. В задачи СПК входит: обеспечение необходимых условий по месту проживания детей для них эффективного социального воспитания; проведение ранней диагностики, коррекции и реабилитации; оказание оперативной социальной помощи; координация усилий в работе с семьей и в микросоциуме; социально-педагогическая поддержка детей и семей со специфическими нуждами. СПК, создающиеся сегодня преимущественно энтузиастами на местах, разнообразны по основным характеристикам и предназначению. Обобщая известный нам опыт, представляется возможным выделить: СПК школьного, ведомственного и межведомственного уровня; СПК территориального и проблемно-ориентированного типов; СПК широкого профиля и ориентированные на отдельные категории обслуживаемых. Структура СПК не жестко очерчена. Как правило, в звене управления широко используют уже известную форму педагогический совет плюс «попечительский совет» либо организуют единый координационный совет. Исходя из специфики содержания д-ти, создают тематические центры, службы, советы или строят работу по принципу программирования. В случае выбора принципа программирования опр-ся круг проблем, среди к-ых выделяются наиболее значимые. Эти проблемы дополнительно диагностируются, прогнозируются возможные направления их дальнейшего развития, дается оценка имеющимся в настоящее время негативным факторам и средствам их нейтрализации. Система работы над каждой проблемой в отдельности разрабатывается по схеме целевой программы: характеристика проблемы, цель и задачи, содержание и основные направления деятельности, этапность, заказчики и исполнители, источники финансирования, ожидаемые результаты. Данный подход позволяет оперативно реагировать на возникающие в социуме проблемы, варьируя и видоизменяя деятельность по срокам и по содержанию. Реализуемые программы должны обязательно пройти социально-психолого-педагогическую экспертизу, обеспечиваться кадрами и методической поддержкой. В качестве примера работы СПК сошлемся на опыт работы межведомственного СПК микрорайона «Домостроитель» г. Кирова, где используются следующие программы: «Социальный педагог» — подготовка социальных педагогов по работе с молодой семьей, с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, с семьями «группы риска»; социальных педагогов-координаторов детских и молодежных инициатив и социальных педагогов-аниматоров. Программа представляет собой цикл занятий, включающих лекции, практические занятия, тренинги, индивидуальное консультирование, работу с методической литературой; «Социальная поддержка» — комплекс мер по социальной реабилитации детей и молодежи (служба помощи в трудоустройстве, социальная профилактика девиантного поведения подростков); «Семья» — реализуется в трех направлениях: молодые семьи; семьи, I где воспитываются дети и есть проблемы; семьи «третьего возраста». Предусматривается работа открытой школы семейного воспитания, организация совместного труда и отдыха детей и родителей, консультирование специалистами Центра по проблемам семьи и т.п. Еще один подход к организации деятельности СПК — создание системы профильных служб, работа которых строится с учетом ведущих проблем, рассчитана на длительный срок и постоянный состав специалистов. Так, в структуре внутришкольного СПК могут действовать медико-психолого-педагогическая семейная служба; служба культурного досуга и педагогической анимации; служба правовой и экономической защиты личности и семьи; служба профессиональной ориентации и социальной адаптации; служба социальной профилактики; служба физического и психического здоровья; служба развития и поддержки детских и юношеских инициатив и т. п. К числу наиболее значимых направлений, которые должны найти отражение в системе работы многопрофильного СПК и стать центральными для узкопрофильного СПК, можно отнести коррекционно-профилактическую работу с неблагополучными семьями; комплексную защиту детей, оставшихся без попечения родителей, и семей, взявших на себя в той или иной форме ответственность за этих детей. СПК также можно организовать путем объединения различных учреждений микрорайона, в которых наряду с общим образованием учащиеся имеют возможность развивать свои способности, получать необходимые консультации, поддержку и защиту.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (381)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |