Становление социологии в19- начале 20вв.
Сороковые годы 19 века − период становления науки об обществе. Впервые в научный оборот ввел этот термин Огюст Конт (1798-1857гг.) − французский философ, социолог, основатель позитивизма. Работая секретарем А.Сен-Симона, он развивал главные идеи этого ученого − представителя утопического социализма, в дальнейшем О.Конт создал свое учение, которое сначала назвал "социальной физикой", а 1938г. социологией. На первых стадии − теологической, все явления социальной жизни объясняются на основе религиозных представлений, а мировоззрение действиями сверхъестественных сил. Вторая стадия − метафизическая, является критической по отношению к первой, божественные силы заменяются разного рода абстракциями, воплощенными в разного рода сущностях. На третьей − позитивной, появляется возможность позитивного, научного объяснения наблюдаемых явлений, процессов и закономерностей и их развития. О.Конт классифицирует все существующие науки, выстраивая иерархию от математики через астрономию, физику, химию, биологию, к социологии, которая представляет науку самого высокого уровня. В процессе развития общества появляются новые его структурные единицы, усиливается социальное расслоение, взаимосвязь явлений и выживает тот социальный организм, который лучше приспособлен к жизни. В последствии этот подход был назван «социальным дарвинизмом». Большой вклад в развитие социально-политической мысли внесли основатели марксистской школы социологии Карл Маркс (1818-1883гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1885гг.). Значительное влияние на творчество К.Маркса оказало учение Г. Гегеля о диалектике. Главное место в марксистском учении занимает всесторонний социально-экономический анализ современного К.Марксу капиталистического строя. Сущность марксистской концепции заключается в том, что в основе развития общества лежит единство и борьба противоположностей и создание более совершенных структур. Впервые были определены и изучены основные классы буржуазного общества − пролетариат, буржуазия, крестьянство и выделены пять общественно-экономических формаций: ·первобытнообщинный строй; ·рабовладельческий строй; ·феодальный строй; ·капиталистический строй; ·коммунистический строй. Значительной фигурой французской классической школы социологии является Эмиль Дюркгейм (1858-1917гг.), который развивал идеи О.Конта о рационализме и познании общественных явлений и процессов как таковых, а не представлений о них. Предметом социологии, по мнению Э. Дюркгейма, являются социальные факты, социальная реальность, существовующая объективно вне индивидуального сознания. Э.Дюркгейм впервые попытался разработать строгие методы исследования социальных фактов. Георг Зиммель (1858-1918гг.) − яркий представитель немецкой школы социологии, основатель «формальной социологии». «Чистые формы социальности» − предмет социологии по Г. Зиммелю. Эти формы не меняются при всех изменениях общества. Г.Зиммель изучал различные социальные формы: ·конфликты, ·конкуренцию, ·подчинение и другое. Изучая и анализируя социальную дифференциацию, Г.Земмель рассматривал социологию как универсальную науку, которая выявляет и изучает закономерности развития общества, которые не могут быть осуществлены другими науками. Макс Вебер (1864-1920гг.) − один из ярчайших ученых-социологов, философ и историк. Его творческое наследие огромно. Он внес вклад в общую теорию социологии и ее методологию, заложил основы социологии бюрократии, социологии религии, социологии труда. Он основатель "понимающей социологии". М.Вебер работал в области политической социологии, социологии права, социологии города. Он стремился систематизировать и обосновать социологический понятийный аппарат. Большое внимание М.Вебер уделял изучению социальной структуры общества и ее изменениям, функционированию социальных групп, вопросам религиозного сознания, социального конфликта. Важным аспектом работы М.Вебера является актуализация социального действия − явления, лежащего в основе социологии, и выделял четыре идеальных типа действия: традиционное, аффективное, целерациональное и ценностнорациональное. Каждый из этих типов в «чистом виде» в действительности не встречается, а представляет некую комбинацию двух и более типов. М.Вебер в своих трудах активно использовал идеи рационализма, рассматривал все сферы жизни общества как объект рационализации и управления, этот подход нашел свое отражение в " теории бюрократии"− теории идеального управления. Социологическая мысль в конце ХІХ − начала ХХ ст. На протяжении всего XIX в. социология быстро развивается. Уже на рубеже XIX-XX вв. она превращается в общепризнанную науку. К. Маркс, Э. Дюркгейм, Ф. Теннис, М. Вебер, Г. Зиммель и другие мыслители оказали в этот период решающее воздействие на формирование социологии как науки. Социология обретает свой специфический предмет исследования и методы познания. Появляется большое количество теорий, методик, направлений и школ внутри социологии. С конца XIX в. социология становится университетской дисциплиной. Первая кафедра социологии была открыта в Чикагском университете А. Смоллом в 1892 г. В 1984 г. в Париже состоялся первый конгресс Международного института социологии. Начинают выходить социологические журналы, появляются первые центры социологических исследований − Лондонское социологическое общество (1903), Американское социологическое общество (1905), Немецкое социологическое общество (1909) и т.д. В классический период своего становления социология обогатилась многими теориями и учениями. Психологическое направление в социологии, активно развивавшееся в конце XIX - начале XX в. (А. Уорд, Ф. Гиддингс, Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули и др.), позволило сделать новый шаг по пути приближения к конкретным проблемам личности, социальной группы, общества. Именно этому направлению социология обязана возросшим интересом к изучению внутреннего мира человека, социально-психологических отношений между людьми и общностями. Русская социологическая мысль XIX - начала XX в. отражала взгляды различных социальных и идейно-политических сил - от революционно-демократических до консервативных. Основными ее течениями были: позитивизм (М.М. Ковалевский), религиозный консерватизм (Н. Я. Данилевский), психологизм (Н.И. Кареев, Е.В. де-Роберти), субъективизм (Н.К. Михайловский). Развитие социологии в XX в. связано, во-первых, со становлением и усилением эмпирической линии, во-вторых, со стремлением определенным образом соединить теоретическую и эмпирическую социологию. Хронологические рамки этого этапа охватывают, начиная с 20-х годов, пол-столетия. Причины активного распространения эмпиризма следует видеть в развитии, как общества, так и самой науки, в выходе на новый, более высокий уровень, приближении к зрелому состоянию. Развивающееся экономически общество, ориентирующееся на быстрый социальный прогресс, не могло не обратиться к эмпирической социологии, ее лучшим работам, выводам и, позволяющим решать конкретные проблемы. Позитивизм О. Конта основывается на представлении о том, что исследование общества должно базироваться на данных науки, а не на воображении и догадках. О. Конт сформулировал "Основной закон интеллектуальной эволюции человечества", суть которого сводится к тому, что общественное сознание, познавательная деятельность людей в своем развитии прошли три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Органическая теория Г. Спенсера стала логическим развитием идеи О. Конта об обществе как целостном организме. Общество, по мнению Г. Спенсера, представляет собой целостную систему взаимодействия природных (главным образом биологических) и социальных факторов. При этом все стороны социальной жизни органично связаны друг с другом и не могут существовать вне этой связи. Г. Спенсер разработал "Теорию социальной эволюции", в соответствии с которой прогрессивное развитие общества связано с его усложнением и совершенствованием деятельности социальных институтов, прежде всего политических. Важнейшими проявлениями социальной эволюции общества, по Г. Спенсеру, являются: 1) интеграция – переход от простого к сложному; 2) дифференциация – переход от однородного к разнородному; 3) возрастание порядка – переход от неопределенного к определенному. Важнейшим условием стабильности общества он считал социальное равновесие, достигаемое путем приспособительных действий, гармонии личных и общественных интересов, взаимных компромиссов в действиях людей и социальных институтов. Теория социального реализма Э. Дюркгейма также связана с идеями О. Конта. Однако научные взгляды этого исследователя существенно отличаются от взглядов основоположника социологии. Сущность социального реализма, по мнению Э. Дюркгейма, состоит в том, что природу социальных явлений следует объяснять социальными фактами, под которыми он понимал идеи, нормы, ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и принудительно воздействующие на их поведение. Важнейшими признаками социальных фактов являются: 1) их объективное существование по отношению к отдельным индивидам; 2) их принудительное воздействие на индивидов, которое осуществляется через социальные институты (семья, религия, право и т.д.). Э. Дюркгейм также является основоположником научного метода в социологии, сущность которого состоит в рационалистическом, то есть, строго логическом объяснении всех явлений общественной жизни. Понимающая социология М. Вебера основана на его идее о том, что важнейшей задачей науки является понимание социальных процессов и их научное объяснение. Суть "понимания", по М. Веберу, состоит в умении исследователя интерпретировать объективные мотивы индивидуального действия. Это предполагает понимание следующего: 1) при помощи каких осмысленных действий люди осуществляют свои намерения, как и почему им это удается; 2) какие последствия имеют их действия для осмысленного поведения других людей; 3) каковы субъективные мотивы их деятельности. Логическим развитием концепции понимания стала разработанная М. Вебером "Теория социального действия". Социальное действие, по его мнению, есть элементарная частица человеческого поведения, которая характеризуется: 1) осмысленностью с точки зрения целей и средств их достижения; 2) ориентацией на других людей, учитывающей влияние на них и их ответную реакцию. М. Вебер выделил четыре идеальных типа социального действия: 1) целерациональное – направленное на достижение какой-либо рациональной цели; 2) ценностнорациональное – основанное на вере в этическую, общественную, религиозную и иную ценность данного действия; 3) аффективное – эмоциональное, основанное на чувствах, а не разуме; 4) традиционное – обыденное, производимое в силу традиции, обычая, привычки. Социологическая теория К. Маркса и его многочисленных последователей, известная как марксизм, занимает особое положение среди общесоциологических теорий XIX века. Это связано со следующим: 1) с глубиной и масштабностью охвата социальной реальности (все человечество на протяжении всей его истории); 2) со своеобразием диалектико-материалистического метода исследования; 3) с попыткой практической реализации основных положений теории в СССР и некоторых других странах мира. И хотя в последние годы научные идеи К. Маркса подвергаются основательной критике, его вклад в становление и развитие социологии бесспорен. Марксистская социология, более известная как исторический материализм, основана на материалистическом понимании истории. Ее важнейшие принципы: 1) признание закономерности общественного развития, то есть, признание того, что в обществе действуют общие, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения между процессами и явлениями; 2) принцип детерминизма, означающий признание существования причинно-следственных связей и зависимостей, важнейшей из которых является связь между производительными силами и производственными отношениями, определяющая способ производства материальных благ; 3) признание своеобразия развития общественных процессов (их качественного отличия от процессов природы, состоящего в диалектической взаимосвязи между объективными закономерностями и субъективной, сознательной деятельностью людей); 4) утверждение о поступательном прогрессивном развитии общества, которое легло в основу учения об общественно-экономических формациях.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1290)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |