Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие общества и его признаки.



2019-07-03 262 Обсуждений (0)
Понятие общества и его признаки. 0.00 из 5.00 0 оценок




Общество – это предельно широкое понятие, употребляемое и в социологии, и в политологии, и в юриспруденции, и в истории, и в других науках. Каждая из этих наук подходит к изучению общества со своей стороны и дает ему своеобразную трактовку. В результате складывается комплекс теорий, концепций, мнений о том, что есть общество, какова его сущность, отличительные признаки и особенности развития.

В социологии имеются различные трактовки понятия общества. Э. Дюркгейм рассматривал общество как надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. П. Сорокин считал общество надорганической системой бытия. По М. Веберу, общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных (т.е. ориентированных на других людей) действий. С точки зрения К. Маркса, общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности, «ансамбль человеческих отношений».

Очевидно, что во всех этих определениях в той или иной степени отражено восприятие общества как целостной системы элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Наиболее полно выразил системное понимание общества Т. Парсонс. По его мнению, общество – это такой тип социальной системы, который обладает высшей степенью самодостаточности относительно своей среды.

В качестве универсального, наиболее широкого определения общества можно привести следующее: общество – это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, социальными общностями, организациями и институтами, складывающаяся и изменяющаяся в процессе их совместной деятельности.

Важнейшими отличительными признаками общества являются следующие:

  • социальность (данное качество выражает общественную сущность жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий);
  • способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми;
  • территория, на которой разворачиваются социальные взаимодействия;
  • социальное пространство и социальное время (это дает возможность установить социальные координаты человека);
  • высокий уровень самоуправления и саморегуляции (общество обладает высокой степенью самодостаточности, что позволяет без вмешательства извне сохранять высокий уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие и самовоспроизводство);
  • социальные институты – устойчивые, организованные формы деятельности социальных групп, общностей, индивидов, обеспечивающие устойчивость и динамичность в развитии общества;
  • любые изменения и события, происходящие в обществе, не осуществимы без участия сознания, воли и целенаправленной деятельности людей;
  • наличие определенной социальной структуры

Все указанные признаки, взаимодействуя друг с другом, обеспечивают целостность и возможность его дальнейшего развития как единой и сложно структурированной системы.

Первичным элементом общества, его системообразующим ядром является социальная подсистема. В ее состав входят социальная и этнонациональная структуры общества, территориальная и профессиональная, социально-демографическая, а также функционирующие в обществе социальные институты, организации, общности, группы.

 

 

Типология обществ

Типология общества – это классификация обществ на основе определения наиболее важных и существенных признаков, типовых черт, которые отличают одни общества от других.

В социологии существует множество типологий в зависимости от критерия типологизации.

Типология общества по К.Марксу. Основанием служат способ производства и форма собственности. Человечество способно пройти пять формаций – первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Если в качестве главного признака выбирается письменность, то общества делятся на дописьменные и письменные.

Простые (догосударственные образования) и сложные (государственные образования). Критерием типологизации служат особенности социальной структуры общества – число уровней управления и степень социального расслоения.

Традиционное и современное в соответствии с особенностями господствующих в них общественных связей и взаимодействий.

В зависимости от форм хозяйственной деятельности, основанных на способе добывания средств существования выделяют протообщество, аграрное общество, индустриальное и постиндустриальное общества.

Американские социологи Г. Ленски и Дж. Ленски, различали общества в зависимости от способа добывания средств существования:

Общество охотников и собирателей. Структура его простейшая, а социальная жизнь организована на основе родственных связей, всем правит вождь.

Скотоводческие общества. В них также отсутствует прибавочный продукт. Основой его социальной структуры являются родственные связи. Однако их система более развита и сложнее. Скотоводство – способ добывания средств существования, основанный на приручении диких животных.

Аграрное общество. На этом этапе уже появляется прибавочный продукт, развивается торговля, ремесла. С земледелием связано зарождение городов, государства, интенсивное социальное расслоение, появляется эксплуатация человека человеком. Система родственных связей перестает быть основой социальной структуры общества.

Промышленное общество. Термин «индустриальное общество» впервые предложил Сен-Симон. Возникает в конце XVIII в. вследствие великой индустриальной революции (родиной которой была Англия) и Французской революции 1783-1794 гг. Первой чертой этого общества является индустриализация – создание крупного машинного производства.

Индустриализация означает не просто появление машинного производства, но и использование в производственных целях достижений науки и техники, открытие новых источников энергии, позволяющих машине выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тягловые животные. Появление технологических машин, использование сил природы в промышленности сопровождается стандартизацией деталей и узлов различных механизмов, что сделало возможным массовое производство. Резко повысилась производительность труда.

Второй отличительной чертой индустриального общества является урбанизация – рост численности городского населенияи распространение городских ценностей жизни на все слои населения.

Другими важными особенностями данного типа общества является гибкость социальных структур, позволяющая им модифицироваться по мере изменения потребностей людей, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

Различные авторы используют дополнительные штрихи при описании традиционного и индустриального обществ и иногда иные названия. К.Поппер использует понятия открытого и закрытого обществ, основное различие между которыми – соотношение социального контроля и свободы индивида. «Магическое, племенное или коллективное общество, - пишет он, - мы будем называть закрытым обществом, а общество, в котором индивидуумы вынуждены принимать личные решения – открытым обществом».

В 60-70-х гг. социологи А. Турен, Р. Арон, Д. Белл разработали синтетическую модель типологии общества и выделили доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную (информационную) стадии развития общества. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяется технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, способ жизни, численность населения, социальная структура общества.

Концепции постиндустриального общества или постмодерна активно разрабатывались в американской (Д. Белл) и западноевропейской социологии (А. Турен.).

Первым для определения современного общества термин «постиндустриальное общество» ввел Даниэль Белл.

Постиндустриальное общество – стадия современного развития, которая приходит на смену государственно-монополистическому капитализму, индустриальному обществу.

Основные характеристики постиндустриального общества:

- резкое возрастание роли знания и информации, появление и развитие «интеллектуальных технологий», позволивших преобразовать быт, трудовую деятельность человека;

- смена доминантных секторов экономики: вместо индустриального сектора главным становится обслуживание, охватывающее сферы деятельности, напрямую не связанные с производством – торговля, финансы, медицина, транспорт, наука, образование, отдых и т.д.

- изменение социальной структуры общества, увеличение тех слоев и групп, которые заняты интеллектуальным трудом. Классовое деление уступает место профессиональному. Имея необходимое образование и доступ к информации, индивид получает больше шансов в продвижении по лестнице социальной иерархии;

- изменение социокультурных потребностей населения, их ценностных ориентаций;

- ролевой характер взаимодействия (ожидание и поведение человека обуславливается их социальным статусом и социальными функциями);

- углубленное распределения труда;

- формальная система регулирования отношений (на основе письменного права, законов, положений, договоров);

- сложная система социального управления (отделения института управления, социальных органов управления и самоуправления);

- секуляризация (приобретение светских признаков) религии;

- выделение разнообразных социальных институтов.

В связи с тем, что технической базой современного общества является информация, его называют информационным обществом, в котором интеллектуальные технологии, информация, обработка знаний приобретают все большее значение. Термин «информационное общество» ввел японский ученый И. Масуда.

Информационное обществохарактеризуется прежде всего развитием производства информации, а не материальных ценностей. Движущей силой его эволюции является эксплуатация вычислительной техники. Растет не только экономическое значение информационного сектора, но и его социальная и политическая значимость.

Стратегическими ресурсами и главными признаками его развития выступают интеллектуальный капитал, концентрация теоретического знания, обработка информации, образование, квалификация и переквалификация. Возникает новая инфраструктура – информационные сети, банки, базы данных, массовое производство информации. Принципом управления выступает соглашение, а идеологией – гуманизм.

В зависимости от политического режима общества делят на демократические, авторитарные, тоталитарные.

Таким образом, типология такого сложного государственного образования, как общество, не может быть единой и универсальной, а определяется методологическим подходом исследователя. Всегда следует понять, какую научную, познавательную задачу пытался решить автор.

 

Социальные изменения.

Социальные изменения – это многообразные перемены, происходящие в течение определенного времени в обществе как целостной системе, в его структуре, в деятельности и функционировании всех компонентов социума.

Среди основных причин социальных изменений выделяют:

1. Демографические изменения (рост населения, увеличение продолжи­тельности жизни и т. д.).

2. Природные изменения. Они, в свою очередь, делятся на естествен­ные (наводнения, землетрясения, засуха и т. д.) и начавшиеся в результате воздействия человека (истощение минеральных и энергетических ресурсов, загрязнение окружающей среды, глобальное потепление и т. д.).

3. Изменение в области технологии (автоматизация производства, ис­пользование компьютеров) значительно повысили экономическую продук­тивность и уровень жизни многих слоев населения.

4. Изменения в области культуры (научные открытия, новые верования и ценности и т. д.).

Под воздействием различных факторов в обществе происходит изменение:

а) состава населения (этнического состава, занятий и доходов);

б) способов поведения (изменение уровня социального взаи­модействия, способов добывания средств существования);

в) социальной структуры (перемены в экономике и распреде­лении власти, в семейной жизни, образовании и религии);

г) культуры (рост популярности каких-либо социально-политических идей).

Социальные изменения охватывают все сферы общества, все виды многообразных перемен в нем, составляя суть социальной динамикиобщества. Социальная динамика может быть выражена и через такие понятия, как социальный процесс, социальное развитие, социальная эволюция, социальный прогресс и т. п. Социальная динамика включает в себя и рассмотрение основных законов развития общества. К ним относятся: закон ускорения истории (на каждую последующую стадию развития общества уходит меньше времени, чем на предыдущую, что свидетельствует об уплотнении исторического времени) и закон неравномерности (народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью).

Социальное развитие – процесс накапливающихся, необратимых измене­ний в достаточно больших интервалах времени, в результате которого возника­ет качественно новое состояние социального объекта. Разделение социальных изменений на определенные типы может быть реализовано и в зависимости от направленности осуществляющихся перемен. Так, выделяют прогрессивные, регрессивные социальные изменения и циклическое движение. При прогрессивных социальных изменениях происходит переход от нижнего уровня развития социальной системы к высшему ее уровню или к новой более совершенной социальной системе. Регрессивные социальные изменения заключаются в переходе от высшего к низшему этапу развития общества, в процессах деградации, упадка и т. п.

Между прогрессом и регрессом существует не только связь противоположностей, но и более многообразная взаимозависимость. Так, с одной стороны, отдельные регрессивные изменения могут происходить в рамках общего прогрессивного развития социальной системы, а, с другой, при усилении регрессивных изменений системы в целом отдельные ее структурные компоненты или функции могут сохранять или усиливать прогрессивное направление развития. Социальный прогресс возможен, но эта возможность не предполагает его неизбежности. Циклическое движение – чередование восходящего и нисходящего раз­вития, прогресса и регресса.

В зависимости от темпа социальных изменений различают следующие виды социально­го развития: социальная эволюция и социальная революция.

Социальная эволюция – это медленные, постепенные изменения в обществе.

Социальная революция – это быстрые, радикальные изменения в обществе. В обществе происходят разнообразные революции: в производительных силах, науке и технике, в сознании и культуре и т. д. Социальная революция предполагает качественные изменения в общественных отношениях, во всей их системе.

История человечества представляет собой постепенный переход от одного типа обществ к другому. В социологии принято выделять несколько типологий обществ по различным основаниям.

По критерию письменности выделяют общества дописьменные и письменные (алфавит и фиксация звука на материальных носителях).

По числу уровней управления и степени социального расслоения выделяют общества простые и сложные. Простые общества возникли 40 тыс. лет назад. Социальную организацию простых обществ характеризуют следующие черты: эгалитаризм, т. е. социальное, экономическое и политическое равенство, относительно небольшие размеры объединения, приоритет кровно-родственных связей, низкий уровень разделения труда и развития техники. В науке принято выделять два этапа развития простых обществ: локальные группы и первобытные общины.

Сложные общества возникли 6 тысяч лет назад. Переходной формой от простого общества к сложному является вождество. По числености вождество представляет собой крупное объединение. В вождествах существует имущественное неравенство, несколько уровней управления (от 2 до 10 и более). До сих пор сохранились вождества в Полинезии, Новой Гвинее и тропической Африке. К сложным обществам относят такие, где появляется прибавочный продукт, товарно-денежные отношения, социальное неравенство и социальная стратификация (рабство, касты, сословия, классы), специализированный и широко разветвленный аппарат управления.

В основании третьей классификации обществ лежит способ добывания средств существования. Выделяют общества, существующие за счет охоты и собирательства. Например, аборигены Центральной Австралии. Общества, занимающиеся скотоводством и огородничеством. В настоящее время такой тип общества сохранился, главным образом, в Африке и на юге Сахары (кочевой образ жизни). Политическая структура данного общества состоит не более чем из двух слоев, основой социальной структуры выступают родственные связи.

Аграрны еобщества появились в результате неолитической революции. Впервые возникли в Древнем Египте. Для этого типа общества характерно: оседлый образ жизни, использование деревянных
мотыг, которые постепенно заменяются деревянным плугом, а позже железным, в качестве рабочей силы начали использоваться животные, возросла продуктивность сельского хозяйства, появился прибавочный сельскохозяйственный продукт. Все это, в свою очередь, является предпосылкой для возникновения городов, развития ремесел и торговли. Система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества и уступила место более сложным. Несмотря на это, родственные связи долгое время продолжали играть важную роль в политической жизни.

Промышленные общества возникли после индустриальной революции (Англия) и французской революции. Основную роль в развитии промышленных обществ сыграли индустриальные технологии и использование новых источников энергии. Постепенно складывались высокоразвитые системы государственного управления. Появлению такого типа обществ способствовала индустриализация (создание крупного машинного производства) и урбанизация (переселение людей в города). Это привело к смене феодализма капитализмом и классовому расслоению общества, утверждению новой политической формы общества – демократии.

По мнению К. Маркса, тип общества определяется способом производства и формой собственности, в зависимости от которых выделяют: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое и коммунистическое общество.

Современная социология использует наиболее общую классификацию типов обществ. Так, американский социолог Д. Белл выделяет следующие типы обществ: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное.Индустриальное общество возникло около 200 лет назад, когда аграрную цивилизацию сменила промышленная. Становление постиндустриального общества приходится на 70-е гг. XX в., характерными чертами которого выступают информационные технологии, информация и сфера обслуживания.

Понятием «модернизация» в мировой социологии описывают переход от доиндустриального к индустриальному, а затем и к постиндустриальному об­ществу. Концепция модернизации опирается на понятие социального прогресса и предполагает, что все общества, в какую бы эпоху они ни существовали и в каком регионе ни располагались, вовлечены в единый, универсальный процесс научно-технического прогресса, в котором культурное своеобразие каждой страны отступает на второй план, а на первый выходит то, что их объединяет, – система общечеловеческих цен­ностей.

Модернизация – сложная совокупность экономических, социальных, культурных, политических перемен, происходящих в обществе в связи с про­цессом индустриализации, освоения научно-технических достижений. Модернизация призвана объяснить то, каким образом запоздавшие в своем развитии страны могут достичь современной стадии и решить внутренние про­блемы, т. е. указывает способ вхождения в мировое сообщество, под которым понимается мировая экономическая система капитализма.

Различают два вида модернизации: органическая и неорганическая. Органическая модернизацияпредполагает, что страна развивается по капиталистическому пути на собственной основе и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции (например, Англия). Неорганическая модернизация предполагает, что страна догоняет более развитые страны и заимствует у них передовые технологии, капиталовложения и опыт (например, Япония).

Наравне с модернизацией в социологии в рассмотрении вопроса о социальной динамике уделяется внимание стратегии устойчивого развития общества, которая получила обоснование во «Всемирной стратегии охраны окружающей среды» (1980), и основной вывод которой сводится к тому, что дальнейшее развитие общества невозможно без сохранения окружающей среды. Это предполагает как сохранение среды обитания и природно-ресурсного потенциала биосферы, так и ограничение экономического роста и создания условий для справедливого распределения природно-ресурсного потенциала.

Среди основных принципов устойчивого развития можно выделить следующие: принцип биоантропоцентризма, принцип сокращения потребления за счет оптимизации потребностей, принцип экологической чистоты человеческой деятельности, принцип компенсации, т. е. восстановление нарушенных процессов в природе, принцип соответствия темпов и характера развития общества законам эволюции биосферы и другие.

 

 

Общество и культура.

Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) в самом широком смысле понимается и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как творческая деятельность по их созданию и развитию. Понятие «культура» используется для характеристики творческих сил и способностей человека, его единства с природой и обществом.

Социальная культура – это система социально значимых знаний, ценностей, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность в обществе.

Среди разнообразных функций социальной культуры в качестве основных выделяются следующие:

? гуманистическая (развитие творческого потенциала человека);

? социально-информационная (аккумуляция, хранение и передача социального опыта);

? коммуникативная (функция социального общения);

? образовательно-воспитательная (социализация личности (5.4), ее приобщение к знаниям и культурному наследию);

? регулирующая (ценностно-нормативная регуляция социального поведения);

? интегрирующая (объединение людей, развитие у них чувства общности, поддержание стабильности общества).

В целом социальная культура определяет образ жизни людей, дает им необходимые ориентиры для эффективного взаимодействия в обществе. По мнению ряда социологов, она содержит в себе систему духовных кодов, некую информационную программу, заставляющую людей поступать так, а не иначе, воспринимать и оценивать происходящее в определенном свете. По образному выражению американского социолога Н. Смелзера, социальная культура в жизни людей играет ту же роль, какую в животном мире выполняет генетически запрограммированное поведение.

В социологическом изучении культуры выделяют два основных аспекта: культурную статику и культурную динамику. Первая предполагает анализ структуры культуры, вторая – развития культурных процессов.

Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней исходные, или базисные, единицы, получившие название культурных элементов. Культурные элементы бывают двух видов: материальные и нематериальные. Первые образуют материальную культуру, вторые – духовную.

Материальная культура – это все то, в чем материализуются знания, умения и верования людей (орудия труда, техника, здания, произведения искусства, украшения, предметы культа и т. д.). Духовная культура включает язык, символы, знания, верования, идеалы, ценности, нормы, правила и образцы поведения, традиции, обычаи, обряды и многое другое – все то, что возникает в сознании людей и определяет их стиль жизни.

Социально-значимые элементы культуры, переданные последующим поколениям, принятые и усвоенные ими, образуют культурное наследие. В масштабе всего человечества культурное наследие выражает культурные универсалии. Это понятие ввел в научный оборот американский социолог и этнограф Дж. Мердок, который выделил более 70 универсалий – общих для всех культур элементов: язык, религию, мифологию, возрастную градацию, календарь, нательные украшения, спорт, игры, гадание, ухаживание, сексуальные ограничения, похоронные ритуалы и т. д.

Этноцентризм – это тенденция оценивать другие культуры по критериям своей собственной культуры, с позиции ее превосходства. Проявления этой тенденции могут принимать самые различные формы (миссионерская деятельность с целью обратить «варваров» в свою веру, попытки навязать тот или иной «образ жизни» и т. д.). В условиях нестабильности общества, ослабления государственной власти этноцентризм может играть разрушительную роль, порождая ксенофобию и воинствующий национализм. Однако в большинстве случаев этноцентризм проявляется в более терпимых формах. Это дает основание некоторым социологам находить в нем и положительные моменты, увязывая их с патриотизмом, национальным самосознанием и даже обычной групповой солидарностью.

Культурный релятивизм исходит из того, что любую культуру надо рассматривать как единое целое и оценивать в ее собственном контексте. Как отмечает американский исследователь Р. Бенидикт, ни одна ценность, ни одна особенность данной культуры не могут быть полностью поняты, если их анализировать в отрыве от целого. Культурный релятивизм смягчает действие этноцентризма и способствует поиску путей к сотрудничеству и взаимному обогащению разных культур.

По мнению некоторых социологов, самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества, в то же время способен понять другие культуры, оценить их самобытность и значение.

Основные элементы культуры

В качестве основных, наиболее устойчивых элементов культуры выделяют язык, социальные ценности, социальные нормы и обычаи, традиции и обряды.

1. Язык – система знаков и символов, наделенных определенным значением. Будучи исходным условием образования любых сообществ, предпосылкой любого социального взаимодействия, язык выполняет разнообразные функции, главная из которых – создание, хранение и передача информации.

2. Социальные ценности – это социально одобряемые и принятые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться.

3. Социальные нормы – это правила, образцы и стандарты поведения, регулирующие взаимодействия людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

4. Обычаи, традиции и обряды – это воспринятые из прошлой формы социальной регуляции поведения людей.

 



2019-07-03 262 Обсуждений (0)
Понятие общества и его признаки. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие общества и его признаки.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (262)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)