Анализ документов, как метод социологического исследования
Анализ документов - один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации. Если взять жизнь современного цивилизованного общества, то можно с уверенностью сказать, что вряд ли можно найти какой-либо элемент его структуры, функционирование которого не было бы оформлено документально. Документы с различной степенью полноты отражают духовную и материальную жизнь общества. Они не только передают событийную, фактологическую сторону социальной действительности, но и фиксируют развитие выразительных средств общества, и прежде всего структуру языка. Документы дают возможность получить относительно полное и достоверное представление об объективных отношениях, явлениях и процессах. К документам в прикладной социологии относятся в первую очередь различные печатные и рукописные материалы, созданные для хранения и передачи информации. При более широком подходе в состав документов включают также теле-, кино- и фотоматериалы, а также звуковые записи. Все социологические исследования начинаются с анализа документов, которые в своем многообразии неодинаковы и неравноценны. В документах заключены огромные информационные возможности. Для успешного использования документов в качестве источников информации, их необходимо сгруппировать и классифицировать. По способу фиксации информации документы подразделяются на статистические, письменные (вербальные), иконографические и фонетические. Статистические документы содержат данные и суждения в числовой форме, обычно систематизированные и сведенные в таблицы, графики, схемы и т.д. Они создаются исключительно с учетом требований государственных, экономических и им подобных органов по определенной системе и с определенной целью. Основными источниками статистической документации могут быть: переписи населения, выборочные опросы населения, проводимые государственными статистическими организациями, научно-исследовательскими центрами, специализированными подразделениями министерств и ведомств, статистические отчетности государственных и общественных организаций. Письменные (вербальные) документы описывают социальные явления, признаки и процессы в форме текста. Это наиболее многочисленный вид современной документации, содержащей материалы государственных и общественных органов, архивов, отчеты, описания, личные документы и многое другое. Важным источником социологической информации выступает пресса или газетно-журнальная периодика, которая предоставляет сведения о событиях прошлых лет, помогает восстановить общественную оценку того или иного явления, события. Пресса информирует о деятельности политических партий, профсоюзных, спортивных и других организаций. Значительным источником информации при проведении социологических исследований выступают справочные издания, учебно-педагогическая и художественная литература. Их принято называть косвенными документами. К иконографическим документам относятся кино-, видео- и фотодокументы, картины, гравюры, скульптуры и т.п. По ним можно получить информацию о некоторых характеристиках жизни прошлых времен, о личностях авторов и пр. Фонетические документы служат хорошим источником информации при изучении материалов собраний, митингов, при изучении структур языка, сопоставлении диалектов и т.п. По общей значимости документы подразделяются на официальные и неофициальные. Официальные документы преимущественно отражают общественные связи и выражают коллективные точки зрения. Они составляются и утверждаются государственными и общественными организациями, учреждениями и могут выступать в качестве юридического доказательства. Примерами оригинальных документов являются постановления, директивные, плановые документы министерств, ведомств, приказы и распоряжения администрации предприятий и учреждений. Ведущее назначение этих документов – управленческое, их основная функция – информировать о состоянии дел, о достижении определенных плановых показателей. Большую пользу может принести изучение неофициальных документов. Неофициальные документы представляют данные, составленные по личному поводу и не имеющие «официального» подтверждения их правильности и действенности со стороны каких-либо организаций. Они позволяют вскрыть глубинные социальные механизмы образования ценностных ориентаций, понять историческую обусловленность мотивов поведения, найти основу для выделения социальных типов личностей. К подобного рода документам относятся дневники, мемуары, частная переписка между людьми, результаты профессионального и непрофессионального художественного творчества. Еще одно основание для типологизации документов — их целевое назначение. Выделяют документы, созданные независимо от исследователя, и документы целевые, т.е. подготовленные точно в соответствии с программой, задачами социологического исследования. К первой группе, естественно, относятся документы, существование которых ни прямо, ни косвенно не обусловлено техникой проведения социологического исследования: связанные с темой исследования официальные документы, статистические сведения, материалы прессы, личная переписка и т.д. Вторая группа документов включает ответы на открытые вопросы анкеты и тексты интервью; записи наблюдений, отражающих мнения и поведение респондентов; справки официальных и общественных организаций, выполненные по инициативе, заказу исследователей статистическую информацию, собранную и обобщенную для определенного социологического исследования. Информацию, содержащуюся в документах, принято разделять на первичную и вторичную. В первом случае речь идет об описании конкретных ситуаций, об освещении деятельности отдельных лиц, органов. Вторичная информация носит более обобщенный, аналитический характер. В ней, как правило, отражены более глубокие социальные связи. Самостоятельные этапы анализа документов — отбор источников информации и комплектование выборочной совокупности подлежащих анализу материалов. Опорой в этом случае служит программа исследования. Так, при изучении эффективности деятельности спортивного клуба по месту жительства исследователь сосредоточивает свое внимание на анализе основополагающих документов, которые определяют общие цели и задачи развития физической культуры по месту жительства, включая в состав источников методические материалы, программы и конспекты занятий. Все эти документы рассматриваются в данном случае как независимые, нецелевые. Одновременно может возникнуть потребность в анализе целевой документации: справок о составе занимающихся и методистах-инструкторах, отзывов занимающихся о качестве спортивных занятий, отчетов, отражающих деятельность вышестоящей спортивной организации по руководству спортивной работой и др. Для того чтобы подойти непосредственно к отбору документов, прежде всего принимают во внимание качественный и количественный аспекты процедуры построения выборки. Если, например, программой исследования предусмотрено получение репрезентативной оценки действенности системы физкультурно-спортивной работы на предприятии, то целесообразно воспользоваться методами случайного отбора единиц анализа, предоставить равные возможности оказаться в выборке соответствующих документов любого низового подразделения, участвующего в физкультурно-спортивной работе предприятия. Если цель исследования иная, например направленный поиск путей повышения качества спортивной работы на предприятии, то будет оправдан отказ от случайной выборки и использования направленного отбора документов: можно включить в выборку материалы, отражающие лучшую постановку физкультурно-спортивной работы в подразделениях, возглавляемых наиболее опытными инструкторами-методистами по спорту, и документы спортивных секций и групп, в которых недостаточно высок уровень такой работы. Количественная сторона выборки определяется в первую очередь материально-техническими возможностями и организационными условиями деятельности исследовательской группы. Приступая к работе, определяют надежность самого документа и достоверность его содержания. В первом случае имеется в виду подлинность источника и его связь с предметом исследования. Во втором — правдивость в освещении фактов, точность в передаче автором описываемых им событий. В качестве средств проверки надежности, достоверности содержащейся в документах информации и одновременного анализа их содержания служат «внешний» и «внутренний» анализ документов. Внешний анализ — это изучение обстоятельств возникновения документа, его исторического, социального контекста. Так, зная истинное положение дел в соответствующей сфере жизни общества, конкретных областях, районах страны, будучи знаком с деятельностью трудовых коллективов, исследователь легко обнаружит тенденциозность в освещении проблем, поднимаемых некоторыми авторами документов. Внутренний анализ — это и есть собственно изучение содержания документа, всего того, о чем свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов и явлений, о которых сообщает документ. Виды анализа документов. Во всем многообразии исследовательских приемов, используемых при изучении документов, выделяются два основных вида: качественный анализ, иногда его называют традиционным, и формализованный, носящий еще название контент-анализа. Качественный анализ зачастую служит предпосылкой последующего формализованного изучения документов. Как самостоятельный метод особое значение он приобретает при изучении уникальных источников: их число всегда невелико, и поэтому нет надобности в количественной обработке информации. Суть традиционного подхода заключается в углубленном логическом исследовании содержания документов, в прослеживании политической, гражданской позиции их авторов, в обнаружении возможных умолчании при оценке своеобразия авторского языка и стиля изложения. Стремление в максимальной степени избежать субъективизма, потребность в социологическом изучении и обобщении большого объема информации, ориентация на использование современной вычислительной техники при обработке содержания текстов привели к становлению метода формализованного, качественно-количественного изучения документов (контент-анализа). При этом методе содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нем сведений, оценок, объединенных в некую целостность единой концепцией, замыслом. Процедура формализованного анализа документов начинается с выделения смысловых (качественных) единиц анализа и единиц счета. Главной смысловой единицей должна быть социальная идея, социально значимая тема, отображенная в операциональных понятиях. В тексте она выражается по-разному: словом, сочетанием слов, описанием. Цель исследования – отыскать индикаторы, указывающие на наличие в документе значимой для анализа темы и раскрывающие содержание текстовой информации. Для анализа текстов плодотворным оказывается деятельностный (проблемный) подход, при котором весь текст или его часть рассматриваются как описание конкретной проблемной ситуации со своими «действующими лицами» и отношениями между ними. При формализованном анализе документов всесторонне рассматривается сама деятельность, а также выделяются ее субъекты, цели и мотивы совершаемых ими поступков, обстоятельства, причины их деятельности (бездеятельность – это тоже вид деятельности), объект ее направления. Многие трудности вызваны разнообразием излагаемых в текстах ситуаций и языковых средств, используемых различными авторами. При соотнесении содержания ответов с социально-демографическими характеристиками и словарным багажом их авторов описанный прием анализа документов открывает самые широкие возможности применения компьютеров, позволяет получить интересные содержательные выводы о явлениях, процессах, отраженных в документах. Обязательный инструментарий осуществления формализованного анализа документов – бланк кодировки. Он составляется в соответствии со схемой операционных понятий, содержит единицы анализа и все элементы описания проблемной ситуации, устанавливает однозначное соответствие между лексикой текста и кодами, над которыми проводятся вычислительные операции. Количественная операция формализованного анализа документов начинается с выделения единицы счета, отвечающей целям исследования и требованиям достоверности. При анализе прессы за единицу счета часто принимают число квадратных сантиметров площади, занятой текстом по изучаемой теме, количество печатных знаков, количество абзацев значимого текста. Преимущество такой единицы счета заключается, прежде всего, в быстроте работы кодировщика. Наряду с выполнением функции самостоятельного исследования изучение документов широко применяется в ходе подготовительного этапа для сбора предварительной информации о характере объекта и предмета анализа, а также при сопоставлении результатов исследований, проведенных в разное время.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (355)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |