Понятие личности. Основные концепции личности
Личность изучается всем комплексом гуманитарных наук. Философия изучает соотношение природного (биологического) и социального в человеке, место человека в мире; психология – внутренний мир личности, состояние ее «я»; этика – «мир должного». В социологии проблема личности обычно рассматривается в двух основных ракурсах: а) как устроена социальная жизнь, как функционируют социальные институты, общности и насколько это соотносится с потребностями конкретной личности; б) как личность взаимодействует с другими личностями, как проявляет свою сущность, независимость, автономность. В первом случае мы рассматриваем личность как субъект деятельности, во втором – общения. Но что же такое личность? В общественных дисциплинах мы встречаем много родственных понятий: человек, индивид, индивидуальность, субъект. Для понимания сущности личности нам не обойтись без их определения. Человек – наиболее фундаментальное понятие обществознания, означающее не только высшую ступень развития живых организмов, но и субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек – это биосоциальное существо в единстве его физических, природных, духовных и социальных качеств. Это понятие родовое, фундаментальное. Индивид – отдельный представитель человеческого рода. Субъект обычно рассматривается по отношению к объекту и означает направленность деятельности (мы говорим: человек – субъект труда, воспитания или объект воспитания). Говоря об индивидуальности, мы имеем в виду уникальность или неповторимость той или иной личности. Ведь каждый человек в чем-то индивидуален и неповторим. И, наконец, личность. К. Маркс заметил, что сущность личности составляет «…не ее борода, не ее кровь, не абстрактная физическая природа, а ее социальное качество» (К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч. Т.1. С.242) Известный психолог С.Л. Рубинштейн считал, что в качестве собственно личностных свойств человека выделяются те, которые обуславливают «общественно значимое поведение и деятельность человека» [42. C. 119-120]. Итак, личность – это мера социальности человека, его социальная характеристика. Немецкий философ Г.Ф.В. Гегель заметил, что человек, обладая пальцами, может взять в руки кисть и краски, но это еще не означает, что он стал живописцем. Так и человек становится личностью в той или иной мере, в той или иной степени. Что человек должен взять от общества, чтобы стать личностью? Прежде всего – многообразие социальных ролей, направленность способностей и возможность их реализации, ценностные ориентации и др. Стержнем личности является ее сознание и самосознание, способность к самореализации. Личность – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Основой персоналистической теории личности (У. Джеймс, Ч. Кули) является философия американского прагматизма. В американском персонализме человеческое «Я» делится на три элемента: 1) материальное тело и собственность; 2) социальное «Я» – то, что человек получает от окружающих; 3) духовное «Я» – совокупность собственных способностей и склонностей. На основе этих трех элементов и складывается жизнь человека, его самочувствие, самоуважение и самоутверждение. Большое влияние на социологию оказала также психоаналитическая теория личности известного австрийского психиатра и психоаналитика Зигмунда Фрейда. Фрейд впервые попытался описать именно внутренний мир личности как энергетической системы, в основе динамики которой лежит конфликт между сознательным и бессознательным. Эту теорию он развивает в работах «Психология масс и анализ человеческого «Я», «Тотем и табу» и др. Личность, согласно Фрейду, состоит из трех подструктур: «Оно» – «Я» – «Сверх-Я». «Оно» – это резервуар бессознательного в личности, ее неосознанные желания, влечения, инстинкты, главный из которых – сексуальный (либидо). «Я» – это собственно личность, которая постоянно находится под контролем «Сверх-Я» – тех норм, ценностей, ограничений, которые человек получает в социальной жизни. Таким образом, личность, находится в постоянном конфликте между своими желаниями и влечениями («Оно») и общественными, моральными нормами («Сверх-Я»). Часто личность образно сравнивают с всадником, который обуздывает свою лошадь (инстинкты, желания). Мы рассматриваем социологический аспект теории личности З. Фрейда с точки зрения психоанализа. Именно этот конфликт в самой личности является источников неврозов, различного рода психических заболеваний. Личность постоянно находится в конфликте не только с собой, но и с обществом, так как именно оно заставляет ее сдерживать желания, чувства, особенно такие, как злоба, ненависть, агрессия, безудержная тяга к наслаждениям. Фрейдизм – это необходимо еще раз подчеркнуть – как социологическую теорию, следует отличать от самого метода психоанализа, рассмотрение которого не является задачей социологии. В основе же «социологической теории личности» Фрейда лежит представление о внутренней ее противоречивости как источнике ее развития, самореализации, индивидуализации и даже творчества. Вслед за Фрейдом его последователь А. Адлер рассматривает социальную жизнь личности как самоутверждение и постоянное преодоление комплекса неполноценности. Швейцарский психолог и социолог К. Юнг развивает идеи Фрейда о бессознательном, выделяя понятие «коллективного бессознательного» архетипа (от архе – древний). Коллективное бессознательное – это опыт прежний поколений, традиции, врожденные образы прошлого для народов, наций, определенных сообществ людей. Центром личности, по Юнгу, является «самость», ее внутренняя определенность. Идеи З. Фрейда постоянно подвергались критике, но вот уже несколько десятилетий они остаются неизменно привлекательными и плодотворными. Ограниченность фрейдизма заключается в подходе к личности как к «окультуренному животному» (через Супер-Эго), в основе деятельности которого лежат инстинкты. Притягательно в идеях З. Фрейда то, что он впервые попытался показать сложный, противоречивый и многоплановый внутренний мир личности и влияние на него подсознания.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (270)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |