Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Факторы социализации личности.



2019-07-03 222 Обсуждений (0)
Факторы социализации личности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Всамом общем виде факторы социализации личности могут быть представлены в виде двух больших групп: в первую входят социальные факторы, отражающие социально-культурный аспект социализации и затрагивающие проблемы ее групповой, исторической, культурной и этнической специфики, во вторую - индивидуально-личностные факторы, в значительной мере определяемые своеобразием жизненного пути личности.

К социальным факторам обычно относят макро-, мезо- и микрофакторы, отражающие социально-политические, экономические, исторические, национальные и т.д. особенности развития личности, в том числе и качество жизни, экологическую обстановку, возникновение экстремальных и других социальных обстоятельств.

Макрофакторы - это социальные и природные детерминанты социализации и развития личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей.

- Страна, государство (в обыденном понимании синонимы) - понятия, принятые для выделения людей, проживающих в определенных территориально-административных границах и объединенных между собой в силу исторических, социально-экономических, политических и психологических причин. Специфика развития страны, государства определяет важнейшие особенности социализации населения, особенно молодежи.

- Культура - система духовных форм обеспечения жизнедеятельности и социализации людей. Она охватывает все стороны жизни человека - биологическую (еда, сон, отдых, половой акт, естественные отправления, нужды в чем-либо), производственную (создание средств материального жизнеобеспечения - орудий труда, пищи, одежды, жилищ), духовную (язык, речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальную (коммуникация, социальные отношения).

Мезофакторы - это детерминанты социализации личности, обусловленные ее проживанием в составе общностей средней величины.

- Этнос (нация) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированным в самоназвании. Принадлежность к той или иной нации, ее традициям во многом определяет специфику социализации личности.

- Региональные условия - условия, характерные для социализации людей, проживающих в той или иной части страны, государства, имеющей свои отличительные особенности (единую социально-экономическую систему, общее историческое прошлое, культурное и социальное своеобразие).

- Тип поселения - село, поселок, город, область, в силу определенных причин придающие своеобразие социализации проживающих в них людей.

- Средства массовой коммуникации - технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие аудитории.

Микрофакторы - это детерминанты социализации личности, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах (семье, трудовом коллективе, религиозной организации или учебном заведении).

Особое значение в социализации личности имеет историческое развитие государства, общности, групп людей, к которым она принадлежит. Каждый период и этап развития человеческого общества предъявляет и определенные требования к личности. Полностью обрести и осознать себя человек той эпохи мог лишь в рамках коллектива.

Аналогичные особенности социализации в средние века на Руси отмечали и другие исследователи. И только с развитием капитализма началось разрушение интегрированное человека в социальную группу, сословие, преобладание индивидуально-личностного уровня притязаний.

Замечено также, что в стабильные периоды общественного развития более социально адаптированными к окружающей действительности оказались люди с преобладанием ориентации на групповые ценности, в то время как в переломные кризисные моменты истории активизировались разные типы личности:

- с одной стороны, те, у которых одновременно преобладают и общечеловеческие, и индивидуально-личностные притязания;

- а с другой - люди, спасающиеся от общественных бурь с помощью привычных стереотипов ориентации на групповые нормы, присущие стабильному этапу развития социума.

В условиях общественного кризиса доминирование последнего из указанных типов личностей ведет к поискам «внешних» врагов, предпочтению «своей» (национальной, профессиональной, возрастной, территориальной и т.п.) группы.

Индивидуально-личностные факторы социализации личности не менее значимы. С точки зрения психологии, социализация не может рассматриваться как простое, механическое отражение личностью непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются, по-разному переживаются различными личностями. А потому разные личности могут выносить из объективно одинаковых социальных ситуаций различный социальный опыт.

Многое зависит и от того, в каких условиях развиваются и проходят социализацию конкретные личности. В стабильные периоды развития общества согласно исследованию американского ученого, дети до семи лет большей частью находятся на доконвенциональном уровне морального развития. Их поведение определяется в основном стремлением избежать наказания или получить поощрение, т.е., по всем данным, у них доминирует незрелый индивидуально-личностный уровень притязаний.

К 13 годам и до окончания школы у большей части детей преобладает групповой уровень идентичности, когда реальность поступка оценивается в зависимости от точки зрения референтной группы ребенка. По-видимому, этот уровень идентичности в стабильные периоды развития общества остается доминирующим, поскольку только 10% детей старше 16 лет достигают постконвенционального уровня морального развития, который соответствует одновременной выраженности индивидуально-личностных и общечеловеческих характеристик направленности личности (Сухов А.Н., 1995).

Иначе протекает процесс социализации на разных этапах онтогенеза в условиях общественного кризиса. Социальный кризис характеризуется, как правило, нарушением нормальной жизни и деятельности общества, расшатыванием его прежней системы ценностей, состоянием аномии, т.е. отчуждением людей друг от друга.

В принципиально иной ситуации оказываются три возрастные группы:

1) дети до подросткового возраста включительно;

2) юноши и молодые люди;

3) люди среднего и пожилого возраста. Кроме того, отдельные, наиболее развитые люди не принимают навязываемых взглядов, а формируют собственную, отличную от принятой систему ценностей.

Сказанное не означает, что подавляющее большинство людей среднего и старшего возраста абсолютно невосприимчиво к кардинальным общественным изменениям.

Однако их социализация проходит:

1) либо через переживание глубокого личностного кризиса;

2) либо достаточно легко, если в стабильные периоды развития общества такой человек был среди социальных аутсайдеров (или не в полной мере реализовывал свой потенциал), а в кризисных условиях его способности оказались востребованными.



2019-07-03 222 Обсуждений (0)
Факторы социализации личности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Факторы социализации личности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)