Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Й учебный вопрос. Оповещение населения в чрезвычайных ситуациях.



2019-07-03 208 Обсуждений (0)
Й учебный вопрос. Оповещение населения в чрезвычайных ситуациях. 0.00 из 5.00 0 оценок




ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНБАССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Факультет заочного обучения

Кафедра специальных дисциплин и профессиональной подготовки

«УТВЕРЖДАЮ»

И. о. заведующего кафедрой СДПП

Панчук Г.Н.

«___» _______________ 2017 года.

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

для проведения занятий по учебной дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»

Тема № 10 «Управление силами и средствами объектов хозяйствования

Во время чрезвычайных ситуаций».

 

Время: 2 часа

 

Обсуждены и одобрены

на заседании кафедры СДПП

от «___» _____________2017                             

протокол № ____

 

Г. Донецк – 2017

Тема № 10 «Управление силами и средствами объектов хозяйствования

Во время чрезвычайных ситуаций».

 

Цель занятия: Изучить деятельность штабов и формирований гражданской защиты по осуществлению эвакуации населения и проведению спасательных и других неотложных работ при авариях и катастрофах в мирное время и эвакуации (рассредоточение) в военное время.

 

Время – 2 часа.

   

Место проведения занятия: специализированный класс.

   

Метод проведения занятия: рассказ, показ.

   

Техническое обеспечение: стенды, слайды, видеофильм.

        

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Оповещение населения в чрезвычайных ситуациях.

2. Организация эвакуационных мер.

3. Организация и проведения спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях.

4. Подготовка алгоритмов действий в случае аварии на химически-опасном и радиационно-опасном объектах.

 

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

 

Вступительная часть - 5 минут:

1. Принять доклад дежурного.

2. Выполнить необходимые записи в журнале.

3. Объявить тему, цель и учебные вопросы.

 

Основная часть – 80 минут: – рассмотрение учебных вопросов по плану.

 

Заключительная часть – 5 минут:

1. Подвести итоги занятия.

2. Объявить оценки.

3. Дать задание на самоподготовку.

 

й учебный вопрос. Оповещение населения в чрезвычайных ситуациях.

 

Одним из главных мер защиты населения от чрезвычайных ситуаций есть его своевременное предупреждение об опасности, обстановке, которая сложилась вследствие ее реализации, а также информирование о порядке и правилах поведения в условиях ЧС.

Процесс оповещения население обязательно сопровождается организацией оповещения органов управления и ответственных должностных лиц, которые принимают решение на проведение конкретных мероприятий по защите населения, аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах ЧС.

Процесс оповещения включает доведение в сжатый срок к органам управления, должностных лиц и сил единой системы гражданской защиты, а также население на соответствующей территории раньше времени установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти и местного самоуправления относительно угроз и порядка поведения в условиях, которые сложились.

Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти (начальники гражданской защиты) соответствующего уровня. В единой системе гражданской защиты Украины оповещение населения предусматривает сначала, за любой характер опасности, включение электрических сирен, прерывчатый звук которых означает единый сигнал опасности “Внимание всем!” Услышавши этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся в них средства приема полной информации – радиоточки, радиоприемнике и телевизоры, чтобы послушать информационное сообщение о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации относительно наиболее целесообразного поведения в условиях, которые сложились.

Языковая информация должна быть короткой, понятной и достаточно содержательной, чтобы понять, что произошло и что нужно делать.

Для решения задач оповещения на всех уровнях единой системы гражданской защиты создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). Системы оповещения имеют государственный, региональный, местный и объектовый уровни.

 Основными уровнями есть региональный, местный и объектовый.

 Системой оповещения любого уровня есть организационно-техническое объединения оперативно-дежурных служб органов управления гражданской защиты, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, которые обеспечивают передачу команд управления и языковой информации в чрезвычайных ситуациях.

Управление системой каждого уровня организовывается непосредственно соответствующими органами повседневного управления системы гражданской защиты. Решение на применение системы оповещения принимает соответствующий глава государственной администрации (начальник гражданской защиты).

Нужно подчеркнуть, что медлить с применением системы оповещения в значительной степени снижает эффективность защитных мер и может привести к неоправданным жертвам и потерям среди населения, как это было в первое время Чернобыльской трагедии 1986 года.

 

 Системы централизованного оповещения регионального уровня являются основным звеном системы оповещения в целом. Именно из этого уровня планируется организация централизованного оповещения.

Задача СЦО регионального уровня есть оповещения должностных лиц и сил данного уровня, органов управления, сил местного и объектового уровней и их должностных лиц, а также население, которое проживает на территории, на которую распространяется действие СЦО этого уровня.

Информация, которая приходится к органам управления и должностных лиц, имеет оперативный характер, а к населению приходится информация о характере и масштабах угрозы и о действиях в условиях, которые сложились.

СЦО регионального уровня должны обеспечивать, как циркулярное, так и выборочное включение СЦО местного и объектового уровня. Передача сигналов и языковой информации осуществляется по каналам связи на основе их перехват на время передачи сигналов и языковой информации. Время перехвата определяется технологическими характеристиками аппаратуры управления, на основе которой построена СЦО и установлена продолжительность передачи языкового сообщения.

Высшие звенья СЦО регионального уровня устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб территориальных органов управления Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций по месту их постоянного расположения и в загородной зоне.

Элементы комплекса аппаратуры СЦО среднего звена устанавливаются на местных предприятиях органов связи (междугородные станции, городские и районные узлы связи).

 Системы ГЗ местного уровня (город, сельский район) обеспечивают оповещение должностных лиц данного уровня и органов управления объектового уровня, а также население, которое проживает на территории, которую охватывает система оповещения этого уровня.

Управление СЦО местного уровня может осуществляться непосредственно от оперативно-очередной службы МЧС в городе, или через дежурные изменения узла связи города.

Система оповещения сельского района создается значительно сложнее, чем система оповещения города. Это связано с целым рядом причин:

- сельские телефонные сети менее развитые, чем городские;

- территория сельского района значительно больше, чем территория города;

- на территории района расположенное значительное количество населенных пунктов;

- часть, хотя и незначительная, сельских населенных пунктов вообще не имеет телефонной связи;

- телефонные выходы на сельские населенные пункты организовываются по одному-двум междугородным каналам связи;

 сельские населенные пункты в значительном количестве не имеют трехфазной сети электроснабжения, которое ограничивает использование электросетей.

 

Все это ограничивает возможности относительно использования существующей аппаратуры управления и средств оповещения, нуждается в привлечении значительных финансовых и материальных ресурсов.

Поэтому, в территориальные СЦО включено лишь райцентры, а население других населенных пунктов сельской местности оповещается, в основном, по сети радио и телевидение, сельской телефонной сети, мобильными звукоусиливающими средствами сил гражданской защиты, отделов внутренних дел и подворным обходом.

Системы оповещения объектового уровня делятся на локальные, которые создаются на объектах повышенной опасности (атомные электростанции, химически опасные объекты, гидросооружения и т.п.), и системы оповещения, которые создаются на других объектах экономики, не отнесенных потенциально опасных.

В Украине зарегистрировано свыше 8 тысяч потенциально опасных объектов, аварии на которых представляют опасность для миллионов людей.

В случае возникновения на потенциально опасном объекте аварии (катастрофы) оповещение населения, которое проживает близ него, путем задействования территориальной системы есть очень проблематическим. Ведь в территориальной системе почти невозможно выделить необходимый участок, который нужен для оповещения непосредственно в зоне опасного объекта. В этом случае оповещается целый район или город, который есть нежелательным, как по времени, так и следствиями.

В этих условиях наиболее эффективной есть организация оповещения населения непосредственно очередным диспетчером объекта самого предприятия.

Особенностью организации оповещения в случае аварий на химически опасных объектах есть чрезвычайно жесткие требования к оперативности проведения защитных мер, поскольку пребывание людей в течение даже нескольких минут в зараженной туче может привести к тяжелым следствиям.

Зона ответственности (зона действия) в локальной системе оповещения для химического объекта составляет 2,5 км. Если такой объект построен за пределами населенного пункта, то для оповещения при объектового поселка осуществляется средствами радиоузла самого объекта. А, если объект находится в пределах жилого массива, применяется система оповещения города.

Зона действия ЛСО на атомной электростанции определена в радиусе 5 км вокруг нее, с обязательным включением в нее поселка станции. Непосредственное управление ЛСО организовывается от начальника изменения, как правило, начальника изменения первого энергоблока. В случае аварии, следствия которой могут выйти за ее границы, начальник изменения самостоятельно и с помощью дежурного изменения узла связи АЭС осуществляет дистанционное включение средств оповещения должностных лиц и персонала станции, а также население поселка станции и населенных пунктов, расположенных в 5-ты км зоне. По прямому телефону начальник изменения оповещает соответствующий орган управления МЧС через его оперативного дежурного.

В случае выхода следствий аварии за границы зоны ответственности ЛСО, оперативный дежурный органа управления МЧС осуществляет выборочное оповещение городов и районов, которые попадают в зону возможного радиоактивного загрязнения с помощью территориальной СЦО.

Для организации оповещения в случае чрезвычайных ситуаций гидродинамического характера на крупных гидротехнических сооружениях также создаются ЛСО. Исключение ЛСО осуществляется или ручным способом непосредственно от диспетчера гидроузла, или автоматически от аппарата аварийной сигнализации в случае внезапного заполнения нижнего бьефа.

Экстренному оповещению подлежат населенные пункты, ниже плотины по течению на расстоянии до 6 км, а также поселок работников данного гидроузла. На Днепровском каскаде гидротехнических сооружений оповещаются все населенные пункты, которые попадают в зону возможного катастрофического затопления.

Одновременно сигнал оповещения о катастрофическом затоплении поступает в ближайший к гидроузлу орган управления МЧС, где организованное оперативное дежурство и управления территориальной системой оповещения.

Во время контроля готовности систем оповещения населения, прежде всего, необходимо ознакомиться с паспортом на СЦО, в котором отображаются все данные относительно ее создания и возможностей (процент охвата населения и время на его оповещение, дата создания СЦО, типы аппаратуры управления и средств оповещения, использование сетей радио и телевидение, в том числе и коммерческих, возможность включения СЦО из загородного запасного пункта управления, организация и стоимость обслуживания аппаратуры и т.п.).

При этом нужно обратить внимание на год установления СЦО на дежурство потому, что аппаратура большинства территориальных СЦО находится в круглосуточной эксплуатации от 20 до 25 лет, а некоторые – еще больше. В этом случае нужно поднять вопросы о необходимости модернизации системы на основе современной аппаратуры.

Следующим важным документом является акт последней ежегодной проверки работы СЦО, который объективно отображает текущее состояние дел с системой оповещения.

Во время ознакомления с запасным пунктом управления нужно выучить возможность управления работой СЦЗ и выхода на сети речи из загородной зоны.

На пунктах управления заложенные варианты текстов для передачи сообщения в разных ситуациях.

В мирное время:

1. при аварии на АЭС;

2. при аварии на химическом объекте;

3. при землетрясении;

4. при наводнениях и других ЧС;

На военное время:

1. при возникновении воздушной опасности;

2. при окончании воздушной опасности;

3. при угрозе химического заражения;

4. при угрозе радиоактивного заражения.

 

Правила поведения населения за сигналом оповещения ГЗ устанавливается заблаговременно относительно всего населения, для объектов, а также определяются конкретные действия. 

 Нуждается в также изучении вопроса эксплутационно-технического обслуживания аппаратуры оповещения местных органов исполнительной власти и оплаты их работы за счет местных бюджетов.

Особое внимание нужно уделить вопросу создания локальных систем оповещения на потенциально-опасных объектах, которые размещенные в пределах территории соответствующей административно-территориальной единицы и создаются владельцами этих объектов.

Учитывая важность проблемы своевременного оповещения и информирования населения о возникновении или угрозе возникновения опасности, органы исполнительной власти и местного самоуправления, органы управления МЧС на всех уровнях должны принимать меры относительно создания (модернизации) систем оповещения с использованием современных технических средств, которые обеспечивают наиболее полное оповещение населения, содержание этих систем в постоянной готовности к использованию.

 

Образцы текстов сообщений гражданской защиты

При воздушной опасности.

 

«ВНИМАНИЕ! Говорит штаб гражданской защиты.

ГРАЖДАНЕ! ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА!

Отключите свет, газ, воду, нагревательные приборы. Возьмите средства индивидуальной защиты, документы, запас продуктов и воды. Предупредите соседей. При необходимости помогите больным и людям преклонного возраста выйти на улицу.

Как можно быстрее дойдите до защитного сооружения или запрячьтесь на местности.

Сохраняйте спокойствие и порядок. Будьте внимательны к сообщениям штаба ГЗ».

После окончания воздушной опасности:

«ВНИМАНИЕ! Говорит штаб воздушной обороны.

ГРАЖДАНЕ! Отбой воздушной тревоги.

Всем вернуться на свои рабочие места или местожительства. Помогите
 при этом больным и людям преклонного возраста. Будьте готовы к возможному
 повторному нападению противника. Всегда имейте при себе средства индивидуальной защиты. Внимательно следите по сообщениям штаба гражданской защиты».

При угрозе химического заражения:

«ВНИМАНИЕ! Говорит штаб гражданской защиты.

ГРАЖДАНЕ! Возникшая непосредственная угроза химического заражения. Наденьте противогазы. Запрячьте детей в детские защитные камеры. Для защиты поверхности тела используйте спортивную одежду, комбинезоны и сапоги. При себе имейте пленочные (полимерные) набавки, куртки и плащи.

Проверьте герметизацию жилых помещений. Загерметизируйте пищевые продукты и создайте в емкостях запас воды. Укройте животных и корма.

Оповестите соседей о полученной информации. Предоставьте необходимую помощь больным и людям преклонного возраста. Отключите электроисточники.

В дальнейшем действуйте согласно указаниям гражданской защиты».

 При угрозе радиоактивного заражения :

«ВНИМАНИЕ! Говорит штаб гражданской защиты (обороны).

ГРАЖДАНЕ! Возникла непосредственная угроза радиоактивного заражения.

Приведите в готовность средства индивидуальной защиты и держите их постоянно при себе. По команде штаба ГЗ наденьте их. Для защиты поверхности кожи от заражения используйте одежду.

 

Проверьте герметизацию жилых помещений. загерметизируйте пищевые продукты и сделайте запасы воды. Оповестите соседей. Предоставьте помощь больным и людям преклонного возраста.

 В дальнейшем действуйте согласно указаниям гражданской защиты».

При возможном землетрясении:

«ВНИМАНИЕ! Говорит штаб гражданской защиты (обороны).

ГРАЖДАНЕ! В связи с возможным землетрясением, употребить необходимо предостерегающие меры. Отключите газ, воду, электрику, погасите огонь. Оповестите соседей о полученной информации

Возьмите необходимую одежду, документы, пищевые продукты, воду и выйдите на улицу. Предоставьте помощь людям преклонного возраста и больным. Займите место подальше от зданий и линий электропередач. Находясь в помещении во время первого толчка, станьте под дверным (балконным) отверстием.

 Сохраняйте спокойствие и порядок. Внимательно следите по сообщению штаба гражданской защиты».

 

 При аварии на химически опасном объекте :

«ВНИМАНИЕ! Говорит штаб гражданской защиты (обороны).

ГРАЖДАНЕ! Произошла авария на______________ с выбросом

сильнодействующих ядовитых веществ_______ . Туча зараженного

воздух распространяется в направлении______________ .

 В связи с этим населению, которое проживает по улицам__________

необходимо находиться в помещениях, провести дополнительную герметизацию своих квартир(домов). Населению, которое проживает по улицам немедленно покинуть жилые дома, помещение учреждений, предприятий,
 организаций и выйти в район  .

О полученной информации оповестите соседей. В дальнейшем действуйте согласно указаниям гражданской защиты».

 При аварии на атомной станции :

«ВНИМАНИЕ! Говорит штаб гражданской защиты (обороны).

ГРАЖДАНЕ! Произошла авария на________________ атомной станции.

 В районе____________ предполагается выпадения радиоактивных осадков.

 В связи с этим населению, которое проживает в указанных районах, необходимо находиться в помещениях. Провести дополнительную герметизацию жилых помещений.

Принять йодистый препарат. Положить в полиэтиленовые пакеты документы, деньги, ценности, комплект верхней одежды к сезону, пищевые продукты на двое- трое суток.

 Сохраняйте спокойствие и порядок. Внимательно следите за сообщением штаба гражданской защиты».

 



2019-07-03 208 Обсуждений (0)
Й учебный вопрос. Оповещение населения в чрезвычайных ситуациях. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Й учебный вопрос. Оповещение населения в чрезвычайных ситуациях.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)