Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


й учебный вопрос. Подготовка алгоритмов действий в случае аварии на химически-опасном и радиационно-опасном объектах.



2019-07-03 245 Обсуждений (0)
й учебный вопрос. Подготовка алгоритмов действий в случае аварии на химически-опасном и радиационно-опасном объектах. 0.00 из 5.00 0 оценок




Вследствие аварии на химически опасном объекте может произойти нарушения технологических процессов в производстве, повреждение трубопроводов, емкостей, хранилищ, транспортных средств, которые приводят к выбросу аварийно химически опасных веществ (АХНР) в атмосферу в количествах, которые могут вызвать массовое поражение людей, животных, а также химическое заражение воды, грунту и т.п. При этом образуется зона химического заражения – территория, в пределах которой в приземном пласте воздуха содержится АХОВ в количествах, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей, для сельскохозяйственных животных и растений в течение определенного времени.

В зависимости от физико-химических свойств АХОВ, условий их хранение и транспортировка в случае аварий на химически опасных объектах могут возникнуть чрезвычайные ситуации с химической обстановкой четверых основных типов.

Первый тип – разгерметизация (взрыв) емкостей или технологического оборудования, которые содержат газообразные (под давкой), криогенные, перегретые сжиженные АХОВ. При этом образуется первичная газопаровая или аэрозольная туча с высокой концентрацией АХОВ, которая распространяется за ветром.

 Второй тип – аварийные выбросы или пролив сжиженных отравляющих газов (аммиак, хлор и т.п.), перегретых летающих токсичных жидкостей с температурой кипения низшую, чем температура окружающего среды (окись этилену, фосген, окислы азота, серный ангидрит, синильная кислота и т.п.).

Третий тип – пролив в поддонье (обвалование) или на поверхность значительного количества сжиженных или редких АХОВ с температурой кипения низшей или близкой к температуры окружающего среды (фосген и т.п.), а также в случае горения большого количества удобрений ( нитрофоски) или серы.

Четвертый тип – аварийный выброс (пролитие) значительного количества имело летающих АХОВ редких или твердых (несимметричный диметилгидразин, фенол, серный углевод, диоксин, соли синильной кислоты).

 Основным поражающим фактором чрезвычайных ситуаций, связанных с химической обстановкой первого типа, есть ингаляционное влияние на людей и животных высоких (смертельных) концентраций паров АХОВ. Масштабы поражения при этом зависят от количества АХОВ, которые выброшено, размеров тучи, концентрации ядовитого вещества, скорости ветра, состояния приземного пласта атмосферы (инверсия, конвекция, изотермия), плотности паров АХОВ, времени времена, характера местности и плотности населения.

 Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций второго типа проявляют себя ингаляционным влиянием на людей и животных смертельных концентраций первичной тучи (кратковременное) и продолжительного влияния вторичной тучи с поражающими концентрациями паров. Кроме того, вследствие пролива АХОВ может быть зараженный грунт и вода.

 

В случае чрезвычайных ситуаций третьего типа образуется вторичная туча АХОВ с поражающими концентрациями, которая может распространяться на значительное расстояние.

Поражающими факторами чрезвычайных ситуаций четвертого типа есть опасные следствия заражения людей и животных в случае продолжительного пребывания их на зараженной местности.

Локализация и обеззараживания источников химического заражения имеет за цель заглушить или снизить к минимально возможному уровню влияние вредных и опасных факторов, которые представляют угрозу для жизни и здоровья людей, экологии, а также усложняют ведение спасательных и других неотложных работ на аварийном объекте и в зоне химического заражения за его пределами.

Локализация и обеззараживания источников химического заражения (с учетом возможных типов химической обстановки) может включать следующие основные операции:

- локализацию противогазовой фазы первичных и вторичных туч АХОВ;

- обеззараживание первичных и вторичных туч АЗОВ;

- локализацию проливов АХОВ;

- обеззараживание (нейтрализацию) проливов АХОВ.

Основными образами локализации и обеззараживание источников химического заражения, с учетом вида АХНР есть:

- постановка водных, а также жидкостных занавесов с использованием нейтрализующих растворов;

- рассеяние туч с помощью тепловых и воздушно - газовими потоками;

- обвалование проливу, сбор жидкостной фазы АХОВ в приямки, засыпание проливу сорбентами, снижение интенсивности выпаривания покрытием зеркала проливу полимерной пленкой, разбавление проливу водой с введением нейтрализаторов, засыпание нейтрализующими веществами и твердыми сорбентами, выжигание, сгущение и вывоз.

Выбор технологий локализации и обеззараживание источников химического заражения проводится с учетом типа химической обстановки, характеристики и состояния АХОВ.

Руководитель ликвидации последствий химической аварии в случае поступления данных о возникновении аварий оценивает масштабы возможного заражения и определяет количество населения, которое проживает в них, и которому угрожает опасность, задача химической и медицинской разведкам, выдает необходимые распоряжения относительно проведения мер защиты населения, и организовывает аварийно-спасательные и другие неотложные работы в эпицентрае поражения.

На основании оценки обстановки принимается решения на ликвидацию последствий химической аварии, в котором определяется:

- районы и следствия разрушения химически опасных объектов;

- объем спасательных работ и порядок их проведение;

- силы и средства, которые привлекаются к проведению спасательных и других неотложных работ и их задачи;

- направления (участки, объекты) сосредоточение основных усилий;

- мероприятия по безопасности во время проведения спасательных работ;

- маршруты и места эвакуации пострадавших и население из районов химического заражения;

- порядок взаимодействия и мероприятия по обеспечению действий сил гражданской защиты;

- состав и район расположения резерва;

- порядок доведения задач к подчиненным подразделам и формированиям и отчетности о проведенных мерах.

К ликвидации последствий аварии в первую очередь привлекается личный состав штатной газоспасательной службы объекта. Главная задача этой службы – выполнение спасательных работ, эвакуация работающих из опасных мест, предоставление пострадавшим первой медпомощи. Личный состав газоспасательной службы выполняет сложные аварийные работы в газоопасных местах, где есть необходимость обязательного использования изолирующих (кислородных) противогазов.

Аварийно-спасательные формирования локализуют и ликвидируют аварии, которые приводят к образованию эпицентра заражения АХОВ. Порядок действий во время локализации эпицентра с АХОВ в каждом конкретном случае зависит от вида ядовитого вещества, характера повреждений или разрушений, технологической схемы производства и других условий.

 После локализации эпицентра заражения проводится их обеззараживание.

 В первую очередь дегазируются подъездные пути и внутренне объектовые дороги (дворы жилых домов), потом обеззараживают участки местности и объекты, которые могут быть источниками заражения воздуха. Ядовитые вещества обеззараживают путем полива дегазирующими растворами, для чего используют парк коммунальной техники, автоцистерны, мотопомпы, пожарные автомобили и другие машины и механизмы, которые приспособлены для разлива жидкости.

Для предоставления помощи пораженным в эпицентрах поражения вводятся подразделы радиационной, химической, биологической и медицинской защиты, спасательные подразделы и силы для проведения ликвидации последствий химической аварии.

 

Их основные усилия направляются на предоставление немедленной медпомощи пораженным и их эвакуацию в чистую местность, а также на проведение обеззараживания проливов АХОВ. Эти силы выполняют свои задачи в тесном взаимодействии с газоспасательной службой объектов. Во вторичном эпицентре заражения основные усилия сосредоточиваются на локализации источников заражения.

 Продолжительность работы личного состава одного изменения в эпицентре химического поражения зависит от времени допустимого беспрерывного пребывания в средствах индивидуальной защиты ( при температуре воздуха от +24в к +20 ос – 40-50 минут, от +19в к +15 ос – 2 часа, при температуре ниже +15 ос – 3 часа и больше).

После завершения работ в районе сбора должны быть проведены мероприятия по специальной обработке техники и санитарной – личного состава формирований.

 Органы исполнительной власти, местного самоуправления, органы управления МЧС должны знать потенциально химически опасные объекты на подведомственной территории, тип и количество АХОВ на этих объектах, иметь прогноз способования возможных зон химического заражения в случае аварий, организовывать мониторинг потенциально опасных объектов, предусматривать в планах действий относительно предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций необходимые мероприятия по ликвидации последствий возможных химических аварий.

 

 Во время применения ядерного оружия или во время аварии на радиационно опасных объектах с выбросом радиоактивных веществ, создается большое радиоактивное заражение местности, в результате чего возникает угроза поражения населения, нарушение производственной деятельности субъектов хозяйственной деятельности.

Радиоактивное заражение местности усложняет организацию и проведение спасательных и неотложных аварийно-возобновляемых работ.

Без употребления мер защиты невозможно избавиться влияния радиации на население, личный состав формирований, рабочих и служащих в дозах, который может привести к ним поражение.

С целью избежания массовых радиационных потерь и переоблучение населения, рабочих и служащих, формирований гражданской обороны свыше установленных доз, их действия в условиях радиоактивного заражения четко регламентируется и подчиняется режима радиационной защиты.

Режим радиационной защиты – это порядок действий людей, применение средств и способов защиты в зонах радиоактивного заражения,которое предусматривает максимальное уменьшение доз облучения. Соблюдение режимов радиационной защиты включает радиационное поражение и облучение людей свыше установленной дозы облучения.

а) Режим радиационной защиты населения включают три основных этапа:

1-и этап – укрытие населения в ПРУ;

2-и этап – следующее укрытие населения в домах и ПРУ;

3-и этап – обитание населения в домах с ограниченным пребыванием на 

открытой местности на протяжении 1-2 часов в сутки.

 б) Режим радиационной защиты рабочих и служащих на объектах

хозяйственной деятельности включает также три основных этапа:

1-и этап – продолжительность прекращения работы на объекте хозяйственной деятельности

(срок беспрерывного пребывания людей в защитном сооружении);

2-и этап – продолжительность работы на объекте хозяйственной деятельности с использованием для отдыха защитных сооружений;

3-и этап – продолжительность работы на объекте хозяйственной деятельности с ограничением пребывание рабочих и служащих на открытой местности.

работы каждого изменения 10-12 часов.

На территории населенного пункта или субъекта хозяйственной деятельности режим определяется:

- за максимальным уровнем радиации;

- по наименьшему значению к ослаблению защитного сооружения. Продолжительность соблюдения радиационной защиты и время прекращения его действия устанавливается начальником ГЗ населенного пункта с учетом конкретной радиационной обстановки.

Для определения режима радиационной защиты необходимо знать:

- уровень радиации на территории населенного пункта через 1-ч. после ядерного взрыва (аварии на радиационно-опасном объекте);

- коэффициенты ослабления жилых помещений, в которых проживает население: деревянные одноэтажные дома, каменные (блочные), одноэтажные многоэтажные дома;

- коэффициенты ослабления защитных сооружений (ПРУ), подвалов одноэтажных, многоэтажных, деревянных, каменных и блочных домов, подвалов, хранилищ; 

При полном выяснении радиационной обстановки в пределах зоны А первое время можно находиться в простейших защитных сооружениях и обычных загерметизированных помещениях. Население здесь не получит доз радиации, которые могли бы привести к потери трудоспособности. Прием радиозащитных средств необязателен.

В зоне Б опасность радиационного поражения значительно возрастает. Здесь уберечь людей от облучения можно лишь в сооружениях с коэффициентом защиты не ниже 20.

Пребывание человека на открытой местности на протяжении первых 12-ч. после выпадения радиоактивных осадков может вывести ее из порядка, в данном случае придется принимать радиозащитные средства.

В зоне В на открытой местности и в деревянных зданиях, даже при временном нахождении там, люди могут испытать трудные радиационные поражения, особенно в первое время после ядерного взрыва или аварии на АЭС. Поэтому население надо укрывать в хранилищах и ПРУ с коэффициентом защиты не ниже 50. Действия на зараженной местности должны быть строго регламентированные, обязательно нужно применить радиозащитные средства.

Если люди окажутся еще ближе к центру ядерного взрыва или аварии на АЭС, в зоне Г наиболее опасного радиоактивного заражения, то от трудных поражений и потерь их могут уберечь лишь хранилища с высоким коэффициентом защиты не ниже 200. Понадобиться осуществлять весь комплекс медицинских мероприятий по профилактике лучевой болезни.

Для предотвращения или послабления действия на организм радиоактивных веществ и возможного избежания заболевания лучевой болезнью:

1. масимально ограничить пребывание на открытой территории, при выходе из помещения используйте средства индивидуальной защиты дыхания и кожи: респиратор, повязку, противогаз, защитный плащ, резиновые сапоги и т.п.;

2. при нахождении на открытой территории не раздевайтесь, не садитесь на землю, не жгите, строго соблюдайтесь правил личной гигиены;

3. перед входом у помещения обуви мойте водой или вытрите влажной тряпкой верхнюю одежду вытрясите и почистите влажной щеткой;

4. во всех помещениях, которые назначении для пребывания людей, ежедневно делайте влажную уборку, желательно с использованием моющих средств;

5. принимать продукты только в закрытых помещениях, тщательно мыть руки перед пищей;

6. воду употребляйте только из проверенных источников; сельскохозяйственные продукты из индивидуальных хозяйств, особенно молоко, зелень, овощи и фрукты употребляйте в пищу только за рекомендациями органов охраны здоровья;

7. не купайтесь в открытых водоемах до проверки степени их радиоактивного заражения;

8. не собирайте в лесу ягоды, грибы и цветы.

Знание каждым правил поведения и действий в условиях радиоактивного загрязнения местности, постоянное использование информации территориальных органов управления по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения поможет сохранить жизнь и здоровье людей.

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

1. Основная литература

1. Конституция Донецкой Народной Республики принята Верховным Советом Донецкой Народной Республики от 14.05.2014 г.

2. Закон ДНР «О гражданской обороне» принят Постановлением Народного Совета 13 февраля 2015 года (Постановление № 07-IНС).

3. Закон ДНР «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» принят Постановлением Народного Совета 20 февраля 2015 года (Постановление № 11-IНС).

4. Закон ДНР «О пожарной безопасности» принят Постановлением Народного Совета 13 февраля 2015 года (Постановление № 06-IНС).

5. Закон ДНР «Об охране труда» принят Постановлением Народного Совета 03 апреля 2015 года (Постановление № I-118П-НС).

6. Закон ДНР «Об охране окружающей среды» принят Постановлением Народного Совета 30 апреля 2015 года (Постановление № 38-IНС).

7. Закон ДНР «О противодействии терроризму» принят Постановлением Народного Совета 15 мая 2015 года (Постановление № I-46-IHC).

8. Закон ДНР «О противодействии экстремистской деятельности» принят Постановлением Народного Совета 29 мая 2015 года (Постановление № 51-IHC).

9. Михайлов Л.А., «Безопасность жизнедеятельности». - СПб. Питер - 2012. - 461 с.

10. Белов С.В., «Безопасность жизнедеятельности». - Москва - 2007. - 618 с.

11. Матвеев А.В., «Основы организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» ГУАП. — СПб., 2007. - 224с.

 

2. Дополнительная литература

1. Закон ДНР «Об особо охраняемых природных территориях» принят Постановлением Народного Совета 30 апреля 2015 года (Постановление № 43-IНС).

2. Закон ДНР «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» принят Постановлением Народного Совета 05 июня 2015 года (Постановление № 54-IНС).

3. Закон ДНР «О безопасности» принят Постановлением Народного Совета 12 декабря 2014 года (Постановление № 17).

4. Закон ДНР «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» принят Постановлением Народного Совета 24 марта 2015 года (Постановление №I-99П-НС).

5. Закон ДНР «Об особых правовых режимах» принят Постановлением Народного Совета 29 мая 2015 года (Постановление № 23-IHC).

6. Постановление Совета Министров ДНР № 5-10 от 09.04.2015 г. «Об утверждении Положения о гражданской обороне».

7. Постановление Совета Министров ДНР № 5-11 от 09.04.2015 г. «Об утверждении Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

8. Постановление Совета Министров ДНР № 3-22 от 12.03.2015 г. «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

9. Постановление Совета Министров ДНР № 5-14 от 09.04.2015 г. «Об утверждении Положения о Министерстве по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики».

10. Приказ МЧС № 399 «Об утверждении Положения по разработке Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера для предприятий, учреждений и организаций».

11. Приказ МЧС № 318 «Об утверждении Рекомендаций об организации укрытия простейших защитных сооружениях гражданской обороны во время проведения боевых действий на территории Донецкой Народной Республики».

12. Приказ МЧС № 354 «Об утверждении Методики прогнозирования масштабов заражения аварийно - химически опасными веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте. Порядка действий должностных лиц химически опасного объекта в случае возникновения аварии с выливом (выбросом) аварийно - химически опасных веществ на нем и Методических рекомендаций по проведению классификации административно-территориальных единиц и объектов по химической опасности».

13. Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 02 сентября 2016 года № 888 «Правила формирования, разработки и утверждения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки».

 

3. Ресурсы сети Интернет

 

1. Сайт, посвященный чрезвычайным ситуациям природного характера. http://chronicl.chat.ru/

2. Рекомендации по поведению в разных чрезвычайных ситуациях. http://0bj.ru/

3. Презентации по «Безопасности жизнедеятельности». http://www.myshared.ru/slide/882934/#

4. Учебники и пособия по «Безопасности жизнедеятельности». http://www.alleng.ru/edu/saf3.htm

5. Сайт МЧС ДНР. http://dnmchs.ru/

 



2019-07-03 245 Обсуждений (0)
й учебный вопрос. Подготовка алгоритмов действий в случае аварии на химически-опасном и радиационно-опасном объектах. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: й учебный вопрос. Подготовка алгоритмов действий в случае аварии на химически-опасном и радиационно-опасном объектах.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)