Й учебный вопрос. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНБАССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» Факультет заочного обучения Кафедра специальных дисциплин и профессиональной подготовки «УТВЕРЖДАЮ» И. о. заведующего кафедрой СДПП Панчук Г.Н. «___» _______________ 2017 года.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для проведения занятий по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Тема № 2 «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности»
Время: 4 часа
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры СДПП от «___» _____________2017 протокол № ____
Г. Донецк – 2017
Тема № 2 «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности » Занятие 1 Цель занятия : Изучить построение Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органы управления, силы и средства, режимы функционирования Единой системы, перечень создаваемых государственными органами исполнительной власти функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Рассмотреть теоретические основы прогнозирования обстановки при чрезвычайных ситуациях.
Время – 2 часа.
Место проведения занятия: специализированный класс.
Метод проведения занятия: рассказ, показ.
Техническое обеспечение: стенды, слайды, видеофильм.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 2. Прогнозирование обстановки при чрезвычайных ситуациях.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:
Вступительная часть - 5 минут: 1. Принять доклад дежурного. 2. Выполнить необходимые записи в журнале. 3. Объявить тему, цель и учебные вопросы.
Основная часть – 70 минут: – рассмотрение учебных вопросов по плану.
Заключительная часть – 5 минут: 1. Подвести итоги занятия. 2. Объявить оценки. 3. Дать задание на самоподготовку.
Введение
Последние десятилетия прошедшего XX века решением ООН было провозглашено усилением борьбы за снижение ущерба от природных и техногенных аварий и катастроф. Несмотря на научно-технический прогресс, уязвимость нашего общества от природных и природно-техногенных катастроф критически растет: число пострадавших от них людей во всем мире возрастает ежегодно на 6%. Это обусловлено четырьмя основными причинами: □ ростом населения и урбанизации (процесс повышения роли городов, городской культуры и "городских отношений" в развитии общества, увеличение численности городского населения); □ возведением объектов повышенного риска (АЭС, ГЭС, химические предприятия, транспортные магистрали); □ изменением окружающей среды, способствующим активизации катастрофических процессов; □ отсутствием надежных методов прогнозирования опасных процессов и способов борьбы с ними. Насыщение народного хозяйства объектами повышенного риска, расположенными в зонах высокой концентрации населения, резко усиливает опасность крупных техногенных и природных аварий и катастроф. При существующих тенденциях развития этот риск будет усугубляться. Дальнейшее развитие экономики невозможно без кардинального решения проблем предотвращения аварий и катастроф техногенного, природного и природно-техногенного характера, приводящих к гибели людей и много миллиардным экономическим потерям, усиливающих социально-политическую напряженность и наносящих невосполнимый ущерб окружающей среде. Для примера, ежегодно в России аварии и катастрофы уносят более 50 тыс. человеческих жизней, приводят к увечьям у более 250 тыс. человек и вызывают материальные потери, превышающие 500 млн. рублей. Относительные показатели частоты только техногенных аварий и катастроф в России в 2-3 раза выше аналогичных показателей других промышленно развитых стран. Эта проблема носит глобальный международный характер. Крупнейшие аварии и катастрофы, произошедшие в последнее десятилетие в России и за рубежом (США, ФРГ, Англия, Италия, Япония, Норвегия, Индия, Мексика), унесли многие тысячи человеческих жизней, нанесли большой и часто невосполнимый урон окружающей среде. Прямые экономические потери и затраты на ликвидацию их последствий достигают десятков миллиардов долларов. К наиболее тяжелым следует отнести: аварии на атомных реакторах (Тримайл Айленд-2 — США, ЧАЭС — Украина, Фукусима - Япония); разрушение жилых зданий (Приозерск — Россия (1996 г.)); аварии и катастрофы на объектах ракетно-космического комплекса США (в том числе гибель многоразового корабля «Челленджер») и России; аварии на предприятиях нефтегазохимического комплекса в США, ФРГ, России, Индии, Мексике с выбросом отравляющих веществ; аварии и катастрофы на трубопроводных системах США (Аляска), Италии, России (3 июня 1989 г. в Иглинском р-не Башкирии взорвался газ, вытекший из трубопровода. Произошло крушение двух поездов. Поднялось буквально море огня. Погибли 573 человека, 623 получили ранения); разрушение глубоководных платформ в Англии, Норвегии, России, катастрофы на железнодорожном, морском транспорте со взрывами, пожарами и выбросами отравляющих веществ (Россия, Норвегия, Англия); аварии на уникальных объектах Сибири, Севера, криогенных и технологических установках России; катастрофы на атомных подводных лодках (США и России) и летательных аппаратах гражданского и военного назначения многих стран. В настоящее время на территории России и СНГ продолжается эксплуатация сотен потенциально опасных ядерных объектов с повышенной радиоактивностью. На дне мирового океана после аварий находятся более 50 ядерных боеголовок. В России и государствах СНГ продолжается эксплуатация более 1000 крупных химических объектов с большими запасами отравляющих и взрывоопасных веществ, сопоставимых по своей мощности с ядерными. Страна ежегодно теряет десятки тысяч людей из-за аварий и катастроф на транспорте (наземном, воздушном и водном). Мировая статистика показывает, что ежегодно происходит около 1200 крупных аварий на судах, десятки судов гибнут. Интенсивное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, широкое внедрение техники, систем механизации и автоматизации во все сферы общественно-производственной деятельности, формирование рыночных отношений сопровождается появлением и широким распространением различных природных, биологических, техногенных, экологических и других опасностей. Это требует от каждого специалиста умения определять и осуществлять комплекс эффективных мер защиты от их неблагоприятного воздействия на организм человека и здоровье населения. Решение проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создает предпосылки для его высшей работоспособности и продуктивности. Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом комплексной научной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), изучающей опасности и защиту от них человека, является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе «человек — среда обитания». В этой дисциплине сосредоточены результаты труда многих ученых, создавших научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. Основные положения учебной дисциплины БЖД: 1. С момента своего появления на Земле человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Сказанное позволяет сформулировать аксиому о том, что деятельность человека потенциально опасна. 2. Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют здоровью человека вред, который проявляется в нервных потрясениях, травмах, болезнях, инвалидных и летальных исходах. Следовательно, опасности — это то, что угрожает не только человеку, но и обществу, и государству в целом. Значит, профилактика опасностей и защита от них — актуальнейшая гуманитарная и социально-экономическая проблема, в решении которой государство не может не быть заинтересовано. 3. Обеспечение безопасности деятельности — приоритетная задача для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться. Безопасность — это приемлемый риск. Как достичь безопасности? Первейший и главнейший способ состоит в повышении информированности народа. Другого пути просто нет, и вот почему. Опасности по своей природе вероятностны (то есть случайны), потенциальны (то есть скрыты), перманентны (то есть постоянны, непрерывны) и тотальны (то есть всеобщи, всеобъемлющи). Следовательно, нет на Земле человека, которому не угрожают опасности. Но зато есть множество людей, которые об этом не подозревают. Их сознание работает в режиме отчуждения от реальной жизни, так как одна из особенностей человеческого сознания состоит в том, что оно не придает приоритетного значения информации, которая носит вероятностный характер. Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения и была предложена учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности». Можно дать такое определение этой дисциплины: безопасность жизнедеятельности — это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека. БЖД не решает специальных проблем безопасности — это удел специальных дисциплин (отраслевая безопасность труда, радиационная безопасность, электробезопасность, космическая безопасность и т. д.). Но БЖД обеспечивает общую грамотность в области безопасности, является научно-методическим фундаментом для всех без исключения специальных дисциплин безопасности. Исходя из сказанного, можно сделать следующие выводы: 1. БЖД — неотъемлемая составная часть подготовки всесторонне развитой личности. 2. Этот предмет входит в государственные образовательные стандарты всех специальностей и направлений без какого-либо исключения, что в интересах личности, общества, государства.
й учебный вопрос. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением № 5-11 от 09.04.2015 в соответствии со статьей 5 Закона Донецкой Народной Республики «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Совет Министров Донецкой Народной Республики постановил утвердить Положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Единая система). Основной целью создания Единой системы является заблаговременное проведение комплекса мероприятий по подготовке к ведению и по ведению гражданской обороны по защите населения, территорий, материальных и культурных ценностей на территории Донецкой Народной Республики при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в условиях мирного времени. Построение Единой системы 1. Единая система объединяет органы управления, силы и средства республиканских органов исполнительной власти, муниципальных органов и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Законом Донецкой Народной Республики «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». 2. Единая система состоит из постоянно действующих функциональных и территориальных подсистем и имеет три уровня построения: государственный, муниципальный и объектовый. 3. Функциональные подсистемы единой системы создаются республиканскими органами исполнительной власти согласно приложению для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов. Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями республиканских органов исполнительной власти по согласованию с Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики (далее - МЧС ДНР). 4. Территориальные подсистемы Единой системы создаются муниципальными органами для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий. Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке муниципальными органами по согласованию с МЧС ДНР. 5. На каждом уровне Единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях создаются на государственном, муниципальном и объектовом уровне Единой системы. Органы управления Единой системой 1. Координационными органами Единой системы являются: на государственном уровне — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности республиканских органов исполнительной власти; на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального органа; на объектовом уровне — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации. 2. Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются Советом Министров Донецкой Народной Республики, муниципальными органами и организациями. Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности республиканских органов исполнительной власти, муниципальных органов и организаций возглавляются руководителями указанных органов и организаций или их заместителями. 3. Постоянно действующими органами управления единой системы являются: на государственном уровне — МЧС ДНР, подразделения республиканских органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны; на муниципальном уровне — органы управления двойного подчинения, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при муниципальных органах; на объектовом уровне — структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны. Постоянно действующие органы управления Единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики и иными нормативными правовыми актами. Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления Единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления. Для осуществления научного сопровождения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах при постоянно действующих органах управления Единой системы создаются экспертные советы. 4. Органами повседневного управления Единой системы являются: на государственном уровне — центр управления в кризисных ситуациях МЧС ДНР, дежурно-диспетчерские службы республиканских органов исполнительной власти, имеющих функциональные подсистемы Единой системы; на муниципальном уровне — дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, оперативно-дежурные службы органов постоянного управления муниципального уровня;
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |