Конспект занятия в начальной школе
Урок риторики в 1-м классе: "Мимика и жесты" Цель: 1. Познакомить детей с несловесными средствами общения - мимикой и жестами; уместно использовать мимику и жесты в зависимости от ситуаций; 2. Развивать связную устную речь, творчество, логическое мышление. 3. Воспитывать добрые отношения друг к другу, учить слушать, общаться. Оборудование: плакат с рисунком девочки, шарики, рисунки-схемы I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. - Можем ли мы “говорить” без слов? - Да, иногда можно сказать и без слов. - Сегодня вы узнаете новое об устной речи, о так называемых помощниках слова. Ваша задача: быть внимательными, активными, давать полные ответы на вопросы, немного быть артистами. II. Дыхательная гимнастика. 1. Начнём работу с разминки язычка. а) упражнение “Колечко”; б) упражнение “Хоботок”; в) упражнение” Проколю щёку”. 2. Упражнения, развивающие дыхание а) Представьте, что вы пришли в цветочный магазин и почувствовали восхитительный аромат цветов. - Сделайте глубокий вдох - выдох. б) Представьте, что перед вами 3 свечи. - Сделайте глубокий вдох, слегка надуйте щёчки, задуйте свечи тремя порциями воздуха. в) – Вдох. На выдохе произнесите: “Плыли по небу тучки. Тучек четыре штучки: От первой до третьей люди, четвёртая была верблюдик”. 3. Упражнения орфоэпического характера. а) Произнесите с разной интонацией данные слова: каталог, диалог, - перечисления, - удивления, - восторга. III. Повторение. - Чему учит риторика? - От чего это зависит? - Для чего людям нужна речь? - Сегодня в гости к нам на урок пришла девочка. (Плакат) А зовут эту девочку Речь. - А какая бывает речь? Когда употребляем устную речь? Когда письменную? - Какую речь люди стали использовать раньше: устную или письменную? Почему? - Отгадывание загадок. (Один ученик читает: все отгадывают) - Какую форму речи использовали ребята, которые читали загадки? А остальные? У девочки в руке шарики. Перевернём один шарик. - Что вы видите? (Написано “слово”) - А что может сделать слово? (Огорчить, рассмешить, обидеть) - Когда слово веселит? Когда огорчает? - Как понимаете пословицу “Слово не воробей, вылетит - не поймаешь” - Какой можно сделать вывод? (Думай, а потом говори). 2 шарик со словом “громкость” - Что такое? (Особенность устной речи) - Какой может быть речь? (Громкой, тихой, нормальной) - От чего это зависит? (От ситуации) - Когда следует говорить тихо? Громко? - А как надо говорить на уроке и на переменах? Вывод: Когда же речь звучит тише, громче? 3 шарик со словом “темп” - Что такое темп? На доске скороговорка и чистоговорка: Ба-бо-бы- на дворе стоят столбы. Проворонила ворона воронёнка. Ша-ша-ша- мама моет малыша - Чтение. - Чем они отличаются друг от друга? - Зачем заучивают чистоговорки и скороговорки? Вывод: Рассказать скороговорку Тяжелей, чем влезть на горку. Но без этих маленьких удивительных стихов речь наша будет бедна. 4 шарик со словом “тембр” - Что такое тембр? (Особенность устной речи) - Что под этим подразумеваем? (У каждого человека своя окраска голоса) Вывод: Устная речь каждого человека неповторима, имеет свою окраску и позволяет отличать её от речи других людей. 5 шарик с “вежливыми словами” - Прочитайте эти слова. - Какие это слова? Как они называются? (Слова вежливости) - Когда вы их употребляете? В каких ситуациях? Вывод: Будете чаще употреблять вежливые слова и к вам будут относиться приветливо. IV. Новый материал. 1. - А можем ли мы с вами говорить без слов? (Предположения детей) - Рассмотрите рисунки – схемы. Лицо тоже умеет говорить. - Определите, какие чувства, какое настроение выражает каждый рисунок? Радость удивление грусть злость слёзы (Рисунки-схемы в учебнике) - Выражение лица- доброе, злое, удивлённое, грустное, радостное называется мимикой. (Открываем ещё один шарик “мимика”) 2. Работа по учебнику. - Я хочу познакомить вас с одним маленьким цыплёнком. (рассказать сказку без жестов и мимики) - Смогли ли вы представить себе цыплёнка, маму, кота, петуха, лягушку? - Какие они были? - Сейчас мы ещё раз прочитаем эту сказку и покажем, какой был цыплёнок, кот, курица. (Показать жестами) - Что помогло нам увидеть какими были наши герои? (Руки) Вывод: Движение рук, пальцев, головы - это жесты. Жесты и мимика помогают нам выразить мысли, иногда способны заменить целые слова. (Открываем ещё один шарик “жесты”) V. Закрепление. 1. По моим жестам определите, что я от вас хочу: Руки вверх - (встать) Руки вниз - (садитесь) 2. Перед вами на партах рисунки-схемы; поднимите те, которые будут соответствовать моей мимике. - Вы хорошо написали контрольную работу. Какое у меня будет выражение лица? - Расстроилась, что многие не приготовили домашнюю работу. Какое у меня будет выражение лица? 3. Изобразите вы мимикой и жестами данные ситуации. - Только в лес вы вошли, появились комары. - Изобразите человека, у которого жмут ботинки - Изобразите человека, который неудачно пнул кирпич - Изобразите ребёнка, который ест невкусную кашу. 4. Работа в группах. (Группа изображает мимикой и жестами данную ситуацию, а остальные должны отгадать): изобразить телефон; на рыбалке; заблудились в лесу; выгнать с дачи козу. 5. Работа по учебнику. “История с Чебурашкой” - нарисуйте нужный символ. 6. С помощью всех особенностей устной речи прочитать стихи: “Идёт коза рогатая” “Кислые стихи” “Воробушки и лось” VI. Обобщение. - О каких помощниках “слова” вы узнали? - Что такое мимика? - Жесты? VII. Оценивание. Домашнее задание.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |