Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие здоровья и медицины



2019-07-03 226 Обсуждений (0)
Понятие здоровья и медицины 0.00 из 5.00 0 оценок




МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО

Учебное пособие

Специальность: 5В030100 – Юриспруденция

 

Костанай, 2014

ББК 67.401.12 я73

     © Д 30

Составитель:

Демежанова Сауле Мурзабаевна, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса, магистр юриспруденции

 

Рецензенты:

Симинин Ю.Г., к.ю.н., доцент кафедры гражданского права и процесса

Алдабергенова А.И., и.о. зав. кафедры гражданского права и процесса, магистр юридических наук

Исмагулова А.Т. – к.ю.н., доцент кафедры «Право» Челябинского государственного университета

 

 

Демежанова Сауле Мурзабаевна

Медицинское право. Учебное пособие. Костанай, 2014. – 93 с.

ISBN 

 

Учебное пособие отражает комплексный подход к исследованию. Пособие включает следующие разделы: теоретический и практический.

Учебно-методическое пособие содержит материалы, необходимые для подготовки обучающихся к практическим занятиям, самостоятельной работе обучающихся по дисциплине «Медицинское право».

Предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция».

 

                                                                                                                      ББК 67.401.12 я73

                                                                                                                            © Д 30

                                                                                                                           

ISBN

 

Утверждено Методическим советом факультета «Истории и права» КГУ им. А. Байтурсынова от 21.11.2014 г.

 

Утверждено Учебно-методическим советом КГУ им. А. Байтурсынова, протокол № ____, от __.12. 2014 г.

 

                                    

 

 

© Демежанова Сауле Мурзабаевна

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………. 4
Теоретическая часть………………………………………………………… 5
Тезисы лекции………………………………………………………………… 5
Тема 1 Понятие и система медицинского права …………………………… 5
Тема 2 Система здравоохранения и организация медицинской помощи 11
Тема 3 Принципы государственной политики в области здравоохранения 13
Тема 4 Основы государственного регулирования в области здравоохранения…............................................................................................. 18
Тема 5 Государственный контроль и надзор в области здравоохранения… 26
Тема 6 Организация медицинской помощи…………………………………. 31
Тема 7 Правовое регулирование отдельных видов медицинской деятельности…………………………………………………………………… 34
Тема 8 Договор на оказание платных медицинских услуг………………… 39
Тема 9 Охрана общественного здоровья…………………………………….. 42
Тема 10 Правовой статус врача и пациента…………………………………. 44
Тема 11 Медицина в правовом государстве…………………………………. 51
Тема 12 Гражданско-правовая ответственность медицинских учреждений 54
Тема 13 Уголовная ответственность медицинских работников…………… Тема 14 Правовая оценка дефектов оказания медицинской помощи населению……………………………………………………………………… 58 64
Практическая часть…………………………………………………………. 73
Практические ситуации для самостоятельной подготовки………………… 73
Тестовые задания для самопроверки…………………………....................... Вопросы для подготовки к экзамену……………………………………….. Список использованных источников……………………………………….     79 91 93    

 

Введение

    Настоящее издание представляет собой учебное пособие «Медицинское право», включающее в себя теоретическую и практическую часть аспектов медицинского права, как одной из подотраслей частного права.

Медицинское право является дисциплиной элективного компонента, т.е. не предусмотрена Государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан для обязательного изучения студентами специальности «Юриспруденция». Вместе с тем, отсутствие глубоких знаний медицинского права препятствует профессиональной реализации юриста, особенно, специализирующегося в области цивилистики.

Поэтому изучение данной дисциплины, приобретающей в рыночных условиях особое практическое значение, нуждается в едином последовательном оформлении, не прерываемом необходимостью «попутного» изложения других гражданско-правовых институтов. Для достижения данной цели и была организована работа по подготовке соответствующего учебного пособия. В результате, перед вами учебное пособие, в котором изложены основные вопросы медицинского права.

    Содержание учебного пособия включает в себя две части: теоретическую, практическую.

В первой – теоретической части содержится краткое изложение лекционного материала в виде тезисов лекций.

Вторая практическая часть, направлена на закрепление теоретических знаний, в связи с чем, содержит тестовые задания для самопроверки, а также практические ситуации для самостоятельной подготовки, наиболее часто встречающиеся в гражданско-правовом обороте.

    Настоящее учебное пособие написано с учетом последних изменений законодательства, регламентирующего отношения в сфере медицинского права, и может служить методической базой для проведения как лекционных, так и практических занятий по дисциплине «Медицинское право», а также использоваться студентами при подготовке заданий в рамках самостоятельной работы обучающихся.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Тезисы лекций

Тема 1 Понятие и система медицинского права

Цель - раскрыть понятие и систему отрасли медицинского права, исторические аспекты развития медицинского права

План:

1 Понятие здоровья и медицины.

2 Особенности правоотношений, возникающие в сфере оказания медицинских услуг.

3 История правового регулирования медицинской деятельности. 

Понятие здоровья и медицины

Важнейшей задачей государства и всего общества в целом является забота о здоровье населения. На вопрос, что такое здоровье, чаще всего следует ответ, что это отсутствие болезней, хорошее самочувствие, т. е. здоровье обычно определяют отсутствием болезней. Поэтому вначале следует определить понятие болезни.

Определений понятия болезни множество: нарушение нормальной жизнедеятельности, адаптации к среде обитания, функций организма или его частей, связей организма с внешней средой, гомеостаза (постоянства внутренней среды организма), невозможность полностью осуществлять человеческие функции.

Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения болезнь — это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов. Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособленности к среде и ограничениями свободы жизнедеятельности больного.

Прежде, чем говорить о здоровье, следует разобраться в двоякой сущности человека: с одной стороны, человек является неотъемлемой частью биологического мира, с другой стороны, человек — социальное существо (общественное), способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир. Это существо обладает сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью.

В Уставе ВОЗ дано определение здоровья — «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». Но следует сказать, что единого определения сейчас нет. Можно предложить следующие варианты определения здоровья, предложенные Ю.П.Лисицыным: гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и прибретенными биологическими и социальными воздействиями (болезнь — нарушение этого единства); состояние, которое позволяет вести не стесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции (прежде всего трудовые), вести здоровый образ жизни, т. е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие.

Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т.д. Групповое здоровье — здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, профессиональных и т.д. Здоровье населения — здоровье людей, живущих на определенной территории.

Наиболее трудно определить здоровье общественное. Общественное здоровье отражает здоровье индивидумов, из которых состоит общество, но не является суммой здоровья индивидуумов. Даже ВОЗ до сих пор не предложило краткого и емкого определения общественного здоровья. «Общественное здоровье — такое состояние общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психическими заболеваниями, т. е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества». Потенциал общественного здоровья — мера количества и качества здоровья людей и его резервов, накопленных обществом. Индекс общественного здоровья — соотношение здорового и нездорового образа жизни населения.

Эксперты ВОЗ критериями общественного здоровья считают: процент валового национального продукта (ВНП), идущего на здравоохранение; доступность первичной медико-санитарной помощи; уровень детской смертности; среднюю продолжительность предстоящей жизни и т.д.

Медицина — это наука, изучающая человека в здоровом и болезненном состоянии с целью укрепления его здоровья, охраны от болезней и лечения. Таким образом, в задачи медицинской науки входит не только лечение больных, но и укрепление здоровья здоровых.

Совершенно очевидно, что эти задачи нельзя решать, не зная, как устроен организм человека (т. е. анатомии) и как он функционирует (т. е. физиологии). Поэтому медицинская наука базируется прежде всего на этих двух науках — анатомии и физиологии.

Иногда ошибочно ставят знак равенства между физиологией и медициной. Эти науки имеют разные задачи и различные пути их решения. Отличие физиологии от медицины заключается прежде всего в том, что физиолог изучает общие закономерности функции абстрактного здорового человека, врач же изучает эти функции у конкретного обследуемого им лица. Кроме того, врач в отличие от физиолога должен знать не только, как функционирует здоровый организм, но и какие морфологические изменения и нарушения функций возникают при различных заболеваниях и патологических состояниях. Иначе говоря, он должен знать отклонения от нормы, т. е патологию. В противном случае он не сможет решить вопрос о состоянии здоровья спортсмена и поставить диагноз «здоров». А ведь именно этот вопрос является основным при занятиях физической культурой и спортом, так как именно от его решения зависит прежде всего допуск к занятиям физическими упражнениями и их дозировка. Кроме того, врач должен уметь лечить заболевания, повреждения и травмы, встречающиеся у спортсменов, что в функции физиолога не входит.

Медицина состоит из двух больших разделов: теоретического и клинического.

В теоретический раздел помимо анатомии и физиологии входят микробиология, фармакология и ряд других дисциплин.

В клиническом разделе, т. е. в так называемой клинической медицине, изучается как здоровый, так и больной человек — диагностика, предупреждение и лечение заболеваний, а также реакции здорового человека на различные внешние воздействия, факторы, влияющие на здоровье, пути его укрепления и поддержания. 



2019-07-03 226 Обсуждений (0)
Понятие здоровья и медицины 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие здоровья и медицины

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)