Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цели административных наказаний как меры административного принуждения.



2019-07-03 314 Обсуждений (0)
Цели административных наказаний как меры административного принуждения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Разнообразная трактовка сущности и особенностей административного принуждения породило в науке административного права еще одну дискуссию по поводу его разделения на виды. Сегодня существует большое количество научных разработок, посвященных мерам административного принуждения и их классификации, что говорит о повышенном интересе со стороны ученых-административистов к данной проблеме. И этот интерес имеет свое основание, поскольку классификация мер административно-правового принуждения имеет огромное теоретическое и практическое значение, во-первых, для уяснения сущности разнообразных мер этого принуждения, их оснований и целей применения; во-вторых, для более качественного правового регулирования и правоприменения.

Это объясняется тем, что меры административного принуждения весьма разнообразны, отличаются друг от друга целью, основаниями и порядком применения, правовым регулированием и юридическими последствиями. 6 качестве оснований разграничения мер административного принуждения следует учитывать весь комплекс факторов, влияющих на их применение: характер юридических фактов, порождающих правоотношения, цель применения принудительного мероприятия, способ защиты правопорядка и другие.

Как справедливо указано в юридической литературе, классификация, построенная на прочной научной основе, позволяет определить место и роль того или иного мероприятия принуждения в системе мер охраны общественных отношений, что весьма важно для их нормативного закрепления.

Несмотря на определенные разногласия, подавляющее большинство ученых-административистов на сегодняшний день придерживается традиционной трехчленной классификации мер административного принуждения по способу административно-правового обеспечения правопорядка или "размещение" этих мероприятий по противоправного действия. Согласно этих оснований меры административного принуждения подразделяются на три группы:

а) меры административного предупреждения;

б) меры административного пресечения;

в) меры ответственности за нарушение нормативно-правовых установлений.

Довольно часто в юридической литературе эту группу мер сводят лишь к наложению административных взысканий, что не соответствует современному состоянию и тенденциям административно-деликтного законодательства.

Меры административного предупреждения применяются публичной администрацией, во-первых, когда факт совершения правонарушения отсутствует, но есть реальные основания полагать, что оно может быть совершено и нужно его не допустить, во-вторых, когда нужно предупредить наступление вредных последствий при чрезвычайных ситуациях.

Они составляют комплекс мер воздействия морального, материального, физического, организационного и иного характера, которые позволяют предупреждать правонарушения, обеспечивать надлежащий общественный порядок и общественную безопасность. Меры административного предупреждения можно разделить в зависимости от цели их применения на следующие группы:

1) меры, применяемые для предупреждения или выявления конкретных правонарушений и обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;

2) меры, которые применяются для предотвращения негативных последствий чрезвычайных ситуаций;

К мероприятиям первой группы относятся:

- проверка документов. Она осуществляется с целью определения личности конкретного лица; качественных характеристик товаров, изделий, услуг; принадлежность документа его предъявителю; обоснованности и законности применяемых действий; подлинности предъявленного документа. Такое право публичной администрации закреплено нормативно. Так, работники полиции имеют право проверять у граждан при подозрении в совершении правонарушений документы, удостоверяющие их личность, а также другие документы, необходимые для выяснения вопроса относительно соблюдения правил, надзор и контроль за выполнением которых возложен на полицию;

- осмотр (обследование). Его видами являются: таможенный досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр), осмотр оружия и боеприпасов, обследования различных объектов по поводу соответствия их различным требованиям. Так, согласно ст. 55 Таможенного кодекса Украины, с целью проверки законности перемещения через таможенную границу Украины товаров и транспортных средств таможенный орган имеет право на проведение осмотра этих товаров и транспортных средств. Переосвидетельствование товаров и транспортных средств может быть осуществлен по решению руководителя таможенного органа или его заместителя, если есть основания полагать, что указанные товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу Украины с нарушением норм этого Кодекса и других законов Украины по вопросам таможенного дела. Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля (его следует отличать от подобной меры обеспечения производства по делам об административных проступках) проводится по письменному постановлению руководителя таможенного органа или лица, его замешивает, если есть достаточные основания полагать, что гражданин, который направляется через таможенную границу Украины или находится в зоне таможенного контроля или в транзитной зоне международного аэропорта, скрывает предметы контрабанды или товары, которые являются непосредственными предметами нарушения таможенных правил или запрещенные для ввоза в Украину, вывоза из Украины или транзита через территорию Украины.

В отношении обследований можно привести пример права должностных лиц государственной налоговой службы обследовать любые производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и жилье граждан, если они используются как юридический адрес субъекта предпринимательской деятельности, а также для получения доходов. Во всех этих случаях главной целью применения указанного мероприятия является предупреждение и выявление правонарушений;

- беспрепятственный вход в жилых помещений граждан, которые находятся под административным надзором. Он устанавливается с целью предупреждения совершения преступлений отдельными лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и осуществления воспитательного воздействия на них;

- изъятие для проведения анализа проб продукции, предназначенной для реализации населению, предупреждает поступления на прилавки некачественной и вредной продукции;

- запрет или ограничение в установленном порядке движения транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных дорог с целью обеспечения общественной безопасности. Кроме этого, временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств, пешеходов на отдельных участках улиц, автомобильных дорог. Временное ограничение или запрещение движения транспортных средств, пешеходов на отдельных участках улиц, автомобильных дорог устанавливается не ранее чем за десять минут до и отменяются не позднее чем через три минуты после проезда таких лиц;

- временная запрет (ограничение) для доступа граждан на отдельные участки местности или объекты. Кроме этого, свобода передвижения ограничивается относительно лиц, к которым в соответствии с процессуальным законодательством применены предупредительные меры, связанные с ограничением или лишением свободы; лиц, которые согласно законодательству находятся под административным надзором; лиц, которые согласно законодательству об инфекционных заболеваниях и психиатрической помощи подлежат принудительной госпитализации и лечению; лиц, которые обратились за предоставлением им статуса беженца до принятия соответствующего решения компетентным субъектом публичной администрации и др.;

- использование транспортных средств и средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Такое мероприятие осуществляется в особых чрезвычайных условиях и направлен на обеспечение безопасности граждан, а также для защиты их прав и свобод, конституционного строя при массовых нарушениях правопорядка, создающих угрозу жизни и здоровью граждан. Право использовать транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям, гражданам для непосредственного преследования и задержания преступников или лиц, бежавших из-под стражи или совершивших нападение на охраняемый объект, имеют также военнослужащие внутренних войск;

- другие.

Ко второй группе мероприятий относятся такие, которые применяются для предотвращения негативных последствий чрезвычайных ситуаций.

- установление в течение суток зоны защиты (до 3 километров) и зоны наблюдения (до 10 километров) вокруг населенных пунктов;

- решение в установленном порядке вопроса об установлении карантинной зоны;

- обеспечение предварительного и полного возмещения в денежной форме населению карантинной зоны стоимости домашней птицы, что изымается;

- установление территорий временного запрещения реализации живой птицы и продукции птицеводства.

Меры административного пресечения, как административно-предупредительные, весьма разнообразны и осуществляются различными субъектами публичной администрации во многих сферах общественной жизни. Меры административного пресечения не отворачивают, а непосредственно прекращают противоправные деяния, которые совершаются, то есть правонарушение уже началось (или закончилось) и необходимо выяснить обстоятельств дела, установить личность нарушителя, создать условия для дальнейшего применения к нему мер административной ответственности. В отличие от предупредительных мероприятий, они имеют более детальную правовую регламентацию.

Меры административного пресечения имеют более сложную структуру, поскольку применяются с целью:

- прекращение противоправного поведения (преимущественно административных проступков, реже преступлений);

- устранения их вредных последствий;

- создание условий для возможного дальнейшего привлечения виновных к ответственности.

При этом таким мерам (как, кстати, и мерам ответственности) также присущи функции предупреждения совершения новых правонарушений, недопущения наступления вредных последствий и т.д., что указывается в юридической литературе, но они имеют дополнительный характер. Кроме этого, не все меры административного пресечения в одинаковой мере способствуют предотвращению правонарушений.

К мерам административного пресечения относятся:

- требование прекратить противоправное поведение.

Такое право имеют работники правоохранительных органов, другие субъекты властных полномочий в случае обнаружения такого поведения. Так, сотрудникам полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право требовать от граждан и служебных лиц, которые нарушают общественный порядок, прекращения правонарушений и действий, препятствующих осуществлению полномочий полиции, выносить на месте устное предупреждение лицам;

- требование устранения негативных последствий противоправного поведения.

Так, работники полиции имеют право требовать от физических и юридических лиц устранения нарушений правил содержания и эксплуатации автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов. В частности такое требование может иметь форму предписания. Предписание - обязательное к исполнению письменное требование уполномоченных субъектов публичной администрации, предоставляемой юридическим и физическим лицам с целью прекращения выявленного нарушения законодательства и устранения его последствий, что не предусматривает применения санкций;

- применения мер специального назначения. Осуществляется работниками полиции, таможенных органов, МГБ, других военизированных формирований в исключительных случаях, когда были использованы и не дали необходимого результата другие методы воздействия на правонарушителей. Поэтому применению этих мер должно предшествовать предупреждение о намерении их применить, если позволяют обстоятельства. К мерам специального назначения, которые имеют право применять сотрудники полиции, относят:

а) меры физического воздействия, в том числе приемы рукопашного боя.

Применяются для прекращения правонарушений, преодоления противодействия законным требованиям полиции, которое осуществляется с применением силы в отношении работников полиции или других лиц, если другие способы были применены и не обеспечили выполнения возложенных на полицию обязанностей;

б) специальные средства (наручники, резиновые дубинки, средства связывания, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего действия, устройства для открытия помещений и принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины и другие специальные и транспортные средства), использование служебных собак осуществляется для: пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка; для задержания и доставки в полицию или другое служебное помещение лиц, совершивших правонарушения; для прекращения массового захвата земли и других действий, которые могут привести к столкновению групп населения, а также деяний, которые парализуют работу транспорта, жизнедеятельность населенных пунктов, посягают на общественный покой, жизнь и здоровье людей и др.;

в) огнестрельное оружие как крайнюю меру в четко определенных законом случаях, применяют:

1) для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, а также для освобождения заложников;

2) для отражения группового или вооруженного нападения на работника полиции или членов его семьи или иного нападения, если их жизни или здоровью угрожает опасность;

3) для отражения нападения на объекты охраны, конвои, жилые помещения граждан, помещения государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, а также освобождения их в случае захвата;

4) для задержания лица, которое застали при совершении тяжкого преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, которое оказывает вооруженное сопротивление, пытается сбежать из-под стражи, а также вооруженного лица, которое угрожает применением оружия и других предметов, угрожающих жизни и здоровью работника полиции;

6) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель своими действиями создает угрозу для жизни и здоровья граждан или работника полиции;

- привод:

Осуществляется и заключается в принудительной доставке до соответствующих учреждений:

а) лиц, уклоняющихся от явки в учреждения здравоохранения лиц, составляющих группу риска заболевания СПИДОМ, а также инфицированных вирусом иммунодефицита человека, больных венерическими заболеваниями, хроническим алкоголизмом и наркоманов, которые вводят наркотические средства путем инъекций, для обязательного обследования и лечения;

б) лиц, больных заразными формами туберкулеза, - в противотуберкулезное заведение;

в) граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу;

- задержание лиц, не связанное с осуществлением производства по делам об административных проступках и преступлениях.

Так, работники полиции имеют право задерживать и держать в специально отведенных для этого помещениях лиц, имеющих признаки выраженного психического расстройства и создают в связи с этим реальную опасность для себя и окружающих, - до передачи их в лечебные учреждения, но не более чем на 24 часа; иностранцев и лиц без гражданства, которые разыскиваются правоохранительными органами других государств как подозреваемые, обвиняемые в совершении преступления или как осужденные, которые уклоняются от исполнения уголовного наказания, - в порядке и на сроки, предусмотренные законодательством Украины, международными договорами Украины;

- остановка транспортных средств.

Применяется преимущественно работниками Государственной автомобильной инспекции в случае нарушения правил дорожного движения, имеющихся признаков, которые свидетельствуют о технической неисправности транспорта или загрязнения им окружающей среды, а также при наличии данных о том, что он используется с противоправной целью;

- запрет или приостановление определенных работ или эксплуатации различных объектов (например разрешительной системы, автотранспорта и т.п.).

Так, полиция имеет право запрещать эксплуатацию транспортных средств, техническое состояние которых угрожает безопасности дорожного движения, ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и автомобильных дорогах, если при этом не соблюдаются требования безопасности. Главные государственные санитарные врачи (их заместители) применяют следующие меры для прекращения нарушения санитарного законодательства:

а) ограничение, временный запрет деятельности предприятий, учреждений, организаций, объектов любого назначения, технологических линий, машин и механизмов, выполнения отдельных технологических операций, пользования плавающими средствами, подвижным составом и самолетами в случае несоответствия их требованиям санитарных норм;

б) ограничение, временное запрещение строительства, реконструкции и расширения объектов в случае отступления от утвержденного проекта;

в) временный запрет производства, запрет использования и реализации химических веществ, технологического оборудования, строительных материалов, биологических средств, товаров народного потребления, источников ионизирующих излучений в случае отсутствия их гигиенической регламентации и государственной регистрации, а также если они признаны вредными для здоровья людей;

г) ограничение, приостановление выбросов (сбросов) загрязняющих веществ при условии нарушения санитарных норм;

г) приостановление инвестиционной деятельности в случаях, установленных законодательством;

- изъятие из реализации опасных для здоровья химических и радиоактивных веществ, биологических материалов в порядке, устанавливаемом законодательством, и другие мероприятия.

Отдельную часть мер административного пресечения, применяемые с целью создания условий для возможного дальнейшего привлечения виновных к ответственности, составляют меры обеспечения производства по делам об административных проступках. Применение этих мер может осуществляться отдельно от других мероприятий или параллельно с ними.

Такими мерами являются: привод (ч. 2 ст. 268 КоАП);

- доставки (ст. 259 КоАП);

- административное задержание (статьи 261-263 КоАП);

- личный досмотр, досмотр вещей, ручной клади, багажа, орудий охоты и лова рыбы, добытой продукции, транспортных средств и иных предметов и орудий проступка (ст. 264 КоАП);

- изъятие вещей и документов (ст. 265 КоАП);

- освидетельствование водителей на состояние алкогольного, наркотического или другого опьянения или относительно пребывания под воздействием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции, и отстранение их от управления транспортными средствами, речными и маломерными судами (ст. 266 КоАП);

- временное изъятие удостоверения водителя (ст. 265 КоАП), временное задержание транспортного средства (ст. 2652 КоАП);

Меры ответственности за нарушение нормативно-правовых положений представляют собой наиболее четко выраженную группу мер административного принуждения. Это принудительные меры воздействия, которые содержатся в административно-правовых санкциях и применяемые публичной администрацией как следствие совершение административных правонарушений с соблюдением установленной процедуры.

Обязательным условием применения данной группы мер является осуществление административного производства и принятия решения о применении соответствующего мероприятия административного принуждения в установленных законом форме и порядке.

Административным законодательством предусмотрены следующие меры ответственности:

1) наложение административных взысканий на физических лиц за совершение административных правонарушений.

Административное взыскание является мерой ответственности, которая применяется с целью наказания лица, совершившего административное правонарушение, воспитания ее в духе соблюдения законов Украины, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Их применение регламентировано Кодексом об административных правонарушениях, другими нормативными актами. Наиболее консолидировано административные взыскания закреплены в ст. 24 КоАП, в которой указано, что за совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

- предупреждение;

- штраф;

- оплатное изъятие предмета, который стал орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

- конфискация: предмета, который стал орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; денег, полученных вследствие совершения административного правонарушения;

- лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);

- общественные работы;

- исправительные работы;

- административный арест;

- административном выдворении за пределы Украины иностранцев и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений, грубо нарушающих правопорядок.

Данный перечень административных взысканий не является исчерпывающим, так как законами Украины могут быть установлены и иные, кроме указанных в настоящей статье, виды административных взысканий. Так, за нарушение таможенных правил предусмотрено наложения такого административного взыскания, как конфискация, которая по своему содержанию, предметами, результатам и срокам наложения существенно отличается от конфискации, предусмотренной КоАП.

2) наложение дисциплинарных взысканий на физических лиц за совершение административных правонарушений. Такая альтернатива наложению административных взысканий предусмотрена ст. 15 КоАП, в которой указано, что военнослужащие, военнообязанные и резервисты во время прохождения сборов, а также лица рядового и начальствующего составов органов исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний, внутренних дел и Государственной службы специальной связи и защиты информации несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. Но это правило распространяется не на все административные проступки. Так, за нарушение правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, совершения коррупционных правонарушений и некоторых других, эти лица несут административную ответственность на общих основаниях;

3) применение к физическим лицам за совершение административных правонарушений мер воздействия, которые не определяются законодателем как административные взыскания. Статьей 13 КоАП "Ответственность несовершеннолетних" предусмотрено, что к лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры воздействия, предусмотренные ст. 24-1 настоящего Кодекса. К ним относятся:

- обязательство публично или в иной форме попросить извинения у потерпевшего;

- предупреждение;

- выговор или строгий выговор;

- передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, которые их заменяют, или под надзор педагогическому или трудовому коллективу по их согласию, а также отдельным гражданам по их просьбе.

В то же время такие меры воздействия применяются за совершение каждого проступка. В частности, в случае совершения лицами в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет административных правонарушений, предусмотренных статьями 44, 51, 121-127, частями 1, 2 и 3 ст. 130, ст. 139, ч. 2 ст. 156, статьями 173, 174, 185, 190-195 КоАП, они подлежат административной ответственности на общих основаниях. С учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к указанным лицам (за исключением лиц, совершивших правонарушения, предусмотренные ст. 185) могут быть применены меры воздействия, предусмотренные ст. 24і настоящего Кодекса;

4) наложение на юридических лиц за нарушение административно-правовых установлений взысканий, которые не определяются законодателем как административные (привлечение к ответственности в административном порядке). Такая ответственность юридических лиц предусмотрена Законом Украины "Об объединениях граждан", в котором указано, что за нарушение законодательства к объединению граждан могут быть применены следующие взыскания:

- предупреждение;

- штраф;

- временный запрет (остановка) отдельных видов деятельности;

- временный запрет (остановка) деятельности;

- принудительный роспуск (ликвидация).

5) применение к юридическим лицам за нарушение административно-правовых установлений мер административного воздействия, которые не определяются законодателем как взыскание.

а) предупреждение о недопущении незаконной деятельности;

б) запрет политической партии.

Таким образом, в деятельности публичной администрации методы являются важнейшим правовым средством их использования необходимо осуществлять в рациональном сочетании с учетом особенностей объектов воздействия, области деятельности, материальных возможностей, кадрового и технического потенциала, способствовать уменьшению препятствий в реализации гражданами своих прав, свобод и законных интересов.




2019-07-03 314 Обсуждений (0)
Цели административных наказаний как меры административного принуждения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цели административных наказаний как меры административного принуждения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (314)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)