Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль спортивного питания в физическом развитии организма юного спортсмена



2019-07-03 260 Обсуждений (0)
Роль спортивного питания в физическом развитии организма юного спортсмена 0.00 из 5.00 0 оценок




Здоровое питание юного спортсмена должно отвечать ряду требований:

§ режим и дробность (5–7 раз в день);

§ наличие 3-х разового горячего питания;

§ сбалансированность рациона по основным пищевым веществам и энергии (в зависимости от вида спорта и характера деятельности, состояния здоровья, поставленных задач). Ежедневно в рационе питания должны присутствовать мясо, рыба, птица, молочные каши, яйца, кисломолочные продукты, желательно с пре – и пробиотическими свойствами, сыр, творог, свежие фрукты, зелень, овощи, растительное и сливочное масло, хлеб, соки;

§ кулинарная и технологическая обработка и приготовление блюд с максимальным сохранением биологической ценности продуктов.

В течение последних лет некоторые из вышеперечисленных аспектов организации питания, на примере учащихся спортивных классов, ДЮСШ и воспитанников УОР, постоянно исследуются Санкт-Петербургским НИИФКом.

Так, например, в спортивных классах общеобразовательных школ Санкт-Петербурга изучалось фактическое питание 15–17-летних школьников. Его оценку проводили анкетно-опросным методом. Количество пищи во время интервью оценивали с помощью альбомов с фотографиями различных по размеру порций блюд и продуктов. Расчет пищевого состава среднесуточного рациона питания проводился по компьютерной программе с учетом потерь нутриентов при холодной и тепловой кулинарной обработке продуктов [5, с. 71].

Среднесуточные энергозатраты учащихся определяли на основании хронометража отдельных видов деятельности с использованием общепринятых энергетических эквивалентов [6, с. 16]. Результаты исследований энергетического обмена показали, что энергетические затраты у юных спортсменов значительно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом, и составляют 34–38% от общего расхода энергии за сутки. При этом следует учитывать, что спортивную деятельность характеризуют интенсивность и неравномерность энерготрат, часто сочетающихся с нервно-психическими нагрузками, которые могут существенно увеличивать их величину. Проведенные расчеты позволили установить потребность в энергии, составляющую в среднем 3056±78 ккал в день для девушек и 3763±86 ккал в день для юношей.

Выполненные исследования по оценке фактического питания показали, что рационы школьников, обучающихся в спортивных классах, характеризуются пониженной энергетической ценностью с дефицитом 6% у юношей и 18% у девушек. Содержание общего белка в рационах подростков несколько занижено и соответствовало 78% у девушек и 91% у юношей от рекомендуемых величин [7, с. 96]. Количество белка животного происхождения в целом удовлетворительное.

К особенностям данного анализа фактического питания юных спортсменов следует отнести существенный дефицит общих углеводов: у девушек – только 62% и у юношей – 79% от рекомендуемых величин. Отмечается также нарушение в распределении между простыми и сложными углеводами, норма – 40/60%.

Характерно, что этот же недостаток в структуре питания юных спортсменов отмечался двадцать лет назад при анализе организованного питания в школах-интернатах спортивного профиля [8, с. 87]. Излишек в использовании жира при приготовлении пищи не только для юных спортсменов, но и для других профессиональных групп населения России на протяжении многих лет подчеркивается специалистами по питанию [9, с. 63; 10, с. 85], но реальных изменений, к сожалению, не происходит. Если проследить, как это отражается на формуле сбалансированного питания (15/25/60%) для данного контингента, то можно увидеть, что распределение между белками, жирами и углеводами составило 14/40/46%, то есть идет увеличение количества жиров за счет снижения количества углеводов. Обеспеченность отдельными витаминами учащихся составила: А – 64%; В1 – 74%; В2 – 58% от необходимого количества. Среди минеральных веществ отмечается дефицит кальция и фосфора при соотношении 1:2,5. У девочек обнаружен заметный дефицит легкоусвояемого железа из белковых продуктов животного происхождения. В продуктовом наборе отмечен дефицит молока и кисломолочных продуктов, овощей и фруктов, крупяных изделий, а также излишек сахара и кондитерских изделий.

Известно, что систематическое употребление большого количества легкоусвояемых углеводов может привести к истощению бета-клеток поджелудочной железы и развитию сахарного диабета 2-го типа. Особое значение необходимо придать тому факту, что у юных спортсменов наблюдается высокий уровень потребления простых углеводов. Но это, по нашим наблюдениям, не приводило к необратимому гликированию белков крови. Вероятно, систематические физические нагрузки имеют прямое отношение к контролю процессов не ферментного гликирования белков в организме, которые в последнее время рассматриваются как показатели нарушений углеводного обмена, ведущие к развитию диабета [1, с. 76].

По результатам анализа клинико-генеалогических данных впервые было установлено, что 7,8% юных спортсменов генетически предрасположены к сахарному диабету 2-го типа. Уровень содержания гликированного гемоглобина (HbA), находился в пределах нормы – 3,0–6,0%. 11% не занимающихся физическими упражнениями (группа сравнения) имели предрасположенность к диабету, а уровень HbA у них был выше нормы – 6,92±044%.

Приходится констатировать факт отсутствия в стране мониторинга лиц, генетически предрасположенных к различным формам диабета, ожирению, к сердечнососудистым нарушениям и другим наследственным отклонениям, которые необходимо выявлять уже в детском возрасте и среди юных спортсменов.

Такая информация крайне необходима при организации питания по индивидуальным показателям здоровья, наследственности и режимов тренировочных нагрузок.

Например, появились работы по определению генетической предрасположенности человека к физическим нагрузкам разного характера на примере полиморфизма гена ангиотензинпревращающего фермента – АПФ [2, с. 22]. D-аллели гена АПФ считают фактором риска возникновения инфаркта миокарда, спазма коронарных сосудов, гипертрофии левого желудочка, кровоизлияний, а также высоким риском развития атеросклероза, I-аллели, как обнаружилось, связаны с повышенной выносливостью при физических нагрузках у спортсменов [3, с. 71]. Игнорировать эти факты при отборе и воспитании юных спортсменов невозможно, как и неправильно не учитывать характер питания при полиморфизме генов АПФ при адаптации к спортивным нагрузкам, где сердечная мышца испытывает колоссальные нагрузки.

При анализе фактического питания, выявляются и приобретенные факторы риска питания у юных спортсменов. Прежде всего, это признаки железодефицитных состояний у девочек, когда наступает период половой зрелости. Поэтому потребность в железе в пубертатном периоде у девочек гораздо выше, чем у мальчиков и чем в период препубертата. Более того, занятия спортом, особенно такими «молодыми» видами, как гимнастика, фигурное катание, плавание, может приводить к нарушению менструального цикла и даже аменорее. Дефицит железа может наблюдаться и у подростков-мальчиков при интенсивных занятиях спортом. При этом, как правило, для юных спортсменов или не характерно состояние анемии, или развивается легкая анемия, но происходит снижение спортивной работоспособности [4, с. 58].

К типичным ошибкам питания, которые можно трактовать уже как факторы риска, относятся дефициты в рационах питания кальция и магния наряду с дисбалансом поступления фосфора.

В данных работах показана и значительная вариация показателей белкового обмена. В эксперименте принимали участие учащиеся УОР (20 спортсменов – баскетболистов). Спортсмены систематически на протяжении 3 недель в вечернее время, после тренировки, принимали спортивную пищу белковой направленности в виде коктейля, содержащего 20 г. полноценного белка, для развития силы и мышечной массы. Все обследуемые спортсмены были здоровы и тренировались в соответствии с планом.

Распространение и применение специальных продуктов питания, биологически активных добавок – БАД (ранее ППБЦ) обусловлено не только физиологическими или биохимическими аспектами питания, но и социальными, экономическими и информационными изменениями условий обитания и рынка продовольственных продуктов.

Например, значительное влияние на формирование стереотипов питания в современном обществе оказывает реклама. Именно на детей и подростков нацелена в последние годы стратегия как иностранных, так и отечественных производителей пищевых продуктов и «общественного питания», прежде всего на различные формы быстрого питания. Дети, которые употребляют, например, хлопья на завтрак, батончики или конфеты на переменке в школе, фруктовый неживой йогурт на десерт, газированные напитки, картофель фри в течение дня, получают достоверно больше простых углеводов с высоким гликемическим индексом, чем это рекомендовано [5, с. 87]. Шоколадно-ореховые кремы, макаронные изделия с соусами, супы, пицца, требующие только разогрева перед употреблением, как правило, богаты животными жирами [6, с. 43]. Распространенные нарушения в питании связаны с низкой культурой питания. Поэтому, наверное, из 6 способов улучшения питания на 1-е место ставится образование в области питания, в которой анкетно-опросным методом изучали источники информации детей и подростков, воспитанников УОР и ДЮСШ, о специальных продуктах питания – БАД и БАВ [8, с. 87].

Анкетному опросу подверглись 345 спортсменов 12–18 лет. Исследованием были охвачены такие виды спорта, как велоспорт и триатлон, л/атлетика, плавание и водное поло, кикбоксинг и дзюдо, греко-римская и вольная борьба, всевозможные виды гребли, лыжные гонки, настольный и большой теннис, фехтование и современное пятиборье, игровые виды спорта (баскетбол, волейбол, футбол, гандбол).

В результате анкетного опроса выявлено, что использовали спортивное питание 132 спортсмена, а не использовали – 213.

Источником информации о специальных продуктах спортивного питания для группы спортсменов, использующей их в своей практике послужило (в%):

1) тренер – 32,1

2) родители – 22,8

3) сверстники -13,5

4) спортивный врач -6,6

5) спортивная специальная литература -10,4

6) другие источники (телевидение, реклама) – 4,6.

Источником информации о специальных продуктах спортивного питания для группы спортсменов, не использующей их в своей практике, послужило (в%):

1) тренер -20,5

2) родители -19,0

3) сверстники – 21,0

4) спортивный врач -11,2

5) спортивная специальная литература -18,5

6) другие источники (телевидение, реклама) -9,8.

Видно, что значительный процент респондентов (родители и сверстники) имеют информацию не из профессиональных источников, что подчеркивает актуальность образовательной составляющей в общей культуре питания.




2019-07-03 260 Обсуждений (0)
Роль спортивного питания в физическом развитии организма юного спортсмена 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль спортивного питания в физическом развитии организма юного спортсмена

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)