Анализ налогового законодательства. Возможность предоставления отсрочки на примере ОАО «Кимрыинжсельстрой»
Согласно статье 64 налогового кодекса отсрочка может предоставляться до одного года. По сути отсрочка представляет собой налоговый кредит, а плата за него составляет ½ ставки рефинансирования центрального банка (6,5% в год). Эта ставка меньше чем процент начисления пеней (1/300 ставки рефинансирования центрального банка, примерно 17 % в год). При внешнем управлении и финансовом оздоровлении при рассрочке платежей устанавливается начисление процентов равным ставке рефинансирования ЦБ. Применение отсрочки возможно и при мировом соглашении. Статьи 64, 65 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают шестимесячный максимальный срок, на который предоставляется отсрочка или рассрочка платежей по налогам и сборам и максимальный годичный срок, на который выдается налоговый кредит. Все эти максимальные сроки (срок проведения финансового оздоровления, расчетов с кредиторами первой и второй очередей и предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате обязательных платежей или налогового кредита) плохо стыкуются между собой. А учитывая необходимость пропорционального погашения требований по денежным обязательствам кредиторов и одновременно требований по обязательным платежам и разницу в сроках уплаты разных видов обязательных платежей (налогов, таможенных и иных сборов и перечислений в государственные внебюджетные фонды) по предоставленным рассрочкам или налоговым кредитам реальная возможность соблюдения в этой части законодательства представляется весьма сомнительной.[14] Применение отсрочки, действительно, может помочь предприятию, находящемуся во временном затруднительном положении. При этом сокращаются издержки на судебные расходы, связанные с проведение процедур банкротства. Таким образом, возможно более полное погашение обязательств. Допустим с ОАО «Кимрыинжсельстрой» на первом собрании кредиторов было заключено мировое соглашение и была предоставлена отсрочка на один год. Согласно п. 4 статье 61 Налогового кодекса: «Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора». При этом необязательно предприятие получит рассрочку по всем налоговым платежам. Рассмотрим самый оптимистичный вариант, когда на всю требуемую сумму (3 774 287 рублей) получена отсрочка. В связи с весьма затруднительным положением предприятие в лучшем случае расплачивается по основным платежам за полученный отсроченный год. Таким образом, сумма обязательных платежей возрастает ( на 6,5%), а также предприятие может получить кредиты, продать имущество или задолжать поставщикам и подрядчикам (при мировом соглашении дело о банкротстве прекращается). Действительно, в ситуации когда сумма обязательных платежей значительно превышает сумму возможной конкурсной массы, а хозяйственная деятельность затруднительна, возникает соблазн отчуждения имущества. Процедуры банкротства предполагают контролирующие механизмы по сохранению имущества должника. При завершении дела о банкротстве контролирующие механизмы значительно ослабевают. Конкурсное производство неизбежно, а средств от продажи предприятия всё равно не хватит для погашения обязательств. Поэтому в случае ОАО «Кимрыинжсельстрой» применение ликвидационной процедуры неизбежно. Очевидно, что при проведении конкурсного производства, государство часто несёт убытки (конкурсной массы не хватает для погашения обязательных платежей). Может быть целесообразнее уменьшать налоговую базу (например, земельный налог, налог на добавленную стоимость), когда производство только начало свою деятельность. Льготную налоговую базу можно применять в течении определённого промежутка времени (допустим два года). Это создаст условия для развития производства. Когда производственные мощности возрастут, предприятие сможет более эффективно платить обязательные платежи. Заключение Закон о банкротстве 2002 года предусматривает реабилитационные процедуры ( внешнее управление и финансовое оздоровление) и ликвидацию предприятия (конкурсное производство). При мировом соглашении дело о банкротстве прекращается. В работе показано, что при конкурсном производстве правоспособность должника предельно сужается. Это связано с сущностью конкурсного производства – соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Правоспособность должника при оздоровительных процедурах выше, чем при ликвидации предприятия, однако Закон о банкротстве предусматривает полное погашение обязательств за определённый срок (при внешнем управлении –18 месяцев, финансовое оздоровление – 2 года). При выборе процедуры банкротства необходимо учитывать возможность удовлетворения требований за определённый срок (с учётом процентов за предоставленную отсрочку). Решение первого собрания кредиторов является определяющим при выборе процедуры банкротства. При выборе процедуры банкротства ОАО «Кимрыинжсельстрой» и проведении первого собрания кредиторов выявлены следующие особенности: - отсутствие руководителя должника, представителя учредителей, представителя собственника имущества должника, представителя работников должника, что согласно п.3. ст. 72 Закона о банкротстве не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным. - от собственников предприятия, кредиторов и третьих лиц не поступало предложений о восстановлении платежеспособности и предоставлении финансовой помощи ОАО «Кимрыинжсельстрой». - общая сумма заявленных требований налоговых и иных уполномоченных органов по обязательным платежам и денежным обязательствам (недоимка) составляет 3774287,02 рублей, что составляет 100% от суммы установленных требований. На основании отчёта арбитражного управляющего было проведено голосование. 100% присутствующих ( в нашем случае это один представитель ФНС России) проголосовало за введение конкурсного производства. При обосновании введения конкурсного производства использовались следующие финансово-хозяйственные показатели и методические рекомендации: - структура активов - структура кредиторской задолженности - финансовые результаты деятельности - рекомендации ФУДН для определения неудовлетворительной структуры баланса и оценки реальной возможности восстановления платёжеспособности. - соотношение собственного и заёмного капитала - степень платёжеспособности по текущим обязательствам - методика кредитного скоринга В результате анализа финансового состояния предприятия были сделаны следующие выводы. Анализ состава и структуры оборотных активов выявил их низкую ликвидность и недостаточность этого источника финансирования для погашения краткосрочных обязательств должника; Анализ кредиторской задолженности показывает, что основная ее часть приходится на задолженность перед бюджетом. Значительные задолженности перед бюджетом и государственными и внебюджетными фондами является весьма негативным моментом, поскольку за каждый календарный день просрочки исполнения налогового обязательства исчисляется пени в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ (в настоящий момент 13%). Как показывает анализ финансовых результатов деятельности ОАО «Кимрыинжсельстрой» на протяжении всего периода исследования основная производственная деятельность предприятия является убыточной. На основании рекомендаций ФУДН структура баланса предприятия является неудовлетворительной, и у предприятия нет реальной возможности восстановить платежеспособность в ближайшее время. На последнюю отчетную дату ОАО «Кимрыинжсельстрой» в значительной степени зависимо от внешних источников финансирования, т.к. значение показателя финансовой автономии составило 0,45. Согласно методике кредитного скоринга ОАО «Кимрыинжсельстрой» является предприятием с высоким риском банкротства даже после принятия мер по финансовому оздоровлению. Кредиторы рискуют потерять свои средства и проценты; Таким образом, комплексный финансовый анализ ОАО «Кимрыинжсельстрой» показал, что восстановление платёжеспособности невозможно и необходимо ввести процедуру конкурсного производства. Следовательно решение первого собрания кредиторов было обосновано. Для усовершенствования подходов к обоснованию конкурсного производства в нашей работе были предложены следующие рекомендации. Использование факторного анализа позволяет проанализировать постояннные и переменные издержки, что позволяет оптимизировать процесс производства. Это необходимо при анализе возможностей оздоровительных процедур. Применение горизонтального трендового анализа позволяет прогнозировать значение финансовых показателей в ближайшем будущем. С помощью линейной апроксимации были получены аналитические зависимости: задолженность перед бюджетом от времени и коэффициент текущей ликвидности от времени. Эти зависимости можно использовать для прогнозирования финансового сотстояния предприятия, что важно при выборе процедуры банкроства. Применение парно-корреляционного анализа позволило получить аналитическую зависимость задолженности перед бюджетом от коэффициента текущей ликвидности. Было рассчитано значение коэффициента текущей ликвидности, при котором задолженность перед бюджетом была равна нулю. Было предложено использовать этот показатель при выборе процедуры банкротства. Анализ налогового законадательства показал, что применение отсрочек и рассрочек просроченных платежей не приведёт к улучшению финансового состояния ОАО «Кимрыинжсельстрой». Было предложено применение льготного налогообложения в начале деятельности предприятия, что позволит уменьшить число несостоятельных предприятий. Список литературы
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ 3. "Налоговый кодекс Российской Федерации" (НК РФ) Часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ 4. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ 5. Федеральный закон от 08.01.98 г. "О несостоятельности (банкротстве)” 6. Федеральный Закон "о несостоятельности (банкротстве)"от 26.10.2002 N 127-ФЗ 7. Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа" 8. Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса (утверждено распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.1994 года №31-р). 9. Система критериев, утвержденная Постановлением Правительства РФ №498 от 20.05.1994 года "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий"; 10. Информационное письмо Президиума ВАС РФ № 43 11. Устав ОАО «Кимрыинжсельстрой» 12. Протокол первого собрания кредиторов ОАО «Кимрыинжсельстрой. 13. Балансы бухгалтерского учёта ОАО «Кимрыинжсельстрой» Форма №1 14. Балансы бухгалтерского учёта ОАО «Кимрыинжсельстрой» Форма №2 15. Александрова К.И. Реорганизация. Ликвидация. Банкротство. Краткий справочник предпринимателя. Спь: Питер, 2005 г. 16. Бандурин А. В., Орехов С. А., Медведев С. Ю. Отдельные проблемы антикризисного управления предприятиями. – М.: Диалог-МГУ, 2000. 17. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика, 1995. – с. 384 18. Балдин К.В., Белугина С.В., Галдицкая С.Н., Передяев И.И. Банкротство предприятий; анализ, учёт, прогнозирование. –М.: Дашков и К, 2007 г.с. 240-241 19. Белых В.С., Дубинич А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства), -М.: 2004 г. с. 176 20. Валуйский Алексей Владимирович Анализ отдельных положений о расчетах с кредиторами в процедурах, предусмотренных законодательством о несостоятельности. // Стратегия и тактика управления предприятием в переходной экономике: Сб. науч. тр. / Под ред д-ра экон. наук, профессора Г.С. Мерзликиной / Волгоград, гос. техн. ун-т. — Волгоград, 2003. — Вып. 7. С. 90-101. 21. Доклад к заседанию Правительства Российской Федерации 25 ноября 2004 г. О совершенствовании законодательства Российской Федерации о банкротстве Москва, 2004 год. 22. Комментарий к Федеральному Закону «о несостоятельности (банкротстве)» //под ред. Попондуполо. Омега-Л, 2003 г. 23. Сёмина А.Н. Банкротство: вопросы правоспособности должника юридического лица. – М .: Экзамен 2004 С. 132 24. Скуратовский М.Л. Конкурсное производство. Спб, 2006 г. 25. Телюкина М.В., Ткачёв В.Н. Банкротство в россии// журнал «Адвокат», февраль 2006 г 26. Телюкина М.В. Основы конкурсного права –М.: Волтерс Клувер 2004 г. 27. Ткачёв В.Н. Конкурсное правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в России. –М.: Городец, 2006 г. Приложения
Приложение № 1
Список основных средств ОАО «Кимрыинжсельстрой» на 01.09.2005 года
Приложение № 2
Задолженность ОАО «Кимрыинжсельстрой» по состоянию на 07.06.2005 согласно акта-сверки задолженности с Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области
Приложение №3
ПРОТОКОЛ ПЕРВОГО СОБРАНИЯ КРЕДИТОРОВ Открытого акционерного общества «Кимрыинжсельстрой»
В собрании кредиторов приняли участие с правом голоса:
Полномочия представителя кредиторов проверены. Представителю кредитора выдан бюллетень для голосования по вопросам повестки для собрания кредиторов. Принимают участие (без права голоса): -арбитражный управляющий ОАО «Кимрыинжсельстрой» Пешехонов Илья Владимирович; Общая сумма заявленных требований налоговых и иных уполномоченных органов по обязательным платежам и денежным обязательствам (недоимка) составляет 3774287,02 рублей. Арбитражный управляющий сообщил, что, учитывая требования ст.ст. 12 и 14 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», собрание кредиторов ОАО «Кимрыинжсельстрой» правомочно решать все вопросы повестки дня. Арбитражный управляющий попросил присутствующего на собрании представителя уполномоченного органа решить вопрос о ведении собрания кредиторов и ведении протокола собрания кредиторов, пояснив, что в соответствии с положениями Федерального закона о банкротстве и существующей практикой функции по ведению собрания кредиторов и ведению протокола собрания кредиторов могут быть возложены на арбитражного управляющего. Однако не исключены и иные варианты. От представителя кредитора поступило предложение возложить функции по ведению собрания кредиторов и ведению протокола собрания кредиторов на арбитражного управляющего. На голосование поставлен вопрос о возложении функций по ведению собрания кредиторов и протокола собрания кредиторов на И.В.Пешехонова.
Собрание кредиторов РЕШИЛО: возложить функции по ведению собрания кредиторов и протокола собрания кредиторов на И.В.Пешехонова. Затем управляющий напомнил присутствующим повестку дня собрания. ПОВЕСТКА ДНЯ СОБРАНИЯ: 1. Отчет конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения финансового анализа. 2. Принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. 3. Направление в саморегулируемую организацию запроса о предоставлении кандидатур конкурсных управляющих. Поступило предложение: повестку дня собрания утвердить.
Собрание кредиторов РЕШИЛО: Повестку дня собрания утвердить. По 1-му вопросу: Отчет конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения финансового анализа. Конкурсный управляющий сообщил присутствующим о проведенной им работе в процессе конкурсного производства ОАО «Кимрыинжсельстрой». Публикация сведений о проведении первого собрания кредиторов произведена в Российской газете от 15 апреля 2006 года. Проведена инвентаризация и оценка недвижимого имущества ОАО «Кимрыинжсельстрой». Поступило предложение: отчет управляющего принять к сведению. Предложение поставлено на голосование.
Собрание кредиторов РЕШИЛО: отчет конкурсного управляющего принять к сведению. По 2-му вопросу: Принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства Арбитражный управляющий сообщил присутствующему на собрании представителю уполномоченного органа, что восстановить платёжеспособность при помощи процедур внешнего управления и финансового оздоровления невозможно. Поступило предложение: Принять решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства Предложение поставлено на голосование.
Собрание кредиторов РЕШИЛО: Принять решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства По 3-му вопросу: Направление в саморегулируемую организацию запроса о предоставлении кандидатур конкурсных управляющих. Арбитражный управляющий сообщил присутствующему на собрании представителю уполномоченного органа, что в связи с принятием решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства необходимо направить в саморегулируемую организацию запроса о предоставлении кандидатур конкурсных управляющих. Поступило предложение: направить в саморегулируемую организацию запроса о предоставлении кандидатур конкурсных управляющих. Предложение поставлено на голосование.
Собрание кредиторов РЕШИЛО: направить в саморегулируемую организацию запроса о предоставлении кандидатур конкурсных управляющих. В связи с рассмотрением всех вопросов повестки дня собрание было закрыто.
(0.015 сек.) |