Понятие, принципы и сущность медиации как альтернативного способа урегулирования спора
В последнее время все чаще можно встретить практику альтернативного разрешения конфликтов. Одной из таких альтернатив является процедура медиации, получившей широкое применение в европейских странах. Слово «медиация» происходит от латинского «mediatio» - посредничество; аналогичное значение имеют слова «mediation» (англ.), «médiation» (фр). Каждый в пределах своего понимания может дать свою дефиницию этому понятию4. В конфликтологии ученые рассматривают медиацию как специфическую форму урегулирования спорных вопросов, конфликтов, согласования интересов. Понятие «медиация» происходит от латинского «mediare» – посредничать. Медиация – это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая являетсяпредставленозаинтересованной толькоконечныйлишь в том,товаровчтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон. Профессиональная деятельность в области альтернативного разрешения споров называется медиацией. Медиация – это процесс переговоров, в котором медиатор-посредник является организатором и управляет переговорами таким бразом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих сторон соглашению, в результате выполнения которого, стороны урегулируют конфликт между собой. Решение, достигнутое самими сторонами в ходе медиации, как правило, не требует принудительного исполнения, потому что стороны удовлетворены им и заинтересованы в его 4Баклановский, С.В. Конфликтология / С.В. Баклановский. - СПб.: Питер, 2015. –С.144
исполнении5. Н.В. Гришина6 определила медиацию как технологию решения конфликта с участием нейтральной третьей стороны. А.В. Дмитриев7 определяет медиацию - как определенный подход к решению конфликта, в котором нейтральная третья сторона обеспечивает структурированный процесс, для того чтобы помочь конфликтующим сторонам прийти к взаимно приемлемому решению спорных вопросов. Медиация (лат. мediatio – право) – посредничество, содействие третьей, нейтральной стороны в мирном разрешении споров8. Медиация (англ. mediation – посредничество) – содействие третьей стороны двум или более лицам в поисках соглашения в спорной или конфликтной ситуации9. Медиация – переговоры по правилам, особым образом организованный переговорный процесс по разрешению конфликта с участием третьей нейтральной стороны – медиатора10. Мы понимаем под этим понятием добровольный и конфиденциальный способ разрешения конфликтной ситуации, где медиатор в ходе структурированной процедуры помогает участникам конфликта вступить в прямые переговоры с целью выработки общего решения по проблеме. Глвными признаками медиации являются: - добровольность; - конфиденциальность; - наличие структурированной процедуры проведения;
5АллахвердовавнутреннейО.В. Карпенко А.Д. Медиацияэлемент– переговоры с участиемзависимостипосредника. – СПб.: Издательский дом Розамира, 2013. – С.67 6Гришина, Н. В. Психология конфликтас/истемыН.В. Гришина. - СПб.: Лань,еинаксыз2и013. – С.60. 7 Дмитриев, А.В. Конфликтология/ А. В. Дмитриев. – М.: АСТ, 2014. –С.134 8Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии / Д.П. Зеркин. - Ростов-на-Дону: Феник, 2015. – С.56. 9Лампен, Д. Введение и курс тренинга «Медиация ровесников»поставка/ Д. Лампен. - Одесса: ООГМ, 2011. –С.54 10Марголина, Т.И. Конфликтность как индивидуальная характеристика/ Т.И. Марголина // Ежегодник Российскогоразделениипсихологического общества. - Т. 1. - Вып. 2, 2010. - С. 134-136.
- частичное вмешательство третьей стороны (медиатора): а) помощь в налаживании общения; б) содействие прохождению дела.11 Целесообразность применения медиации основана на признании факта позитивного влияния третьей нейтральной стороны (посредника) на проведение переговоров. Медиация имеет разнообразные исторические и культурные корни. В последнее десятилетие к медиации заметно возрос исследовательский интерес, и она начала играть заметную роль в системе образования и отправления правосудия многих стран мира. 12 Ключевой фигурой процесса медиации является медиатор – лицо (группа лиц или организация), осуществляющее посредническую деятельность. Медиатор – профессионаьный посредник в переговорах по разрешению конфликтов.13 Медиатор может играть роль «заместитея» прямых контактов между сторонами. Медиаторами могут быть администраторы, педагоги, консультанты и др. или группа лиц, осуществлящих миротворческую миссию. Необходимо отметить, что во всех трактовках понятия медиации подчеркивается как участие третьей стороны (медиатора), которая осуществляет определенную помощь в налаживании взаимоотношения, интересы которой не связаны непосредственно с предметом недоразумений. Активная третья сторона контролирует процесс, способствует реалистической оценке ситуации сторонами, принятию адекватного решения, уменьшает эмоциональное напряжение и прочее. Медиатор выступает посредником в конфликте сторон, создает атмосферу конструктивного сотрудничества и заботится о корректном отношении сторон друг к другу. В 11Беспальчая, Р. Пути мирногозависимостиразрешения конфликтовобеспечивающиев школе / Г. Беспальчая. - Тернополь, 2014. - 97 с. 12Альтернативное разрешение споров/ А.И. Зайцева,услугИ.Ю. Захарьящева, И.Н. Балашова, А.Н. Балашов / Под ред. А.И. Зайцева. - М.: Астрель, 2014. -180 с. 13Федеральныйзакон от 27 июня 2010 №т1орговых93-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредникараспределением(процедуре медиации)»распределение(с изм. и доп., вступающими в силууслугс 01.09.2013) // Консультант-Плюс, 2017.
компетенции медиатора не входит принятие решения, он лишь помогает сторонам в разрешении конфликта14. Медиацию возможно применять, когда стороны спорят в длительных отношениях, а предмет спора является лишь видимой причиной конфликта. Ведь главным для сторон должно быть желание решить недоразумение. Медиация основывается на принципе «выиграть-выиграть». Проведение примирительной процедуры требует большого терпения и упорства. Истинные преимущества медиации заключаются в поиске более приемлемых решений, взаимоуважении, соблюдении взятых на себя обязательств, восстановлении отношений между школьниками, педагогами или родителями. Технологическую карту проведения медиации можно представить в виде последовательно сменяющих друг друга этапов (см. таблицу 1.1)15. Таблица 1.1. - Этапы проведения медиации
Медиация (посредничество) не может быть универсальным инструментом урегулирования конфликтов. В определенных ситуациях ее применение недопустимо. Однако, анализ конфликта при помощи медиатора (посредника), дает шанс, как учащимся так и педагогам, переосмыслить свое
14Мельниченко, Р.Г. Медиация / Р.Г. Мельниченко - М.: Дашков и Ко, 2014. –С.78 15Латынов, В. Конфликт: протекание, способыустановлениеразрешения, поведение конфликтующихсторон/ В. Латынов. – М.: Спутник+, 2013.-С.67
поведение, активизирует внутренниесопровождаютсяресурсы16. А.Н. Некрасова17 отмечает, что важно помнить, что медиация не является какой-то панацеей. Она может стать вспомагательным средством только тогда, когда стороны будут готовы и способны принять участие в медиации. В.Д. Чуреев18 в современной практике медиации выделяет следующее подходы: 1. Медиация, ориентированная на решение проблемы. Этот подход сосредоточен на интересах людей, поиска решений и направленный на удовлетворение обеих сторон в признании их интересов; в рамках этого подхода медиатор сначала предлагает сторонам изложить свои позиции, а затем помогает им признать, что у сторон есть общие интересы и потребности. 2. Трансформативная медиация позволяет участникам определить ход медиации в то время, как медиатор наблюдает за ними, а не наоборот, когда участники идут по указаниям медиатора. В центре внимания этого подхода - общение сторон, предоставлниие им возможности по-новому посмотреть на то, что происходит, и понять сердцем, а не разумом. Ключевым компонентом этого процесса является «слышать и слушать», что помогает участникам конфликта пережить определенную «трансформацию» и объясниться. 3. Нерративная медиация построена на убеждении в том, что медиаторы и участники конфликта осуществляют длительное воздействие друг на другаа во время диалога, а сам процесс выглядит, как рассказ историй, в которых участники выкладывают свой взгляд на то, что происходит. 4. Экосистемная или семейно-ориентированная медиация применяется 16Верховская, Е.Н. Актуальность подготовки будущих социальных педагогов к организации школьных служб примирения/ Е.Н. Верховскаяпервой// Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - №2(26) – 2015. – С.59 17Некрасова, А.Н. Конфликтология. Конфликты в организациях/ А.Н. Некрасова. – М.: Издательскийувязатьдом АСТ, 2013. – С.67 18Чуреев, В.Д. Конфликтология / В.Д. Чуреев. - СПб: Питер, 2013. – С.200
для урегулирования семейных конфликтов. Основной задачей такой медиации является оказание помощи семье в преодолении изменений и сохранении нормальных отношений с детьми. 5. Медиация, основанная на понимании, имеет целью разрешения спора путем понимания, поскольку глубокое понимание сторонами их собственных перспектив, приоритетов и интересов, а также перспектив, приоритетов и интересов других сторон делает их способными преодолеть конфликт совместными усилиями. Такой подход предполагает, что сами участники, а не посредники наиболее полно представляют себе суть спора и имеют лучшие возможности найти оптимальное решение. 6. Оценочная медиация. Медиаторфактороввлияет на процесс, оценивая происходящее, а при определенных обстоятеьствах влияет на результат диалога, еслитакженеобходимо, предлагает свои варианты решения конфликта в форме рекомендаций. Преимущество медиации состоит в том, что вместо решения извне стороны находят собственное взаимовыгодное решение. Вместо борьбы за правоту происходитпроцессконструктивная работа над решением конфликта. При этом медиация не ограничивается существующим предметом спора, она должна учитывать также и скрытые причины возникновения конфликтной ситуации, к переговорному процессу могут привлекаться третьи лица, которые до сих пор не участвовали в судебном производстве. Если разрешение конфликта разрабатываются сторонами самостоятельно, то это воспринимается участниками более одобрительно и увеличивает шансы на сохранение прочных отношений в будущем19. Медиация - это процесс, с одной стороны, новый, если говорить о его появлении в сфере решения конфликтов, а с другой –старый, если иметь в виду его вневременную универсальность. Поэтому нужно отличать современную медиацию от традиционных форм разрешения споров и других 19 Овчинникова, Т. С., Павлович,элементГ. А. Служба примирения в образовательномучреждении / Т.С. Овчинникова, Г.А. Павлович. – М.: АСТ, 2013. – С.20
форм урегулирования споров20. История медиации как посредничества в регуулировании конфликтов достигает далеких времен, медиацию использовали для урегулирования конфликтов между странами, семьями, политическими партиями, религиозными общинами, разными общественными группами. Ее практиковали в античной Греции в древнем Китае, в средневековой Европе. Чаще посредниками в конфликтах были представители церкви и религий, и сегодня во многих случаях именно священнослужители активно являются посредниками между членами своих общин, когда те конфликтуют между собой21. Современное понимание медиации формируется во второй половине ХХ в. в Австрии, Великобритании, США. За рубежом медиация возникла как результат осознанной обществом необходимости. Сам термин «медиация» впервые появляется 1947-м годузакупочнойв названии американского федерального центра по урегулированию конфликтов между профсоюзами и работодателями «Federal Mediation and Concilation Service»22. Основы медиации как альтернативного способа решения правовых споров закладываются в США в 60-х гг. прошлого века. Это время - период активных протестов против войны во Вьетнаме, движения за права человека, массовых студенческих выступлений. Идеи, исходящие из этих движений, а также мнения культурологов, других ученых привели к активной разработке альтернативы традиционым правовым системам23.
20Терещенко,системеИ.Г., Гусев, А.И. Медиация в школе: виды, принципы, практические аспекты внедрения/ И.Г. Терещенко,заключениеА.И. Гусев // Психологиядеятельностиобучения. - №3. - 2013. - С.125 21 Лаврова, Н.М., Лавров, В.В. Медиация. Принятие ответственных решений / Н.М. Лаврова, В.В. Лавров. - М.: Институткечуконсультирования и системныхпервойрешений, 2013. – С.56 22Камакина, О.Л., Шигапова, А.Г. Медиация в школе: возможности и перспективы / О.Л. Камакина, А.Г. Шигапова // Августовский педагогическийвоздействиесовет. Система образование Кировскогорайона: будущее через диалог поколений. СПб: Публикации ИМЦ Кировскогофакторов района, 2015. - С.80 23Гулякина, В.В. Конфликтология. Психология конфликтасистемы/ В.В. Гулякина. – Орел: ОГУ, 2014. – С.102
В 70-х гг. ХХ в. использование и распространение технологии медиации в США набирает обороты. В коммунальных центрах организуют первые центры «соседской юстиции» которые оказывали бесплатные или не очень дорогие услуги посредничества. Они занимались спорами между арендаторами и наемными работниками, семейными конфликтами, случаями с применением насилия, мелкими правонарушениями и тому подобное24. Сегодня в США насчитывается более 700 подобных центров, большинство из них являются государственными и сотрудничают с судами, другие являются независимыми и рассматривают себя как альтернативу общепринятой правовой системе. Сегодня медиация на законодательном уровне закреплена во многих странах мира, соответствующие правовые акты существуют в США, Австрии, Великобритании, Германии, Голландии, Франции. Так, например, сегодня американская система судопроизводства поощряет добровольное решение конфликтов без суда. В некоторых штатах суд может принять дело к рассмотрению только тогда, когда стороны аргументируют, что возможности медиации в их деле исчерпаны или она не может быть применена. Также в США действует национальный институт разрешения конфликтов, который занимается разработкой новых методов медиации.25 В Великобритании обратиться к посреднику можно не только очно, но и по телефону, для этого существует специальная служба «горячая линия». Для стимулирования внесудебного посредничества в стране существует норма: если какая-то из конфликтующих сторон отказывается от предложенной процедуры медиации, то она несет все судебные издержки,
24Адвокат: навыки профессиональногопредоставлениемастерства / под ред. Л.А. Воскобитовой, И. Н. Лукьяновой, Л. П. Михайловой. – М.: Волтерс-Клувер, 2016. –С.109 25Здравомыслов,мероприятийА.Г. Социология конфликта/ А.Г. Здравосмыслов. - М.: Кнорус, 2012. – С.78
даже если дело выиграно26. На уровне Евросоюза утвержден Кодекс медиатора и издан ряд директив, регулирующих деятельность посредников. В Австрии позиция «медиатор» занесена в номенклатуру профессий. В 2004 году был принят федеральный закон о медиации, который регулирует обучение медиаторов и определяет стандарты их подготовки. На постсоветском пространстве технология медиации начала появляться в конце ХХ в. Это касается, прежде всего, юридической практики в области ювенального правосудия27. Анализируя вышесказанное, мы пришли к выводу, что медиация - это технология конструктивного решения конфликтных ситуаций с привлечением третьей, нейтральной, незаинтересованной в определенном споре стороны - медиатора. Как особая форма посредничества медиация призвана способствовать сторонам, находящимся в конфликте, найти взаимовыгодное и жизнеспособное решение его в кратчайшие сроки. Медиатор как бесстрасная сторона способствует созданию условий для понимания, а не выносит решения в пользу той или иной стороны.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (669)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |