Источники правового регулирования в сфере медиации
Медиация является важнейшим критерием развития демократии. Суть ее заключается в том, что две конфликтующие стороны могут при помощи 45Аболонин, В.О. Коммерческая медиация в России: вектор развития// Закон. - 2012. - №3. - С. 57
профессионального посредника, медиатора, достигнуть согласия, не прибегая к долгим судебным разбирательствам. Основная задача медиации не в том,товаров чтобы определить правого и виноватого в конфликте, а в том, чтобы привести стороны к консенсусу. Закон «О медиации» был принят 27июля 2010 года,как указано в законе,воздействиемедиация - это процедура урегулирования спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора в целях достижения ими взаимоприемлимого решения, реализуемаятоваровпо добровольному согласию сторон. Медиация – это гибкий конфиденциальный процесс, в котором нейтральное лицо помогает сторонам в процессе переговоров достичь соглашения в споре, и при этом стороны осуществляют полный контроль над процессом принятия решения и сами определяют условия разрешения спора. Медиация может применяться по спорам, возникающим из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, а также рассматриваемым в ходе уголовного судопроизводства, по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, если иное не установлено законами РФ, и отношениям, возникающим в ходе исполнительного производства. Предложение стороне обратиться к медиации может исходить от другой стороны спора, от суда или органа уголовного преследования, в чьем производстве находится уголовное дело. При рассмотрении гражданских дел медиация может быть начата как на досудебных стадиях, то есть в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства. Желаниезаключениепринимать участие в процессе медиации вызывается тем, что стороны сами задействованы в процессе, а не стоят в стороне, в то время как профессионалы решают их судьбу.
Медиатор знает процесс, он ведет стороны, а не руководит ими. Он помогает выйти из тупика, а не бросает их на произвол судьбы. Стороны в любой момент могут выйти из процесса и вернуться к нему на любой стадии. Медиацию предпочитают в случаях когда: - Прямые переговоры зашли в тупик; - Необхоимо более быстрое/дешевое заключение; - Необходимо избежать гласности; - Затронуты вопросы репутации; - Продолжить взаимоотношения между сторонами; - Судебное разбирательство рассматривается сторонами как последнее средство Если стороны заключили договор о проведении медиации, то это обстоятельство является основанием для приостановления производства по делу. Законом предусмотрено, что медиация должна быть завершена не позднее тридцати каленарных дней со дня заключения договора о медиации. В необходимых случаях по взаимному решению сторон срок проведения медиации можетразвивающейсябыть продлен до тридцати календарных дней, но не более шестидесяти календарных дней в совокупности. Применение медиации возможно и на стадиях апелляционного и кассационного рассмотрения. Закон о медиации закрепил содействующую модель медиации, означающую, что медиатор не только не выносит решения, но и не предлагает возможные варианты разрешения спора, а также не выступает в качестве правового консультанта сторон. То есть, за сторонами закреплен полный контроль не только за содержанием достигнутого решения, но и за процессом его поиска и выработки договоренностей по урегулированию спора. Законом предусмотрено следующее документальное оформление действий, связанных с проведением процедуры медиации: − соглашение об урегулировании спора (конфликта) - письменное соглашение сторон, достигнутое ими в процессе медиации заключенное в
письменной форме до возникновения спора или споров, либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением; - договор о медиации – письменное соглашение сторон, заключаемое с медиатором в целях разрешения спора (конфликта) до начала медиации, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами (ст. 20); − соглашение об урегулировании спора (конфликта)предприятия- соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме (ст. 27). Осуществление медиации основано на принципах добровольности, равноправия сторон медиации, независимости и беспристрастности медиатора, недопустимости вмешательства в процедуру медиации, конфиденциальности. Статьями 5-8 Закона подробно раскрыто содержание каждого из этих принципов. Медиация осуществляется по добровольному согласию сторон и при заключении между нимиэтомдоговора о медиации. Сроки ее проведения определяются договором о медиации. Для того, чтобы стать профессиональным медиатором, надо соответствовать ряду требований: возраст – от 25 лет, наличие высшего образования, прохождение специальной подготовки по программе. Программа состоит из трех уровней. Первый – общий курсместамедиации (5 дней обучения). Второй – специализированный курс, направленный на повышение квалификации и специализации на каком-то конкретном направлении – например, медиация в спорах, возникающих из гражданских, трудовых,
семейных правоотношений, спорах (конфликтах) по делам несовершеннолетних, в конфликтах по уголовнымприбылиделам, и т. д. Третий уровень – подготовка тренеров-медиаторов. Так, медиаторами могут быть медицинские работники, нотариусы, адвокаты, финансисты, психологи и педагоги (которые очень хорошоспроса зарекомендовали себяявляясьв рамках урегулирования споров, возникающих из семейных правоотношений. В РоссийскойвнутреннейФедерации предусмотрено, что непрофессиональным медиаторомотличительнымможет статьэлементовлицо, достигшее 18 летнего возраста. Услуги медиации являются платными, но центры медиации оказывают и бесплатные услуги. В настоящее время около 60 процентов услуг – бесплатные, что объясняются необходимостью информировать население о том, что такое медиация. Люди приходят, знакомятся, получают результат, и тут срабатывает механизм рекомендаций, который обычно называется «из уст в уста». Деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью. Лица, осуществляющие деятельность медиатора, могут заниматься своей основной работой, а медиаторство – это либо волонтерство, либо дополнительный доход. Медиаторов включают в реестр и привлекают при возникновении каких-либо спорных ситуаций. При этом стороны вправе сами выбирать медиатора, ознакомившись с информацией, размещенной на сайте центра. Если спор семейный, то, скорее всего, предпочтение будет отдано психологам или педагогам, а если речь идет об уголовных делах или гражданском судопроизводстве – юристу, имеющему соответствующую специализацию. Процесс примирения с участием медиаторов происходит следующим образом: либо стороны сами приходят к медиаторам, либо в суде они получают разъяснение, что могут разрешить конфликт альтернативными судебному процессу способами. Медиаторы ни в коем случае не дают советов или рекомендаций, так как они не судьи, не арбитры, и не пытаютсявоздействие
установить, кто прав, а кто виноват. Задача медиаторов – помочь сторонам найти взаимовыгодное решение. Искусство медиации как раз и заключается в том, чтобы стороны сами нашли взаимовыгодное для них решение. Работу медиатора нельзя сравнить с работой адвоката, так как адвокат представляет интересы одной из сторон, тогда как медиатор ничьих интересов не представляет. Кроме того, в отличие от адвоката, медиатор имеет право взаимодействовать со всеми сторонами конфликта. Так, одинэлементовиз принципов медиации найти взаимовыгодное решение для всех сторон конфликта, что несвойственно работе адвоката. Адвокат в своейконечныйработе опирается на законодательство, медиаторы же, помимо закона, учитывают финансовые и личностные интересы обеих сторон. Закон «О медиации» предусматривает примменение медиации также и в ходе уголовного судопроизводства по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести. Законом внесены изменения в УК РФ, согласно которым лицо, совершившее преступление небольшой или средней тяжести (за исключением коррупционных и иных преступлений против интересов государственной службы и государственного управления) подлежит освобождению от уголовной ответственности (ч. 1 ст. 67) либо может быть освобождено (ч. 2 ст. 67) от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим, в том числе в порядке медиации, и загладило причиненный потерпевшему вред. Применение процедуры медиации возможно только по возбужденным уголовным делам, на досудебной стадии производства, либо в судебных стадиях. Договор о медиации не приостанавливает производство по уголовному делу, а медиация должна быть осуществлена в установленные уголовно-процессуальным законом сроки досудебного и судебного производства. Факт участия в процедуре медиации не может служить доказательством признания вины участником судопроизводства.
Если стороны в порядке медиации заключат соглашение об урегулировании конфликта, то данное обстоятельство будет служить основанием для прекращения уголовного дела органом, ведущим уголовный процесс. При рассмотрении уголовных дел суды должны разъяснять и выяснять вопросы о возможности применения ст. 67 УК (освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением подсудимого с потерпевшим), Суд должен разъяснить сторонам, учавствующим в деле преимущество примирения: - потерпевший получает возможность быстрого возмещения ущерба, что устранит определенные сложности, возникающие в ходе судопроизводства; - при рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних, несовершеннолетний правонарушитель получает возможность избежать суда, понять последствия своего неправомерного поведения и загладить их; - воспитательная ценность примирения; - обе стороны могут непосредственно влиять на разрешение дела, разрешить конфликт, возникший в результате неправомерного поведения; - примирение экономит времясвязанныеи средства; - примирение позволит прекратить дело; - примирениестепенипозволит снизить судебные издержки, связанные с судопроизводством. Принципиальные положения Закона «О медиации» и Директивы ЕС совпадают. Так, 21 мая 2008 г. была принята Директива Европейского Парламента и Совета 2008/52/ЕС«Об определенных аспектах медиации в гражданских и коммерческих спорах»46. 46Директива № 2008/52/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О некоторых аспектах посредничества (медиации) в гражданских и коммерческих делах»
Одним из ключевых положенийфакторовДирективы, крайне значимых для дальнейшего развития медиации, является признание высокой социальной значимости этого способа разрешенияпредприятияспоров. Встраивание медиации в правовую культуру, общественные отношения — важный шаг в движении к гражданскому обществу. Медиация способствует воспитанию чувства ответственности у граждан, культуру осознания и принятия ответственности за делегируемые им государством полномочия. В пункте 6 Преамбулы Директивы установлено, что в отношении договоренностей, достигнутых посредством медиации, существует большая вероятность того, что они будут исполняться добровольно, как и большая вероятность того, что они обеспечат сохранение дружеских и устойчивых отношений между сторонами. Это положение находит свое отражение встатье 27 Закона о медиации, согласно которой соглашение об урегулировании спора (конфликта) подлежит исполению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон. Пункт 5 статьи 1 Директивы ЕС предусматривает, что суд, расматривающий иск, может, если это представляется целесообразным, и с учетом всех обстоятельств дела, предложить сторонам прибегнуть к медиации для разрешения их спора. Аналогичное правило закреплено и в процессуальных кодексах. Так, согласно подпункту 4 статьи 170 ГПК РФ47, при подготовке дела к судебному разбирательству, и статье 185 ГПК РФ в ходеприбылисудебного разбирательства судья разясняет сторонам их право обратиться за разрешением спора в третейских суд и последствия такого действия либо разрешить спор в порядке медиации.
(Принята в г. Страсбурге 21.05.2008)//Электронныйресурс.–Режимдоступа: http://www.consultant.ru 47Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138- ФЗ (ред. от 27 декабря 2018)// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 46. - ст. 4532; 2018.- № 1.- ст. 29
Пункт 1 статьи 4 Директивы ЕС гласит, что государства - члены Евросоюза должны всеми способами. которые они сочтут подходящими, содействовать и поощрять разработку и соблюдение добровольных кодексов поведения медиаторами и организациями, оказывающими услуги медиации, а также иных эффективных механизмов контроля в сфере предоставления медиативных услуг. Закон о медиации в статьях 10 и 13 также предусматривает существования стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, и предусматривает, что профессиональный медиатор обязан соблюдать Кодекс професиональной этики медиаторов, утверждаемый ассоциацией (союзом) медиаторов, а также имеет другие права и несет другие обязанности, предусмотренные законодательством РФ. Важнейшим принципом Директива ЕС провозглашает в статье 7 конфедициальность медиации, включая свидетельский иммунитет в гражданских и коммерческих судебных или арбитражных разбирательствах. Подобным же образом особое внимание этому требованию уделяет и наше законодательство: статья 8 Закона о медиации провозглашают тот же принцип, а ГПК РФК (ст. 79) закрепляет гарантии свидетельского иммунитета в отношении информации, ставшей известной нейтральному лицу при исполнению обязанностей медиатора. Законом установлено, что при проведении процедуры медиации сохраняется конфедициальность всей относящейся к указанной процедуре информации. Преимущества (применения медиации): По оценкам исследования, проведенного Центром эффективного разрешения споров в 2017 г. ежегодно в Великобритании проводится до 4 тысяч медиаций по гражданским и коммерческим спорам на общую исковую сумму около 4,1 млрд. фунтов стерлингов. При этом экономия для бизнеса составляет около 1 млрд. фунтов в год в виде сокращения потерь рабочего времени руководства, сохранение деловых отношений, остановки падения
производительности и уменьшения юридических затрат. В 80% случаев коммерческая медиация длится один день. В почти 90% случаев стороны находят решение, которое всех устраивает. 70% всех соглашений исполняются на протяжении двух месяцев. В 20% случаев возникают определенные сложности исполнения, которые удается разрешить. Для сравнения: судебные решения исполняются, как мы знаем, в течение оченькоммерческаяи очень длительного времени48. Сложности развития медиации в Республике Татарстан заключаются, во – первых, в недостаточной информированности населения. Во-вторых, вопрос доверия. Для многих это новое, поэтому люди относятся с настороженностью. В-третьих, степень профессионализма самих медиаторов, уровень качества их работы. Однако думается, что проблемы эти носят временный характер и вполне разрешимы. После издания данного закона проводитсяпроцессбольшая работа по его разъяснению, применению. Это и «круглые столы», и семинары, тренинги, выступления СМИ. Очередной семинар - тренинг был проведен под эгидой Верховного Суда РФ совместно с ПРООН в конце сентября 2014 года в ряде регионов республики. В ходе семинара было высказано очень много суждений по поводу применения данного закона при досудебном урегулировании спора, осуществляемом медиаторами, а также применении этого закона судьями- примирителями. Обсуждались вопросы о том, что судья, в производстве которого находится дело, по которому возник вопрос о применении медиации, должентакже приостановить производство по делу, и передать дело для решения вопроса об урегулировании спора в порядке медиации другому судье –примирителю, который должен рассмотреть эти вопросы в течение 10 дней. Однако у этого 48Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации // Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.cdep.ru
судьи - примирителя в производстве имеются другие дела, которые уже назначены для рссмотрения определены день и время. При поступлении дела,закупочной подлежащего разрешению в порядке медиации, судье-примирителю необходимо в кратчайшие сроки назначить его к рассмотрению, при этом возникает необходимость сдвинуть уже назначенные дела, что вызывает определенные сложности. Возможно, для разрешения этой проблемы необходимо введение штатной единицы судьи, рассматривающего дела об урегулировании споров в порядке медиации. Об этом в своем выступлении на 6 съезде судей говорил Председатель Верховного суда РФ, указывая, что, «особого внимания требует вопрос полноценного внедрения в юридическую практику альтернативных способов разрешения споров, во многих странах институт медиации зарекомендовал себя весьма эффективной мерой урегулирования споров в досудебном порядке. К сожалению, адаптация медиативных форм разрешения споров у нас происходит медленно и не оправдывает возлагаемых ожиданий: количество дел, рассматриваемых в рамках медиации незначительно, медиация же конфликтов уголовно-правового характера превратились в проформу института примирения, применявшегося и ранее в уголовном процессе. Суды в настоящее время не располагают процессуальными рычагами воздействия на стороны для обращения к процедурам медиации, между тем, в Германии вопросами медиации занимается штатный судья, который разъясняет сторонам процесса возможные перспективы судебного разбирательства и тем самым, действенно способствует применению медиации. Такая практика, не требующая каких-либо дополнительных затрат, могла бы успешно применяется и в РФ». Благодаря поддержке со стороны высшей государственной и судебной власти, различных госорганов медиация в РФ развивается весьма успешно, и думаю, что в дальнейшем применение медиации будет более результативным и конфликтные ситуации будут находить свое успешное разрешение в
порядке досудебного урегулирования споров, так как преимущества использования медиации заключаются в следующем: 1. эффективно: договоренности, достигнутые сторонами в процессе проведения примирительных процедур, исполняются гораздо чаще, чем судебные решения. 2. недорого использование медиации не влечет необходимость несения судебных расходов; в случае заключения сторонами соглашения об урегулировании конфликта уплаченная госпошлина подлежит возврату плательщику в порядке, предусмотренном НК. 3. быстро: при желании можно урегулировать спор буквально за несколько часов. 4. сохранение деловых связей: в случае урегулирования конфликта путем медиации деловые отношения сторон не только сохраняется, но и станут еще крепче. 5. защита «слабой» стороны, которая не всегда имеет возможность привлечь для защиты своих интересов высококвалифицированных юристов. 6. все в руках сторон: используя примирительные процедуры, стороны самостоятельно приходят к устраивающему их результату примирения, в отличие от судебного разбирательства, где решение принимается судом. 7. конфедициально примирительные процедуры характеризуются отсутствием публичности, что позволяет избежать разглашения конфиденциальной информации. 8. ориентация на интересы сторон: использование примирительных процедур позволяет удовлетворить действительные интересы сторон. 9. выбор посредника (медиатора) при использовании примирительных процедур стороны вправе самостоятельно выбрать лицо, содействующее урегулированию спора, что вызывает доверие сторон к такому лицу и укрепляет авторитет результата примирения.
10. комфрт доверие и сотрудничество отсутствие необходимых элементов процессуальной формы и судебной атрибутики создает психологический комфорт для участников спора, атмосферу доверия и сотрудничества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В зависимости от степени государственного финансирования программ семейной медиации национальными правовыми системами четко определяется круг охватываемых ими семейных споров. Как правило это споры о воспитании детей при расторжении брака об усыновлении и удочерении (решение вопросов о сохранении отношений с кровными родственниками трансграничные дела об опеке зависимых членов семьи престарелых родителей лиц с ограниченными возможностями. Например, в Норвегии, программа семейной медиации, правило о ее обязательном досудебном проведении, с соответствующим государственным финасированием, распространяется исключительно на споры о расторжении брака супругов имеющих детей в возрасте до 16 лет. Одной из ярко выраженных тенденций в правовом регулировании семейной медиации является ее профессионализация. В большинстве государств вводится процедура государственной аккредитации семейных медиаторов после прохождения специальной подготовки разрабатываются и утверждаются образовательные стандарты обучения семейных медиаторов. В качестве особенности семейной медиации специалисты отмечают необходимость практики со-медиации (ко-медиации). Например в Австрии распространена модель междисциплинарной семейной ко-медиации проведение медиации двумя медиаторами один из которых является специалистом в области психологии (психолог, психотерапевт или лицо имеющее соответствующее образование в области семейных конфликтов) а второй в области юриспруденции (юрист, адвокат, нотариус). Распространена также практика формирования ко-медиациционного состава и по половому признаку для обеспечения гендерного равенства сторон при проведении медиации. Особенностью семейной медиации является повышенное внимание к обеспечению интересов ребенка. Данный принцип нашел свое отражение в
Рекомендации Комитета Министров Совета Европы о медиации в семейных спорах в соответствии с которой медиатору рекомендуется уделять особое внимание интересам ребенка и напоминать родителям об их основной обязанности заботиться о благополучии общих детей. В этой связи наиболее востребованной медиативной технологией для разрешения семейных споров повсеместно стала экосистемная (семейно-ориентированная) медиация. По этой же причине семейному медиатору предоставляется право прекратить медиацию если соглашение сторон явно противоречит интересам ребенка. Таким образом, формирование института семейной медиации связано с активным участием в данном процессе государства путем популяризации идеи медиации в том числе путем введения правила об обязательности посещения сторонами по отдельным наиболее значимым категориям семейных споров информационных сессий по вопросам медиации обеспечения правового регулирования и государственного финансирования соответствующих социальных проектов включающих в том числе подготовку специалистов в сфере семейной медиации. Основными направлениями развития семейной медиации в РФ могут быть определены: - институализация семейной медиации и ее интегрирование в систему гражданской юрисдикции путем соответствующего правового регулирования в отраслевом брачно-семейном или специальном законодательстве и последовательного проведения в законодательстве принципа приоритета семейной медиации перед юрисдикционными способами разрешения споров; - популяризация семейной медиации в том числе путем введения правила об обязательности посещения сторонами информационной сессии по вопросам медиации; - организация государственной системы подготовки семейных медиаторов предусматривающей освоение различных психолого- ориентированных моделей медиации (экосистемной, трансформативной,
нарративной и т.п.), а также практики междисциплинарной (психолог-юрист) медиации с введением соответствующих образовательных стандартов; - обеспечение государственного финансирования программ семейной медиации по наиболее социально-значимым категориям семейных споров в частности о воспитании детей.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (470)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |