Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. Сущность рынка, его характерные черты и функции



2019-07-03 377 Обсуждений (0)
Тема 1. Сущность рынка, его характерные черты и функции 0.00 из 5.00 0 оценок




Рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес).

Сущность рынка. Рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), предприятия, государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Субъекты взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступают произведенная продукция, факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег – все финансовые средства.

Рынок как самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

Условия возникновения рыночного хозяйства:

а) общественное разделение труда, базирующееся на специализации. Специализация определяется сравнительными преимуществами или меньшей альтернативной стоимостью производства;

б) экономическая обособленность субъектов хозяйствования обусловлена наличием разных форм собственности (что, сколько и как производить, решает сам товаропроизводитель);

в) ограниченность производственных возможностей человека.

Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок;

г) свободный обмен ресурсами, который обеспечивает свободное ценообразование и эффективное хозяйствование.

Рынок – неотъемлемая часть товарного производства. Он обеспечивает движение товаров и денег (Д-Т-Д и Т-Д-Т). Через рынок осуществляется большая часть экономических процессов. Это специфическая форма экономических взаимоотношений, которая связывает между собой разные хозяйствующие субъекты.

Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд экономических функций:

1) регулирующую. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена – сигнал к расширению производства, падает – сигнал к сокращению. В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами. Однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность экономики. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике;

2) стимулирующую. Посредством цен он стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг;

3) информационную. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, информацию о количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка;

4) посредническую. При нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя;

5) санирующую. Он очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.

Этапы формирования рынка:

- классический свободный рынок до середины XIX в;

- регулированный рынок (середина XIX в. – 50-е гг. ХХ в.);

- социально-ориентированный рынок, в котором, кроме механизма регулирования, государство берет на себя функции социальной защиты населения.

Основными субъектами рыночной экономики являются: домашние хозяйства; предприниматели; государство.

Домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:

а) обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала;

б) самостоятельно принимает решения;

в) является собственником какого-либо фактора производства;

г) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Предприятие – это экономическая единица, которая:

а) использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;

б) стремится к максимизации прибыли;

в) самостоятельно принимает решения.

3. Государство:

- предъявляет спрос на экономические ресурсы для осуществления экономической деятельности в государственном секторе экономики;

- предъявляет спрос на средства производства для производства общественных и иных благ;

- предлагает деньги и предъявляет спрос на них;

- предлагает общественные блага без непосредственной оплаты их, что способствует продуктивности предпринима-тельского сектора и уменьшает расходы на потребление домохозяйств;

- осуществляет правительственное регулирование рыночной экономики.

Объектами рыночного хозяйства являются товары и деньги.

В качестве товаров выступает не только производственная продукция, но как факторы производства (земля, труд, капитал) услуги. В качестве денег – все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Деньги – это выражение стоимости всех товаров и услуг.

Рынок как самостоятельное образование включает 3 основных элемента:

1) рынок товаров и услуг;

2) рынок труда;

3) рынок капитала.

Все эти 3 рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

Рынок предполагает наличие следующих признаков:

– неограниченное число участников актов купли-продажи, свободный доступ на рынок и свободный выход из него. Это значит, что каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить его. Производители выбирают любой вид деятельности. В свою очередь, потребители могут купить все что угодно;

– мобильность материальных, трудовых, финансовых ресурсов, так как предпринимательская деятельность преследует цель увеличения дохода, а на это можно рассчитывать только при расширении производства, освоении новой техники, внедрении новых технологий и т.д.;

– наличие у каждого субъекта рынка достоверной информации о предложении, спросе, ценах и т.д. Без этого он не сможет ориентироваться на рынке и принять правильное решение о целесообразности покупки и продажи;

– отсутствие монополии производителя, однородность одноименных товаров, иначе на рынке не будет свободы экономического поведения продавцов и покупателей.

В действительности не всегда существуют эти признаки. Поэтому в жизни функционирует конкурентный рынок.

Преимущества рынка:

1. Эффективное распределение ресурсов;

2. Гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям;

3. Свобода выбора и действий производителей и потребителей;

4. Максимальное использование достижений НТР;

5. Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Негативные стороны рынка:

1. Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

2. Игнорирует зачастую потенциально негативные последствия принимаемых решений;

3. Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования;

4. Не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен;

5. Не обеспечивает действенной мотивации фундаментальных исследований в науке;

6. Подвержен нестабильному развитию с соответствующими рецессионными и инфляционными процессами.

Решение перечисленных выше задач берет на себя государство, роль и функции которого в современном рыночном хозяйстве существенно изменились.



2019-07-03 377 Обсуждений (0)
Тема 1. Сущность рынка, его характерные черты и функции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1. Сущность рынка, его характерные черты и функции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (377)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)