Тема 3. Экономическая конкуренция, ее виды и функции
Важным слагаемым рыночного механизма, кроме законов стоимости, спроса, предложения является конкуренция. Экономическая конкуренция (конкуренция) – это состязание между субъектами хозяйствования с целью получения благодаря собственным достижениям преимуществ над другими субъектами хозяйствования, вследствие чего потребители, субъекты хозяйствования имеют возможность выбирать между несколькими продавцами, покупателями, а отдельный субъект хозяйствования не может определять условия оборота товаров на рынке. Рынок и механизм его действия не могут существовать без развитых форм конкуренции. Конкуренция по своей природе выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая производителя активно внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда – все это для снижения себестоимости продукции и улучшения ее качества. Конкуренция означает экономическое соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг для удовлетворения интересов, связанных с продажей продукции, выполнением работ, предоставлением услуг одним и тем же потребителям. Основными задачами конкуренции являются: - завоевать рынок в борьбе за потребителя; - перебороть, подавить своих конкурентов; - обеспечить получение постоянной прибыли. Становление рыночной экономики обусловливается появлением свободной конкуренции. Условия возникновения конкуренции: a) наличие на рынке огромного количества производителей какого-либо конкурентного продукта или ресурса. Если производство сосредоточивается в одних руках, как в условиях командно-административной системы, при которой существует доминирование одного производителя – государства, тогда возникает монополия, которая противоречит конкуренции; b) свобода производителя в выборе хозяйственной деятельности, количестве выпускаемой продукции и ее качестве. Каждый товаропроизводитель самостоятельно отвечает на три главные вопроса экономики: что, как, сколько и для кого производить; c) соответствие между спросом и предложением; там, где есть дефицит, нет свободной конкуренции; d) наличие рынка средств производства. В конкурентной борьбе большое значение имеет установление высокой нормы прибыли, которая, по сути, является ориентиром в выборе хозяйственной деятельности. Выбор деятельности показывает только возможности производства. Для того, чтобы эта возможность превратилась в действительность, нужно, имея денежный капитал, превратить его в средства производства. Конкуренция имеет как позитивные, так и негативные черты. Негативные черты конкуренции заключаются в том, что мелкие производители вытесняются крупным капиталом: одни разоряются, другие обогащаются, усиливаются социальное и имущественное расслоение населения, растет безработица, усиливается инфляция. Позитивными чертами конкуренции являются: - конкуренция – движущая сила рыночной. В условиях конкуренции выигрывает тот, кто производит качественную продукцию при наименьших затратах производства благодаря использованию научно-технических достижений, передовой организации производства; - полезна для общества, т.к. стимулирует экономию материальных, трудовых, финансовых ресурсов, побуждает постоянно обновлять ассортимент продукции, следить за достижениями НТП и быстро внедрять их в производство; - избавлена от субъективных недостатков. Результаты ее оценивают сами потребители, отдавая преимущество тем товарам, которые, с точки зрения потребителя, приносят им большее удовлетворение. Конкуренция является процессом-причиной, которая обусловливает создание стоимости. В своем развитии конкуренция прошла сложнейший эволюционный путь усовершенствования – от простых к сложным формам. Ее зарождение относят к периоду возникновения простого товарного производства. Конкуренция между простыми товаропроизводителями (ремесленниками, крестьянами) ориентирована на общественную (рыночную) стоимость товара. Наиболее быстро конкуренция начинает развиваться с переходом к развитому товарному производству. Для рыночного хозяйства XVIII в. была характерна свободная конкуренция. На рубеже XIX-XX вв. конкуренция во всех странах действовала как одна из динамичных сил экономического прогресса. На протяжении ХХ в. во всех развитых странах мира был введен механизм регулирования конкуренции. Конкуренция побуждает к действию разнообразные стратегии конкурентной борьбы. Существуют различные формы конкуренции: внутри-отраслевая, межотраслевая, международная. Основными методами добросовестной конкуренции являются: - повышение качества продукции; - снижение цены; - реклама; - развитие до- и послепродажного обслуживания; - создание новых товаров и услуг на основе использования достижений НТР. Добросовестная конкуренция подразделяется на ценовую и неценовую. Нечестная конкуренция – это деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на получение коммерческой выгоды и обеспечение господствующего положения на рынке с помощью обмана потребителей, партнеров и государства. Методами нечестной конкуренции являются: - дезинформация потребителя о потребительских свойствах товара (класс, сорт, качество); - переманивание ведущих специалистов путем подкупа, установления более высоких окладов; - нарушение законов. Недобросовестная конкуренция является антиподом конкуренции. Недобросовестная конкуренция, участники которой нарушают принятые на рынке правила и нормы конкуренции, вступают в сговор против других конкурентов, стремятся их опорочить, дискредитировать, используют ложную рекламу своей продукции, устанавливают дискриминационные, иногда демпинговые цены. Недобросовестную конкуренцию в наиболее злостных формах называют хищнической. Совершенная конкуренция предусматривает неограниченное количество продавцов (производителей) товаров одинакового качества; часть каждого производителя настолько мала, что они не могут влиять на рыночную цену. Рыночная цена формируется на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, при этом государство не контролирует цены. Монополистическая конкуренция возникает в условиях сбыта многими фирмами подобных или идентичных товаров. Она схожа с совершенной конкуренцией по трем аспектам: - множество продавцов и покупателей; - свободные вход и выход с рынка; - фирмы устанавливают цены в диапазоне, установленном другими фирмами. Отличие в том, что продукция монополий дифферен-цирована. Олигополия – тип рыночной структуры, где несколько больших фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой неценовую конкуренцию. Монопсония – тип рыночной структуры, при котором существует монополия одного покупателя товара.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |