Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Экономическая конкуренция, ее виды и функции



2019-07-03 221 Обсуждений (0)
Тема 3. Экономическая конкуренция, ее виды и функции 0.00 из 5.00 0 оценок




Важным слагаемым рыночного механизма, кроме законов стоимости, спроса, предложения является конкуренция.

Экономическая конкуренция (конкуренция) – это состязание между субъектами хозяйствования с целью получения благодаря собственным достижениям преимуществ над другими субъектами хозяйствования, вследствие чего потребители, субъекты хозяйствования имеют возможность выбирать между несколькими продавцами, покупателями, а отдельный субъект хозяйствования не может определять условия оборота товаров на рынке.

Рынок и механизм его действия не могут существовать без развитых форм конкуренции.

Конкуренция по своей природе выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая производителя активно внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда – все это для снижения себестоимости продукции и улучшения ее качества.

Конкуренция означает экономическое соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг для удовлетворения интересов, связанных с продажей продукции, выполнением работ, предоставлением услуг одним и тем же потребителям.

Основными задачами конкуренции являются:

- завоевать рынок в борьбе за потребителя;

- перебороть, подавить своих конкурентов;

- обеспечить получение постоянной прибыли.

Становление рыночной экономики обусловливается появлением свободной конкуренции.

Условия возникновения конкуренции:

a) наличие на рынке огромного количества производителей какого-либо конкурентного продукта или ресурса. Если производство сосредоточивается в одних руках, как в условиях командно-административной системы, при которой существует доминирование одного производителя – государства, тогда возникает монополия, которая противоречит конкуренции;

b) свобода производителя в выборе хозяйственной деятельности, количестве выпускаемой продукции и ее качестве. Каждый товаропроизводитель самостоятельно отвечает на три главные вопроса экономики: что, как, сколько и для кого производить;

c) соответствие между спросом и предложением; там, где есть дефицит, нет свободной конкуренции;

d) наличие рынка средств производства.

В конкурентной борьбе большое значение имеет установление высокой нормы прибыли, которая, по сути, является ориентиром в выборе хозяйственной деятельности. Выбор деятельности показывает только возможности производства. Для того, чтобы эта возможность превратилась в действительность, нужно, имея денежный капитал, превратить его в средства производства.

Конкуренция имеет как позитивные, так и негативные черты.

Негативные черты конкуренции заключаются в том, что мелкие производители вытесняются крупным капиталом: одни разоряются, другие обогащаются, усиливаются социальное и имущественное расслоение населения, растет безработица, усиливается инфляция.

Позитивными чертами конкуренции являются:

- конкуренция – движущая сила рыночной. В условиях конкуренции выигрывает тот, кто производит качественную продукцию при наименьших затратах производства благодаря использованию научно-технических достижений, передовой организации производства;

- полезна для общества, т.к. стимулирует экономию материальных, трудовых, финансовых ресурсов, побуждает постоянно обновлять ассортимент продукции, следить за достижениями НТП и быстро внедрять их в производство;

- избавлена от субъективных недостатков. Результаты ее оценивают сами потребители, отдавая преимущество тем товарам, которые, с точки зрения потребителя, приносят им большее удовлетворение. Конкуренция является процессом-причиной, которая обусловливает создание стоимости.

В своем развитии конкуренция прошла сложнейший эволюционный путь усовершенствования – от простых к сложным формам. Ее зарождение относят к периоду возникновения простого товарного производства. Конкуренция между простыми товаропроизводителями (ремесленниками, крестьянами) ориентирована на общественную (рыночную) стоимость товара.

Наиболее быстро конкуренция начинает развиваться с переходом к развитому товарному производству.

Для рыночного хозяйства XVIII в. была характерна свободная конкуренция. На рубеже XIX-XX вв. конкуренция во всех странах действовала как одна из динамичных сил экономического прогресса. На протяжении ХХ в. во всех развитых странах мира был введен механизм регулирования конкуренции.

Конкуренция побуждает к действию разнообразные стратегии конкурентной борьбы.

Существуют различные формы конкуренции: внутри-отраслевая, межотраслевая, международная.

Основными методами добросовестной конкуренции являются:

- повышение качества продукции;

- снижение цены;

- реклама;

- развитие до- и послепродажного обслуживания;

- создание новых товаров и услуг на основе использования достижений НТР.

Добросовестная конкуренция подразделяется на ценовую и неценовую.

Нечестная конкуренция – это деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на получение коммерческой выгоды и обеспечение господствующего положения на рынке с помощью обмана потребителей, партнеров и государства.

Методами нечестной конкуренции являются:

- дезинформация потребителя о потребительских свойствах товара (класс, сорт, качество);

- переманивание ведущих специалистов путем подкупа, установления более высоких окладов;

- нарушение законов.

Недобросовестная конкуренция является антиподом конкурен­ции.

Недобросовестная конкуренция, участники которой нарушают принятые на рынке правила и нормы конкуренции, вступают в сговор против других конкурентов, стремятся их опорочить, дискредитировать, используют ложную рекламу своей продукции, устанавливают дискриминационные, иногда демпинговые цены.

Недобросовестную конкуренцию в наиболее злостных формах называют хищнической.

Совершенная конкуренция предусматривает неограниченное количество продавцов (производителей) товаров одинакового качества; часть каждого производителя настолько мала, что они не могут влиять на рыночную цену.

Рыночная цена формируется на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, при этом государство не контролирует цены.

Монополистическая конкуренция возникает в условиях сбыта многими фирмами подобных или идентичных товаров.

Она схожа с совершенной конкуренцией по трем аспектам:

-  множество продавцов и покупателей;

-  свободные вход и выход с рынка;

-  фирмы устанавливают цены в диапазоне, установленном другими фирмами.

Отличие в том, что продукция монополий дифферен-цирована.

Олигополия – тип рыночной структуры, где несколько больших фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой неценовую конкуренцию.

Монопсония – тип рыночной структуры, при котором существует монополия одного покупателя товара.

 




2019-07-03 221 Обсуждений (0)
Тема 3. Экономическая конкуренция, ее виды и функции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Экономическая конкуренция, ее виды и функции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)