Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Динамика показателей товарооборачиваемости



2019-07-03 193 Обсуждений (0)
Динамика показателей товарооборачиваемости 0.00 из 5.00 0 оценок




Показатель

2003 г.

2004 г.

Изменения

Абсолют. Относит.
1.Товарооборот (ТО), тыс.руб. 41487,2 43666,5 2179,3 105,25
2.Число рабочих дней предприятия в периоде (t) 365 366 1,0 100,27
3.Однодневный товарооборот (Т), руб., (1/2) 113,66 119,31 5,65 104,97
4.Средние товарные запасы (З), тыс.руб. 7328,9 6875,9 -453 93,82
5.Скорость товарооборота (С), число оборотов , (1/4) 5,66 6,35 0,69 112,19
6. Время обращения (В), дни (4/3) 64,49 57,64 -6,85 89,38
7.Средний товарооборот на одного работника (ТО), руб. 2074,36 2568,62 494,26 123,83

 

Анализируя полученные показатели (табл.15) отметим, что средний товарооборот на одного работника за 2 года увеличился на 23,83%.

Скорость товарооборота в 2004 г. возросла по сравнению с 2003 г., соответственно уменьшилось и время обращения, т.е. возросла эффективность использования товарных запасов. За 2 года товарооборот предприятия рос быстрее, чем товарные запасы, результатом чего явилось сокращение оборачиваемости.

 

2.3 Анализ издержек обращения

 

Процесс движения товаров от производства до потребителя связан с различными затратами выраженными в денежной форме. Они называются издержками производства.

Величина издержек обращения характеризуется абсолютной суммой и уровнем. Уровень издержек обращения, рассчитанный как процентное отношение суммы издержек к объему товарооборота, является одним из важнейших оценочных показателей результатов деятельности торгового предприятия. Он служит ориентиром для установления размера торговой надбавки к цене реализуемого товара.

 

Таблица 16

Динамика издержек обращения по общему объему

Показатели

2003 г.

2004 г.

Изменения

Абсолют. Относит.
1 2 3 4 5
Розничный товарооборот, тыс.руб. 41487,2 43666,5 +2179,3 105,25
Общая сумма издержек обращения, тыс.руб. 1024,58 1130,02 +105,44 110,29
Средний уровень издержек обращения в % к обороту 2,47 2,59 0,12 104,86
Расходы на оплату труда (с учетом отчислений на соц. нужды) 747,10 777,86 30,76 104,12
Уровень в % к обороту 1,80 1,78 -0,02 98,89
Издержки обращения без расходов на оплату труда 277,48 352,16 74,68 126,91
Уровень в % к обороту 0,67 0,81 0,14 120,90

 

Сопоставляя данные анализа издержек обращения за 2003-2004 гг. (табл.16), можно отметить следующее: сумма издержек обращения увеличилась на 10,29%. Сумма относительного перерасхода издержек обращения составила 52,40 тыс. руб. (43666,5 х (0,12) / 100).

Уровень издержек обращения без расходов на оплату труда увеличился на 20,90% к обороту, что дало перерасход денежных средств 61,13 тыс. руб. (43666,5 х (0,14) / 100).

 

Таблица 17

Динамика издержек обращения

Наименование статей

Значение, тыс. руб.

Изменения

2003 г 2004 г Абсолют. Относит
1 2 3 4 5
Транспортные расходы 25,07 21,85 -3,22 87,16
Износ спец.одежды и инструментов 11,22 26,41 +15,19 235,38
Расходы на хранение, подсортировку 12,20 15,01 +2,81 123,03
Расходы на оплату труда 550,96 573,64 +22,68 104,12
Расходы на содержание оборудования 143,21 173,83 +30,62 121,38
Амортизация основных фондов 3,54 3,49 -0,05 98,59
Расходы на ремонт 25,64 61,43 +35,79 239,59
Отчисления во внебюджетные фонды 196,14 204,22 +8,08 104, 10
 Потери товаров в пределах норм 2,52 0,31 -2,19 12,30
Расходы на тару 0,73 0,22 -0,51 30,14
Реклама 1,55 0,91 -0,64 58,71
Прочие расходы 51,80 48,70 -3,10 94,02
Итого 1024,58 1130,02 +105,44 110,29

 

 Из табл.17 следует, что предприятию удалось снизить затраты по статьям «Транспортные расходы», «Амортизация основных фондов», «Реклама», «Потери товаров в пределах нормы», «Реклама», «Прочие расходы». В то же время произошел существенный рост по статьям «Износ спец.одежды и инструментов», «Расходы на ремонт». Для проведения более точного анализа рассмотрим структуру издержек обращения.

 

Таблица 18

Анализ структуры издержек обращения

Наименование статей

Значение, тыс. руб.

Структура

Отклонение относительное

2003 г. 2004 г. 2003 г. 2004 г.
1 2 3 4 5 6
Транспортные расходы 25,07 21,85 2,45 1,93 -0,52
Износ спец.одежды и инструментов 11,22 26,41 1,10 2,34 1,24
Расходы на хранение, подсортировку 12,20 15,01 1,19 1,33 0,14
Расходы на оплату труда 550,96 573,64 53,77 50,76 - 3,01
Расходы на содержание оборудования 143,21 173,83 13,98 15,38 1,40
Амортизация основных фондов 3,54 3,49 0,35 0,30 -0,05
Расходы на ремонт 25,64 61,43 2,50 5,44 2,94
Отчисления во внебюджетные фонды 196,14 204,22 19,14 18,07 -1,07
 Потери товаров в пределах норм 2,52 0,31 0,25 0,03 -0,22
Расходы на тару 0,73 0,22 0,07 0,02 -0,05
Реклама 1,55 0,91 0,15 0,08 -0,07
Прочие расходы 51,80 48,70 5,05 4,32 -0,77
Итого 1024,58 1130,02 100,00 100,00 -

 

По данным табл.18 следует, что основными неиспользованными резервами снижения издержек обращения являются: улучшение использования спецодежды с целью снижения их износа, ликвидация устаревших и непригодных для использования средств; снижение расходов на ремонт за счет более экономного расходования.

Для обобщения результатов анализа, степени влияния изменения товарооборота на издержки обращения, составим табл.19.

 


Таблица 19

Степень влияния издержек обращения на товарооборот

Наименование статей

2003 г.

2004 г.

Степень влияния на товарооборот

 

тыс. руб. в % к обороту тыс.руб. в % к обороту   на сумму на уровень
1 2 3 4 5 6 7
Транспортные расходы 25,07 0,68 21,85 0,17 -3,22 -0,51
Износ спец.одежды и инструментов 143,206 0,35 173,832 0,40 15,19 0,05
Расходы на хранение, подсортировку 3,544 0,01 3,486 0,01 2,81 2,80
Расходы на оплату труда 25,637 0,07 61,432 0,14 +22,68 0,07
Расходы на содержание оборудования 11,215 0,06 26.407 0,06 30,62 -
Амортизация основных средств 12,196 0,03 14,999 0,03 -0,05 -
Расходы на ремонт 367,263 0,9 644,64 1,48 35,79 0,58
Отчисления во внебюджетные фонды 1,55 0,04 0,913 0,01 8,08 -0,03
 Потери товаров в пределах норм 37,393 0,19 68,784 0,16 -2,19 -0,03
Расходы на тару 2,518 0,01 0.312 0,01 -0,51 -
Реклама 0,731 0,01 0,223 0,01 -0,64 -
Прочие расходы 51,80 0,12 48,70 0,11 -3,10 -0,01
Итого 1024,58 2,47 1130,02 2,59 105,44 +0,12

 

Увеличение розничного товарооборота привело к росту суммы издержек обращения на 105,44тыс. руб. и к повышению их уровня на 0,12% к товарообороту (табл.19).

 

2.5 Анализ прибыли и рентабельности

 

Основными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности торгового предприятия, являются прибыль и рентабельность.

Таблица 20

Динамика изменения валового дохода

Показатели

2003 г.

2004 г.

Изменения

Абсолютные Относит
Розничный товарооборот, тыс.руб. 41487,25 43666,5 +2179,3 105,25
Себестоимость закупаемых товаров, тыс. руб. 40115,44 42133,2 2017,76 104,53
Валовый доход, тыс. руб. 1371,81 1533,30 161,49 111,77
Уровень валового дохода в % от оборота 5,72 3,51 -2,21 61,36

 

По данным табл.20 следует, что валовой доход увеличился на 161,49 тыс. руб. или на 11,77 % за счет роста себестоимости закупаемых товаров, в результате чего, уровень валового дохода по отношению к товарообороту снизился на 38,64%.

Проанализируем анализ динамики реализации товаров и прибыли.

 

Таблица 21

Анализ динамики реализации товаров и прибыли

Показатели

2003 г.

2004 г.

Изменения

Абсолют. Относит.
1 2 3 4 5
Розничный товарооборот, тыс.руб. 41487,25 43666,5 2179,30 105,25
Полная себестоимость, тыс.руб. 41140,02 43263,22 +2123,20 105,16
Прибыль от реализации, тыс.руб. 347,23 403,28 +56,05 116,14

 

Если сравнивать итоги изменения объема реализации товаров показывает, что при увеличении объема реализации товаров на 2179,30 тыс. руб., или на 105,25%, полная себестоимость выросла на 5,16%. Это привело к увеличению суммы прибыли от реализации по отношению к 2003 г. на 56,05 тыс. руб., или на 16,14%.

На изменение суммы прибыли от реализации товаров могут оказать влияние изменение объема и структуры реализованных товаров, ее полной себестоимости.

Между изменением объема товарооборота и размером получаемой прибыли существует прямо пропорциональная зависимость при реализации рентабельных товаров и обратная зависимость при увеличении убыточных.

 

∆Р1О х (К21) (4)

 

Коэффициент изменения объема товарооборота

 

Kl = 43666,5/ 41487,25 = 1,0525.

 

Коэффициент изменения объема товарооборота по полной себестоимости.

 

К2= 43666,5 / 41140,02 = 1,0614

∆Р1 = 347,23 х (1,0614 - 1)= 21,32 тыс. руб.

 

Вследствие увеличения товарооборота, прибыли было получено на 21,32 тыс. руб. больше.

На прибыль от реализации товаров значительное влияние оказывает изменение структуры товарооборота. Это можно определить по формуле 5:

 

∆Р2=Ро х (К12) (5)

∆Р2= 347,23 х (1,0525 - 1,0614) = -3,09 тыс. руб.

 

Изменение структуры товарооборота привело к снижению прибыли на 3.09 тыс. руб.

Влияние изменения уровня затрат на 1 рубль реализованных товаров на прибыль определим по формуле:

 

∆P3=ТО1 х (So/ТОo - S1/ТО1) (6)

∆Рз = 43666,5 х [(41140,02 / 41487,25) –(43263,22 / 43666,5)] = 34.93 тыс. руб.

 

Снижение затрат привело к росту прибыли на 34,93 тыс. руб.

Рост прибыли произошел за счет изменения структуры товарооборота.

Не менее важным показателем эффективности деятельности торгового предприятия является балансовая прибыль.

В табл.22 представлены все основные виды доходов и расходов магазина, а также балансовая прибыль.

 

Таблица 22

Анализ прибыли и рентабельности

Показатель

2003 г.

2004 г.

Отклонения

 

 

к 2003 г.

к ТО, %

 

Абсолют.

Относит.

2003 г. 2004 г.
1 2 3 4 5

6

7
Розничный товарооборот, тыс.руб. 41487,25 43666,5 2179,3 105,25

-

-
Валовой доход, тыс. руб. 1371,81 1533,30 161,49

111,77

3,31 3,51
Прибыль от   347,23 403,28 56,05

116,14

0,84 0,92
реализации, тыс. руб.      

 

   
Балансовая прибыль, тыс. руб. 347,23 403,28 56,05

116,14

0,84 0,92
Коэффициент рентабельности продаж по прибыли 0,25 0,26 0,01

104,00

- -
Уровень рентабельности предприятия, % 0,008 0,009 0,001

112,5

- -
               

 

Уровень рентабельности торговых предприятий определяют отношением балансовой прибыли к товарообороту. Он показывает, сколько процентов составляет прибыль в товарообороте.

Из данных табл. 22 следует: уровень рентабельности продаж вырос на 4%, уровень рентабельности предприятия вырос на 12,5%.

В 2003 г.уровень прибыли составлял в товарообороте 0,84%, в 2004 г. -0,92%, т.е. наблюдается рост на 0,08%.

 

2.6 Анализ организации торгово-технологического процесса в магазине

Схема торгово-технологического процесса в магазине представлена на рис. 6.

Поставка товара

 

Разгрузка товара

 

Приемка товара по количеству и качеству

Хранение товара

 

Подготовка товара к продаже

 

Размещение и выкладка товара к продаже

 

Продажа товара
                     

Рис.6. Торгово-технологический процесс в магазине

 

Поставка товара.

В магазин товар поступает транспортом поставщика. Основными документами, на основании которых поступают товары, являются: счет-фактура, товарно-транспортные накладные и торгово-закупочные акты. В зависимости от особенности товаров к товарно-транспортным накладным или счетам-фактурам могут быть приложены документы, подтверждающие количество товаров или их качество (качественные удостоверения, сертификаты, справки о результатах лабораторных анализов).

Товарно-транспортные накладные выписываются при поставке товаров автомобильным транспортом, в остальных случаях выписываются счета-фактуры.

В счет-фактуре указывается:

- порядковый номер;

- наименование и регистрационный номер поставщика;

- наименование получателя товаров;

- стоимость (цена) товара;

- сумма НДС;

- дата предоставления документа.

Заключает договора на поставку продукции ООО «Брэнд», магазин только осуществляет заказ товаров.

Разгрузка товара

При разгрузке машины преобладает ручной труд.

Приемка товара по количеству и качеству

Приемка товаров по количеству в магазине осуществляется в соответствии с правилами, установленными в инструкциях «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству». Приемка заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов.

Если товар поступил в магазин без сопроводительных документов, то его просто помещают на хранение, не составляя акта.

Приемку товаров по количеству проводят сразу же по мере разгрузки. Если в процессе приемки будет выявлена недостача, то приемку приостанавливают, товар помещают на временное хранение и сообщают об этом директору магазина.

Приемка товаров по качеству осуществляется в соответствии с правилами, содержащимися в инструкции «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству».

В магазине приемку по качеству проводит и товаровед. Товаровед отбирает из партии образцов и оценивает по органолептическим показателям.

После приемки размещают товар в торговый зал.

Хранение товара

За правильное хранение товара отвечает товаровед. Для обеспечения сохранности товаров производят следующие мероприятия:

а) организационные – заключаются в определении ответственных за хранение товаров, порядка сдачи помещения вневедомственной охране, разработка противопожарных мер;

б) технические мероприятия предусматривают обеспечение помещения необходимым оборудованием, инвентарем, инструментом для хранения товаров, определение условий и режима хранения, контроля за их соблюдение;

в) санитарно-гигиенические мероприятия – это организация санитарного надзора за хранением товаров и принятия профилактических мер, предотвращающих убыль и потери товаров.

Товары хранятся в специальном помещении на поддонах и стеллажах. Товар размещают по видам, группам, сортом.

Это позволяет своевременно и правильно учитывать движение товаров за соблюдением сроков продажи и хранение.

Также в магазине ведется работа с тарой. Тара поступает многооборотная и одноразовая. По многооборотной таре ведется учет, ответственность за ее сохранность несет материально ответственное лицо. Принимается тара по количеству, качеству и цене. В магазине имеется специальное помещение для ее хранения, где ее еще раз проверяют на целостность, а затем укладывают на хранение. Ящики штабелируются, картонныe коробки разбираются, укладываются в пачки по десять штук и перевязываются. Мешки после высвобождения из них товара очищаются от остатков товара путем встряхивания. Тара хранится в сухих закрытых помещениях без особых условий хранения.

После того, как тара на тарном складе скапливается в достаточном количестве, ее отправляют поставщику или производителю продукции - это происходит с многооборотной тарой. Одноразовая тара подлежит утилизации.

Подготовка товара к продаже.

Перед подачей в торговый зал товары подготавливаются к продаже. Подготовкой товара занимаются продавцы. Она включает в себя следующие операции:

- фасовка товаров;

- придание товару товарного вида.

Товаровед магазина осуществляет проверку наличия сертификатов, качественных удостоверений, накладных, счетов-фактур, затем идентификация их с поступившей партией товара. Процесс подготовки товаров к продаже завершается написанием ценника.

Размещение и выкладка товара к продаже

При выкладке и размещении товара необходимо соблюдать следующие принципы.

- Постоянство места – позволяет покупателям и продавцам хорошо ориентироваться в торговом зале или отделе и быстро находить необходимый товар.

- Товарное соседство – это расположение товаров по одинаковому температурному режиму.

Товары доставляют в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей.

Продажа товаров

Процесс продажи товаров - это совокупность операций, выполняемых работниками магазина во время обслуживания покупателей. Наиболее типичными составными элементами процесса обслуживания покупателей при продаже товаров являются следующие:

- встреча и выявление спроса покупателей - это первый и весьма важный момент обслуживания. В любом случае необходимые условия хорошей встречи покупателей - привлекательная витрина, удобный вход в помещение, хороший внешний вид торгового зала, выкладка и размещение товара, чистота помещения, приветливое, внимательное, предупредительное отношение. Спрос выявляется и уточняется в разговоре с покупателями. Продавцу необходимо тактично и умело выяснить, какой товар и для чего нужен покупателю;

- предложение и показ. Предложение, показ, помощь в выборе товара - элементы, тесно связанные между собой, поэтому успех их в первую очередь зависит от выкладки и выставки товаров в торговомзале;

- упаковка и вручениепокупки.

В магазине применяется один вид продажи – через прилавок, что включает выполнение следующих операции:

- предложение и показ товаров;

-проведение технических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием;

- расчетные операции;

- упаковка и выдача покупок.

Все эти операции выполняются на рабочем месте продавцом.

 

2.7 Анализ закупок и организации сбыта товаров

 

Прежде чем заказать товар, бухгалтер составляет недельный план поставок и отдает его для дальнейшего исполнения товароведу.

На основании недельного плана поставок товаровед составляет заявку на товар. Заявка содержит следующие реквизиты:

- наименование и количество товара;

- итоговое количество;

- примечание;

- реквизиты.

При необходимости какого-нибудь товара товаровед магазина делает заявку поставщику.

Для увеличения прибыли в магазине постоянно изучается спрос населения на товары.

С учетом спроса населения распределяются товарные запасы, планируется товарооборот, формируется ассортимент.

Главной целью изучения покупательского спроса является удовлетворение запросов потребителей.

В магазине применяются следующие виды изучения покупательского спроса: анкетирование; беседа с покупателем.

Для выявления покупательских предпочтений была составлена анкета (Приложение).

По результатам ответов на вопросы относительно того, устраивает или нет покупателя качество, цена и ассортимент товара была составлена табл.23.

 

Таблица 23

Соотношение цены и ассортимента товаров, %

  Да Не всегда (можно разнообразнее) Нет
Цены 75 0 25
Ассортимент 79 21 0

 

Таким образом, 75% покупателей устраивает цена, ассортимент -79%.

После анализа покупательского спроса, формируется ассортимент. При формировании ассортимента учитывается: изменение спроса (на какой-либо товар); сезонность; наличие праздничных дней.




2019-07-03 193 Обсуждений (0)
Динамика показателей товарооборачиваемости 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Динамика показателей товарооборачиваемости

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)