Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Грамматические и структурно-семантические модификации предложения в аспекте преподавания РКИ



2019-07-04 441 Обсуждений (0)
Грамматические и структурно-семантические модификации предложения в аспекте преподавания РКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Под грамматическими модификациями структурной схемы понимаются модификации, обусловленные изменением модально-временного плана предложения, то есть изменением, определяемым набором «форм синтаксического времени, модальности, синтаксического лица», в совокупности своей служащих выразителем предикативности. Например, высказывание Я сажусь в кресло представлено инвариантом схемы «кто садится куда» [2]: глагольный предикатив в форме настоящего времени изъявительного наклонения. Временная модификация схемы нашла отражение в высказываниях Я сел в кресло – Я сяду в кресло. Гипотетическая модификация выражена формами сослагательного наклонения (оптатива) или повелительного (императива) наклонения. Ср.: Я сел бы в кресло – Садись в кресло. Побудительная модальность сопровождается субъектной модификацией схемы: предикатив обозначает побуждение к действию собеседника, представленного эллиптированным личным местоимением.

Понятие, подводимое под термин «структурно-семантические модификации» структурной схемы, толкуется в лингвистике неоднозначно.

Под структурно-семантическими модификациями понимаются такие речевые реализации структурной схемы, которые не влекут изменений ее типового значения и ее компонентного состава. Они «как бы накладываются на грамматические, совмещаются с ними» [8], осложняя или, напротив, упрощая предикативную ось предложения. В числе таковых обычно выделяют фазовую, модальную, отрицательную, вопросительную и неполную модификации структурных схем.

Введение в позиционную схему отрицательной частицы, модальных и фазовых компонентов не только осложняет строение предикативной оси, но и вносит новый «семантический элемент в структурную схему», наращивая ее дополнительным смыслом, варьируя фазовые и модальные модификации пропозиционального смысла». На темном небе начинали мигать звезды (А. Пушкин); Вскоре, сев ужинать, мы продолжали обсуждать случай (А. Грин);

Структурная схема может быть реализована в речи при эллипсисе одного из компонентов. Неполная реализация схемы наблюдается в окружении определенного контекста, когда необходимо повторно представить в тексте один из компонентов типовой пропозиции. Ср.: – Или у тебя свои деньги? Нет еще, скоро будут (Проскурин).

В составе структурно-семантических, или семантико-грамматических, модификаций выделяют и так называемую вопросительную модификацию. Вопросительная модификация некоторых типов структурных схем не только обогащает пропозициональную структуру высказывания модальностью вопроса, но и приводит к трансформации схемы в новую схему: ср.: * Я сажусь – Где мне сесть?

Выделяемая исследователями отрицательная модификация структурной схемы реализуется введением в позиционную схему отрицательной частицы не. Например: Я сплю – Я не сплю. В позиционных схемах, предикатив которых представлен переходным глаголом, введение отрицательной лексемы может повлечь изменение падежной формы объектива. Ср.: Я читал эту книгу – Я не читал этой книги.

Регулярная модификация структурной схемы есть одна из объективных форм ее существования [14]. Каждая из существующих в языке структурных схем простого предложения обладает совокупностью своих модификаций, отличающих ее от модификационных особенностей других структурных схем. Например, структурная схема – знак пропозиции «действия» «кто делает что» может быть подвернута всем возможным модификациям. Например, Родители строят дом – Родители строили дом; Родители будут строить дом; Строили бы родители дом; Стройте дом; Родители начали строить дом; Родители могут строить дом; Родители должны строить дом и под.

РАЗДЕЛ 2. 22. Обучение профессиональному общению в учебной и научной сферах деятельности (аспект «Язык специальности»).

Учебно-профессиональной сфере общения основная задача препо-

давателя – научить иностранных студентов понимать учебные лекции по специальным предметам, соответствующим профилю их подготовки (тему лекции, основное содержание лекции и ее отдельных смысловых частей), поэтому выпускникам подготовительных факультетов для про-верки умений аудирования предъявляют специально подготовленную учебную лекцию. Объем такой лекции должен находиться в пределах 700–1000 слов, время ее звучания – 30 минут, количество незнакомых слов в лекции – 3 % (то есть 20–30 слов).

Достижение студентами высокого уровня умения понимать устную русскую речь предполагает регулярную целенаправленную работу пре-подавателя по обучению аудированию. Система этой работы представ-ляет собой серию аудиотекстов, усложняющихся от урока к уроку, и специальных заданий, сопровождающих эти тексты.

Профессиональное обучение русскому языку представляет собой такое обучение, которое основано на учете потребностей студентов в изучении русского языка, диктуемых особенностями будущей профессии или специальности, которые, в свою очередь, требуют его изучения. Термин «профессионально-ориентированное обучение» употребляется для обозначения процесса преподавания русского языка в неязыковом вузе, ориентированного на чтение литературы по специальности, изучение профессиональной лексики и терминологии, а в последнее время и на общение в сфере профессиональной деятельности. Сущность профессионального обучения русскому языку заключается в его интеграции со специальными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых качеств личности. Профессиональное обучение русскому языку в неязыковом вузе требует нового подхода к отбору содержания. Он должен быть ориентирован на последние достижения в той или иной сфере человеческой деятельности, своевременно отражать научные достижения в сферах, непосредственно задевающих профессиональные интересы обучающихся, предоставлять им возможность для профессионального роста. Основной задачей профессионального обучения является формирование у студентов способности общения на русском языке в профессиональных, научных, деловых сферах с учётом профессионального мышления, профессионально-ориентированной направленности. Первоочередное внимание при обучении профессионального русского языка уделяется проблеме качества подготовки будущего специалиста, прогнозируемый портрет которого характеризуют: многосторонняя образованность, креативное мышление, творческий профессионализм, коммуникативная компетенция, интеллект, культура. Основная проблема обучения профессиональному русскому языку состоит в том, что студенты за один семестр должны изучить основы знаний по двум дисциплинам: русский язык и профильный специальный предмет, без базовых знаний которого понять будет сложно. Определенные трудности вызывает то, что студенты не всегда могут в полном объеме понять, проанализировать и кратко сформулировать основное содержание прочитанного материала. Существует множество препятствий на пути к успешному общению, которые нужно преодолеть. Барьером в эффективном общении может служить разница в уровне образования, опыте работы, культуре и других характеристиках слушающего говорящего.

Содержание профессионального обучения русскому языку необходимо включать: - сферы коммуникативной деятельности, темы и ситуации, учитывающие профессиональную направленность студентов; - языковой материал (фонетический, лексический, грамматический, орфографический); - комплекс специальных (речевых) умений, характеризующих уровень практического овладения русским языком как средством общения, в том числе в ситуациях профессионального и делового общения; - систему знаний национально-культурных особенностей; При изучении материала по профессиональному русскому языку устанавливается двусторонняя связь между стремлением студента приобрести специальные знания и успешностью овладения языком.



2019-07-04 441 Обсуждений (0)
Грамматические и структурно-семантические модификации предложения в аспекте преподавания РКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Грамматические и структурно-семантические модификации предложения в аспекте преподавания РКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (441)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)