Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обучение русскому языку как средству делового общения (РЯДО): история и современное состояние.



2019-07-04 388 Обсуждений (0)
Обучение русскому языку как средству делового общения (РЯДО): история и современное состояние. 0.00 из 5.00 0 оценок




Деловое общение ó акт социального взаимодействия, итоговой целью которого является коммерческий и некоммерческий обмен продуктами материального, интеллектуального и психофизиологического (имеется в виду труд) характера. В процессе делового общения каждый из коммуникантов, выступая в определенной социально- коммуникативной роли, стремится решить актуальную для своей профессиональной деятельности задачу.

Для методики преподавания русского языка как иностранного и, в частности, обучения русскому языку как средству делового общения чрезвычайно важен вопрос о социальных коррелятах понятия "функциональный стиль". В трудах социолингвистов в качестве социального коррелята понятия "функциональный стиль" выступает понятие "сферы применения языка", включаемое в понятие "общественная функция языка" и определяемое как "функция, выполняемая языком как важнейшим средством общения в различных сферах человеческой деятельности". Для методики преподавания РКИ наиболее традиционен термин "сфера общения".

С начала 90-х годов произошли значительные изменения в социальных коррелятах стиля, обслуживающего деловое общение и традиционно соотносимого с ìадминистративно-правовойî (ìофициальноделовойî) сферой общения. Прежде всего следует отметить, что изменилась сущность самого феномена ìделовое общениеî. В последние годы в научных исследованиях, посвященных лингвистическим и лингвометодическим проблемам, связанным с деловым общением, в учебных пособиях по иностранным и русскому языкам, деловое общение чаще всего рассматривается как общение в сфере коммерции, как "бизнес-коммуникация". При этом слово "бизнес" используется не в его традиционном для русского языка толковании: "то, что является источником личного обогащения, наживы" 3 , а скорее как синоним слова "коммерция". В то же время в английском языке это слово имеет несколько значений, и во всех словарях в качестве первого значения приводится "дело, занятие". Думается, что "деловое общение" следует соотносить с делом в широком смысле этого слова, с профессиональной деятельностью. В свете современного социального контекста можно предложить следующее определение рассматриваемого феномена. Деловое общение ó акт социального взаимодействия, итоговой целью которого является коммерческий и некоммерческий обмен продуктами материального, интеллектуального и психофизиологического (имеется в виду труд) характера. В процессе делового общения каждый из коммуникантов, выступая в определенной социально- коммуникативной роли, стремится решить актуальную для своей профессиональной деятельности задачу. Таким образом, актами делового общения будут и взаимодействие менеджера строительной компании с представителем юридической фирмы по вопросу аренды земли под строительство нового здания, и взаимодействие декана филологического факультета МГУ с представителями зарубежных университетов по вопросам "безвалютного обмена" преподавателями и студентами, и взаимодействие представителя зарубежной благотворительной организации с представителями мэрии г. Москвы по вопросу безвозмездной передачи медицинского оборудования детским больницам. Данные примеры свидетельствуют о том, что феномен деловое общение не может быть жестко закреплен за определенной сферой деятельности, сферой общения на современном этапе развития нашего общества. Деловое общение трансфункционально. В зависимости от сфер общения отбираются другие компоненты содержания обучения ó темы, ситуации, задачи общения по видам речевой деятельности и языковые средства, используемые при их решении.

Для начинающих бизнесменов, которые, выражаясь языком маркетинга, находятся в поисках своей ниши в российской экономике, и не обладающих достаточной предметной компетенцией, актуальна учебнопрофессиональная подсфера общения. Это объясняется тем, что многие из них, стремясь повысить свой профессиональный уровень, посещают лекции и семинары в российских вузах (на факультетах) экономического профиля. Этот фактор свидетельствует о том, что учебнопрофессиональная подсфера общения актуальна для определенного круга иностранных граждан, изучающих русский язык как средство получения экономических специальностей с целью успешного функционирования в роли дипломированных специалистов на российском рынке. Таким образом, для иностранных специалистов включение в ту или иную сферу общения происходит в зависимости от ряда экстралингвистических факторов, связанных чаще всего с условиями осуществления профессиональной деятельности, реже ó с личностными интересами. Речевое взаимодействие в процессе собственно деловой коммуникации в сфере профессионального общения может осуществляться в рамках одной организации по следующим линиям: начальник ó подчиненный, сотрудники с равнозначным должностным положением. Если коммуникация выходит за рамки какой-то одной организационной структуры, то возможны следующие линии речевого взаимодействия: постоянные партнеры, потенциальные партнеры; партнеры, занимающие одинаковое социальное положение; партнеры, занимающие разное социальное положение. Все это влияет на выбор программ речевого поведения, на степень официальности тона общения. В сфере обиходноделового общения также существует определенная социальная соотнесенность коммуникантов, например: должностное лицо ó клиент/посетитель (физическое лицо).

Современный социальный контекст позволяет, как указывалось выше, рассматривать феномен "деловое общение" как явление трансфункциональное. Это означает, что деловое общение может осуществляться практически во всех сферах деятельности.

 



2019-07-04 388 Обсуждений (0)
Обучение русскому языку как средству делового общения (РЯДО): история и современное состояние. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обучение русскому языку как средству делового общения (РЯДО): история и современное состояние.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (388)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)