Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ конкурентов рынка нефтепродуктов



2019-07-03 221 Обсуждений (0)
Анализ конкурентов рынка нефтепродуктов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Нефтеперерабатывающие предприятия России производят широкую номенклатуру нефтепродуктов и продуктов нефтехимии. Всего в России действуют около тридцати нефтеперерабатывающих заводов суммарной мощностью 255,7 млн. тонн в год. Охарактеризуем перерабатывающую и сбытовую деятельность крупнейших из них.

Совокупная мощность перерабатывающих заводов «ЮКОСа» обеспечивает ему безусловное лидерство в области производства нефтепродуктов и полностью удовлетворяет потребности компании в переработки сырой нефти. В 2002 году суммарный объем переработки «юкосовских» заводов составил 32,9 млн. тонн, что на 14,3% превышает показатели 2001 года. Себестоимость переработки – $1,11 на баррель, что на 13,3% выше, чем в 2001 году.

«ЮКОС» не стремится к экстенсивному наращиванию мощностей. Вместо этого он концентрирует усилия на повышении их эффективности, расширении ассортимента продукции и улучшении экологических характеристик нефтепродуктов: ни один из выпускаемых им бензинов не содержит добавок свинца; в дизельном топливе не более 0,2% серы – это один из лучших показателей для российских НПЗ.

В последние годы «ЮКОС» провел существенную реорганизацию собственной сбытовой сети и выделил реализацию нефтепродуктов в самостоятельный вид бизнеса. Серьезное внимание уделено развитию региональной сбытовой сети, оптимизации транспортных схем; более оперативным стал маркетинг региональных рынков нефтепродуктов. В 2002 году доля «ЮКОСа» в поставках на российский рынок автобензинов составила 17%, дизельного топлива – 18%, топочного мазута – 16%. При этом поставки федеральным потребителям возросли до 4,3 млн. тонн. На долю сельского хозяйства из них пришлось 23%, 13% – на северный завоз, 19% – на нужды вооруженных сил, 32% – МПС, 5% – РАО «ЕЭС».

Общее количества АЗС «ЮКОСа» увеличилось с 1269, имеющихся в 2001 году, до 1283. Из них 368 АЗС были модернизированы, 98 АЗС приобретены в течение года. Объем продаж через розничную сеть увеличился на 25% и составил 1693 тыс. тонн. Объем продаж на 1 АЗС возрос на 21% и составил 1700 тыс. тонн в год [24, c. 84].

«Сургутнефтегаз» стремится диверсифицировать бизнес за счет производства товарной продукции переработки нефти и газа, а также нефтехимии.

Сектор нефтепереработки и нефтехимии ОАО «Сургутнефтегаз» представлен нефтеперерабатывающим заводом ООО «КИНЕФ» в г. Кириши Ленинградской области. В 2002 году на развитие предприятия было инвестировано 2618 млн. рублей, по проекту строительства гидрокрекинга – 508 млн. рублей.

В 2002 году на заводе в г. Кириши переработано 15,2 млн. тонн нефтяного сырья, произведено 1633 тыс. тонн автобензина, 895 тыс. тонн авиационного керосина, 3600 тыс. тонн дизельного топлива, 7371 тыс. тонн мазута. Уровень выхода светлых нефтепродуктов вырос на 5%. Начато производство трех видов топлива с улучшенными экологическими показателями, соответствующими требованиям международных стандартов. Более чем на 11% увеличено производство продуктов нефтехимии.

Сбытовая сеть ОАО «Сургутнефтегаз» состоит из пяти предприятий, которые ведут свою деятельность в Северо-западном регионе России и занимают доминирующее положение на его топливных рынках. Качество реализуемой продукции обеспечивается прямыми поставками товарной продукции с нефтеперерабатывающего завода компании в г. Кириши.

Объемы розничных и оптовых продаж нефтепродуктов в 2002 году в целом сохранились на уровне предыдущего года. Продажи через сбытовую сеть ОАО «Сургутнефтегаз» снизились в связи с изменениями в логистики поставок компании, связанных с транзитными перевозками, и составили 698 тыс. тонн.

Инвестиционная политика компании в сбытовом секторе была направлена на реализацию программы модернизации и расширения сети заправочных станций сбытовых предприятий. Были построены и модернизированы 22 автозаправочных комплекса. Инвестиции, направленные на развитие сбытовой сети в 2002 году составили 171 млн. рублей [25, c. 21].

ОАО «ТНК» – один из крупнейших российских производителей высококачественных нефтепродуктов. По объемам перерабатываемого сырья (21,9 млн. тонн в 2002 году, в том числе 21,1 млн. тонн нефти) компания занимает третье место в России. Переработку нефти осуществляют четыре нефтеперерабатывающих завода – Рязанский, Орский, Нижневартовский и расположенный в Украине Лисичанский.

Одно из направлений развития ОАО «ТНК» – расширение присутствия на рынке нефтепродуктов. Работая на внутреннем рынке, компания ориентируется на достижение максимального объема продаж, повышения рентабельности и укрепление своих конкурентных преимуществ.

Для этого компания расширяет ассортимент продукции нефтепереработки, увеличивает доли продуктов глубокой переработки, улучшает качество предлагаемых покупателям нефтепродуктов. Параллельно продолжается расширение сбытовой сети и развитие ее инфраструктуры. Компания выходит на новые рынки сбыта и укрепляет свои позиции в регионах присутствия.

В 2002 году ОАО «ТНК» реализовало 19,7 млн. тонн нефтепродуктов, в том числе на экспорт 11,8 млн. тонн. На внутреннем рынке России компанией было реализовано 7,9 млн. тонн нефтепродуктов (40,1%), в том числе 3,9 млн. тонн – через сбытовую сеть.

В 2002 году ОАО «ТНК» увеличило экспорт в абсолютном выражении, а также и его долю в структуре реализации. Экспорт нефти вырос до 17,0 млн. тонн по сравнению с 16,8 млн. тонн 2001 года, удельный вес экспортируемой нефти достиг 45% (в 2001 году – 41%).

Прорыву в экспортном направлении способствовало активное использование компанией потенциала железнодорожного транспорта. По железной дороге ОАО «ТНК» отправило зарубежным потребителям 1,8 млн. тонн нефти (10,4% общего объема экспорта), за год доля железнодорожных перевозок в транспорте нефти выросло у компании на 40%.

Рост экспорта обеспечивает компании не только высокие доходы, но и возможность привлекать финансовые ресурсы на западном рынке капиталов, поскольку экспортная выручка традиционно служит обеспечением в кредитных сделках. Вместе с тем, железнодорожные поставки оправдывают себя лишь при высоких ценах на нефть. В случае ухудшения конъюнктуры мировых рынков кампания будет вынуждена сократить объемы экспорта.

На внутреннем рынке ОАО «ТНК» работает через восемь принадлежащих ей сбытовых предприятий, которые реализуют через АЗС и джобберскую сеть светлые нефтепродукты, производимые заводами компании.

За последние годы компания добилась значительного укрепления своих позиций в новых регионах. Бело-голубые заправки ТНК есть в шестнадцати российских областях в Украине, а общее количество АЗС, торгующих под торговой маркой компании составило 1400 (380 в Украине и 1020 на территории России) [26, c. 20].

За 2002 год «Сибнефть» нарастила объем нефтепереработки на 19,3%. В основном за счет приобретения доли Московского НПЗ. Общий объем нефтепереработки компании достиг 15,82 млн. тонн (322,3 тыс. баррелей в сутки). Омский НПЗ – основной перерабатывающий актив «Сибнефти» и один из крупнейших в стране нефтеперерабатывающих заводов. На заводе последовательно осуществляется модернизация, что обеспечивает компании сохранение конкурентных преимуществ в отрасли.

Объем переработки на Омском НПЗ за 2002 год практически не изменился. В 2002 году на завод поступило 13,26 млн. тонн нефти, что лишь на 0,04% превышает показатель предыдущего года.

Однако приоритетной задачей «Сибнефти» в сфере переработки в настоящее время является рост не количественных, а качественных показателей. С этой задачей Омский НПЗ справляется успешно. На фоне стабилизации объемов переработки выход светлых нефтепродуктов вырос в 2002 году до 71,26%. Глубина переработки, по сравнению с 2001 годом, выросла на 1,8% и составила 83,2%. Это лучший показатель в России.

Приобретенные дружественными структурами 37% акций Московского НПЗ значительно усилило позиции «Сибнефти» как одного из крупнейших переработчиков нефти. Около 1,1 млн. тонн нефтепродуктов было реализовано за пределами России. В общей сложности «Славнефть» экспортировала 3,6 млн. тонн нефтепродуктов.

«Сибнефть» осуществляет масштабные мероприятия по развитию сбытовой сети. За 2002 год общее количество АЗС компании, включая собственные, а также заправки, работающие по схеме франчайзинга и принадлежащие дилерам, увеличилось на 180 и составило на конец 2002 года 1183 единицы. Объемы розничных продаж выросли за год на 25% и достигли 2,92 млн. тонн.

Для эксплуатации АЗС, приобретаемых компанией в Москве и ближнем Подмосковье, в декабре 2001 года было создано ООО «Сибнефть АЗС – Сервис». К концу 2002 года «Сибнефть» увеличила количество собственных АЗС в Москве и ближнем Подмосковье до 26. Через эти АЗС было продано 20,5 тыс. тонн нефтепродуктов.

В 2002 году объем первичной переработки нефти в целом по заводам «Сибнефти» составил 8,3 млн. тонн – рост относительно 2001 года более чем на 6%. Перерабатывающие мощности компании были загружены более чем на 2% – примерно на 16% лучше среднеотраслевого показателя. По этому показателю «Сибнефть» является лидером среди российских нефтяных компаний.

Наиболее динамично росло производство авиакеросина (на 20,4% по отношению к 2001 году) и бензинов (на 15,3%). Объем производства дизельного топлива достиг 2,6 млн. тонн (рост на 3,9%), бензинов – 0,16 млн. тонн, авиакеросина – 0,23 млн. тонн [27, c. 9].

НК «Роснефть» стремится вывести свои нефтеперерабатывающие мощности на качественно новый технологический уровень, чтобы резко увеличить выпуск высококачественных и экологически безопасных видов топлива, получить максимальную прибыль с тонны перерабатываемой нефти. Эти задачи более чем актуальны для НПЗ «Роснефти», средняя глубина переработки нефти на которых, составляла в 2002 году лишь 57,1%. Исходя из этого компания проводит масштабную реконструкцию и модернизацию на своих заводах.

В 2002 году началась разработка проектов реконструкции Туапсинского НПЗ – одного из старейших нефтеперерабатывающих заводов России. Реализация программы модернизации предприятия стоимостью $730 млн. позволит увеличить объем выпуска продукции, при этом глубина переработки нефти будет доведена с нынешних 55,2% до 90%.

Ближайшей целью продолжающейся реконструкции Комсомольского НПЗ проектной мощностью 6 млн. тонн является увеличение глубины переработки нефти до мировых стандартов и повышение доли высокооктановых неэтилированных бензинов до 60% и выше. После полного завершения реконструкции предприятия глубина переработки достигнет 100% (по итогам 2002 года – 58,8%), а прибыль увеличится в 4 раза. Общий объем инвестиций в реконструкцию завода составит около $700 млн. В 2002 году введены в эксплуатацию установки изомеризации, установка ЭЛОУ-АВТ-2 мощностью 2 млн. тонн, начата подготовка территории под строительство первого комплекса замедленного коксования, заключен контракт на строительство первого комплекса глубокой переработки нефти. Во многом благодаря проводимой на заводе реконструкции уже сейчас производство высокооктановых бензинов выросло на 10%.

В июне 2002 года руководители «Роснефти» и «Сургутнефтегаза» подписали с губернатором Ленинградской области трехсторонний протокол о намерениях по сооружению нефтеперерабатывающего завода в районе города Приморск. Стоимость строительства НПЗ оценивается примерно в $1,5 млрд. мощность ориентированного не экспорт предприятия должна составить 6–8 млн. тонн нефти в год при глубине переработки 95% [28, c 62].

В 2002 и 2001 годах объем поставленной НК «Роснефть» на экспорт нефти составил, соответственно, около 50% и 43% от объема добычи. Оставшаяся нефть была переработана на нефтеперерабатывающих заводах компании и других российских НПЗ для дальнейшей реализации на внутреннем и внешнем рынках.

На территории России НК «Роснефть» обладает мощной и развитой сетью сбыта продукции. Более полутораста предприятий по сбыту, перевалке и экспорту нефтепродуктов и нефти расположены в наиболее значимых и динамично развивающихся регионах страны – русский Север, Северный Кавказ, Дальний Восток, Западная Сибирь и др. В планах компании на ближайшие годы – развитие собственной фирменной сети автозаправочных станций, закрепление на розничном рынке нефтепродуктов.

В 2002 году сбытовыми предприятиями «Роснефти» было реализовано почти 18 млн. тонн нефтепродуктов, что на 30% больше показателей предыдущего года.

В настоящее время компания располагает 625 автозаправочными станциями. Масштабная реконструкция и строительство новых автозаправочных комплексов осуществляется «Роснефтью» в Краснодарском крае и республиках Северного Кавказа.

На Дальнем Востоке «Роснефть» начала реализацию программы значительного расширения присутствия на розничном рынке нефтепродуктов. Программа напрямую увязывается с ходом реконструкции Комсомольского НПЗ, в результате которой заводом будет существенно увеличен выпуск светлых нефтепродуктов.

Кроме сети АЗС и нефтебаз «Роснефть» располагает собственными мощностями по перевалке нефтепродуктов. В 2003 году компания продолжила их модернизацию.

Мощность Московского НПЗ позволяет перерабатывать до 800 тыс. тонн нефти в месяц и обеспечивать около половины потребностей в топливе Москвы и Московской области. В настоящее время завод выпускает бензины АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо, соответствующие экологическим требованиям Евро-2 (с содержанием серы 0,05%). В ближайшее время планируется выпуск бензинов и дизельного топлива в соответствии со стандартами Евро-3.

Потребности топливного рынка Москвы и Московской области составляют около 10% от общего объема продаваемого в России топлива. Помимо Московского НПЗ, его основными поставщиками являются принадлежащий «Славнефти» (а на данном этапе ТНК и «Сибнефти») «Ярославнефтеоргсинтез», Рязанский НПЗ (ТНК) и нижегородский НОРСИ («ЛУКОЙЛ»). В регионе действуют более 700 АЗС, большее количество которых пока принадлежит независимым операторам. «ЮКОС» контролирует 23 АЗС, «Сибнефть» – 58 АЗС [29, c. 57].

НК «ЛУКОЙЛ» – вертикально интегрированная компания, работающая по принципу «от нефтяной скважины до бензоколонки». Такой принцип работы гарантирует высокое качество продукции.

«ЛУКОЙЛ» владеет значительными нефтеперерабатывающими мощностями в России и за рубежом. Российские заводы компании (Волгоградский НПЗ, «Пермнефтеоргсинтез», «Нижегороднефтеоргсинтез», Ухтинский НПЗ) способны перерабатывать 40,7 млн. тонн нефти в год (16% российских нефтеперерабатывающих мощностей). Зарубежные НПЗ «ЛУКОЙЛа» (в Бургасе, Плоешти, Одессе) имеют общую мощность 17,8 млн. тонн в год.

В 2002 году на нефтепереработку «ЛУКОЦЛом» было направлено 44,9 млн. тонн нефти. В рамках проводимой программы реструктуризации была увеличена загрузка российских НПЗ компании, на которых было переработано 33,9 млн. тонн нефти (на 15% больше чем в 2001 году). Это позволило сократить продажи нефти на внутреннем рынке и получить дополнительный доход от продажи нефтепродуктов в размере $355 млн.

Модернизация НПЗ позволила «ЛУКОЙЛу» увеличить производство высокооктановых автомобильных бензинов на 16,9%. Доля высокооктановых автобензинов в общем объеме производства автомобильных бензинов составила 50,6%, на 2% выше уровня 2001 года.

На собственных заводах компании переработано 41,6 млн. тонн нефти, в том числе на российских – 33,9 млн. тонн (18% общероссийского объема переработки нефти). Увеличение объема переработки нефти на российских НПЗ компании позволило оптимизировать их загрузку.

В 2002 году «ЛУКОЙЛ» инвестировал во внедрение новых технологий, модернизацию и расширение производства НПЗ $260 млн.

Переработку газа «ЛУКОЙЛ» рассматривает как способ утилизации добываемого газа. В 2002 году компания приобрела Локосовский ГПЗ, что позволило увеличить объем переработки газа с 2,3 млрд. м3 в 2001 году до 2,7 млрд. м3 в 2002 году.

На предприятиях нефтехимического сектора «ЛУКОЙЛа» (ООО «Ставролен», ООО «Саратоворгсинтез», ЗАО «ЛУКОР») в 2002 году переработано 1,99 млн. тонн сырья. Уровень использования мощностей достиг 74,3% (против 57% в 2001 году).

Объем выпуска основного вида продукции – полиэтилена, на предприятиях нефтехимического и нефтеперерабатывающего секторов составил 431, 6 тыс. тонн, что на 17% превышает уровень 2001 года. Доля экспорта товарной продукции нефтехимического сектора достигла 70,5%.

Увеличилась степень интеграции предприятий нефтехимического сектора: обеспечение сырьем на 78,4% (против 70,7% в 2001 году) покрывалось за счет ресурсов «ЛУКОЙЛа». Это позволило снизить затраты на закупку сырья со стороны.

В 2002 году в нефтехимический сектор было инвестировано $15 млн.

Общий объем поставок «ЛУКОЙЛом» нефтепродуктов на территории России составил 35,5 млн. тонн (99% к уровню 2001 года) из них 21,3 млн. тонн было поставлено потребителям России (снижение на 15% к уровню 2002 года), экспорт составил 14,2 млн. тонн.

За отчетный период изменилась структура реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке: увеличилась реализация автобензинов и существенно сократилась реализация мазута. В структуре поставок потребителям России значительный рост произошел за счет увеличения поставок нефтепродуктов в адрес собственных предприятий нефтепродуктообеспечения до 9,1 млн. тонн (увеличение на 50% к уровню 2001 года).

Сбытовая сеть «ЛУКОЙЛа» охватывает 58 регионов России, СНГ, страны Балтии, Европу и США. Она насчитывает 263 нефтебазы и 4076 АЗС, в том числе в России – 215 нефтебаз и 1691 АЗС, в Европе и США – 48 нефтебаз и 2385 АЗС (включая арендованные).

В 2002 году через розничную сеть АЗС реализовано 5,8 млн. тонн нефтепродуктов, в том числе в России – 2,4 млн. тонн, в Европе – 0,9 млн. тонн, в США – 2,4 млн. тонн.

В 2002 году российские предприятия нефтепродуктообеспечения добились роста объемов реализации нефтепродуктов через розничную сеть АЗС на 20% к уровню 2001 года.

Всего сбытовыми структурами компании реализовано 25,8 млн. тонн нефтепродуктов, в том числе в России – 13,6 млн. тонн, в Европе – 9,2 млн. тонн, в США – 3,0 млн. тонн [30, c. 19]

Компания «ЛУКОЙЛ» производит широкий спектр нефтепродуктов мирового уровня качества. Одной из первых в России она отказалась от производства этилированных бензинов и стала производить экологически чистое дизельное топливо с содержанием серы 0,035%.

Для того чтобы потребитель мог безошибочно определить подлинность автомобильного топлива, производимого под товарной маркой «ЛУКОЙЛ», два самых популярных вида бензина окрашиваются: А-76 (80) – в красный цвет, АИ-92 – в голубой. Для предотвращения подделок окрашенных бензинов в их состав вводят бесцветные биологические маркеры [31, c. 57].

Наиболее перспективными нефтеперерабатывающими предприятиями в России являются ЛУКОЙЛ – Пермнефтеоргсинтез, Славнефть – Ярославнефтеоргсинтез, Московский НПЗ. Также в десятку лучших НПЗ входят: Сургутнефтегаз – Киришинефтеоргсинтез, ЛУКОЙЛ – Волгограднефтепереработка, СИДАНКО – Саратовский НПЗ, Башнефтехим – Уфимский НПЗ, Роснефть – Туапсинский НПЗ, ЮКОС – Ангарская НХК, ЮКОС – Ачинский НПЗ и ЮКОС – Куйбышевский НПЗ.

К предприятиям находящимся в более сложном положении относятся Альянс – Хабаровский НПЗ и ТНК – Орскнефтеоргсинтез. Эти предприятия необходимо оценивать индивидуально, так как в некоторых случаях инвестиции в них рискованны [32, c. 31].

Таким образом, изучив структуру рынка нефтепродуктов России можно сделать ряд выводов, отметив положительные и отрицательные моменты, а также прогнозировать дальнейшее развитие рынка.

Нефтяная отрасль одна из важнейших отраслей промышленности, которая является одной из главных бюджетообразующих отраслей экономики. По состоянию на конец 2003 года ее структура включает 10 вертикально интегрированных компаний, добывающих 90% нефти в стране, 153 малых и средних предприятий, на долю которых приходится 7% добычи. Еще около 3% добычи осуществляется «Газпромом». В России завершилось только первичное структурное построение нефтяной отрасли. В стране сложилась динамика нефтяного рынка, характеризующаяся нестабильностью, которая ведет к поглощению одних компаний другими. В перспективе в России останется максимум пять международных нефтяных компаний и много сотен независимых фирм по оказанию сервисных услуг или разработке низко рентабельных малопродуктивных залежей.

Нефтяная отрасль обеспечивает более двух третьих общего потребления первичных энергоресурсов и четырех пятых их производства. Динамика производства нефтяной отрасли по сравнению с промышленностью показывает ее опережающее развитие. Возросло производство основных видов нефтепродуктов: топочного мазута, дизельного топлива, автомобильного бензина. Однако главный недостаток нефтяной отрасли в том, что стабильно растущие объемы добычи нефти значительно опережают рост объемов переработки российских НПЗ. Это связано с тем, что реализация нефтепродуктов уступает по прибыльности отгрузкам сырой нефти на экспорт. Также в России до сих пор очень низким остается использование вторичных процессов переработки. Основной причиной того, что вторичные процессы столь медленно внедряются на российских НПЗ, является нехватка инвестиций. Еще одной из причин низкой инвестиционной активности российских компаний является то, что существующие мощности обеспечивают производство нефтепродуктов, значительно превышающее спрос. К счастью ситуация в ближайшее время должна измениться. Ожидается, что спрос внутри страны на бензин и дизельное топливо будет расти быстрыми темпами в связи с увеличением количества автомобилистов и дистанций проезда. Российские компании следят за тенденциями рынка, и в настоящий момент модернизация проходит на целом ряде НПЗ.

 

 




2019-07-03 221 Обсуждений (0)
Анализ конкурентов рынка нефтепродуктов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ конкурентов рынка нефтепродуктов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)