Региональный анализ структуры рынка автобензина
Общероссийский анализ структуры рынка автобензина показал ситуацию на рынке в целом по стране. В отдельных же регионах она, конечно, будет меняться. На региональную структуру рынка может влиять масштаб региона, обеспеченность собственными ресурсами, развитие промышленности и так далее. Проведем анализ структуры рынка автобензина за 2000, 2001 и 2002 года в рамках пяти регионов, а именно: по Татарстану, Чувашии, Мари Эл, Удмуртии и Свердловской области. Данный анализ позволит выявить тенденцию развития региональных рынков, а также сравнить ситуации на рынках автобензина в этих регионах. В республику Татарстан автобензин поставляется практически всеми российскими компаниями, но в разных объемах. Сгруппируем данные о количестве поставщиков и объемах поставок в таблице 13.
Таблица 13 – Объем поставок автобензина в Татарстан (тыс. тонн)
Данные таблицы свидетельствуют о том, что с каждым годом увеличиваются поставки автобензина в Татарстан. Это связано с ростом потребительского спроса. В соответствии с данными таблицы найдем долю каждого из поставщиков на региональном рынке, используя формулу (1). В 2000 году всеми компаниями было поставлено 343,74 тыс. тонн автомобильного бензина. Определим, как распределялись рыночные доли между компаниями на рынке в этот период. ЛУКОЙЛ: 28,45/343,74 = 0,0828; ЮКОС: 12,62/343,74 = 0,0367; ТНК: 0,91/343,74 = 0,0026; Салаватнефтеоргсинтез: 64,84/343,74 = 0,1886; Башнефтехим: 226,40/343,74 = 0,6586; Славнефть: 4,70/343,74 = 0,0137; Сибнефть: 5,72/343,74 = 0,0166; Московский НПЗ: 0,10/343,74 = 0,0004. В 2001 году суммарная поставка в регион составила 411,73 тыс. тонн. Определим долю каждого из поставщиков. ЛУКОЙЛ: 6,42/411,73 = 0,0156; ЮКОС: 29,47/411,73 = 0,07164 ТНК: 0,35/411,73 = 0,0009; СИДАНКО: 1,12/411,73 = 0,0027; Салаватнефтеоргсинтез: 11,65/411,73 = 0,0283; Башнефтехим: 337,57/411,73 = 0,8199; Славнефть: 0,96/411,73 = 0,0023; Сибнефть: 12,85/411,73 = 0,0312; Московский НПЗ: 11,34/411,73 = 0,0275. В 2002 году в Татарстан было завезено 426,33 тыс. тонн автобензина. Определим долю рынка каждого поставщика. ЛУКОЙЛ: 25,15/426,33 = 0,0590; ЮКОС: 21,55/426,33 = 0,0505; ТНК: 0,27/426,33 = 0,0006; Салаватнефтеоргсинтез: 21,83/426,33 = 0,0512; Башнефтехим: 341,61/426,33 = 0,8013; Славнефть: 0,32/426,33 = 0,0008; Сургутнефтегаз: 0,06/426,33 = 0,0001; Сибнефть: 9,27/426,33 = 0,0217; Московский НПЗ: 6,26/426,33 = 0,0148. Сгруппируем полученные результаты в таблице 14.
Таблица 14 – Распределение долей на рынке автобензина в 2000–2002 годах (%)
Данные таблицы свидетельствуют о том, что лидером на рынке автобензина в 2000 году был Башнефтехим. Доля рынка, принадлежавшая ему, составляет 65,86%. На втором месте Салаватнефтеоргсинтез с долей ранка равной 18,86%. И на третьем месте ЛУКОЙЛ (8,28%). В 2001 году ситуации поменялась, но не в отношении Башнефтехима. Он по-прежнему на первом месте, только заметно выросла его доля рынка – 81,99%. А вот второе место стал занимать ЮКОС (7,16%), в 2001 году его поставки в регион сильно возросли. И на третьем месте Сибнефть с долей рынка 2,75%. В 2001 году сильно сократили свои поставки в Татарстан ЛУКОЙЛ и Салаватнефтеоргсинтез в связи с этим они потеряли второе и третье места соответственно. В 2002 году также лидирует Башнефтехим, но его доля рынка немного снизилась (80,13%) хотя и возросли объемы поставок. Возможно, это связано с тем, что ЛУКОЙЛ и Салаватнефтеоргсинтез снова увеличили свои поставки в регион. В 2002 году ЛУКОЙЛ стал занимать второе место (5,90%), Салаватнефтеоргсинтез – третье (5,12%). Далее в ходе анализа необходимо рассчитать показатели рыночной концентрации, хотя и без этого видно, что эти показатели будет превышать допустимые антимонопольной политикой нормы. Рассчитаем коэффициент рыночной концентрации по формуле (2). 2000 год: CR – 3 = 65,86% + 18,86% + 8,28% = 93,00%. 2001 год: CR – 3 = 81,99% + 7,16% + 3,12% = 92,27%. 2002 год: CR – 3 = 80,13% + 5,90% + 5,12% = 91,15%. Также необходимо рассчитать индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана по формуле (3). 2000 год: HHI8 = 8,282 + 3,672 + 0,262 + 18,862 + 65,862 + 1,372 + 1,662 + + 0,042 = 4779,96. 2001 год: HHI9 = 1,562 + 7,162 + 0,092 + 0,272 + 2,832 + 81,992 + 0,232 + + 3,122 + 2,752 = 6801,49. 2002 год: HHI9 = 5,902 + 5,052 + 0,062 + 5,122 + 80,132 + 0,082 + 0,012 + + 2,172 + 1,482 = 6514,25. Таким образом, мы рассчитали показатели рыночной концентрации и теперь можно сделать вывод о том, что рынок автобензина в Татарстане является высоко концентрированным. На рынке присутствует явный лидер, который уже практически стал региональным поставщиком-монополистом. В республику Чувашия автомобильный бензин поставляют те же компании, что и в Татарстан. Сгруппируем данные об объемах поставляемого бензина в данный регион в таблице 15.
Таблица 15 – Объем поставок автобензина в Чувашию (тыс. тонн)
Данные таблицы свидетельствуют о том, что в 2002 году по сравнению с предыдущими годами количество поставщиков автобензина в Чувашии сократилось. В этот регион перестали поставлять бензин такие компании как СИДАНКО и Сургутнефтегаз, а также сократили свои поставки ТНК, Славнефть и ЛУКОЙЛ. При этом потребление автобензина в регионе практически не изменилось, следовательно, некоторые компании увеличили поставки, а значит и свою долю на региональном рынке. Рассчитаем по формуле (1) долю каждой компании на рынке автобензина в республике Чувашия. В 2000 году суммарная поставка в регион составляла 72,85 тыс. тонн автобензина. Исходя из этого, найдем распределение рыночных долей: ЛУКОЙЛ: 35,26/72,85 = 0,4840; ЮКОС: 8,01/72,85 = 0,1100; ТНК: 0,53/72,85 = 0,0073; СИДАНКО: 0,15/72,85 = 0,0021; Салаватнефтеоргсинтез: 2,91/72,85 = 0,0400; Башнефтехим: 17,94/72,85 = 0,2463; Славнефть: 5,21/72,85 = 0,0715; Сургутнефтегаз: 0,05/72,85 = 0,0007; Сибнефть: 1,80/72,85 = 0,0246; Московский НПЗ: 0,99/72,85 = 0,0135. В 2001 году в Чувашию было завезено 71,10 тыс. тонн автобензина. Определим рыночную долю каждого из поставщиков: ЛУКОЙЛ: 28,84/71,10 = 0,4056; ЮКОС: 13,35/71,10 = 0,1878; ТНК: 0,32/71,10 = 0,0045; СИДАНКО: 0,27/71,10 = 0,0038; Салаватнефтеоргсинтез: 1,82/71,10 = 0,0256; Башнефтехим: 21,07/71,10 = 0,2963; Славнефть: 1,47/71,10 = 0,0207; Сибнефть: 3,80/71,10 = 0,0534; Московский НПЗ: 0,16/71,10 = 0,0023. В 2002 году в регион было поставлено 71,42 тыс. тонн автобензина. Исходя из этого, рассчитаем рыночную долю каждой из компаний-поставщиков: ЛУКОЙЛ: 21,95/71,42 = 0,3073; ЮКОС: 9,22/71,42 = 0,1291; ТНК: 0,17/71,42 = 0,0024; Салаватнефтеоргсинтез: 3,16/71,42 = 0,0442; Башнефтехим: 24,56/71,42 = 0,3438; Славнефть: 0,35/71,42 = 0,0049; Сибнефть: 6,61/71,42 = 0,0926; Московский НПЗ: 5,40/71,42 = 0,0757. Таким образом, мы рассчитали рыночные доли компаний в период с 2000 года по 2002 год. Полученные данные сгруппируем в таблице 16.
Таблица 16 – Распределение долей на рынке автобензина в 2000–2002 годах (%)
Данные таблицы свидетельствуют о том, что лидером на рынке автобензина в Чувашии в 2000 год был ЛУКОЙЛ. Ему принадлежало 48,40% от регионального рынка. На втором месте бал Башнефтехим (24,63%). Третье место занимал ЮКОС (11,00%). В 2001 году первое место также принадлежало ЛУКОЙЛУ, но в этом году он владеет уже меньшей долей рынка – 40,56%. Второе место по-прежнему у Башнефтехима, причем доля рынка заметно возросла – 29,63%. И на третьем месте ЮКОС, который также увеличивает свою долю на региональном рынке (18,78%). В 2002 году ЛУКОЙЛ продолжал сокращать поставки автобензина в Чувашию, а Башнефтехим – наращивать. В результате этого, первое место стало принадлежать Башнефтехиму (34,38%), а второе место – ЛУКОЙЛУ (30,73%). Третье место пока еще принадлежит ЮКОСУ, хотя объемы его поставок в регион стали снижаться, а, следовательно, сократилась и его доля на рынке (12,91%). Таким образом, мы определили, как распределялись рыночные доли на рынке автобензина в Чувашии в 2000, 2001, 2002 годах, а также выявили лидеров. Далее в ходе анализа необходимо рассчитать показатели рыночной концентрации, чтобы определить к какому типу рынка относится данный региональный рынок. Рассчитаем по формуле (2) коэффициент рыночной концентрации. 2000 год: CR – 3 = 48,40% + 24,63% + 11,00% = 84,03%. 2001 год: CR – 3 = 40,56% + 29,63% + 18,78% = 88,97%. 2002 год: CR – 3 = 34,38% + 30,73% + 12,91% = 78,02%. Также рассчитаем индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана по формуле (3). 2000 год: HHI10 =48,402 + 11,002 + 0,732 + 0,212 + 4,002 + 24,632 +7,152+ + 0,072 + 2,462 + 1,352 = 3145,77. 2001 год: HHI9 = 40,562 +18,782 + 0,452 + 0,382 + 2,562 + 29,632 + 2,072 + + 5,342 + 0,232 = 2615,48. 2002 год: HHI8 = 30,732 + 12,912 + 0,242 + 4,422 + 34,382 + 0,492 +9,262 + + 7,572 = 2455,87. Рассчитанные коэффициенты позволяют сделать вывод о том, что региональный рынок является высококонцентрированным. Хотя в 2002 году коэффициент рыночной концентрации заметно ниже, чем в предыдущих периодах, но все же превышает 70%. В республике Чувашии на рынке автобензина в 2000 году был явный лидер ЛУКОЙЛ, а к 2002 году он уступил свой позиции Башнефтехиму. При этом, обе компании владеют большими и приблизительно равными рыночными долями. Что повлекло за собой уменьшение расчетных коэффициентов, а, следовательно, снижение рыночной концентрации. Третий интересующий нас регион – это республика Мари Эл. Сгруппируем данные по количеству поставщиков и объемам поставок в республику в таблице 17. Таблица 17 – Объем поставок автобензина в Мари Эл (тыс. тонн)
Данные таблицы свидетельствуют о том, что ежегодно увеличивается потребление автобензина в регионе. Но, несмотря на это число компаний – поставщиков уменьшается. Так, например, в 2002 году с регионального рынка ушли СИДАНКО и Славнефть, хотя появился и новый поставщик – ТНК. Чтобы выявить лидером на ранке автобензина в республике Мари Эл, рассчитаем доли каждой из компаний на региональном рынке по формуле (1). В 2000 году в республику было завезено 51,29 тыс. тонн автобензина. Исходя из этого, рассчитаем рыночные доли каждого поставщика: ЛУКОЙЛ: 40,06/51,29 = 0,7810; ЮКОС: 1,64/51,29 = 0,0320; СИДАНКО: 0,21/51,20 = 0,0041; Салаватнефтеоргсинтез: 3,22/51,29 = 0,0628; Башнефтехим: 4,79/51,29 = 0,0934; Славнефть: 0,94/51,29 = 0,0183; Сибнефть: 0,43/51,29 = 0,0084. В 2001 году суммарный объем поставок составлял 53,65 тыс. тонн. Рассчитаем рыночную долю каждой компании: ЛУКОЙЛ: 22,43/53,65 = 0,4181; ЮКОС: 2,93/53,65 = 0,0546; СИДАНКО: 0,50/53,65 = 0,0093; Салаватнефтеоргсинтез: 3,13/53,65 = 0,0583; Башнефтехим: 21,36/53,65 = 0,3981; Славнефть: 2,38/53,65 = 0,0445; Сибнефть: 0,92/53,65 = 0,0171. В 2002 году в республику Мари Эл было поставлено 60,83 тыс. тонн автобензина. Рассчитаем рыночную долю каждого из поставщиков: ЛУКОЙЛ: 38,14/60,83 = 0,6270.; ЮКОС: 1,44/60,83 = 0,0238; ТНК: 0,18/60,83 = 0,0030; Салаватнефтеоргсинтез: 2,35/60,83 = 0,0386; Башнефтехим: 16,81/60,83 = 0,2763; Сибнефть: 1,91/60,83 = 0,0313. Полученные в результате расчетов данные сгруппируем в таблице 18.
Таблица 18 – Распределение долей на рынке автобензина в 2000–2002 годах (%)
Данные таблицы свидетельствуют о том, что в 2000 году на рынке автобензина в республике Мари Эл лидером-поставщиком являлся ЛУКОЙЛ. Ему принадлежало 78,10% от всего регионального рынка. Второе место занимал Башнефтехим (9,34%) и третье – Салаватнефтеоргсинтез (6,28%). В 2001 году ЛУКОЙЛ почти в два раза сократил свой поставки в регион, при этом оставаясь на первом месте. Его рыночная доля стала составлять 41,81%. Зато Башнефтехим стал наращивать поставки и соответственно увеличивать долю на рынке до 39,81%. Треть место по-прежнему у Салаватнефтеоргсинтеза (5,83%), но в 2001 году его практически догнал ЮКОС, который стал поставлять большее количество продукта. Также увеличили свои поставки в регион, а значит долю на рынке, СИДАНКО и Славнефть. В 2002 году на региональном рынке лидер не поменялся, наоборот ЛУКОЙЛ вновь увеличил свою рыночную долю до 62,70%. Второе место снова у Башнефтехима (27,63%) и третье место у Салаватнефтеоргсинтеза (3,86%). Таким образом, в 2002 году рынок поделили между собой ЛУКОЙ и Башнефтехим, им принадлежит почти 95% всего регионального рынка. Для определения типа регионального рынка рассчитаем показатели рыночной концентрации, хотя и без того видно, что рынок монополизирован. По формуле (2) определим коэффициенты рыночной концентрации. 2000 год: CR – 3 = 78,10% + 9,34% + 6,28% = 93,72%. 2001 год: CR – 3 = 41,81% + 39,81% + 5,83% = 87,45%. 2002 год: CR – 3 = 62,70% + 27,63% + 3,86% = 94,19%. По формуле (3) найдем индексы рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана. 2000 год: HHI7 = 78,102 + 3,202 + 0,412 + 6,282 + 9,342 + 1,832 +0,842 = = 6240,76. 2001 год: HHI7 = 41,812 + 5,462 + 0,932 + 5,832 + 39,812 + 4,452 + 1,712 = = 3420,30. 2002 год: HHI6 = 62,702 + 2,382 +0,302 +3,862 + 27,632 + 3,132 = 4725,16. Рассчитанные показатели свидетельствуют о высоко концентрированном типе рынка автобензина в республике Мари Эл. Причем наблюдается тенденция к увеличению рыночной концентрации на региональном рынке. Об этом свидетельствует повышение коэффициента рыночной концентрации. Исходя из выявленной тенденции, можно прогнозировать, что в будущем рынок строго поделят ЛУКОЙЛ и Башнефтехим, а остальные мелкие поставщики просто уйдут с данного регионального рынка. Проведем анализ структуры рынка автобензина в республике Удмуртия. Для этого сгруппируем данные о поставщиках автобензина и объемах поставок в таблице 19.
Таблица 19 – Объем поставок автобензина в Удмуртию (тыс. тонн)
Данные таблицы свидетельствую об увеличении потребления автобензина в регионе. При этом количество поставщиков в республике с каждым годом снижается. Следовательно, крупные поставщики наращивают объемы поставок в регион, к ним относятся: ЛУКОЙЛ, Салаватнефтеоргсинтез и Башнефтехим. Как распределяются рыночные доли в регионе определим по формуле (1). В 2000 году в республику Удмуртия всеми компаниями было поставлено 489,87 тыс. тонн автобензина. Исходя из этого, определим долю каждого поставщика на рынке: ЛУКОЙЛ: 35,46/489,87 = 0,0723; ЮКОС: 3,14/489,87 = 0,0064; ТНК: 0,27/489,87 = 0,0006; СИДАНКО: 12,85/489,87 = 0,0262; Салаватнефтеоргсинтез: 3,37/489,87 = 0,0069; Башнефтехим: 419,37/489,87 = 0,8561; Славнефть: 0,83/489,87 = 0,0017; Сургутнефтегаз: 3,71/489,87 = 0,0076; Сибнефть: 10,82/489,87 = 0,0221; Московский НПЗ: 0,05/489,87 = 0,0001. В 2001 году суммарный объем поставок автобензина в регион составлял 595,92 тыс. тонн. Рассчитаем рыночные доли каждого из поставщиков: ЛУКОЙЛ: 4,02/595,92 = 0,0067; ЮКОС: 0,43/595,92 = 0,0007; ТНК: 0,06/595,92 = 0,0001; СИДАНКО: 2,26/595,92 = 0,0038; Салаватнефтеоргсинтез: 10,76/595,92 = 0,0181; Башнефтехим: 555,60/595,92 = 0,9323; Сургутнефтегаз: 1,31/595,92 = 0,0022; Сибнефть: 21,48/595,92 = 0,0361. В 2002 году суммарная поставка в республику составляла 608,38 тыс. тонн автобензина. Определим рыночную долю каждого поставщика: ЛУКОЙЛ: 45,52/608,38 = 0,0748; ЮКОС: 0,37/608,48 = 0,0006; Салаватнефтеоргсинтез: 39,05/608,48 = 0,0642; Башнефтехим: 511,20/608,48 = 0,8403; Славнефть: 0,05/608,48 = 0,0001; Сургутнефтегаз: 0,41/608,48 = 0,0007; Сибнефть: 11,76/608,48 = 0,0193. Полученные данные сгруппируем в таблице 20. Таблица 20 – Распределение долей на рынке автобензина в 2000–2002 годах (%)
По результатам таблицы можно сделать вывод о том, что в 2000 году на рынке автобензина в республике Удмуртия лидировал Башнефтехим (85,61%). Второе место занимал ЛУКОЙЛ (7,23%) и третье место – СИДАНКО (2,62%). В 2001 году продолжал лидировать Башнефтехим, а также возросла и его доля на рынке до 93,23%. Второе место в этом году принадлежало Сибнефти (3,61%), а третье место – Салаватнефтеоргсинтезу (1,81%). В 2002 году лидерство сохранилось за Башнефтехимом, хотя и снизилась его рыночная доля до 84,03%. На второе место снова поднялся ЛУКОЙЛ, увеличив поставки на региональный рынок. Теперь ему принадлежит 7,48% от всего рынка. Третье место сохранилось за Салаватнефтеоргсинтезом (6,42%). В 2002 году его поставки в республику заметно возросли. Таким образом, можно сделать вывод о том, что ливером – поставщиком на региональном рынке является Башнефтехим. Ему принадлежит большая часть всего рынка. Другие же компании то увеличивают, то снижают свои поставки, при этом меняются их рыночные доли и отсутствует явный фаворит. Рынок в республике Удмуртия практически монополизирован, но подтвердим это, рассчитав показатели рыночной концентрации. По формуле (2) рассчитаем коэффициенты рыночной концентрации. 2000 год: CR – 3 = 85,61% + 7,23% + 2,62% = 95,46%. 2001 год: CR – 3 = 93,23% + 3,61% + 1,81% = 98,65%. 2002 год: CR – 3 = 84,03% + 7,48% + 6,42% = 97,93%. По формуле (3) рассчитаем индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана. 2000 год: HHI10 = 7,232 + 0,642 + 0,062 + 2,622 + 0,692 + 85,612 + 0,172+ +0,762 + 2,212 + 0,012 = 7394,58. 2001 год: HHI8 = 0,672 + 0,072 + 0,012 + 0,382 + 1,812 + 93,232 + 0,222 + + 3,612= 8708,75. 2002 год: HHI7 = 7,482 + 0,062 + 6,422 + 84,032 + 0,012 + 0,072 + 1,932 = = 7161,95. Рассчитанные показатели позволяют сделать вывод о том, что рынок автобензина в республике Удмуртия является высоко концентрированным, так как коэффициент рыночной концентрации превышает 70%, а индекс Херфиндаля-Хиршмана больше двух тысяч. Следовательно, региональный рынок является практически монополизированным. На нем господствует Башнефтехим, и лишь около 2–3% от всего рынка занимают другие поставщики. Следующий интересующий нас регион – это Свердловская область. Для проведения регионального анализа структуры рынка автобензина сгруппируем данные о количестве поставщиков и объемах поставок в таблице 21.
Таблица 21 – Объем поставок бензина в Свердловскую область (тыс. тонн) [33–38]
Данные таблицы свидетельствуют о возрастающем потреблении автобензина в регионе, но при этом о снижении количества поставщиков. Так к 2002 году с регионального рынка ушли СИДАНКО и Славнефть, а ЮКОС, Салаватнефтеоргсинтез, Башнефтехим и Сургутнефтегаз заметно сократили поставки автобензина. В то же время ЛУКОЙЛ, ТНК и Сибнефть наращивают свои поставки в Свердловскую область. Это говорит о том, что лидеры вытесняют с регионального рынка мелких поставщиков. Для определения лидеров на рынке рассчитаем рыночную долю каждой компании по формуле (1). В 2000 году в регион было поставлено 610,96 тыс. тонн автобензина. Найдем долю рынка каждого поставщика: ЛУКОЙЛ: 217,22/610,96 = 0,3555; ЮКОС: 26,06/610,96 = 0,0427; ТНК: 9,06/610,96 = 0,0148; СИДАНКО: 0,06/610,96 = 0,0001; Салаватнефтеоргсинтез: 13,44/610,96 = 0,0220; Башнефтехим: 66,30/610,96 = 0,1085; Славнефть: 0,28/610,96 = 0,0005; Сургутнефтегаз: 7,69/610,96 = 0,0126; Сибнефть: 270,85/610,96 = 0,4433. В 2001 году в Свердловскую область было поставлено 728,40 тыс. тонн автобензина. Рассчитаем долю каждого из поставщиков на рынке: ЛУКОЙЛ: 217,20/728,40 = 0,2982; ЮКОС: 6,53/728,40 = 0,0090; Салаватнефтеоргсинтез: 9,33/728,40 = 0,0128; Башнефтехим: 40,64/728,40 = 0,0558; Славнефть: 0,15/728,40 = 0,0002; Сургутнефтегаз: 1,47/728,40 = 0,0020; Сибнефть: 453,08/728,40 = 0,6220. В 2002 году на региональный рынок было поставлено 825,00 тыс. тонн автомобильного бензина. Определим рыночную долю каждого поставщика: ЛУКОЙЛ: 258,46/825,00 = 0,3133; ЮКОС: 1,18/825,00 = 0,0014; ТНК: 54,47/825,00 = 0,0660; Салаватнефтеоргсинтез: 2,76/825,00 = 0,0033; Башнефтехим: 36,87/825,00 = 0,0447; Сургутнефтегаз: 1,38/825,00 = 0,0017; Сибнефть: 469,88/825,00 = 0,5696. Мы рассчитали рыночные доли каждого из производителей автомобильного бензина марок АИ – 76, АИ – 93 и АИ – 95. Полученные данные сгруппируем в таблице 22.
Таблица 22 – Распределение долей на рынке автобензина в 2000–2002 годах (%)
Таким образом, в 2000 году лидером на региональном рынке автобензина являлась Сибнефть. Ей принадлежало 44,33% от всего рынка. Второе место занимал ЛУКОЙЛ с долей рынка 35,55%. На третьем месте был Башнефтехим (10,85%). В 2001 году Сибнефть стала наращивать свои поставки и завоевала рынок на 62,20%. При этом ЛУКОЙЛ, поставки которого не изменились, снизил свое влияние на рынке до 29,82%. А третье место осталось за Башнефтехимом (5,58%), хотя и снизилась его рыночная доля. В 2002 году продолжает лидировать Сибнефть, но ее доля рынка снизилась до 56,96%. А доля рынка ЛУКОЙЛА, который по-прежнему на втором месте, возросла до 31,33%. Это произошло вследствие того, что ЛУКОЙЛ стал увеличивать поставки на больший прочет, чем Сибнефть. Здесь можно говорить о том, что эти две компании вступают в борьбу за лидерство на рынке. Третье место в 2002 году стал занимать ТНК в результате увеличения поставок автобензина в регион, теперь ему принадлежит 6,60% рынка. Все остальные компании постепенно сокращают долю на рынке и уступают места лидерам. Для того, чтобы определить к какому типу относится рынок автобензина Свердловской области, рассчитаем показатели рыночной концентрации. По формуле (2) найдем коэффициент рыночной концентрации. 2000 год: CR – 3 = 44,33% + 35,55% + 10,85% = 90,73%. 2001 год: CR – 3 = 62,20% + 29,82% + 5,58% = 97,60%. 2002 год: CR – 3 = 56,96% + 31,33% + 6,60% = 94,89%. По формуле (3) рассчитаем индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана. 2000 год: HHI9 = 35,552 + 4,272 + 1,482 + 0,012 + 2,202 + 10,852 + 0,052+ + 1,262 + 44,332 = 3373,52. 2001 год: HHI7 = 29,822 + 0,902 + 1,282 + 5,582 + 0,022 + 0,202 + 62,202 = = 4791,70. 2002 год: HHI7 = 31,332 + 0,142 + 6,602 + 0,332 + 4,472 + 0,172 + 56,962 = = 4289,71. Рассчитанные показатели свидетельствуют о высокой концентрации рынка автомобильного бензина в Свердловской области. Данный рынок делят между собой две компании: Сибнефть и ЛУКОЙЛ. Им в сумме принадлежит около 90% регионального рынка. По итогам анализа структуры рынка автомобильного бензина можно сделать вывод о том, что все региональные рынки являются высоко концентрированными и в большинстве случаев монополизированными. На этих них господствуют одна – две компании, которым принадлежит от 70% до 90% рынка. А оставшуюся часть делят между собой мелкие поставщики.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |