Анализ структуры рынка автомобильного бензина в России
Российские нефтяные компании в большинстве своем являются вертикально и / или горизонтально интегрированными. Поэтому при анализе структуры рыка мы будем использовать данные по компаниям в целом для более правильного и точного отражения ситуации на рынке автобензина. Анализ структуры рынка автобензина будет проводиться по трем наименованиям этого продукта: АИ – 76, АИ – 92 и АИ – 95. Данный анализ будет проводиться по результатам последних четырех лет, а именно с 2000 года по 2003 год, что позволит выявить тенденцию развития рынка автобензина. В ходе анализа нам необходимо выявить, какое предприятие доминирует на рынке, как распределяются силы в конкурентной борьбе, а также сделать прогнозы дальнейшего развития рынка. На первом этапе анализа нам необходимо определить количество участников рынка, а также объемы выпуска продукции на каждом из них. Эти данные сгруппируем в таблице 1.
Таблица 1 – Объем производства автобензина в 2000 году (тыс. тонн)
Таким образом, мы выявили всех участников рынка, определили объемы выпуска автобензина трех марок, а также нашли совокупные объемы производства по каждому виду продукта. Вторым этапом анализа является определение долей участников рынка автобензина. Для этого мы используем формулу (1). di =Qi/Q, (1) где di – доля определенного предприятия на рынке; Qi – объем производства определенного предприятия; Q – совокупный объем производства участников рынка. И так, нам необходимо разделить объем производства одного из участников на совокупный объем производства. Таким образом, мы выясним, как распределяются доли на рынке. АИ – 76: ЛУКОЙЛ: 2148,3/10451,9 = 0,2055; ЮКОС: 2599,6/10451,9 = 0,2487; ТНК: 513,3/10451,9 = 0,0491; СИДАНКО: 21,6/10451,9 = 0,0021; Салаватнефтеоргсинтез: 810,1/10451,9 = 0,0775; Башнефтехим: 1696,2/10451,9 = 0,1623; Славнефть: 849,8/10451,9 = 0,0813; Роснефть: 216,810451,9 = 0,0207; Альянс-Хабаровский НПЗ: 150,5/10451,9 = 0,0144; Сургутнефтегаз: 1097,3/10451,9 = 0,1050; Сибнефть: 348,4/10451,9 = 0,0334. АИ – 92: ЛУКОЙЛ: 1520,2/9101,3 = 0,1670; ЮКОС: 1260,8/9101,3 = 0,1385; ТНК: 1075,3/9101,3 = 0,1181; СИДАНКО: 281,3/9101,3 = 0,0309; Башнефтехим: 1673,1/9101,3 = 0,1838; Славнефть: 618,8/9101,3 = 0,0680; Роснефть: 11,2/9101,3 = 0,0012; Альянс-Хабаровский НПЗ: 79,7/9101,3 = 0,0088; Сургутнефтегаз: 540,4/9101,3 = 0,0594; Сибнефть: 910,0/9101,3=0,1000; Московский НПЗ: 1130,5/9101,3=0,1243. АИ – 95: ЛУКОЙЛ: 203,7/1177,9 = 0,1729; ЮКОС: 108,4/1177,9 = 0,0920; ТНК: 138,2/1177,9 = 0,1173; СИДАНКО: 11,4/1177,9 = 0,0097; Башнефтехим: 329,9/1177,9 = 0,2801; Славнефть: 66,5/1177,9 = 0,0566; Альянс-Хабаровский НПЗ: 2,1/1177,9 = 0,0018; Московский НПЗ: 231,0/1177,9 = 0,1960. Полученные данные по долям, занимаемым каждым из участников на каждом из трех рынков автобензина, сгруппируем в таблице 2. При этом, результаты представим в процентном соотношении.
Таблица 2 – Распределение долей на рынке автобензина в 2000 году (%)
По данные таблицы 2 мы можем сделать выводы о том, что лидером по производству бензина марки АИ – 76 является ЮКОС, его доля рынка составляет 24,87%. На втором месте ЛУКОЙЛ, доля рынка которого – 20,55% и на третьем месте Башнефтехим – 16,23%. Лидером по производству автобензина марки АИ – 92 является Башнефтехим. Доля, которая ему принадлежит, составляет 18,38%. На второй позиции снова ЛУКОЙЛ –16,70%, а на третьей – ЮКОС с долей рынка 13,85%. На рынке бензина АИ – 95 лидирует также Башнефтехим (28,01%), второе место занимает Московский НПЗ (19,60%), а на третьем месте – ЛУКОЙЛ, доля рынка которого 17,29%. Благодаря выявленным лидерам на рынках автобензина мы можем определить показатели рыночной концентрации по формулам (2) и (3). Коэффициент рыночной концентрации рассчитывается как процентное отношение объемов производства продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему производства на данном товарном рынке:
CR–n = d1 + d2 + dn, (2)
где d – доля объемов производства данной фирмы в совокупном объеме производства участников рынка; n – количество крупнейших фирм на рынке. Рассчитаем коэффициент рыночной концентрации для рынка бензина марки АИ – 76. Для этого нам необходимо сложить доли объемов производства трех крупнейших производителей в совокупном объеме производства всех участников рыка. CR – 3 = 24,87% + 20,55% + 16,23% = 61,65%. Точно также рассчитаем коэффициенты рыночной концентрации для рынков автобензинов марок АИ – 92 и АИ – 95. АИ – 92: CR – 3 = 18,38% + 16,70% + 13,85% = 48,93%. АИ – 95: CR – 3 = 28,01% + 19,60% + 17,29% = 64,90%. Следующим показателем, который нам необходимо рассчитать, является индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана. Он рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем предприятиями:
HHIm = d1 2 + d2 2 + d3 2 + dm 2, (3)
где d – доля определенного предприятия на рынке; m – число участников рынка. Индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана для рынка бензина марки АИ – 76: HHI11 = 20,552 + 24,872 + 4,912 + 0,212 + 7,752 +16,232 +8,132 +2,072 + 1,442 + +10,502 + 3,342 = 1582,30. Индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана для рынка бензина марки АИ – 92: HHI11 = 16,702 + 13,852 + 11,812 + 3,092 + 18,382 + 6,802 + 0,122 + 0,882 + +5,942 + 10,002 + 12,432 = 1293,82. Индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана для рынка бензина марки АИ – 95: HHI9 = 17,292 + 9,202 + 11,732 + 0,972 + 7,362 + 28,012 + 5,662 + 0,182+ +19,602 = 1777,07. В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и индексов Херфиндаля-Хиршмана определим, к какому из трех типов рынков относятся исследуемые нами рынки: первый тип– высококонцентрированные рынки: при 70% < CR-3 < 100%; 2000 < HHI < 10000; второй тип – умеренно концентрированные рынки: при 45% < CR-3 < 70%; 1000 < HHI < 2000; третий тип – низкоконцентрированные рынки: при CR-3 < 45%; HHI < 1000. Результаты расчетов сгруппируем в таблице 3.
Таблица 3 – Определение концентрации рынка автобензина в 2000 году
Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что рынок автобензина в 2000 году был умеренно концентрированным. Такой тип рынка характеризуется наличием большого числа производителей с приблизительно равными объемами производства. Безусловно, на рынке существовали лидеры, но на тот момент времени они не обладали достаточной долей рынка, чтобы занять высокие позиции и приблизиться к монопольной власти. При заметном увеличении доли рынка некоторых производителей относительно других рынок может стать высококонцентрированным. Увеличение рыночных долей отдельных производителей может происходить в результате слияния, поглощения, ухода с рынка мелких продавцов, наращивания объемов производства и развития сбытовой сети. Таким образом, мы провели анализ структуры рынка автобензина в 2000 году. Далее нам необходимо проследить изменения в структуре рынка, а для этого проведем такой же анализ по данным 2001 года. В 2001 году количество производителей на рынке автобензина не менялось. Изменения происходили только в объемах выпускаемой продукции. В связи с этим могли измениться доли рынка, принадлежащие каждой из компаний, а, следовательно, мог измениться и сам тип рынка. И так сгруппируем данные об объемах производства в таблице 4.
Таблица 4 – Объем производства автобензина в 2001 году (тыс. тонн)
Далее определим доли участников рынка автобензина по формуле (1). Совокупный объем производства на рынке АИ – 76 составил в 2001 году 8681,7 тыс. тонн. В соответствии с этим найдем доли каждого предприятия: ЛУКОЙЛ: 1989,5/8681,7 = 0,2292; ЮКОС: 1582,4/8681,7 = 0,1823; ТНК: 274,9/8681,7 = 0,0317; Салаватнефтеоргсинтез: 629,6/8681,7 = 0,0725; Башнефтехим: 1903,3/8681,7 = 0,2192; Славнефть: 749,6/8681,7 = 0,0863; Роснефть: 210,2/8681,7 = 0,0242; Альянс-Хабаровский НПЗ: 131,9/8681,7 = 0,0152; Сургутнефтегаз: 1015,6/8681,7 = 0,1170; Сибнефть: 194,7/8681,7 = 0,0224. Совокупный объем производства на рынке АИ – 92 в 2001 году составлял 10791,8 тыс. тонн. Рассчитаем, как распределялись рыночные доли на данном рынке автобензина: ЛУКОЙЛ: 1595,7/10791,8 = 0,1479; ЮКОС: 1659,1/10791,8 = 0,1537; ТНК: 1050,1/10791,8 = 0,0973; СИДАНКО: 295,3/10791,8 = 0,0274; Салаватнефтеоргсинтез: 158,7/10791,8 = 0,0147; Башнефтехим: 2224,6/10791,8 = 0,2061; Славнефть: 887,0/10791,8 = 0,0822; Роснефть: 66,0/10791,8 = 0,0061; Альянс-Хабаровский НПЗ: 116,5/10791,8 = 0,0108; Сургутнефтегаз: 579,5/10791,8 = 0,0537; Сибнефть: 1187,9/10791,8 = 0,1101; Московский НПЗ: 971,4/10791,8 = 0,0900. На рынке АИ – 95 совокупный объем производства в 2001 году составлял 1715,2. Найдем, как распределялись доли на рынке АИ – 95: ЛУКОЙЛ: 281,1/1715,2 = 0,1639; ЮКОС: 161,2/1715,2 = 0,0940; ТНК: 194,9/1715,2 = 0,1136; СИДАНКО: 4,8/1715,2 = 0,0028; Салаватнефтеоргсинтез: 56,4/1715,2 = 0,0329; Башнефтехим: 456,7/1715,2 = 0,2663; Славнефть: 160,1/1715,2 = 0,0933; Роснефть: 21,1/1715,2 = 0,0123; Альянс-Хабаровский НПЗ: 38,4/1715,2 = 0,0224; Московский НПЗ: 340,5/1715,2 =0,1985. Таким образом, мы рассчитали доли рынка, принадлежащие каждому из участников. Полученные результаты сгруппируем в таблице 5.
Таблица 5 – Распределение долей на рынке автобензина в 2001 году (%)
Данные таблицы 5 свидетельствуют о том, что лидером на рынке АИ – 76 является ЛУКОЙЛ. Доля, которую он занимает на данном рынке, равна 22,92%. На втором месте Башнефтехим с долей рынка 21,92% и на третьем месте ЮКОС (18,23%). На рынке АИ – 92 лидирует Башнефтехим (20,61%), за ним следует ЮКОС (15,37%) и третье место принадлежит ЛУКОЙЛу (14,79%). На рынке автобензина марки АИ – 95 снова лидером является Башнефтехим с долей рынка 26,63%. Второе место принадлежит Московскому НПЗ (19,85%) и третье место – ЛУКОЙЛу (16,30%). Таким образом, в 2001 году лидером по производству автобензина стал Башнефтехим, в то время как в 2000 году лидером по производству автобензина марки АИ – 76 являлся ЮКОС. Такая ситуация сложилась из-за сокращения в 2001 году объемов производства у ЮКОСа и возрастающим производством у Башнефтехима. Возможно в следующих годах ситуация будет снова меняться, но об этом мы узнаем в ходе дальнейшего анализа. Пока же, определим рыночную концентрацию, сложившуюся в 2001 году. Рассчитаем коэффициент рыночной концентрации по формуле (2). АИ – 76: CR – 3 = 21,92% + 22,92% + 18,23% = 63,07%. АИ – 92: CR – 3 = 20,61% + 15,37% + 14,79% = 50,77%. АИ – 95: CR – 3 = 26,63% + 19,85% + 16,30% = 62,78%. Далее рассчитаем индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана по формуле (3). АИ – 76: HHI10 = 22,922 + 18,232 + 3,172 + 7,252 + 21,922 + 8,632 + 2,422+ + 1,522 + 11,702 + 2,242 = 1625,32. АИ – 92: HHI12 = 14,792 + 15,372 + 9,732 + 2,742 + 1,472 + 20,612 + 8,222+ + 0,612 + 1,082 + 5,372 + 11,012 + 9,002 = 1284,26. АИ – 95: HHI10 = 16,392 + 9,402 +11,362 + 0,282 + 3,292 + 26,632 + 9,332 + +1,232 + 2,242 +19,852 = 1693,70. Рассчитав коэффициенты рыночной концентрации, мы можем определить типы исследуемых нами рынков автобензинов. Для этого сгруппируем полученные результаты в таблице 6.
Таблица 6 – Определение концентрации рынка автобензина в 2001 году
Данные таблицы 6 свидетельствуют о том, что в 2001 году рынок автобензина был умеренно концентрированным, также как и в предыдущем. Но это не значит, что ситуация на рынке в 2001 году является зеркальным отражением ситуации 2000 года. В 2001 году у различных компаний менялись объемы производства, по сравнению с предыдущим годом, а, следовательно, менялись и доли рынка контролируемые этими компаниями. Таким образом, рынок постоянно развивается и преобразовывается. Дальнейшие изменения ситуации на рынке мы увидим, проводя анализ структуры рынка автобензина в 2002 году. В 2002 году количество производителей автобензина по-прежнему не менялось. Некоторые изменения происходили в объемах выпуска продукции. Сгруппируем данные об объемах производства в таблице 7.
Таблица 7 – Объем производства автобензина в 2002 году (тыс. тонн)
В соответствии с данными таблицы, определим долю каждого из участников на рынке автобензина по формуле (1). АИ – 76: ЛУКОЙЛ: 1976,0/7877,9 = 0,2508; ЮКОС: 1547,8/7877,9 = 0,1965; ТНК: 177,9/7877,9 = 0,0226; Салаватнефтеоргсинтез: 740,0/7877,9 = 0,0939; Башнефтехим: 2172,6/7877,9 = 0,2758; Славнефть: 34,6/7877,9 = 0,0044; Роснефть: 103,8/7877,9 = 0,0132; Альянс-Хабаровский НПЗ: 76,5/7877,9 = 0,0097; Сургутнефтегаз: 926,5/7877,9 = 0,1176; Сибнефть: 122,2/7877,9 = 0,0155. АИ – 92: ЛУКОЙЛ: 1756,8/11652,7 = 0,1508; ЮКОС: 1932,7/11652,7 = 0,1659; ТНК: 1184,6/11652,7 = 0,1017; СИДАНКО: 327,2/11652,7 = 0,0281; Салаватнефтеоргсинтез: 245,8/11652,7 = 0,0211; Башнефтехим: 2098,3/11652,7 = 0,1801; Славнефть: 806,2/11652,7 = 0,0692; Роснефть: 245,5/11652,7 = 0,0211; Альянс-Хабаровский НПЗ: 147,5/11652,7 = 0,0097; Сургутнефтегаз: 611,2/11652,7 = 0,0525; Сибнефть: 1318,4/11652,7 = 0,1131; Московский НПЗ: 978,5/11652,7 = 0,0837. АИ – 95: ЛУКОЙЛ: 432,1/2028,5 = 0,2130; ЮКОС: 248,1/2028,5 = 0,1223; ТНК: 258,8/2028,5 = 0,1276; СИДАНКО: 13,5/2028,5 = 0,0067; Салаватнефтеоргсинтез: 48,0/2028,5 = 0,0237; Башнефтехим: 380,7/2028,5 = 0,1877; Славнефть: 176,2/2028,5 = 0,0868; Роснефть: 16,8/2028,5 = 0,0083; Альянс-Хабаровский НПЗ: 79,5/2028,5 = 0,0392; Московский НПЗ: 374,8/2028,5 = 0,1847. Таким образом, мы рассчитали доли рынка каждого из участников, и теперь полученные данные сгруппируем в таблице 8. Таблица 8 – Распределение долей на рынке автобензина в 2002 году (%)
По данным таблицы мы можем выявить лидеров на каждом из исследуемых рынков. И так, лидером по производству автобензина марки АИ – 76 является Башнефтехим. Ему принадлежит 27,58% от данного рынка. Не на много меньше (25,08%) принадлежит ЛУКОЙЛу. И на третьем месте ЮКОС. Ему принадлежит доля рынка равная 19,65%. На рынке АИ – 92 лидером также является Башнефтехим (18,01%). Второе место занимает ЮКОС (16,50%). И на третьем месте по производству АИ – 92 ЛУКОЙЛ (15,08%). Нефтяная компания ЛУКОЙЛ в 2002 году заняла первое место в России по производству бензина марки АИ – 95. Ей принадлежит доля рынка равная 21,30%. На втором месте Башнефтехим с долей рынка 18,77%. И на третьем месте Московский НПЗ. Доля рынка, которая ему принадлежит не много меньше, чем у Башнефтехима. Она составляет 18,47% от всего рынка. Мы определили долю каждого из предприятий на рынке, а также выявили лидеров. Далее нам необходимо определить к какому из трех типов рынков они относятся и какова концентрация на этих рынках. Для этого рассчитаем показатели рыночной концентрации. Коэффициент рыночной концентрации рассчитывается по формуле (2). АИ – 76: CR – 3 = 27,58% + 25,08% + 19,65% = 72,31%. АИ – 92: CR – 3 = 18,01% + 16,59% + 15,08% = 49,68%. АИ – 95: CR – 3 = 21,30% + 18,77% + 18,47% = 58,54%. Далее рассчитаем индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана по формуле (3). АИ – 76: HHI10 = 25,082 + 19,652 + 2,262 + 9,392 + 27,582 + 0,442 +1,322 + + 0,972 + 11,762 + 1,552 = 2012,64. АИ – 92: HHI12 = 15,082 + 16,592 + 10,172 + 2,812 + 2,112 +18,012 +6,922+ + 2,112 + 1,272 + 5,252 + 11,312 + 8,402 = 1222,77. АИ – 95: HHI10 = 21,302 + 12,232 + 12,762 + 0,672 + 2,372 + 18,772 + 8,682 + + 0,832 + 3,922 + 18,472 = 1557,00. Рассчитав коэффициент рыночной концентрации и индекс Херфиндаля-Хиршмана, мы можем определить типы исследуемых нами рынков автобензинов. Для этого сгруппируем полученные результаты в таблице 9.
Таблица 9 – Определение концентрации рынка автобензина в 2002 году
Данные таблицы свидетельствуют о том, что в 2002 году рынок бензина марки АИ – 76 стал высококонцентрированным. Это говорит о том, что на рынке образовалось несколько крупных компаний, которые четко делят рынок между собой. Такая ситуация характерна для рынка с олигополистической конкуренцией. С данного рынка уходят мелкие производители, сокращают объемы своего производства или интегрируются с более крупными компаниями. Например, СИДАНКО уже в 2001 году перестало производить бензин марки АИ – 76, а такие компании как Сибнефть, Сургутнефтегаз, Альянс-Хабаровский НПЗ, Роснефть, Славнефть, ТНК, ЮКОС и ЛУКОЙЛ с каждым годом сокращают объемы производства данного продукта. И только Башнефтехим и Салаватнефтеоргсинтез продолжают наращивать производство. Но, проводя сравнительный анализ между изменением объемов производства и распределением рыночных долей необходимо отметить, что, несмотря на сокращение объемов производства бензина марки АИ – 76 доли рынка у ЛУКОЙЛа, ЮКОСа и Сургутнефтегаза заметно увеличиваются. Это происходит в результате более быстрого сворачивания производства мелкими производителями, в то время как ЛУКОЙЛ, ЮКОС и Сургутнефтегаз все еще не сдают лидирующих позиций, обеспечивая бензином более 50% рынка. По данным таблицы 9 также можно сделать вывод о том, что рынок марки АИ – 92 по-прежнему остается умеренно концентрированным. Здесь происходят пока не значительные преобразования, по которым трудно судить и делать выводы о дальнейшем развитии рынка. Также интересно отметь, что на рынке АИ – 95 по сравнению с предыдущими годами, сильно сократились показатели рыночной концентрации. Это связано, прежде всего, с тем, что практически все компании стали наращивать объемы производства автобензина марки АИ –95. Данный рынок в настоящее время быстро развивается, компании конкурируют между собой за продажи, стремясь, как можно быстрее выбиться в лидеры. Таким образом, мы провели анализ структуры рынка автобензина за 2000, 2001 и 2002 года. Далее нам необходимо провести такой же анализ по данным 2003 года и сравнить его результаты с предыдущими периодами. Но за 2003 год мы имеем данные о выпуске автобензина в целом. Для сравнения результатов с предыдущими годами нам необходимо суммировать результаты, полученные по маркам бензина АИ – 76, АИ – 92 и АИ – 95 и найти средние показатели. В начале анализа структуры рынка автобензина по данным 2003 года необходимо отметить, что в этом году на рынке появляется еще одна компания, производящая автобензин – Газпром. Это в свою очередь должно повлечь сильные изменения на рынке, а в основном изменятся рыночные доли, контролируемые разными компаниями. Сгруппируем данные о количестве участников рынка и данные о выпуске продукции в таблице 10.
Таблица 10 – Объем производства автобензина в 2003 году (тыс. тонн)
В соответствии с данными таблицы определим долю каждой из компаний на рынке автобензина в 2003 году, используя формулу (1): ЛУКОЙЛ: 3709,8/26575,5 = 0,1396; ЮКОС: 4397,8/26575,5 = 0,1651; ТНК: 2335,0/26575,5 = 0,0878; СИДАНКО: 533,1/26575,5 = 0,0201; Салаватнефтеоргсинтез: 1127,1/26575,5 = 0,0424; Башнефтехим: 3953,2/26575,5 = 0,1488; Славнефть: 1711,4/26575,5 = 0,0644; Роснефть: 661,9/26575,5 = 0,0249; Альянс-Хабаровский НПЗ: 291,6/26575,5 = 0,0110; Сургутнефтегаз: 1526,2/26575,5 = 0,0574; Сибнефть: 2853,9/26575,5 = 0,1074; Московский НПЗ: 1845,1/26575,5 = 0,0694; Газпром: 1639,4/26575,5 = 0,0617. Таким образом, мы рассчитали доли рынка каждого из участников. Полученные данные сгруппируем в таблице 11. Также в этой же таблице необходимо представить данные, полученные за 2000, 2001 и 2002 года. Но для возможности проведения сравнительного анализа необходимо представить суммарные данные, так как анализ по 2003 году проводится в целом по автомобильному бензину без разбивки на различные марки. Вследствие этого мы можем использовать только средние значения за 2000, 2001 и 2002 года.
Таблица 11 – Распределение долей на рынке автобензина в 2000–2003 годах (%)
Данные таблицы свидетельствуют о том, что лидером по производству автобензина в 2003 году стал ЮКОС. Доля, которую он занимает на рынке, равна 16,51%. На втором месте Башнефтехим с долей рынка 14,88%. И на третьем месте ЛУКОЙЛ (13,96%). Сравнивая эти показатели с данными предыдущих лет, мы видим, что доли лидирующих компаний на рынке заметно сократились. Это возможно связано с появлением на рынке еще одного конкурента Газпрома, который занимает на рынке не последнее место. А также с увеличением доли рынка у Сибнефти, Роснефти, СИДАНКО и ТНК. Таким образом, мы выявили лидеров по производству автобензина в 2003 году и теперь нам необходимо определить рыночную концентрацию. Для этого рассчитаем по формуле 2 коэффициент рыночной концентрации. CR – 3 = 16,51% + 14,88% + 13,96% = 45,35%. Также необходимо найти индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана. Он рассчитывается по формуле 3. HHI13 = 13,962 + 16,512 + 8,782 +2,012 + 4,242 + 14,882 + 6,442 +2,492+ +1,102 + 5,742 + 10,742 + 6,942 + 6,172 = 1074,39. Полученные показатели свидетельствуют о том, что в 2003 году рынок был умеренно концентрированным. Следовательно, на рынке существует большое количество компаний с приблизительно равными объемами производства. Это говорит о равномерности распределения производителей на рынке. Также на рынке нет таких компаний, у которых наметилась тенденция к монополизации рынка. Сравним полученные показатели со средними показателями прошлых лет. Для этого сгруппируем данные в таблице12.
Таблица 12 – Концентрация рынка автобензина в 2000–2003 годах
Данные таблицы 12 свидетельствуют о сильном снижении показателей в 2003 году по сравнению с предыдущими периодами. За все исследуемые периоды концентрация на рынке была умеренной. Но в 2003 году она практически достигла нижнего придела, при прохождении которого рынок становится низко концентрированным. Низкое значение показателей характеризуется большим количеством производителей с равномасштабным выпуска продукции, а также равномерностью присутствия на рынке хозяйствующих субъектов. Таким образом, если банная тенденция сохранится, то мы получим рынок автобензина с чистой или совершенной конкуренцией.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |