Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ



2019-07-04 269 Обсуждений (0)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

20 век явился в истории экономической мысли этапом макроэкономики. Большая система - это не только множество малых подсистем - фирм и отраслей, но уже и новое качество. Ее действиями управляют иные механизмы. Макросистема не может быть описана категориями микросистемы (ценой, прибылью, конкуренцией и др.). Здесь необходимы новые макропоказатели, новые методики и инструменты.

Макроэкономический анализ становится основой государственной политики, разработки программ, избирательных (“точечных”) методов воздействия. Но макроэкономические знания отнюдь не являются далекими от предпринимательства. Ведь такие формулы, как обратная зависимость между инфляцией и безработицей в масштабе общества, или между банковским процентом и темпами роста валового продукта, между ростом инфляции и понижением обменного курса отечественной валюты необходимо знать, хотя бы для того, чтобы предвидеть изменения конъюнктуры и вероятные контрдействия правительства, направление государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Практика здесь опережает теорию. В период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.

Меркантилисты 17 века - пионеры нормативной экономической теории - писали о том, что только детальное руководство со стороны правительства способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они видели в государственном руководстве средство, обеспечивающее социальную справедливость.

С переходом к капитализму, свободной конкуренции многие заповеди меркантилистов канули в Лету. Подход основоположников классической экономики (18 век), лимитировавших государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, имеет историческое объяснение. Ведь к тому времени вершителями судеб в экономике стали рынок и свобода выбора. В экономическом смысле свобода предполагает две главных составляющих: защищенное законом право частной собственности и самостоятельность принятия решений. В 18 - 19 веках экономическая роль государства сводилась, в основном, к охране этих первичных прав. 20 век был ознаменован почти повсеместным укреплением экономического присутствия государства.

Со второй половины 19 века национальное производство достигло невиданных ранее масштабов. Конец века связан со взрывом, скачком в научно - техническом развитии и появлением ряда новых отраслей, т. е. углублением общественного разделения труда. Все эти обстоятельства порождали потребность в координации, в поддержании пропорций на макроуровне, в антициклическом регулировании.

Началось наступление на рынок со стороны монопольных структур: картелей, синдикатов, олигополий. В этих условиях для обеспечения конкуренции стали жизненно необходимы выработка антимонопольного законодательства и его применение органами государства.

Усиление государственного регулирования диктовалось целями подготовки к войнам, их ведения, поддержания обороноспособности. Разрабатывалась целая система мер, включавших принудительное картелирование (Германия), протекционизм (Япония). Формировались военно-промышленные комплексы, тесно связанные с правительством.

Государственное регулирование обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может справиться.

И, хотя подобное регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно - командной системе, все же здесь экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Теоретически понятие государственной экономической политики шире понятия государственного регулирования экономики, так как первая может основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь (известный принцип экономического либерализма laisser faire - laisser passer). В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. Уже давно ведутся споры не о необходимости государственного регулирования экономики, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины “государственное регулирование экономики” и “государственная экономическая политика” в наше время идентичны.

Объективная возможность государственного регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.

В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Рыночной экономике свойственно нерациональное использование ресурсов, ярким проявлением которого являются экономические кризисы с их разорительным влиянием на созданные обществом производственные силы, увеличением неполного использования производственных мощностей и безработицы. Но обеспечить более достойный жизненный уровень всем членам общества без перехода к социально ориентированному рынку, как признает сейчас большинство экономистов и практиков, невозможно.

Эффективность рыночного хозяйства повышается, если государство проводит политику его регулирования.

Задачи государства при регулировании социально-экономических процессов:

1. Создание надежного правопорядка, в рамках которого возможно принятие децентрализованных решений, то есть урегулирование возможностей вступления в договорные отношения и порядок распоряжения и пользования собственностью.

2. Обеспечение внутренней и внешней безопасности.

3. Обеспечение стабильности национальной валюты.

4. Развитие социальной инфраструктуры, в частности: образования, здравоохранения, науки, транспорта и т.д.

5. Обеспечение конкурентной борьбы и недопущение образования картелей власти на рынке сбыта.

6. Обеспечение социальных гарантий и гарантий в области трудового права для более слабых членов общества.

7. Разработка и реализация требований, запретов и использование рыночно-хозяйственных стимулов для охраны среды.

8. Определение общепризнанных правил в области налогового и социального права и внешнеэкономических отношений.

9. Макроэкономическое управление социально-экономическими процессами в рамках возможностей рыночного хозяйства.

 

Цели и средства социально-экономического хозяйства в области экономической и социальной политики:

1. Повышение жизненного уровня населения.

2. Стабильный уровень цен.

3. Социальное обеспечение и справедливость.

 

Инструментами для повышения уровня жизни служит следующая система мер:

 а) Сохранение и усиление нормально функционирующей конкурентной борьбы.

 б) Проведение политики, гарантирующей нормальный и надлежащий экономический прирост в условиях высокого уровня занятости, стабильности цен и сбалансированности внешнеэкономических связей.

в) Обеспечение максимально свободного международного обмена.

г) Обеспечение свободной конвертируемости валюты.

д) Развертывание международного разделения труда в экономике.

Необходимо иметь в виду, что повышение уровня жизни является самоцелью. Так как, во-первых, человек стремится к более качественным решениям какой-либо проблемы за счет получения прибыли и повышения зарплаты, во-вторых, экономический рост создает новые рабочие места, в-третьих, экономический рост облегчает структурные изменения в народном хозяйстве и содействует НТП, в-четвертых, экономический рост служит гарантией социального обеспечения.

Обеспечение стабильного уровня цен является одним из основных инструментов решения задачи. Обеспечение стабильного уровня цен осуществляется за счет независимого от правительства центрального эмиссионного банка, за счет надежной финансовой системы государства и за счет обеспечения сбалансированности внешнеэкономических связей. Стабильность денежной системы является предпосылкой функционирования механизма цен, а стабильные цены являются выражением социальной справедливости на практике.

Стремление к высокому уровню занятости существует не только по экономическим причинам, но и по социальным и политическим причинам. В результате каждый трудоспособный гражданин может вступить в трудовую жизнь и зарабатывать средства для существования. При потери места он имеет право требовать пособие по безработице.

Порядок на рынке труда характеризуется прежде всего тарифной автономией. Тарифная автономия позволяет работодателям или профсоюзам на основе собственной ответственности договариваться о заработках и условиях труда. Вместе с тем тарифная автономия требует учета и общественного блага.

Цель социального обеспечения и справедливости и справедливого распределения доходов и имущества достигается путем регулирования тарифных договоров и за счет системы социального законодательства.

Первоначальное распределение доходов, свободно формирующееся на рынке, по социальным причинам исправляется государством за счет дополнительного налогового обложения или за счет распределения дополнительных средств. Однако речь идет не просто о выравнивание доходов. В системе рыночного хозяйства равенство доходов не является положительной целью. Различие доходов является существенной движущей целью для экономической динамики. Выравнивание доходов означает направление ситуации в пользу тех, кто не в состоянии идти в ногу с рыночным прогрессом.




2019-07-04 269 Обсуждений (0)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)