Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ



2019-07-04 203 Обсуждений (0)
ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ 0.00 из 5.00 0 оценок




2.1. Макроэкономика и микроэкономика,  их взаимосвязь

Экономическая теория изучает закономерности поведения субъектов экономики и государства в мире ограниченных ресурсов. Она прежде всего нацелена на раскрытие тех закономерностей, по которым развивается экономическая система. Второй функцией данной науки является функция практическая, реализация которой связана с использованием на практике знаний, добытых в ходе предшествующего теоретического исследования. При этом особую роль в осуществлении практической функции экономической теории отводится выработке прогноза, в соответствии с которым, вероятнее всего, будет развиваться в обозримом будущем экономическая система на основе присущих ей закономерностей. И, наконец, третьей функцией экономической теории выступает методологическая, поскольку эта наука выступает научным фундаментом всей совокупности более конкретных экономических наук, изучающих специфику реализации выявленных ею закономерностей в особых отраслях и сферах экономики, на определенных этапах ее развития.

В экономической теории существуют два уровня анализа. Микроэкономический анализ направлен на изучение поведения конкретных экономических единиц, он ориентируется на детальное исследование отношений, складывающихся между различными предпринимателями (отношений конкуренции), между предпринимателями и наемными рабочими, между продавцами и покупателями на отдельных рынках. Как бы “под микроскопом” рассматриваются отдельные фирмы, домохозяйства. Типичные термины микроэкономики: объем производства или цена конкретного продукта, издержки его производства, численность работников на определенном предприятии. Образно говоря, изучается не лес, а деревья - отдельные элементы экономической системы.

Макроэкономический анализ имеет дело с поведением либо экономики как целого, либо таких составляющих ее подразделений, как государственный сектор, домохозяйства, частный сектор и другие агрегаты. Тем самым рисуется общая картина, структура экономики, связи между крупными агрегатами, составляющими экономику в целом. Это - анализ общего объема производства, общего уровня занятости, общего уровня цен. Макроэкономическая теория рассматривает изменение этих важнейших показателей как в долгосрочной перспективе (при рассмотрении проблем экономического роста), так и их краткосрочные колебания, которые образуют цикл деловой активности. То есть изучаются не деревья, а лес, анализируется экономика «с высоты птичьего полета». Такой анализ позволяет в дальнейшем - в рамках прикладной макроэкономики - рассмотреть закономерности экономической политики государства, тех регулирующих действий государства, которые направлены на достижение наилучшего варианта социально-экономического развития общества.

 Деление экономической теории на микро- и макроэкономику весьма относительно. Многие разделы экономической теории входят в обе эти сферы. Так, еще совсем недавно безработица считалась сугубо макроэкономической проблемой. Теперь же она анализируется и на микроуровне. Так как явления и процессы, изучаемые в макроэкономике, складываются, в конечном счете, в результате взаимодействия множества домохозяйств и фирм, макро- и микроэкономика тесно связаны друг с другом. Изучая экономику в целом, необходимо учитывать решения отдельных экономических субъектов. Например, анализируя факторы совокупного потребления, необходимо принимать во внимание решения домохозяйств относительно сегодняшних потребительских расходов в их соотношении со сбережениями. Общий объем инвестиций будет расти только в случае улучшения инвестиционного климата для множества отдельных фирм. Следовательно, основы макроэкономики закладываются на микроуровне.

Микроэкономическим исследованиям столько же лет, сколько самой экономической науке. Осознание же необходимости макроэкономического анализа пришло гораздо позже. Ф. Кене, К. Маркс одними из первых обратили внимание на взаимосвязь различных сфер экономики и определили количественные соотношения между ними (потом их назвали условиями макроэкономического равновесия). В начале ХХ века интерес к макроэкономике несколько ослаб. Однако Великая депрессия 1929-1933 гг. показала ограниченность микроэкономического анализа, необходимость анализа и прогнозирования конъюнктуры и на макроуровне.   

Выход в 1936 г. работы Дж. Кейнса “Общая теория занятости, процента и денег” ознаменовал собой действительное рождение макроэкономики как особого раздела экономической теории. Кейнс доказывал, что рыночная экономика не может быть представлена самой себе. Проводя экономическую политику, государство должно осуществлять макроэкономическое регулирование экономики. Воздействуя на такие переменные, как склонность к потреблению, уровень инвестиционной активности, ставку процента за кредит и т.п., правительство может либо затормозить, либо ускорить развитие национальной экономики. «Кейнсианская революция» в экономической науке предопределила усиление интереса к макроэкономике, реализованное в последующих трудах Хикса, Хансена, Филлипса, Самуэльсона, Фридмена, Лаффера и других выдающихся экономистов ХХ века, относящихся к самым различным научным школам. Бурное развитие макроэкономики в этих условиях привело к тому, что микроэкономика на некоторое время отошла на второй план. Однако вскоре стало очевидным, что без знания закономерностей микроуровня невозможно понять и макроэкономические зависимости - подобно тому, как нельзя изучить двигатель автомобиля без знания составляющих его деталей. Различные направления современной экономической теории делают акцент и на микро-, и на макроуровень анализа. Существуют между ними и другие линии разногласий.    

Макроэкономика является весьма «молодой» наукой, а значит не может претендовать на некую законченность и системную стройность. И по сей день в ней продолжаются острые дискуссии по ключевым вопросам, как-то: следует ли для преодоления инфляции сжимать денежную массу в обращении; стоит ли правительству активно бороться с безработицей и т.п.

Макроэкономика дает ответ на вопросы, подобные следующим: почему доходы населения в Западной Германии были выше, чем в Восточной, а в Южной Корее выше, чем в Северной? Почему в России уровень инфляции в середине 90-х гг. был ниже, чем на Украине, а сегодня эти страны сравнялись по темпам инфляционных процессов? Какие причины вызывают экономические спады и безработицу? Почему, хотя расширение государственного сектора во многих странах в определенные периоды способствует подъему общественной производительности труда, в нашей стране тотально огосударствленная экономика сковывала рост производительности? Почему активная перераспределительная политика государства в Швеции, Дании, Норвегии заметно не подавляла рост эффективности производства, а у нас за проведение сходной политики приходится расплачиваться обострением противоречия между социальной справедливостью и экономической эффективностью?

Макроэкономические проблемы являются основными в предвыборных платформах партий. Избиратели в демократических странах чутко следят за выступлениями кандидатов в парламент. Если, например, потенциальный депутат высказывается за установление административного контроля над ценами, то всем ясно, что это приведет к товарному дефициту. Если выдвигается необходимость форсированной кредитной поддержки отечественной промышленности, то все понимают, что это способно породить инфляцию. Поэтому именно макроэкономическая политика является той осью, вокруг которой идет предвыборная борьба.

Судьбу экономических реформ решают реформаторские кадры. Реформаторы должны иметь не только правильные программы, но, что не менее важно, правильных людей на нужных местах. Невозможно проводить реформы, занимаясь уговорами их противников в правительстве и его аппарате. Известно, что в целом успешную чилийскую реформу осуществила дюжина “чикагских мальчиков”, занятых в министерствах финансов и экономики, в центральном банке. Для российской экономической реформы нужны сотни профессиональных, решительных, честных молодых экономистов. Реформаторы должны быть образованными и хорошо разбираться в макроэкономических премудростях. Образование вообще решающий пункт в современном экономическом росте. Чтобы иметь сотни компетентных реформаторов в производстве, центральном банке, министерствах и регионах, Россия нуждается в десятках и сотнях тысяч образованных макроэкономистов, обладающих к тому же глубокими знаниями в области права, социологии, администрирования и т.п.

В базовом макроэкономическом образовании нуждается и все общество - от президента до рядового гражданина. Явления, изучаемые макроэкономикой, затрагивают интересы каждого из нас. Специалисты в области макроэкономического анализа нужны не только в Минфине, Минэкономике и даже не только в областных администрациях. Руководители фирм, менеджеры, финансисты, прогнозирующие спрос на товары, занимающиеся маркетингом, должно предвидеть, насколько быстро будет расти располагаемый доход их потенциальных потребителей. И пенсионеров, и студентов интересует, насколько быстро будут расти цены на потребительские товары. Безработные жаждут наступления фазы подъема, да и не только они одни: экономический рост сопровождается уходом всеобщей подавленности и злобы из общественного сознания.

Итак, макроэкономисты занимаются анализом развития экономики как единого целого. Они собирают данные о ценах, безработице, динамике общественного продукта, доходах и т.п., относящиеся к различным странам и различным периодам. Эмпирический анализ затем сменяется теоретическим, что открывает возможность объяснения полученных данных и затем и прогноза их предстоящей динамики во взаимосвязи (инфляция - безработица, бюджетный дефицит - государственный долг и т.п.).

 



2019-07-04 203 Обсуждений (0)
ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)