Расчет показателей операционного рычага на ОАО “ЛПК СЛДК” (прил. 3)
(тыс. руб)
Таким образом, коэффициент операционного левериджа на комбинате в период 2000-2001 гг. колебался в пределах от 37% до 59%. Эффект операционного рычага имел максимальное значение в 2000 году (128,95), т. е. если объем продаж увеличился бы на 4 %, то прибыль бы возросла на 515,8% (4x128,95). Соответственно, при помощи эффекта операционного рычага и плановым объемом продаж при неизменности иных факторов можно планировать прибыль. Например, во втором квартале 2001 года Эол равнялся 3,41. в третьем квартале 2001 года комбинат получил выручки меньше на 2,86% (30618000:31521000), что, в соответствии операционного рычага, должно было снизить прибыль на 9,75%, но произошло большее сокращение прибыли за счет роста затрат. Следует отметить, что в конкретных ситуациях проявление механизма операционного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Эти особенности состоят в следующем: 1.Положительное воздействие операционного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточности своей деятельности. Для того, чтобы положительный эффект операционного левериджа начал проявляться, предприятие в начале должно получить достаточный размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. 2.По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект операционного левериджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к нарастающему темпу прироста суммы прибыли. 3.Механизм операционного левериджа имеет и обратную направленность – при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия. 4.Между операционным левериджем и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект операционного левериджа и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что операционный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления операционной деятельности. 5. Эффект операционного левериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность. При исследовании взаимосвязи между постоянными и переменными издержками и прибылью важную роль играет анализ безубыточности производства. Для проведения такого анализа отечественные экономисты использовали рекомендации западного предпринимательства.
2.2 Анализ прибыли от реализации ОАО “ЛПК СЛДК” 2.2.1 Маржинальный анализ прибыли от продаж
Одним из мощных инструментов менеджеров в определении точки безубыточности (Т) является упоминавшийся в первой главе маржинальный анализ. Основные возможности маржинального анализа состоят в определении: безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены (Ц), постоянных (Н) и переменных затрат (Р); зоны безопасности (безубыточности) предприятия; необходимого объема продаж как в натуральных единицах (К), так и в денежном выражении (В) для получения заданной величины прибыли (П); критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода (Дм); критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат. С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортиментов продукции, цены на новое изделие, технологии производства, приобретения комплектующих изделий, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др. Проведение расчетов по методике анализа безубыточности требует соблюдения ряда условий: необходимость деления издержек на постоянные и переменные; постоянные издержки не изменяются в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию; тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т. е. запасы готовой продукции существенно не изменяются; переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции; эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным изменениям на протяжении анализируемого периода; пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции. Безубыточность – такое состояние, когда деятельность предприятия не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию. Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж – это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия. Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер. Как известно, существует две модели анализа безубыточности: экономическая и бухгалтерская. При помощи теоретической зависимости выручки от реализации, затрат и прибыли от объема производства строится экономическая модель, позволяющая создать основы бухгалтерской модели и выяснить механизм ее действия. Экономическая модель поведения затрат, объема производства и прибыли представлена на рисунке 2.1. В соответствии с данной моделью предприятие может наращивать объемы продаж только путем уменьшения цены реализации единицы продукции, в результате чего линия выручки от реализации, возрастающая вначале, постепенно замедляет подъем, а затем опускается вниз. Это связано с тем, что в определенный момент положительный эффект от увеличения объема продаж оказывается ниже отрицательного влияния снижения цен. Как видно на рис.2.1, линия выручки от реализации пересекает линию общих затрат в двух точках. Это означает, что в экономической модели безубыточности существует два уровня выпуска и реализации продукции, при которых общие затраты равны выручке от реализации, т. е. две точки безубыточности. На поведение совокупных затрат в этой модели наиболее сильное влияние оказывают переменные затраты, изменяющиеся в соответствии с известным эффектом масштаба. Затраты и выручка от реализации, денежные единицы Общие затраты
Выручка от реализации Постоянные затраты
ТБ1 ТБ2 Объем производства и реализации продукции, натуральные единицы
Рис. 2.1 График безубыточности по экономической модели При построении бухгалтерской модели делается допущение о неизменности переменных издержек и цены реализации продукции, в результате чего зависимость выручки от реализации и общих затрат от изменения объема производства и реализации имеет линейный характер, что можно увидеть на следующем графике. Затраты и выручка от реализации, денежные единицы
Рис. 2.2 График безубыточности по бухгалтерской модели При анализе безубыточности по бухгалтерской модели используется не только графический, но и математический подход к отражению и обработке исходной информации о затратах и результатах деятельности предприятия. Основные этапы анализа: 1.Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа. Исходной информацией для анализа прибыли от реализации ОАО “ЛПК СЛДК” являются поквартальные и годовые расчеты товарной продукции, калькуляция себестоимости, смета затрат (форма 5-З), а также отчет о прибылях и убытках предприятия. 2.Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции. Деление общей суммы затрат на постоянные и переменные на комбинате производилось лишь в 2000 году при анализе себестоимости. В финансовой практике используются три основных метода дифференциации издержек: метод максимальной и минимальной точки, графический метод и метод наименьших квадратов. При первом методе выбирается период с наибольшим и наименьшим периодом производства. Сумма переменных издержек будет максимальной, а постоянных – минимальной в период с наибольшим объемом производства. Затем находится ставка переменных издержек, показывающая средний размер переменных расходов в себестоимости единицы продукции, по формуле:
где Кmax – максимальный объем производства в натуральном выражении; Kmin, % - минимальный объем производства в процентах к максимальному. На заключительном этапе определяется сумма постоянных издержек по формуле:
Таблица 2.2 Дифференциация общей суммы затрат ОАО “ЛПК СЛДК” методом максимальной и минимальной точки
Таким образом, в 2000 году на комбинате ставка переменных издержек составила 41 копейку в общей сумме затрат, а в 2001 году этот показатель возрос до 63 копеек в полной себестоимости. Графический метод приблизителен и основывается на использовании корреляционного анализа. Наиболее точным является метод наименьших квадратов. Ставка переменных издержек определяется по следующей формуле:
где x – объем производства за год; x – средний объем производства за весь исследуемый период; y – суммарные издержки за год; ў – среднее значение суммарных издержек за весь период. 3.Расчет величины исследуемых показателей и сравнительный анализ уровня исследуемых показателей. Математический подход более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели. Для этого используем следующий рисунок. Затраты и выручка от реализации, денежные единицы
Рис. 2.3 Зависимость между объемом реализации продукции, ее себестоимостью и суммой прибыли На графике поменяем местами переменные и постоянные затраты для того, чтобы в соответствии с определением категории маржинального дохода объединить зону прибыли и зону постоянных расходов. В соответствии с определением маржинального дохода формула для его расчета имеет вид:
Дм = В – Р (8)
График (рис. 2.3) позволяет также определить маржинальный доход следующим образом:
Дм = П + Н (9)
Согласно графику, можно записать такую пропорцию:
Т/Н = В/Дм (10).
Отсюда можно вывести формулу для расчета точки безубыточного объема продаж в денежном выражении:
Т = В * Н / Дм (11)
Таблица 2.3 Расчет точки безубыточности в целом по предприятию (прил. 3) (тыс. руб)
Из таблицы 2.3 следует, что общество получало прибыль в течение первых трех кварталов своего существования, то есть объем реализации продукции превысил безубыточный объем продаж. В то время как в третьем, четвертом кварталах 2000 года, а также в первом, в третьем и четвертом кварталах 2001 года издержки на производство продукции превысили доходы от реализации, то есть точка безубыточного объема продаж не была достигнута. Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100 %, может быть использована формула: Т = Н / Дм * 100 % (12)
Если заменить максимальный объем реализации продукции в денежном выражении (В) на соответствующий объем реализации в натуральных единицах (К) то можно рассчитать безубыточный объем реализации в натуральных единицах:
Т = К * Н / Дм (13) Ставку маржинального дохода можно представить как разность между ценой (Ц) и удельными переменными затратами (Ру). Преобразовав последнюю формулу, получим:
Т = Н / (Ц - Ру) (14).
Для определения зоны безопасности по стоимостным показателям используется следующая формула:
ЗБ = (В – Т) / В (15)
Таблица 2.4 Расчет основных показателей маржинального анализа (прил. 3) (тыс. руб)
Приведенная таблица показывает, что в 2000 году точка критического объема реализации составляла 91 процент от реального, то есть предприятие имело запас финансовой прочности в 9 % от существовавшего объема продаж. В 2001 году зона безопасности составляла лишь 1 процент В предыдущих двух таблицах был предоставлен расчет основных показателей анализа безубыточности в целом по предприятию, но в целях более тщательного изучения ситуации необходимо проанализировать также виды продукции. Основной продукцией предприятия являются услуги по распиловке и щепа технологическая. Представленная таблица 2.5 свидетельствует, что совершение услуг по распиловке для предприятия убыточно, в то время как выпуск технологической щепы в течение всех указанных периодов приносил доход комбинату
Таблица 2.5 Расчетные показатели анализа безубыточности основных видов продукции ОАО “ЛПК СЛДК” (прил. 4) (тыс. руб)
. Маржинальный анализ требует соблюдения ряда условий, обозначенных выше. Эти условия затруднительно соблюдать в условиях становления российских предприятий, это можно увидеть на примере ОАО “ЛПК СЛДК”. Так, на предприятии не происходит разнесение затрат на постоянные и переменные. И, как показывает приложение 6, переменные затраты изменяются вне зависимости от изменения объема производимой продукции. Увеличение выручки вовсе не оказало влияние на рост прибыли, о чем свидетельствовал эффект операционного рычага, а наоборот, возросшие затраты сократили прибыль 2001 года по отношению к 2000 году. Не происходит увеличение прибыли еще и потому, что учетной политикой предприятия определено, что выручка считается по оплате, но покупатели не спешат расплачиваться за произведенную продукцию. Происходит рост дебиторской задолженности, а не прибыли.
Рассмотрим следующий вид анализа прибыли, используемый отечественными экономистами - факторный анализ.
2.2.2. Факторный анализ операционной прибыли ОАО “ЛПК СЛДК”
Следующим этапом анализа безубыточности является факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей. В отечественной практике длительное время применялся так называемый факторный анализ операционной прибыли, основывающийся на влиянии на прибыль ее составляющих. Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (РП), ее структуры (УД), себестоимости (С), уровня средне реализационных цен (Ц). Некоторые экономисты приписывают еще два фактора – затраты на рубль продукции и коммерческие и административные расходы, которые можно считать вторичными. Каждый из названных факторов тоже находится под воздействием целой группы факторов, которые подразделяются на зависящие и не зависящие от деятельности предприятия. Поэтому при анализе прибыли от реализации вначале изучается воздействие укрупненных факторов, а затем осуществляется их детализация. Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. Структура товарной продукции может также оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низко рентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится. Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот. Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. 1. Влияние цен на прибыль от реализации продукции (D Пц) необходимо определять следующим образом:
D Пц = ВРф – ВРпф (16),
где ВРф и ВРпф – выручка от реализации продукции (без налога на добавленную стоимость, акцизов и прочих налоговых платежей, входящих в цену товара) фактическая и по плану на фактически реализованную продукцию. Последняя включает прибыль (Ппф) и себестоимость по плану на фактически реализованную продукцию. Прибыль рассчитывается по формулам:
Ппф = (ВРф * Рпп) / Киц (17), ВРпф = Ппф / Рпп (18), где Рпп – рентабельность производства плановая; Киц – коэффициент изменения цен (определяется как частное от деления суммы цен на конец года на сумму цен на начало года). 2. Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливается сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж. 2. Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции (Лп) в оценке по плановой себестоимости или в натурально-условном исчислении и результат разделить на сто:
D По = Пп * Лп / 100 (19),
где Пп – прибыль по плану.
Лп = (Кор * 100) – 100 (20), где Кор – коэффициент выполнения плана по объему реализации и определяется следующим образом:
Кор = Орф / (Орп * Киц) (21),
где Орп и Орф – объем реализации продукции по оптовым ценам по плану и фактически. 3. Воздействие на прибыль ассортиментных и структурных сдвигов (DПа) рассчитывается по формуле:
D Па = Ппф – (Пп * Кор) (22)
Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию определяется сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах. Таблица 2.6 Факторный анализ прибыли ОАО “ЛПК СЛДК” (тыс. руб)
Таким образом, четырехфакторный анализ прибыли показал, что в 2000 году прибыль возросла на 20 млн. рублей. Значительное влияние на рост прибыли оказало снижение себестоимости (на 28 977 599 рублей). Остальные факторы компенсировали друг друга: увеличение прибыли за счет цен и объема реализации было сокращено отрицательным влиянием ассортимента продукции (-16 763 590 рублей). В 2001 году на рост прибыли (+26 216 172 рубля) также оказало влияние снижение себестоимости (на 21 202 521 рубль). На 9,7 млн. рублей прибыль увеличилась за счет изменения цен и на почти 5 млн. сократилась ввиду изменений в ассортименте продукции. Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого факторного показателя фактической. Шестифакторный анализ операционной прибыли производится в основном по отчету о прибылях и убытках (форма № 2). Шестифакторный анализ прибыли отличается от четырехфакторного тем, что в первом не используются плановые показатели, а так называемые “относительные” - когда используется цена и себестоимость единицы продукции базового периода, а объем реализации – отчетного. Таблица приложения 5 свидетельствует о росте прибыли в 2000 году (на 4 602 532 рубля) и получении предприятием убытка в 2001 году (в целом произошло сокращение на 3 млн. рублей). В обоих случаях прибыль возросла за счет фактор инфляции, но в 2001 году увеличение как себестоимости на единицу продукции, так и управленческих и коммерческих расходов сократило прибыль более чем на 40 млн. рублей. Помимо различных подходов к расчету влияния на прибыль от реализации динамики цен, затрат, объема реализации и ассортимента, существует варианты анализа с выделением иного перечня факторов, формирующих финансовый результат от реализации продукции. Так, дополнительно может рассматриваться влияние цен на сырье, материалы, топливо, тарифы на энергию и перевозки, изменение структуры затрат, нарушение хозяйственной дисциплины. Эти элементы, формирующие издержки производства, определяют величину прибыли опосредованно, через изменение уровня затрат на производство конкретных видов продукции, и их колебания целесообразно изучать в разрезе влияния на индивидуальную себестоимость калькуляционных единиц. Таким образом, на прибыль от продаж ОАО “ЛПК СЛДК” отрицательное влияние оказало увеличение себестоимости и изменение структуры продукции. В то же время фактор инфляции и незначительный рост объема продаж увеличили прибыль от реализации продукции СЛДК.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (519)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |