Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Туризм на особо охраняемые природные территории как фактор развития региона



2019-07-03 214 Обсуждений (0)
Туризм на особо охраняемые природные территории как фактор развития региона 0.00 из 5.00 0 оценок




От туризма на ОПТ есть как выгоды, так и издержки. Эти процессы часто находятся в сложном взаимодействии. При проектировании и развитии ОПТ, ответственные за эту работу должны стремиться к тому, чтобы сделать выгоду максимальной при минимизации издержек.

Охраняемые территории создаются главным образом для сохранения определенных биофизических процессов и объектов – популяции диких животных и мест их обитания, природных ландшафтов или культурного наследия, например, местных традиций и фольклора. Туристы приезжают на такие территории для того, чтобы больше узнать и получить удовольствие от тех ценностей, которые сохраняются данной ОПТ.

Планирование и развитие туризма должно быть нацелено на использование заинтересованности туристов для улучшения экономических показателей ОПТ, сохранения природного и культурного наследия и повышения уровня жизни всех вовлеченных в процесс людей.

Для получения экономической выгоды должны выполняться два условия:

· Нужно создать такой продукт и сервис, за которые туристы готовы будут платить деньги;

· Необходимо свести к минимуму «отток капитала» с данной территории[54].

В рамках системы ОПТ доходы от туризма на популярных территориях могут быть использованы для финансирования тех ОПТ, которые не могут привлечь так много посетителей или где большое число посетителей неуместно.

Доходы от охраны природы в реальности могут быть выше, чем от какого-нибудь иного использования земли.

Руководители ОПТ должны стремиться к разработке такой политики в области туризма, которая поддерживала бы долгосрочное экономическое развитие и способствовала бы повторным визитам туристов. Нужно стараться максимально увеличивать занятость местных жителей, стремиться к максимальным социально-культурным выгодам для местных сообществ путем поощрения потребительской активности туристов и сокращения оттока капитала с мест.

Туризм на ОПТ может быть ключевым фактором в деле сохранения природного и культурного наследия. Он генерирует финансовые ресурсы за счет взимания платы за вход и обслуживание, отчисления налогов в местный бюджет и за счет других поступлений. Эти финансовые ресурсы могут напрямую использоваться для возмещения расходов на охрану природы, поддержание культурных традиций и повышение уровня образования[55]. Опосредованно, через демонстрацию экономической значимости охраняемых территорий для региона или страны в целом, можно получить общественную и государственную поддержку в вопросах сохранения природного наследия. Туризм привел к расцвету некоторых морских охраняемых территорий, например, в голландских Антиллах (морской парк Банари), на Сейшелах (национальный морской парк св. Анны) и в Кении (парки и резерваты Малиндии/Ватами)[56].

Существуют тысячи примеров, показывающих взаимосвязь между сохранением биоразнообразия и развитием туризма на ОПТ.

Правильно управляемый туризм может содействовать охране или восстановлению культурного наследия, как на местном, так и на региональном уровне. ОПТ играют важную роль в уважительном отношении к памятникам старины. На многих ОПТ расположены значимые исторические, архитектурные и археологические объекты. Туризм может обеспечить дополнительные доходы для содержания и ремонта исторически ценных зданий и ландшафтных особенностей. Средства могут собираться напрямую через взимание платы за посещение, либо опосредованно, через уплату местных налогов.

Культурное наследие также присутствует в местных традициях. Время от времени туристы ищут подлинных впечатлений. Поэтому важно содействовать местным сообществам в проведении или воссоздании культурных фестивалей и других традиционных событий и даже в восстановлении исторических зданий. От таких мероприятий много пользы. Они обогащают впечатления туристов от посещения ОПТ и тем самым поощряют их более длительное пребывание на территории; соответственно, туристы тратят больше денег на месте. Демонстрация культурного богатства помогает изменять поведение и взгляды туристов, тем самым они становятся сторонниками охраны памятников старины и народных традиций. Кроме того, сохранение местных традиций и памятников на должном уровне развивают в местных жителях чувство гордости своим краем[57].

Туризм следует развивать таким образом, чтобы сохранять лучшее, что есть у местных жителей и выявлять то, что требует улучшения. Один из способов этого добиться – развивать инфраструктуру и сервис для туристов так, чтобы приносить пользу местным жителям.

ОПТ, устойчиво развивающиеся на основе доходов от туризма, не только создают рабочие места, повышающих доходы местных жителей, но и используются для удовлетворения таких потребностей местных сообществ как:

· Улучшение коммуникаций: развитие дорожной сети для туризма дает местным жителям новые возможности взаимодействия с внешним миром. Телекоммуникационные сети в офисах ОПТ могут быть жизненно важны для местных жителей в случае ЧП.

· Образование: многие ОПТ организуют занятия по языкам, грамоте и математике для сотрудников. Такие знания могут быть полезны и для развития местных сообществ.

· Тренинги: тренинги для сотрудников ОПТ, например, по обслуживанию транспортных средств или по гигиене питания, будут полезны и для местного населения.

· Здравоохранение: медицинская помощь, организованная для сотрудников ОПТ, может предоставляться и местным жителям.

Таким образом, туризм на сухопутных или морских ОПТ можно рассматривать как инструмент по поддержанию или улучшению уровня жизни местных жителей. Это может проявляться в:

- улучшении школьного образования;

- снижении детской смертности;

- сокращение загрязнения воздуха и воды;

улучшение доступа к местам отдыха, ОПТ и жизненно важным ресурсам;

- лучшем доступе к услугам, как, например, к программам ОПТ по экологическому образованию, что полезно и самим местным жителям[58].

ОПТ могут быть использованы также для повышения уровня жизни целой страны, если система охраняемых территорий станет основой национальной политики в области экологии.

Негативные воздействия могут происходить и происходят из-за посещений туристов, но многие из них могут быть полностью управляемыми и их можно минимизировать. Заинтересованные в развитии ОПТ стороны всегда соотносят позитивные и негативные последствия туризма и определяют допустимые уровни негативного воздействия и способы его контроля. Издержки от туризма состоят из трех частей: финансово-экономической, социо-культурной и природоохранной.

Развитие туризма несет с собой рост спроса на товары, услуги, инфраструктуру – гостиницы, рестораны и т.д. По мере того, как растет число туристов, увеличивается и потребность в базовых услугах, таких как обеспечение правопорядка, пожарной безопасности, местных налогов. В некоторых случаях налоги становятся столь высокими, что население не в состоянии проживать на этой местности. Это происходит в первую очередь там, где доходы местного населения ниже, чем у посетителей ОПТ. Например, богатые иностранные туристы, посещающие ОПТ в развивающихся странах, могут увидеть свои экономические интересы и получить контроль или купить местный бизнес. Так туризм может привести к росту иностранного влияния и повышению стоимости недвижимости[59].

Рост числа посещений также означает повышение расходов на управление ОПТ, так как появляется необходимость в увеличении числа сотрудников и развитии инфраструктуры для обслуживания туристов. Издержки от туризма должны сопоставляться с доходами от него. Поэтому национальные службы ОПТ должны иметь возможность использовать доходы от туризма для компенсации издержек местному населению.

Как уже отмечалось, там, где региональная экономика и ОПТ сильно зависят от туризма, они становятся уязвимыми от внешних факторов вне их контроля, таких как природные катаклизмы, колебания валютных курсов, конкурентная борьба или политическая нестабильность.

Определенный отток доходов от туристического бизнеса происходит на уровне самой территории, местных сообществ, региона или страны в целом. Если местные жители не получают выгод, то они начинают искать иные выгоды деятельности и формы использования территории. Следовательно, необходимо минимизировать отток средств.

Рост числа туристов может мешать жизни местных жителей, создавая конкуренцию по использованию мест отдыха и в иных сферах. Плохое планирование туризма может привести к большим скоплениям людей, замусоренности, вандализму и нарушениям правопорядка. Правительственные структуры могут обострять эти проблемы, если они ставят краткосрочные экономические интересы выше всего остального, например, поддерживая сооружение неподходящей инфраструктуры или игнорируя потребности местного населения. Когда происходят такие ситуации, поддержка ОПТ со стороны местных жителей проблематична.

Часто туризм на ОПТ обеспечивает лишь сезонную занятость местного населения, оставляя жителей безработными во время межсезонья. Но это может и радовать местных жителей. В национальном историческом парке Золотая Лихорадка на Клондайке город Скагвэй, встречающей посетителей в летние месяцы является туристической Меккой. Зимой, когда все разъезжаются, местные жители наслаждаются спокойной жизнью, заработав во время туристического сезона достаточно денег на целый год[60].

Там, где ограничения по пребыванию на ОПТ касаются не только туристов, но и местных жителей, могут возникать негативные социально-культурные последствия. Иные негативные эффекты возникают тогда, когда местные традиции становятся объектом коммерции, теряют свою чистоту и подлинность. Примером могут служить танцы, которые раньше играли важную социальную роль, но теперь все чаще становятся просто зрелищем для туристов.

Негативные явления чаще всего происходят тогда, когда местным жителям не оставляют выбора, не дают им возможностей принимать участие в туристическом бизнесе. Посторонние часто видят скрытый негативный подтекст в происходящих культурных изменениях, в то время как сами местные жители могут быть положительно настроены к новым веяниям. Поэтому важно, чтобы те, кто испытывает культурные изменения, имели бы возможность самостоятельно решать, допустимы такие изменения или нет. Соответствующее планирование должно предшествовать этапу внедрения новшеств, чтобы избежать вредного воздействия «от пришельцев», и существуют управленческие решения, которые помогут разрешить возникающие проблемы.

Опасность таких явлений выше тогда, когда велик контраст между уровнем жизни туристов и местных жителей. В таких случаях местное население становится уязвимым для эксплуатации и начинает отстаивать свои права. И управленцы ОПТ, и туроператоры обязаны при таких обстоятельствах сделать все возможное для учета мнения местных сообществ при выборе форм развития туризма на данной территории.

Туризм, как и многие другие формы бизнеса, всегда оказывает воздействие на окружающую среду, даже при малой интенсивности и несмотря на усилия сотрудников ОПТ. Такие воздействия имеют как локальный уровень, так и распространяются на большие территории. Так как туризм на ОПТ развивается на территориях, по своей сути являющихся особо чувствительными, важно производить тщательную оценку воздействия до того, как будет приниматься решение о его допустимости[61].

Стратегия развития экотуризма и устойчивого туризма состоит в управлении процессом посещения ОПТ таким образом, чтобы получать максимальную пользу и минимизировать негативные экологические воздействия еще до того, как они произойдут. Этого легче всего достичь через хорошо разработанные стратегические планы развития. Ключевыми элементами в них являются: уделение особого внимания кумулятивным воздействиям; применение адаптивного менеджмента; достижение консенсуса между всеми заинтересованными сторонами относительно допустимого уровня и места воздействия на ОПТ[62].

Каждая ОПТ должна иметь план развития туризма и сопряженных с ним видов деятельности. В плане должно быть отражено ожидаемого состояния ОПТ в будущем и наиболее эффективные и реальные способы его достижения. Такой план содержит детальное описание целей и задач ОПТ, которые были официально приняты при его учреждении, описание задач в области развития туризма, конкретных мероприятий по их достижению, включая бюджетно-финансовые аспекты и особенности зонирования территории. В определенном смысле план развития туризма на ОПТ нужен для максимизации выгод при минимизации издержек. Стратегия развития туризма является важным компонентом плана управления.

В прошлом управление ОПТ осуществлялось бессистемно: частные задачи развития не соотносились с общей политикой и стратегическими задачами территории. Когда ограниченность такого подхода стала очевидной, ОПТ стали разрабатывать единый план действий, обычно называемый мастер-планом или генеральным планом по аналогии с генпланами городов. В 80-х годах стали применять более системный подход: составлялся перечень целей, задач и направлений деятельности. Это так называемой «планирование через видение». Такие документы стали называться менеджмент-планами. В 90-е годы в поисках более простых моделей планирования от использования менеджмент-планов отошли[63]. Не смотря на это, значение планов управления постоянно возрастало, и сегодня ОПТ многих стран обязаны создавать такие планы и следовать им на основании закона и других директивных документов.

Для процесса планирования важно сделать процедуры принятия решений понятным, а дискуссии по важнейшим для ОПТ вопросам – открытыми. Крайне важно, чтобы все заинтересованные стороны были включены в эти процессы обсуждения. Принятие управленческих решений по вопросам развития туризма на ОПТ не является простым делом: в него включены не только сотрудники ОПТ, но и все заинтересованные граждане – местные жители, посетители, частные туроператоры и ученые. Чтобы быть уверенным, что каждая группа лиц имеет возможность поделиться своими знаниями и участвовать в принятии решений, необходимо разработать программу участи общественности в управлении ОПТ, которая может осуществляться на разном уровне, в зависимости от потребностей конкретной территории.

Многие службы ОПТ публикуют руководства и лучшие управленческие практики в помощь по подготовке менеджмент-планов. Например, Совет по Охране Окружающей Среды Австралии и Новой Зеландии издал множество отчетов о лучших практиках в области управления ОПТ и все они доступны в Интернете. В публикациях из серии «Основы успешной природоохранной практики», изданных Всемирной комиссией по охраняемым территориям МСОП, также уделяет много внимания различным аспектам планирования – в частности, таким вопросам, как:

· Управление морскими охраняемыми природными территориями;

· Финансирование ОПТ;

· Оценка эффективности управления ОПТ;

· Управление трансграничными ОПТ[64].

Развитие туризма на ОПТ в более глобальном контексте определяется политикой и тематическими программами национального и регионального уровней, в том числе:

· Национальными или региональными отраслевыми планами, затрагивающими развитие и воздействие туризма на ОПТ. Это могут быть планы развития регионов, целевые программы использования ресурсов, национальный план по развитию туризма, и стратегия развития транспорта, и др.;

· Национальной стратегией развития туризма на ОПТ, которая во многих странах утверждается правительством.

Менеджмент-план ОПТ помогает сформулировать и осознать все основные цели охраняемой территории. План состоит из набора задач, одна из которых касается развития туризма, смягчения его последствий для территории и эффективного использования рекреационного потенциала территории. Разработку плана развития туризма на ОПТ нужно интегрировать с другими составляющими менеджмент-плана такими, как планы биотехнических мероприятий, борьбы с пожарами, лесохозяйственной деятельности. Как правило, во многих ОПТ хорошо продумана система управления природными ресурсами и самим парком, но плохо описаны задачи в сфере развития туризма и способы их выполнения. Однако важно, чтобы вопросы рекреационного использования ОПТ также находили отражение в специальном разделе менеджмент-плана, посвященном туризму и рекреации. Эти вопросы могут быть более детально проработаны в плане развития туризма[65].

Решение вопроса о целесообразности разработки отдельного плана развития туризма на ОПТ, масштаб и степень детальности этого плана зависят от сложности рассматриваемых проблем конкретной территории. В этом плане могут быть представлены специфические управленческие решения, описано расположение объектов туристической инфраструктуры, политика парка в области экскурсионного обслуживания, стоимость входных билетов и т.п.[66]

В свою очередь, каждый из этих вопросов может получить дальнейшую детализацию в специализированных планах и стратегиях. Примерами таких документов могут быть: План работы с посетителями, Процесс управления работой с посетителями, Модель оптимизации управления туризмом, Методика расчета предельно допустимых нагрузок, План управления рекреационными нагрузками и пр.

Понимая сложность процессов планирования, важно добиваться взаимного соответствия планов и задач разных уровней. Взаимоотношения между ними должны быть ясными, а все управленческие действия – скоординированными.

Всем типам ОПТ, за исключением Категории Iа классификации МСОП, необходима какая бы то ни было туристическая инфраструктура. Ее уровень может варьироваться от простого информационного аншлага до специально воссозданного городка или деревни. Любой элемент инфраструктуры должен создаваться с особым вниманием, чтобы не быть чуждым данной ОПТ. Туристические объекты также должны проектироваться и управляться очень внимательно, отражая уникальные черты ОПТ и соответствуя политике управления территорией[67].

Сотрудникам ОПТ необходимо осознавать, что они управляют территорией, природа и культура которой могут сильно отличаться от того, что было на этом месте века назад. Многие ОПТ представляют собой «островки» в океане цивилизации. Туробъекты и услуги, которые создаются для современных посетителей, также часто разнится с тем, что было приемлемо в прошлом. Современная инфраструктура парков должна обеспечивать достойный уровень санитарии, питания, проживания, транспорта и безопасности. Ключевая задача ОПТ – обеспечение туристов такими услугами, которые более всего отвечают их запросам при минимуме негативного воздействия на природные комплексы.

Некоторые ОПТ посещаются редко, другие же привлекают большое число посетителей, намного превышающее численность местного населения. Например, в Национальном парке «Какаду» в Австралии в пик сезона бывают тысячи людей, и они проживают поблизости от визит-центра помногу дней, хотя 30 лет назад, до создания парка, лишь небольшая горстка туристов посещала эту территорию ежегодно. Число посетителей в некоторых национальных парках Великобритании достигает 10-20 млн. человек ежегодно[68].

Ясно, что достойный уровень сервиса стимулирует большее использование ОПТ людьми и определяет характер этого использования. Всегда, когда это возможно, объекты инфраструктуры должны способствовать пониманию посетителями ценностей данной ОПТ. Хорошее проектирование позволяет туристам чувствовать себя более комфортно и ответственно в тех уникальных местах, которые они посещают. Посетители, которые чувствуют себя комфортно, будут выше ценить территорию и, скорее всего, будут готовы оказать помощь в ее сохранении. Фокус на удовлетворение потребительских желаний стал особенно усиливаться в последние десятилетия. Потребности посетителей теперь более внимательно изучаются на этапе планирования, проводится мониторинг с помощью карточек пожеланий и опросов мнений туристов. В итоге, свидетельством эффективного управления ОПТ является планирование инфраструктуры и услуг, основанное на понимании текущих и потенциальных запросов посетителей.

Хорошее проектирование важно, так как хорошо спланированная деятельность приносит наибольший успех. Такие территории лучше функционируют и привлекают больше посетителей. Однако хорошее проектирование не означает, что проект становится обязательно дорогостоящим. Часто успех основан на простых решениях и несложен во внедрении.

Культурно ориентированное проектирование и управление ОПТ очень важно при оказании услуг посетителям. Качества, необходимые менеджерам ОПТ – вежливость, толерантность, чувство справедливости и самое главное – ответственное отношение к культурному наследию и ценностям территории. Наследие – это широкое понятие, которое включает не только дикую природу, ландшафты, но также и исторические места, археологические памятники, коллекции, культурные и исторические традиции, такие как церемонии, ритуалы, фестивали и даже просто родной язык, народные поверья и опыт. Более того, разные народы и отдельные личности по-разному трактуют наследие: для кого-то это здания и сооружения; для других – стиль жизни и культура общежития.

Поскольку наследие включает и культурную составляющую, нужно приложить все усилия к созданию культурных ценностей данной местности до того, как начнется проектирование ОПТ. Развитие туризма может стимулировать охрану культурных ландшафтов и, через повышение степени общественного интереса, обеспечивать финансирование, поэтому сотрудники ОПТ должны особенно внимательно подходить к управлению культурными памятниками. Объекты культуры, выделенные в качестве участков наследия законодательно, требуют повышенного внимания, но воздействие туризма не ограничивается пределами наиболее ценных участков, поэтому нужно особенно внимательно изучать все виды этого воздействия и управлять ими.

Нужно отметить, что если на хорошо известных охраняемых территориях развитых стран поток туристов велик, то недавно созданные парки часто борются за посетителей. Это особенно верно для развивающихся стран, где деятельность ОПТ часто напрямую зависит от туристических доходов, но число посетителей столь невелико, что не может обеспечить даже минимально необходимое для ОПТ финансирование. Таким образом, в некоторых случаях необходима стратегия управления большими потоками посетителей, в других, напротив, комплекс мер по привлечению туристов на территорию[69].

Существует широкий спектр стратегий по управлению воздействиями туризма на ОПТ. Выбор подходящей осуществляется с учетом имеющихся нормативных требований и ограничений и на основе оценки эффективности стратегии и существующих ресурсов.

Существует четыре принципиально разных подхода, которые можно использовать для сокращения негативного воздействия туризма на ОПТ:

1. управление предложением в области турпродуктов или возможностей для посещения, например, путем увеличения мест для посещения или времени пребывания;

2. Управление спросом, например, через ограничение времени пребывания, численности посетителей или вида использования территории;

3. Управление ресурсами, в том числе способностью выдерживать воздействие, например проведение защитных мероприятий или развитие инфраструктуры;

4. Управление воздействием, например снижение негативного воздействия через изменение типа использования или рассредоточение нагрузки.

Туризм на охраняемых территориях многих стран является значительным и постоянно расширяющимся сегментом экономики. Например, туризм на ОПТ в США и Канаде в 1996 году обеспечил вклад в экономику в диапазоне от 236 до 370 млрд. долларов США[70]. В целом, оценочных данных такого рода недостаточно, а те, что имеются – не выглядят надежными. В результате и общество, и правительство недооценивают выгоды, получаемые от развития туризма на ОПТ, и поэтому не оказывают необходимой финансовой поддержки, которая могла бы способствовать еще большему увеличению доходов от туризма.

Отсутствие систематического полномасштабного сбора экономических данных о функционировании ОПТ означает, что важный сектор экономики остается незамеченным. Отсутствие адекватных статистических данных создает информационное «белое пятно»; такие природные ресурсы на языке экономики имеют нулевую цену. Это приводит к разрушению природных территорий, что влияет на снижение темпов экономического развития в настоящем и будущем.

При этом практически повсеместно наблюдается недостаточное финансирование охраны природы. Большинство ОПТ в мире не получают необходимых финансов; некоторые из них буквально «голодают», даже несмотря на то, что они являются ключевыми элементами в развитии местной туристической отрасли.

Суммарная экономическая ценность ОПТ состоит из материальных и нематериальных ценностей. Материальные ценности могут быть прямые и косвенные. Прямые ценности определяются на основе рыночной цены. Косвенные ценности – не рыночные и они могут подразделяться на следующие категории: потенциальные, ценности существования и наследования. Продолжаются дебаты о том, являются ли потенциальные ценности материальными или нет, так как сейчас они не материальны, но в будущем будут материальными. Все нематериальные ценности также являются нерыночными.

Туризм на ОПТ в большинстве случаев рассматривается как источник прямых материальных доходов для территории. Однако туризм на ОПТ вносит вклад и в другие ценности. После посещения ОПТ туристы становятся более осведомленными о территории и поэтому более расположены делать пожертвования, они ратуют за ее лучшее сохранение для будущих поколений. Фактически, они выказывают свое понимание как материальных, так и нематериальных ценностей ОПТ.

Можно использовать разные подходы для оценки влияния туризма на экономику ОПТ.

Оценка экономического воздействия учитывает все финансовые трансакции, которые сделаны разными секторами и имеют какое-либо отношение к ОПТ. Измеряется также их влияние на местную, региональную и национальную экономику. Влияние может быть измерено такими показателями как валовой национальный продукт, заработная плата или количество созданных благодаря ОПТ рабочих мест.

Экономическое воздействие проявляется при осуществлении каждой финансовой сделки, например, когда ОПТ покупает расходные материалы или туристы оплачивают услуги. Такое воздействие существует независимо от источника финансов или места жительства туристов. Все экономические воздействия измеряемы рынком.

Экономическая выгода – это та выгода, которую ОПТ привносят в локальную, региональную или национальную экономику. Выгода определяется по повышению уровня благосостояния данной территории. Выгода – это больше чем чистая прибыль: в нее также входят нерыночные ценности, которые обычно можно выразить в денежном эквиваленте. На этапе создания ОПТ потенциальная экономическая выгода должна сравниваться с иными доходами, которые могут быть получены при альтернативном использовании территории. Эти результаты должны использоваться в любом экономическом анализе при принятии решения об использовании земли[71].

Когда государственное ведомство по управлению ОПТ на национальном уровне расходует бюджетные деньги на развитие той или иной ОПТ, это создает выгоду для местной экономики: деньги приходят извне региона и, тем самым, повышают его благосостояние. Однако на национальном уровне никакого повышения благосостояния не происходит, а происходит лишь его перераспределение. В этом случае мы можем говорить о получении выгод на местном уровне, но не национальном. Это также применимо в тех случаях, когда служба ОПТ полностью или частично финансируется за счет налогов, так как эти деньги привлекаются и расходуются внутри региона. Однако когда финансы поступают из международных источников, например, программ развития Глобального экологического фонда, то они приносят реальную выгоду местной экономике.

Подобным образом, иностранные туристы представляют внешний источник поступления капиталов и повышения благосостояния как для страны в целом, так и для местной экономики в частности. Таким образом, расходование денег иностранными туристами является и выгодой, и экономическим воздействием. Однако любые траты, которые позволяют себе местные жители на ОПТ, представляют собой лишь перераспределение средств, то есть воздействие существует, а прибыль отсутствует.

Нерыночные выгоды развития туризма на ОПТ измеряются с помощью двух методик: Метод оценки стоимости путешествия и Метод оценки готовности платить.

Исследования по оценке экономических показателей деятельности ОПТ лучше всего выполняют специалисты, получившие образование в области бизнеса, экономики и финансов. Некоторые крупные агентства, такие как Служба национальных парков, Служба национальных парков, рыбы и дичи Нового Южного Уэльса и Служба парков Канады, нанимают на работу таких специалистов[72]. Наличие таких специалистов делает возможным подготовку оценочных анкет, которые могут использоваться на местах и теми сотрудниками, которые не имеют экономического образования. Менее обеспеченные агентства могут скооперировать с экономическими факультетами местных университетов, чтобы обеспечить их необходимыми кадрами для проведения исследований. В развивающихся странах имеет смысл привлекать средства доноров, особенно там, где доноры поддерживают деятельность ОПТ в целом.

Возможности управления ОПТ определяются финансированием. Основой финансирования деятельности многих ОПТ был и продолжается оставаться государственный бюджет. К сожалению, многие ОПТ получают недостаточное финансирование для организации работы по охране природы и развитию туризма на должном уровне. В настоящее время большинство правительств не финансируют ОПТ в полном объеме. В целом по миру, суммарное бюджетное финансирование всех ОПТ соответствовало их потребностям примерно на 24%[73]; причем в большинстве стран наблюдается тенденция дальнейшего его снижения. Даже в развитых странах, имеющих продолжительную историю развития охраняемых территорий, получать нужное бюджетное финансирование становится с каждым годом все труднее.

Усредненные показатели государственного финансирования ОПТ в развитых странах (2058 долларов США на кв. км.) намного превышают аналогичные показатели в развивающихся странах (157 долларов США на кв. км.), где государственный бюджет намного скромнее, а охрана природы не является национальным приоритетом[74].

Как правило, в развивающихся странах сотрудники ОПТ получают мизерную зарплату, инвестирование в ОПТ носит ограниченный характер, тогда как другие типы землепользования считаются более выгодными. Однако развивающиеся страны могут получать финансирование и иную поддержку от программ международной помощи, проектов НПО и от других доноров. Как и в других развивающихся странах, средства, необходимые для развития инфраструктуры и приобретения техники и оборудования для ОПТ, в восточной и южной Африке поступают из перечисленных выше источников; в то время как текущие расходы в значительной степени покрываются доходами от туризма.

На фоне все сокращающегося государственного финансирования ОПТ, сотрудникам необходимо искать новые подходы к фандрайзингу, и нет более многообещающего источника дополнительного финансирования, чем туризм. Но даже там, где туризм является потенциально значимым источником доходов, эта отрасль сама по себе не в состоянии обеспечить выполнение всех задач в области сохранения природного и культурного наследия. ОПТ также предоставляют широкие наборы иных важных для общества услуг, которые должны получать государственную поддержку. Таким образом, есть все основания для того, чтобы и в дальнейшем государство оказывало поддержку ОПТ.

Многие ОПТ взимают входную плату либо с каждого человека, либо с транспортного средства или применяют комбинированный подход. Многие ОПТ предоставляют рекреационные услуги, как, например организованные экскурсии или проведение специальных мероприятий. Часто за такое обслуживание взимается отдельная плата, которая покрывает операционные расходы и позволяет финансировать иные мероприятия на ОПТ. ОПТ, в которые въезд транспорта разрешен, обязаны предоставлять посетителям парковочные места. Взимание платы за парковку может быть выгодным источником доходов. Например, многие кемпинги автоматически включают в стоимость пребывания на их территории парковку только одного автомобиля. Со всех дополнительных транспортных средств взимается дополнительная плата. Доходы, реально поступающие в бюджет ОПТ, помогают изменить общественное мнение в пользу взимания платы с посетителей.

Одной из главных статей расходов для туристов являются затраты на проживание. Некоторые ОПТ имеют кемпинги, избушки или коттеджи и взимают соответствующую плату за пребывание в них. Плата за размещение может быть главным источником дохода для ОПТ. Менеджмент таких объектов является сложной задачей, требующей специально обученного персонала и бизнес-планирования[75].

Для туризма часто необходимо специальное оборудование, которое, как правило, трудно перевозить на большие расстояния. Поэтому аренда или продажа соответствующего оборудования на территории ОПТ может быть источником существенных доходов. Всем посетителям ОПТ необходимо питаться, и поэтому нужно иметь или магазины, или кафе и рестораны. Расходы на питание являются одной из главных статей расхода у туристов, и ОПТ могут получать на этом хорошие деньги. Менеджеры должны решить вопрос, как лучше организовать питание – создавать собственную организацию или же сдать в концессию сторонним организациям[76].

Продажа товаров потенциально может быть очень важным источником дохода ОПТ при условии продуманности и хорошей организации этого процесса. Следует отметить, что в последние годы товары, произведенные при участии ОПТ, пользуются все большим спросом. Многие предприятия по изготовлению таких товаров создаются поблизости от ОПТ, что позволяет развивать непосредственные контакты между изготовителями и потребителями продукции, а также создавать новые рабочие места для местных сообществ вокруг ОПТ.

Посетители, получившие положительные эмоции от посещения ОПТ, часто хотят сделать пожертвования. Такие пожертвования чаще всего делаются на конкретные мероприятия, например, на создание дополнительной инфраструктуры, проведение исследований или организацию новой рекреационной программы.

Известно, что получившие удовольствие от посещения ОПТ и обеспокоенные проблемами этих территорий иностранные туристы по возвращении домой начинают лоббировать предоставление международной помощи тем ОПТ, которые они посетили.

ОПТ представляют собой весомую «интеллектуальную собственность» в имиджевом плане: эти организации имеют положительный образ, с которым многие корпорации хотели бы ассоциироваться. Например, название ОПТ часто хорошо известно и пользуется уважением. Многие места на ОПТ очень живописны и активно используются для съемок рекламных роликов и художественных фильмов. Незначительное число ОПТ получают хорошие доходы от продажи прав на использование их имени и брэнда. Кросс-продуктивный маркетинг является очень популярным бизнес-подходом, но он пока еще редко используется в системе ОПТ. В основе такого подхода лежит то, что два «взаимосвязанных» продукта рекламируют и «продвигают» друг друга. Примером такого подхода в контексте ОПТ может быть проведение совместной маркетинговой компании киностудии и ОПТ. Каждый участник выигрывает от совместного продвижения их продуктов[77].


Заключение

Охраняемые территории достигают известности и успеха в том случае, когда многие люди посещают их, сочувствуют им и предпринимают политические действия в их поддержку. Туризм на ОПТ – важнейший компонент управления охраня



2019-07-03 214 Обсуждений (0)
Туризм на особо охраняемые природные территории как фактор развития региона 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Туризм на особо охраняемые природные территории как фактор развития региона

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)