Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Перспективы и основные пути повышения занятости в РФ



2019-07-04 248 Обсуждений (0)
Перспективы и основные пути повышения занятости в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Переход от централизованно-плановой системы управления экономикой к рыночной системе хозяйствования неизбежно приводит к обострению проблемы занятости, возникновению и расширению безработицы, что объек­тивно требует разработки государственной политики занятости и механиз­ма ее реализации, включая социальную поддержку безработных.

Общество, формирующее в экономике рыночные отношения, признает безработицу в качестве спутника этой системы. В этих условиях содержа­ние полной занятости сводится не к максимальному вовлечению трудоспо­собного населения в сферу общественного производства, а к определенным принципам обеспечения занятости трудоспособного гражданина, приносящей ему доход как наемному работнику либо как предпринимателю.

Система регулирования занятости посредством корректировки меха­низмов государственного воздействия и саморегулирования прозвана обес­печить условия для воспроизводства рабочей силы и рабочих мест, их первичного соединения и повторного воссоединения. Формирование такой системы в период перехода к рыночной экономике осложняется в связи с различиями воспроизводственного процесса у рабочей силы (цикл воспро­изводства, который исходит из демографической базы, то есть связан с циклом воспроизводства населения) и у рабочих мест (цикл воспроизводс­тва, который зависит от экономических и организационно-технических факторов). Этим определяются различия в условиях и факторах движения рабочей силы и рабочих мест.

Регулирующая функция государства состоит в том, чтобы максимально сблизить спрос на наемную рабочую силу (со стороны работодателей) и предложения трудоспособного населения. Причем сближение и сбалансиро­ванность необходимо обеспечить не только по количеству и качественной структуре, но и во времени и пространстве, на макроуровне и на микроу­ровне. В силу регулирования занятости объектом микроуровня является предприятие, как первичное звено экономики, и город (населенный пункт), как первичное звено территории, жители которого характеризуют­ся общностью интересов в реализации права каждого из них на трудовую деятельность.

Исходным пунктом правительственной стратегии занятости должен стать принцип предотвращения безработицы, а не принцип борьбы с безра­ботицей.

Концепция государственной политики занятости должна базироваться на критериях экономической эффективности и социальной справедливости, ориентация на который призвана решать задачи содействия занятости и защиты трудоспособных граждан от хронической и массовой безработицы. В свою очередь, воздействуя на решение задач в области занятости и соци­альной политики в целом, государство системой взаимосвязанных мер участвует в создании и поддержании необходимого для экономического возрождения социально-политического климата. Таким образом, речь идет о формировании регулирующей функции государства в области занятости населения, которое не должно ограничиваться организацией содействия в трудоустройстве населения, им следует охватить и сферу "занятого" на­емного труда (внутрифирменный рынок труда). Невнимание к этой сфере может сказаться на уровне занятости и безработицы, постоянно сводя на нет меры по трудоустройству незанятого населения, состав которых будет пополняться из среды занятого наемного труда. Общая закономерность, действие которой в условиях перехода российской экономики к рыночным отношениям не вызывает сомнения, состоит в зависимости уровня и дина­мики инвестиций. И основная проблема при этом заключается не в необхо­димости резкого снижения гипертрофированно раздутого объема капиталь­ных вложений, а в изменении источников финансирования, главным из ко­торых был государственный бюджет, в сторону повышения роли негосударс­твенного (акционерного, частного) капитала. Другая закономерность, обусловленная научно-техническим прогрессом и его влиянием на факты высвобождения работников, характерная для индустриальных стран, пока что не угрожает обществу снижением уровня занятости и увеличением без­работицы. Такое состояние может продолжаться до тех пор, пока в России не наступит финансово-кредитная и ценовая стабилизация и хозяйственные субъекты в поиске путей увеличения эффективности производства не обра­тятся к резервам производительности труда.

Функция регулирования занятости, будучи частью формирующейся сис­темы регулирования социально-экономическими процессами в обществе, объективно требует комплексного подхода при разработке и реализации мер по созданию условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей силы и рабочих мест как на уровне основного звена экономики и первич­ного звена территорий, так и на общероссийском уровне. Комплексный подход может быть обеспечен на основе взаимодействия органов исполни­тельной власти, в той или иной степени (непосредственно либо опосредо­вано) участвующих в выработке и реализации государственной политики занятости. До середины 1992 года в этом деле задействованными оказа­лись Министерство труда и занятости, Министерство экономики и Минис­терство образования.

По моему мнению, состав центральных органов исполнительной влас­ти, призванных взаимодействовать при разработке и реализации государс­твенной политики занятости, целесообразно расширить за счет привлече­ния Госкомитета РФ по высшему образованию и Комитета по делам молодежи (регулирование распределения выпускников образовательных учреждений и вузов), Министерства социальной защиты (регулирование занятости пенси­онеров и инвалидов), Министерства финансов (политика налоговых льгот, кредитов, привлечение инвестиций), Госкомитета по промышленной полити­ке (конверсия), Госкомитета по управлению государственным имуществом (поддержка малых предприятий, регулирование условий приватизации предприятий, в том числе вопрос о рабочих местах), Министерства оборо­ны (сокращение численности военнослужащих), Госкомитета по статистике. Организационной формой взаимодействия центральных органов федеральной исполнительной власти, по моему мнению, может стать Межправительствен­ный консультативный совет, который необходимо создать при правительст­ве РФ по вопросам разработки и реализации государственной политики за­нятости (с включением в него заместителей руководителей перечисленных ведомств и министерств), и возглавить который должен заместитель ми­нистра, ответственный за социальную политику.

Разработка и реализация политики занятости населения во многом зависит от взаимодействия органов государственной службы занятости "по вертикали" и "по горизонтали" индивидуализированных субъектов рыночных отношений в сфере занятости населения - работодателя и наемного работ­ника (трудоспособного лица, ищущего работу), интересы которого предс­тавляют соответственно ассоциации (союзы) работодателей и объединения профсоюзов. В современных условиях "ахиллесовой пятой" является слабое взаимодействие органов государственной службы "по горизонтали" с реги­ональными структурами исполнительной власти. Важное значение приобре­тает взаимодействие региональных центров занятости населения, предпри­ятий и организаций с учреждениями образовательной системы по поводу профессионального обучения и переподготовки кадров (работающих и неза­нятых) на договорной основе. Эффективное взаимодействие заинтересован­ных субъектов и организации этого процесса будет способствовать нор­мальному функционированию рынка рабочей силы, приспособляемого к тре­бованиям рынка рабочих мест. Поставленная во главу угла государствен­ной политики занятости цель - минимизировать на социально допустимом уровне безработицу на основе сокращения спада производства, его стаби­лизации и последующего роста - может быть достигнута при условии раз­работки и реализации экономического механизма обеспечения занятости населения и функционирования так называемого внешнего рынка труда.

Экономический механизм включает в себя:

прогнозирование предложения рабочей силы и спроса на нее; финан­сирование мероприятий по обеспечению занятости и функционированию рынка труда. Прогнозирование является исходным пунктом разра­ботки системы мероприятий, реализация которых призвана обеспечить регулирующее воз­действие на рынок труда - как на предложение рабочей силы, так и на ее спрос.

Основная тяжесть в реализации политики занятости ложится на рес­публики и регионы, значит, и соответствующие финансовые ресурсы (бюд­жетные и внебюджетные) должны быть в их руках.

 

Заключение

 

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безра­ботицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность эконо­мики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышлен­ность, не мог не затронуть рынок труда. За последние 4 года численность занятого населения сократилась на 9 процентов.

До недавнего времени Правительство России не обращало должного внимания на данную проблему, что вызывало достаточно справедливые опасения. Но положение отчасти поменялось с приня­тием “Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 г.”, в которой упор делается на совершенствова­ние рыночных механизмов регулирования занятости.

Будем надеяться, что данный нормативный акт не станет простой порчей бумаги, а будет эффективно претворяться в жизнь, став предпосылкой для экономического возрождения России.

 

 

Список использованных источников:

 

Книги:

1) К. Маркс - "Капитал " - 1997      .

2) К. Маркс и Ф. Энгельс - Сочинения - 1961

3) В. Н. Кириченко - "Ускоренное социально-экономическое развитие и перспективное планирование" - 1987

4) В. Г. Костиков - "Прогноз занятости населения" - 1979

5) А. Г. Вишневский - "Воспроизв. насел, и общество " - 1982

6) М. Г- Завельский - "Экономика и социология труда " - 1998

7) Рофе - "Занятость населения " - 1997

8) Аперьян - "Социализм: население и экономика" - 1983

9) В. А. Болдырев - "Народонаселение в развитом социалистическом обществе " - 1983

10) С. Л. Кузьмин - "Эффективная занятость населения " - 1990

11) И. Е. Рисин - "Эффективность управленческого труда" - 1990

12) И. А. Година - "Воспроизводство рабочей силы при социализме" - 1979

Статьи:           

1) В.И. Ведяпин, "Общая экономическая теория" Москва, 1995 г. ,

2) А.А. Никифорова, "Рынок труда: занятость и безработица " Москва, 1991 г.

3) С. Смирнов, Н. Исаев - "Социальная плитка: новый курс " - Вопросы экономики №2/ 1999 г.

4) Г. Лещинская, Ю. Палеев - " Проблемы занятости в Москве " - Экономист №12/1997 г.

5) Дж. Браччи - "Новые формы занятости, информационные технологии " - Вопросы экономики №2/1998 г.

6) В. Борисов, И. Kqawna, И. Тартаковская - "Проблемы шахтёрской безработицы " Вопросы экономики  №2/1998 г.

7) В. Кабалина, 3. Рыжикова - "Неполная занятость в России " - Вопросы экономики №2/1998 г.

8) Т. Четвернина, Л. Лакушина - "Напряжённость на российском рынке труда и механизм её преодоления " - Вопросы экономики №2/1999 г.

9) Р. Капелюшников - "Движение рабочей силы и рабочих мест в российской промышленности " - Вопосы экономики №2/1998 г.

10) К. Микульский - "Формирование новой модели занятости" - Экономист №12/1997 г.

11) В. Афанасьев - "Динамика и структура занятости на государственной службе в США " - Экономист №12/1997 г.

12) Т. Четвернина - "Положение безработных и государственная политика на рынке труда " - Вопросы экономики №2/1997 г.

13) Е. Катульский - "Мотивация на рынке труда " - Вопросы экономики №2/1997 г.

14) И. Заславский - "К характеристике труда в современной России" - Вопросы экономики №2/1997 г.

15) В. Гимпельсон - "Частный сектор в России: занятость и оплата труда " - Мировая экономика и международные отношения № "/1997 г.

16) Н. Вишневская - "Рынок труда на фазе подъёма наступил ли перелом? " - Мировая экономика и международные отношения №3/1996 г.

17) Е. Балацкий - "Регулирование занятости в свете теории мультипликатора " - Мировая экономика и международные отношения №4/1996 г.

18) А. Шастико - "Модели рационального экономического поведения человека" - Вопросы экономики №5/1998 г.

 

 


[1] - “Общая теория занятости, процента и денег” Дж.-М. Кейнс, Москва, 1993 г.

[2] - в данном абзаце приводятся цифры за 1995 г. из-за отсутствия официальной информации об объеме производства за 1996 г.



2019-07-04 248 Обсуждений (0)
Перспективы и основные пути повышения занятости в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Перспективы и основные пути повышения занятости в РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)