Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные концепции философии науки.



2019-07-03 216 Обсуждений (0)
Основные концепции философии науки. 0.00 из 5.00 0 оценок




Наука как предмет исследования. Философия науки.

В целом под наукой понимают высокоорганизованную форму название исследовательской  деятельности, основная функция которой выработка знаний о мире, построение научной картины мира. Основная задача науки — это открытие законов мира, т.е. устойчивых и регулярных связей между явлениями. Сформированные законы позволяют описывать, объяснить, предсказывать явления и процессы объективной действительности.

Наука предстает в трёх видах (ипостасях):

1) Наука как система достоверного и вероятностного знания о мире;

2) Наука как социальный институт (система учреждений, в которой занято множество людей);

3) Наука как особый (исследовательская, творческая) деятельность занятых производством новых знаний.

Во второй половине 20 века наука вторглась во все сферы общественной жизни (производство..), стала производством непосредственной сферы общества. Наука – это мир возможных и весьма реальных технологий, она открыла микромир, вывела в космос человека. Поэтому дальнейшее развитие общество без науки стало невозможным.

Философия науки – это взгляд на реальную науку и ее историю с позиции философии, это философская интерпретация целей, возможностей, структуры, методов, закономерностей функционирования и развития реальной науки. Будущее применение философии и ее категориальных средств к анализу и осмыслению науки, философия науки имеет сложную внутреннюю структуру самой философии.

Как известно в структуре философии следует выделить следующие её разделы и составные части:

Антология – философское учение о бытие (реальности)

Гносеология – учение познания

Общая социология – философское учение об обществе

Культурология – общая теория культур

Аксиология - теория универсальных ценностей

Антропология – учение о человеке

Праксиология – философское учение о человеческой деятельности

Соответственно в структуре общей философии науки целесообразно выделить следующие разделы: антология науки; гносеология науки (эпистемология); общая социология науки; культурологический анализ науки; аксиология науки; антропология науки; праксиология науки.

Антология науки – философское учение о бытии (реальности). Предметом является анализ и разработка общенаучной и частнонаучной картины мира, их основных категория, динамики, исторической смены, эффективности, степени универсальности, способы построения и т.д. Главный вопрос – что существует.

Гносеология науки - философское учение о познании. Наука с точки зрения философии есть лишь один из способов моделирования реальности.

Социология науки – акцентирует свое внимание на межсубъектных (когнитивных и организованных) отношениях к науке, ее кратко определяют как науку о научных коммуникациях или научных видов коммуникаций отношения науки.

Культурология науки – ее предметом является исследование науки как одной из подсистем культуры ее взаимосвязи или взаимодействия как культуры в целом так и ее различными подсистемами (философия, религия и т.д.)

Праксиология науки – предметом ее исследования является изучение науки как деятельности и прежде всего как инновационной деятельности (необходимо выделить 3 её плана: наука как теоретическая деятельность, социально – культурная, практическая)

Аксиология науки – применение к науке общей теории ценностей.

 

Основные концепции философии науки.

Предмет философии науки как отмечают все исследователи выявляет общие закономерности и тенденции научного познания, как особый деятельности по производству научных знаний взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социально культурном контексте.

Непосредственной предшественницей философии науки является гносеология (философия науки познания) 17-18 веков (как эмпирически – опытным путем, так и рационалистическим – разум). В центре которой было осмысление сущности научного знания и методов его получения. Гносеологические вопросы были центральной темой классического этапа философии нового времени от Декарта и Локка, до Канта. Без понимания этих вопросов нельзя понять философию науки 19-20 веков.

Как отдельное направление философии, философия науки сформировалась в 19 веке, ее развитие можно выделить несколько этапов:

Позитивизм (положительный – философское учение и направление методологии науки, определяющей единственным источником истинного действительного знания, эмпирические исследования и отрицающие познавательную ценность философского исследования). Основной тезис позитивизма, всё подлинное (позитивное знание) есть совокупный результат социальных наук. Основная цель – получение объективного знания.

Принято выделить 4 этапа развития позитивизма:

1) Первый (классический позитивизм). Основатель Огюст Конт. Представители: Мелль Джон Стюант, Гембельт Спенсер.

2) Эмпириокритицизм – Эрнст Мах, Рихард Авинариус.

3) Неопозитивизм (логический позитивизм) Гот Лоб Фреге, Бертран Рассел, Людвиг Вентгельштейн, Венский кружок, Львовско-Варшавская школа.

4) Постпозитивизм – Карл Поннер, Томас Ун, Пол Феерабент.

Основоположник позитивизма французский философ Огюст Конт.

Основные черты позитивизма:

А) наука и научная рациональность познается высшей ценностью

Б) требование перенесения естественно – научного метода в гуманитарной науке

В) попытка избавить науку от умозрительных построений, требование все проверять опытом

Г) вера – прогресс науки

Первый позитивизм основоположник О. Конт. Одна из основных работ которого так и называется курс позитивной философии. Именно Конт выдвинул идею об отрыве метафизики от науки. Конт считал, что единственным источником познания служит опыт. Конт сформировал закон трёх стадий – человеческое общество в своем развитии проходит через 3 стадии:

А) теологическая – люди объясняют природу через понятие Бога

Б) метафизическая – люди объясняют природу через абстрактные сущности

В) позитивная – явления природы дается научным обоснованиям.

Второй позитивизм.

Эмпириокритицизм – более тесная связь с наукой. Одним из лидеров был Эрнст Мах. Внесший вклад в разработку целого ряда направлений в физике (оптика, акустика, тер.механика и др.). Другим представителем был Рихард Авинариус, сочетавший занятие философии с разработкой конкретных наук – биологии, психологии. Эмпириокритицизм переводится как критика опыта. Цель данного направления очистить опыт. Личный опыт выражается в понятиях, явлениях, историческими конструкциями и зависящие от социальных отношений. Средства выражения опыта полны мифов, заблуждений, фантазии, следовательно, требуется очистить опыт.

Третий позитивизм (логический позитивизм). Как направление философии (логический позитивизм, Венский кружок, неопозитивизм) возник из дискуссии группы интересующихся философией ученых специалистов (математиков, физиков, социологов), которые в 20-30 годах регулярно собирались в Венском университете. Участники были удовлетворены успехом двух мыслителей 20 века: Рассела – в области основания математики и его ученика Витгенштейна положившего математические идеи Рассела в основание своей философии. Его знаменитый – логико-философский тракт.

Логич. позитивисты решили перевести логико-математические идеи Рассела и Витгенштейна философии науки и построить ее подобно математике аксиоматические. Базисом (аксиома) должны были служить бесспорные эмпирические факты (протокольные положения), а все теории должны получатся из базисных утверждений, путем логических выводов. Логический позитивизм выдвинул ряд требований, в числе которых отказ от Гегелевской метафизики понятий, т.к. невозможно получать новые знания только путем анализа понятий и их определений. Философия должна быть не системой абсолютных знаний, а методом исследования. Задача философии – прояснение смысла понятий с помощью логических понятий. Основная суть – концепции Бертрана Рассела.

Постпозитивизм – собирательное название множества различных концепций в чем-то схожих, а в чем-то противоречащих. Все они возникли как попытки преодоления недостатка позитивизма.

Критический рационализм Поппера Карла – основная работа логика и роль научного знания. Центральное место в концепции позитивистов ввел процедуру фальсификации. Научную теорию нельзя подтвердить опытом, верифицировать. Опыт может только опровергнуть теорию, доказать ее ложность, т.е. фальсифицировать. Поппер сформулировал принцип фаллибилизма (погрешность): любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержен ошибкам. Рост научного знания осуществляется благодаря выдвижению и опровержению гипотез, т.е. в соответствии с принципом фальсификации.



2019-07-03 216 Обсуждений (0)
Основные концепции философии науки. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные концепции философии науки.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)