Автоматизация трассирования железных дорог
Глава 11 Автоматизация проектирования железных дорог Основные понятия и определения С развитием средств вычислительной техники и переходом проблемы автоматизированного проектирования (АПР) в область реальной проектной практики (60-е годы XX в.) возникла необходимость исследования самого процесса проектирования как вида человеческой деятельности, его моделирования, что наряду с гуманитарным аспектом предполагает и решение конкретной практической задачи - рациональное распределение функций человека и машины в рамках АПР, имеющее важное значение для обоснованного распределения ресурсов (люди, время, деньги) на разработку средств АПР и их результативность. Рис.11.1 В настоящее время процесс проектирования обычно формулируют в терминах правил и рассматривают в общем виде как последовательно–цикличное выполнение операций синтеза (распознание ситуации и выделение подмножества приложимых правил из множества известных), анализа (применение данного подмножества правил для создания модели объекта) и оценки – при соответствии полученной модели заданию на проектирование процесс завершается; в противном случае проектное решение корректируют (корректируют выделенное на стадии синтеза подмножество приложимых правил как за счет удаления из него правил являющихся вероятной причиной такого несоответствия, так и за счет его расширения с вводом дополнительного подмножества правил), анализируют и вновь оценивают. Завершающая стадия процесса проектирования – представление (рис. 11.1). Считается, что человек, как «информационный процессор», может приступить к работе без предварительной формализации всего объема исходной информации, в то время как вычислительная машина может обрабатывать информацию, представленную только в формальном виде и только в объеме доступном формализации. Человек легко справляется с задачей «распознания ситуации», выполняемой на стадиях синтеза и оценки проектного решения, которая обычно создает трудности при ее постановке в автоматическом режиме. При этом отмечают высокую эффективность работы вычислительной техники с фиксированными моделями на стадии анализа [1]. В соответствии с этим общий подход к использованию методов АПР на различных стадиях процесса проектирования можно свести к двум основным положениям: · на стадии синтеза проектного решения обычно предусматривается диалоговый режим работы, обеспечивающий взаимосвязь средств вычислительной техники и проектировщика на уровне «распознания ситуации» и формирования подмножества правил, приложимых для ее разрешения; · анализ проектного решения выполняется преимущественно в автоматическом режиме; · оценка проектного решения не поддается формализации и всегда реализуется в режиме диалога; · представление проекта (разработка документации, чертежные работы) должно выполняться на максимально доступном уровне автоматизации, что является первоочередной задачей при разработке средств АПР. На этом подходе основана работа практически всех известных в настоящее время систем автоматизированного проектирования (САПР) новых железных и автомобильных дорог. Проектные решения по плану и продольному профилю – трассе линии, формируются (синтезируются) проектировщиком преимущественно в интерактивном режиме на интуитивном уровне (распознание ситуации). Информационная поддержка его работы на стадиях их оценки и корректировки (изменение подмножества применимых правил и возврат на стадию синтеза) обеспечивается оперативным представлением результатов разностороннего и содержательного анализа этих решений, выполняемого преимущественно в автоматическом режиме. Графические работы полностью автоматизированы. Логическая обоснованность такого подхода к АПР проектирования новых железных дорог исходит из ясного понимания (в том числе и на интуитивном уровне) практической невозможности полной формализации этой многокритериальной задачи, требующей учета строительных, эксплуатационных, экономических, экологических и других показателей, как в части исходной информации, так и в части методов (знаний, правил) ее решения. Автоматизация трассирования железных дорог Трассирование железных дорог в интерактивном режиме (синтез проектного решения) состоит в последовательной укладке на экране монитора (или на специальном планшете) элементов плана линии – прямых и кривых – с оперативным расчетом продольного профиля поверхности земли по выбранному направлению (рис.11.2,3). Недостатком данного, общепринятого технологического приема – последовательной укладки элементов плана от начала к концу расчетного участка – является отсутствие у проектировщика, на момент укладки текущего элемента плана, представления об его увязке с последующим элементом и, тем более, с общим начертанием плана линии на всем расчетном участке. Таким образом, предполагается, что общее проектное решение по начертанию плана линии уже существует (было получено, например, с использованием традиционных технологий), решены вопросы увязки положения вольных и напряженных ходов, размещения раздельных пунктов и другие, и автоматизируется лишь процесс точной привязки данного проектного решения к местности с его анализом, оценкой и корректировкой. В традиционной терминологии — это отделка трассы с разработкой проектной документации, чертежей на стадии представления проекта. Рис.11.2 Рис.11.3 Эффективность использования САПР в отношении общей обоснованности проектных решений по трассе железной дороги (и стоимость конкретной САПР) зависит от уровня поддержки функций анализа проектных решений в рамках данной системы. Например, решение задач конструирования земляного полотна, расчета водоотводов, расчета эксплуатационных, экологических и других показателей вариантных проектных решений, может быть включено или не включено в состав САПР трассирования. В первом случае комплексный анализ вариантных проектных решений выполняется в оперативном информационном взаимодействии с их синтезом, что обеспечивает и максимальную оперативность оценки таких решений с точки зрения необходимости и способов их корректировки. В простейших САПР под трассированием понимают расчет геометрических параметров элементов трассы, формируемой проектировщиком в интерактивном режиме на экране монитора с определением объемов земляных работ в выемках и насыпях. Другие функции анализа принимаемых проектных решений не поддерживаются и должны выполняться за пределами таких САПР с использованием других программных средств. Основная задача, решаемая САПР рассматриваемого типа – автоматизация чертежных работ, массовых и трудоемких. Особенно эффективно их применение для плановой компоновки проектных решений при проектировании станций, узлов, развязок, прежде всего, в условиях плотной застройки. Автоматизированное проектирование трассы новых железных дорог основано на математическом моделировании объекта проектирования – железной дороги и тех элементов окружающей среды, с которыми данный объект взаимодействует в процессе строительства и эксплуатации. Рис.11.4 Основным компонентом модели окружающей среды является цифровая модель местности (ЦММ), включающая цифровые модели ее рельефа (ЦМР) и геологического строения. По ЦММ ведут системное, автоматизированное проектирование всех конкурирующих вариантов трассы (рис.11.4).
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (677)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |