Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система непрерывного образования в России: основные проблемы и тенденции развития



2019-07-03 178 Обсуждений (0)
Система непрерывного образования в России: основные проблемы и тенденции развития 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Задачи перевода российской экономики на траекторию быстрого, устойчивого и, главное, инновационного роста, естественно, резко актуализируют проблему качества профессиональной подготовки квалифицированных кадров рабочих и специалистов; нет необходимости в очередной раз доказывать, что глубокие профессиональные знания персонала организаций становятся ключевым стратегическим фактором развития бизнеса, его конкурентоспособности. Между тем современное состояние рынка труда, не секрет, таково, что профессии, связанные с компетентным, ответственным и творческим участием в собственно производственных процессах (и процессах, непосредственно обслуживающих реальный сектор экономики) становятся все более дефицитными.

В соответствии с федеральным законодательным актом "Об образовании" (№ 3366-1 от 10 июля 1992 г.) система отечественного образования включает в себя: образовательные стандарты различных уровней и направленности; реализующие эти стандарты образовательные учреждения (организации) разных организационно-правовых форм, типов и видов; государственные и муниципальные органы управления образованием; государственно-общественные и общественные объединения, функционирующие в образовательной сфере. В то же время система, о которой идет речь, представляет собой и единство таких имеющих четкую содержательно-целевую специфику элементов (подсистем), или ступеней, как: общее среднее образование; довузовское профессиональное образование, в свою очередь имеющее начальную и среднюю ступени (НПО и СПО); высшее профессиональное образование. Конечно, все перечисленные элементы национальной образовательной системы призваны, преломляя лучший отечественный и зарубежный опыт, взаимосвязано "работать" на социально-экономическое развитие страны. Но вряд ли это так. Вряд ли - хотя бы потому, что в отношении каждого из элементов в отдельности постсоветская история России высветила острейшие демодернизационные проблемы, причем наибольшие "издержки реформирования" пришлись, пожалуй, именно на довузовское профессиональное образование. Изменение основных показателей НПО и СПО в постсоветский период показано в таблице, из которой следует, что наиболее сложное положение сегодня сложилось в первой из этих подсистем довузовской профессиональной подготовки кадров. Так, за указанный период количество учреждений начального профессионального образования сократилось более чем на 30% при уменьшении численности учащихся на 23%, а выпуск квалифицированных рабочих кадров в 2008 г. по отношению к 1993 г. составил 73,9%. В общей структуре занятых доля лиц, имеющих довузовское профобразование - чуть более 43% [17, c.17].

До недавнего времени большинство учреждений НПО и СПО находилось в ведении Федерального агентства по образованию России, но в результате последовавшего перераспределения полномочий и ответственности между уровнями госвласти Рособразование в 2006 г. завершило передачу этих учреждений в ведение органов управления образованием субъектов РФ [5, с.39].

Согласно вышеупомянутому федеральному законодательному акту "Об образовании", начальное профессиональное образование нацеливается на подготовку работников квалифицированного труда по всем направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного и полного общего (среднего) образования. НПО может быть получено в соответствующих учреждениях (организациях НПО), а также в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (при наличии лицензий). Длительность обучения на этой ступени зависит от уровня образования принятого учащегося: поступившие после девяти классов обучения в общеобразовательной школе проходят двух - или трехгодичную, а после одиннадцати классов - одно - или двухгодичную подготовку. Впрочем, в некоторых заведениях НПО, особенно в обнаруживающих стремление трансформироваться в техникумы, сроки обучения могут продлеваться до трех - четырех лет [17, с.17].


Таблица 1.1 - Динамика основных показателей развития системы довузовского профессионального образования в России в 1993 - 2008 гг.

Наименование Единица измерения

Значение показателей

    1993 1995 2000 2006 2008

Подсистема НПО

Число учреждений ед. 4273 4166 3893 3392 3206
Численность учащихся тысяч чел. 1742 1689 1679 1509 1417
Выпуск квалифицированных рабочих тысяч чел 922 841 763 703 681

Подсистема СПО

Число учреждений ед. 2607 2634 2703 2905 2847
Численность студентов тысяч чел 1994 1930 2361 2591 2514
Выпуск специалистов тысяч чел 546 474 579 684 700
Численность преподавателей тысяч чел 116 111 131 151 148

 

Что касается среднего профессионального образования, то оно законодательно нацеливается на подготовку специалистов "среднего звена", на удовлетворение потребностей личности в обретении более высокого профессионального образовательного потенциала на основе общего (среднего) или начального профессионального образования. СПО может быть получено в соответствующих учреждениях (средних специальных учебных заведениях - ссузах) или на первой ступени обучения в учреждениях высшего профессионального образования.

Совершенствование системы довузовского профессионального образования немыслимо без ее включения в процесс реализации современной концепции непрерывного образования, справедливо декларируемый во всех новейших профильных правительственных документах, включая "Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года". Обеспечение непрерывности развития профессионального образования предполагает:

а) четкое определение роли, задач и функций каждой ступени (элемента, звена, подсистемы) этого образования с целью рациональной "взаимостыковки" ступеней в едином процессе обретения обучаемыми все более высоких профессиональных знаний, умений и навыков;

б) улучшение качества госстандартов профобразования и реализуемых на всех ступенях образовательных программ с точки зрения их преемственности и непротиворечивости;

в) формирование общественно-психологической атмосферы, поддерживающей систематический профессиональный рост, овладение вершинами профессионального мастерства;

г) создание правовых, организационных и экономических условий для задействования механизмов интеграции образовательных учреждений [7, с.100-101].

В ряде субъектов РФ в годы нового столетия разворачивались интеграционные процессы с участием учреждений НПО и СПО, причем последние в ходе интеграции укреплялись за счет активов первых и посредством реорганизации профессиональных лицеев; расширялась деятельность созданных на базе ссузов образовательных комплексов, функционирующих на договорных началах и включающих профессионально-технические организации, общеобразовательные школы и производственные предприятия. Впрочем, поэтапная реорганизация, включая интеграцию, довузовского образования так или иначе происходит во всех российских регионах.

Необходимо отметить, что в ходе реализации определенных "приоритетных направлений модернизации профессионального образования" на базе передовых учреждений НПО были созданы 10 многоуровневых средних профессиональных учебных заведений. Дальнейшее же реструктурирование сети учреждений довузовского образования намечается в виде процессов: а) объединения ряда техникумов с профессиональными училищами; б) формирования ресурсных центров на основе инновационных образовательных организаций; в) закрытия малоперспективных техникумов и училищ и создания на их базе филиалов учреждений СПО родственной отраслевой направленности; г) вхождения учреждений НПО и СПО в автономные некоммерческие образовательные I организации с объединением соответствующих кадровых и материальных ресурсов. При этом будут учитываться результаты работы вышеупомянутых десяти много - I уровневых колледжей и техникумов, созданных в 2001-2003 гг. на базе лучших профессиональных лицеев и училищ [30, c.116-117].

В целом анализ накапливаемого в российских регионах опыта реализации концепции непрерывности довузовского профессионального образования и проведения интеграционных мероприятий выявляет следующие направления предстоящего совершенствования соответствующей работы.

1. Активизация деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования (организуемой совместно с профильным территориальным бизнесом) по приему дополнительных контингентов школьников. Поскольку же в этом отношении в настоящее время активизируется вузовский менеджмент, здесь неизбежна определенная конкуренция.

2. Развертывание многообразных форм стратегического партнерства организаций довузовского профобразования как со школами, так и с производственными предприятиями. Едва ли не самая перспективная ныне форма интеграции этих организаций с "внешними" контрагентами - стратегические альянсы, основанные на договорных отношениях и предполагающие взаимовыгодное "симметричное" партнерство заинтересованных сторон. Такое партнерство не мыслимо вне тщательного обоснования условий и алгоритмов интеграции, так как ее конечный эффект должны ощущать все интегрируемые субъекты.

3. Концентрация усилий на образовательных приоритетах региона при создании интегрированных комплексов; такая концентрация заранее нацеливает интеграционные процессы "на конечный результат", т.е. содействует повышению качества услуг профессионального образования. Специфически территориальный аспект интеграции актуален и в плане усиления взаимодействия компактно расположенных организаций общеобразовательной школы, профессионального образования и промышленности [7, с.98].

4. Усиление системности действий после принятия интеграционных решений. Как представляется, после заключения каждого соответствующего договора о сотрудничестве требуются: ▪ разработка согласованного плана совместной деятельности по достижению целей, сформулированных заинтересованными сторонами; ▪ отбор "команды" высококвалифицированных менеджеров, способной этот план реализовать; ▪ налаживание системы учета и контроля совместно осуществляемых мероприятий; ▪ обеспечение воспроизводства контура "общеобразовательная школа - профессиональная школа - производство" [7, c.102].

В макроуровневом стимулировании формирования и развития инновационного потенциала организаций НПО и СПО в настоящее время задействуются прежде всего такие инструменты, как федеральные целевые программы, прямо или косвенно затрагивающие сферу образования, и инвестиционные конкурсы на лучшие инновационные проекты, проводимые Миноборонннауки России. Применительно к первым следует отметить необходимость ликвидации множественности и "рассыпанности" формулируемых программных задач модернизации довузовского профобразования, более жесткой их увязки с общими промышленно-инновационными и социально-культурными приоритетами развития страны. Вообще, приходится констатировать низкое качество целевых программ в образовательной сфере. Это проявляется в слабой отработанности алгоритмов обоснования выбора целей программных мероприятий, в дефицитности объемов и недостаточности взаимоувязки источников ресурсного обеспечения программ, в отсутствии единой системы оценки эффективности их реализации, а также адекватного информационного сопровождения [1, с.83].

На региональном уровне управления учреждениями довузовского образования реализация программно-целевого подхода к инновационному развитию профобразования в идеале предполагает комплексность, взаимоувязанность внедрения новшеств во все сферы деятельности учебных заведений. Настоящая практика далека от идеальной. В данном контексте стоит вернуться к затронутому выше сюжету о становлении системы непрерывного образования - несомненно инновационном в принципе процессе, предполагающем применение реинжиниринговых технологий. Однако пока многоуровневое профессиональное образование остается нереализованной организационной инновацией, прежде всего в связи с тем, что каждый уровень сохраняет фактическую автономность функционирования. Ее ликвидация требует дополнительных действий по интеграции учебных планов, программ и государственных образовательных стандартов; сопряжению финансово - экономических механизмов работы различных учреждений; усилению мотивации контингента обучаемых; формированию психологической установки на постоянную самостоятельную работу над повышением своего профессионального уровня.

Среди недостатков сложившейся практики регионального программно-целевого планирования, затрудняющих эффективную реализацию инновационных подходов в управлении территориальными образовательными системами, можно отметить:

1) отсутствие как четких перспективных ориентиров промышленно-инновационного развития территорий, так и прогнозов развития соответствующих рынков труда, эволюции профессионально - квалификационной структуры кадров [31, с.65];

2) слабую сопряженность целевых образовательных программ и механизмов стратегического планирования социально-экономического развития территорий в целом [31, с.65];

3) недостаточное ресурсное обеспечение образовательных программ из субфедеральных бюджетов, а также пассивность региональных предприятий-работодателей в финансовой поддержке реализации инновационных проектов в профессиональном образовании [31, с.65];

4) непроработанность системы мониторинга выполнения программ, о которых идет речь [31, с.65].

В реализуемой в данное время целевой программе "Развитие учреждений начального и среднего профессионального образования в городе Москве на 2008 - 2010 годы" один из акцентов сделан на усиление интеграционных аспектов деятельности этих учреждений, сопряженное с повышением их инвестиционной привлекательности.

Среди запрограммированных результатов - рост численности обучаемой молодежи на две с лишним тысячи человек на основе ввода в эксплуатацию новых учебных и учебно-производственных площадей, отвечающих современным требованиям; увеличение доли выпускников четвертого-пятого квалификационных разрядов с 8,5 до 25%, а удельного веса школьников 9-11 классов общеобразовательных школ, продолжающих свое обучение в профессиональных колледжах, - с 24,3 до 38%. В настоящее время в стадии разработки находится такая важная столичная правовая новация, как проект закона "О подготовке квалифицированных рабочих кадров в городе Москве"; этот акт призван обеспечить правовые предпосылки ускоренного формирования единой общегородской системы воспроизводства соответствующих кадров, а также системы независимой оценки качества профессиональной подготовки и уровня квалификации. Однако и этот акт не позволит преодолеть ограничения, вытекающие из действующего федерального законодательства, на корректировку которого потребуется значительное время [7, с.99].

Таким образом, проблемы совершенствования довузовской профессиональной подготовки молодежи носят сложный и системный характер. Во многом их решение связано с общегосударственным видением индустриального развития, со стратегическими оценками структурных пропорций развития отдельных сфер экономики. Наблюдается явный дефицит работников еще плохо структурированной промышленной сферы, способных профессионально и ответственно производить столь необходимые обществу материальные блага с применением не только своего интеллектуального труда, но и физического. Такие профессионалы несомненно будут еще больше востребованы на грядущем этапе широкого применения инновационных промышленных технологий и роста общественной потребности в сложных технико-технологических системах.

 



2019-07-03 178 Обсуждений (0)
Система непрерывного образования в России: основные проблемы и тенденции развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система непрерывного образования в России: основные проблемы и тенденции развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)