Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Зарождение антропоморфизма: Первобытное искусство.



2019-07-03 1353 Обсуждений (0)
Зарождение антропоморфизма: Первобытное искусство. 3.00 из 5.00 1 оценка




Содержание

 

1. Введение……………………………………………………………….…..3

2. Основная часть………………….……….………………………….…….5

2.1. Зарождение антропоморфизма:  Первобытное искусство………………….…………………………………………………. .5

2.2. Антропоморфизм в Древнем Египте и Месопотамии........................7

2.3. Антропоморфизм в Древней Греции ………………………………..11

2.4. Антропоморфизм в Средневековье…………………………………….15

3. Заключение……………………………………………………………….22

4. Список литературы……….………………………………………….…..23

5. Приложения………………..………………………………………..…....25

 

Введение

Антропоморфизм - был одной из наиболее распространенных форм религиозного сознания у первобытных народов: это и перенесение на обоготворяемые неодушевленные предметы, и на одушевленные существа, на животных или на явления и силы природы человеческих образа и свойств. Мировоззренческая концепция, выраженная номинативными средствами языка. Согласно этому принципу, неодушевлённые предметы, живые существа и вымышленные сущности, не обладающие человеческой природой, могут наделяться человеческими качествами, физическими и эмоциональными. Рассматриваемые объекты в состоянии как чувствовать, испытывать переживания и эмоции, так и разговаривать, думать, совершать осмысленные человеческие действия. Антропоморфическое толкование поведения животных с точки зрения человеческих мотивов и поступков означает стирание грани между человеком и животным и ведет к игнорированию качественных особенностей человеческой психики.

Языковые реконструкции и другие данные свидетельствуют, что антропоморфизм был господствующим принципом познания и объяснения непонятных явлений природы и закономерностей устройства мира (идёт гроза, небо хмурится и т.п.). Антропоморфизм был свойствен большинству религиозных систем и выражался в перенесении физических свойств и психических качеств человека на предметы поклонения: неодушевлённые объекты (дерево, скала, солнце), живые существа (бык, крокодил, лев), а также вымышленные сущности земного или среднего (лешие, домовые), верхних (боги, ангелы) и нижних (демоны) миров. У обитателей верхних и нижних миров, наряду с общими признаками сходства с человеком, как правило, присутствуют признаки, отличающие их от людей. К таковым обычно относятся гигантский или карликовый рост, огромная сила, наличие хвоста, чрезмерная волосатость и др. Ряд советских ученых (Зеленин, Лосев) считает, что антропоморфизм  является поздней ступенью развития мифологии; первоначально человек представлял себе сверхъестественных существ в виде животных (зооморфизм) или бесформенных чудовищ. Зеленин полагает, что именно переход от зооморфизма к антропоморфизму означал наиболее существенный этап в развитии религии. Однако данные науки показывают, что антропоморфные представления о духах и демонах существовали параллельно с зооморфными. Кроме того, вплоть до настоящего времени в религии и  верованиях всех стран встречаются образы мифических животных. Антропоморфность в ранних религиях связана с погребальным культом (поверья о "живом мертвеце", о привидениях, о душах умерших), с тотемизмом, где в образах "тотемических предков" переплетаются животные и человеческие черты; известны и антропоморфные олицетворения явлений природы: солнца (чаще в образе женщины), месяца (в образе мужчины), грома, ветра и др. Такого рода антропоморфные представления существуют у австралийцев, семангов, андаманцев, ведда, огнеземельцев, калифорнийских индейцев и др.

На позднейших стадиях развития антропоморфность свойственна всем религиям, но не в одинаковой степени. Почти все народы представляли себе и изображали богов в очеловеченном образе; но у древних египтян, индейцев, отчасти у народов Месопотамии, Сирии, Финикии образы богов наделены и животными чертами и изображаются зачастую зооантропоморфными. У римлян антропоморфизм развился под греческим влиянием.

Наибольшего развития антропоморфизм достиг в религии древних греков. Боги Эллады – настоящие люди с их достоинствами и недостатками, только более могучие и бессмертные; в греческой скульптуре и живописи боги и богини изображались прекрасными мужчинами и женщинами. Эта античная традиция перешла и в христианство, где сохранилась, особенно в католической  и православной иконографии, до наших дней: бог-отец изображается почтенным старцем, бог-сын (Иисус Христос) или прекрасным младенцем, или благообразным мужчиной средних лет, "царица небесная" (богородица) – молодой красивой женщиной-матерью; только "духа святого" принято изображать в виде голубя. Лишь немногие религии пытаются преодолеть антропоморфизм: так, в иудаизме и исламе запрещено изображать бога каким бы то ни было образом; однако верующие все же представляют его себе в человечном виде. В священных книгах евреев Ягве и мусульман Аллах действуют и говорят, как люди. то есть отображают антропоморфизм, хотя и в более скрытой форме.

Развитие научных знаний в новое время побудило христианских и др. церковников очистить религию от наивно-антропоморфных образов: бога они стали представлять себе как некий отвлеченно-моральный принцип. На этой же почве возникли утонченные религиозно - философские концепции: теизм, деизм, богоискательство, богостроительство и пр. сохраняющие, однако, в себе следы антропоморфизма.

Антропоморфизм присущ, помимо религиозных верований, также и народному поэтическому творчеству: в народных сказках и песнях животные, растения и неодушевленные предметы зачастую говорят и действуют, как люди. Этот "поэтический" антропоморфизм имеет иные корни, чем религиозный антропоморфизм. На них одним из первых указал М. Горький, отметивший, что антропоморфизм этого типа "возник из процессов работы и выражает вполне естественное стремление человека наделять предметы реального мира – материалы и орудия труда – человеческими свойствами, для того чтобы понять и освоить их".

 

Основная часть

Зарождение антропоморфизма: Первобытное искусство.

Происхождение антроморфного изображения берет начало в каменном веке. В то время зародился зооморфизм и тотемизм, которые, в дальнейшем, послужили основой для антропоморфизма. Главной чертой искусства первобытного человека был всем очевидный зооморфизм. Присутствие образа зверя в жизни первобытных людей было выражением их мировоззрения. Тотемизм, вера в происхождение от предка-зверя, является манифестацией способа мышления древних людей, воспринимающей и осуществляющие окружающее  через природу, строящих свои социумы по ее законам. В основе этой идеологии лежат глубокие архитипические основания – ощущение неотчужденности человеческих коллективов от природы, чувствование мироустройства как состояние «смерти-жизни». Закономерно, что образы этой концепции были звериными. Образ зверя начинает пронизывать и весь предметный мир. В эпоху неолита человек овладевает керамикой и делает сосуды похожими на животных, или несущими в себе знаки зверя. Скрытые признаки, как показано в исследованиях И.В.Калининой, орнаментация, выполненная зубами животного (лисы, бобра и пр.), прочерченные линии, шагающая гребенка, по сути, имитирующие мех и пр., делает его самого зверем, буквально кормящим и охраняющим тотемом (илл. 1).

Тотемизм возник на ранних стадиях первобытной общины. Животные и растения, дававшие людям пищу и одежду, приобрели в их представлениях первостепенное, а затем и магическое значение, стали объектами культа. Каждый род избрал из числа представителей местной фауны или флоры мифологического родоначальника и покровителя – тотема. Животных избранного вида запрещалось убивать. Члены рода обязаны были всячески защищать своих тотемных животных. Стилизованные фигуры животного-предка вырезались на оружии, стенах жилищ или на тотемных столбах у каждого дома селения. По вечерам перед изображениями тотемов собиралось племя, и сказочники начинали свой увлекательный рассказ о жизни и подвигах предков - фантастических животных, наделенных чувствами людей и могуществом богов. Живописные образы, рожденные фантазией первобытных поэтов, населяли красочную сцену ночи, погруженные в бездну мрака леса и горы, моря и реки. Постепенно сказки о делах воображаемых предков приобрели священный характер религиозной мифологии. Историю жизни предков и посвященные им обряды разрешалось теперь знать только мужчинам. Людям казалось, что с помощью волшебства и магических церемоний они смогут повлиять на всемогущего тотема-покровителя и заставить исполнить их желания, обеспечить успех охоты или отогнать недругов. Ведь мир для первобытных людей был полон враждебных стихий. Перед лицом многочисленных опасностей они чувствовали себя беспомощными младенцами. Все вокруг казалось населенным добрыми и злыми силами. Чтобы задобрить их, человек поклонялся стихиям, предметам, животным, от которых зависела его жизнь. Поклонение нематериальным силам, управляющим якобы природой, впервые появилось, по-видимому, у неандертальцев - древних предков человека. Жили неандертальцы 50 - 100 тысяч лет назад. В 1938 году советский ученый А. П. Окладников нашел в пещере Тешик-Таш (Узбекистан) могилу мальчика-неандертальца, череп которого окружал своеобразный частокол из десяти воткнутых в землю козлиных рогов. Очевидно, рога горных козлов, излюбленной дичи неандертальцев из Тешик-Таша, имели, по их понятиям, какое-то магическое значение. В пещерах Швейцарии и Германии археологи нашли черепа медведей, убитых неандертальцами. Каждый череп тщательно обложен камнями, и все сооружение имело вид примитивного алтаря. Поклонение медведю широко было распространено среди отсталых народов Сибири и Северной Америки. Вероятно, в глубине доисторических пещер учеными найдены первоначальные истоки этого первобытного религиозного культа, порожденного древнейшей профессией человечества - охотой.



2019-07-03 1353 Обсуждений (0)
Зарождение антропоморфизма: Первобытное искусство. 3.00 из 5.00 1 оценка









Обсуждение в статье: Зарождение антропоморфизма: Первобытное искусство.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1353)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)