Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Антропоморфизм в Древнем Египте и Месопотамии



2019-07-03 1728 Обсуждений (0)
Антропоморфизм в Древнем Египте и Месопотамии 3.00 из 5.00 15 оценок




Зооморфизм был характерен для религии Древнего Египта потому, что ее корни уходят в глубокую древность к доисторическому тотемизму. В этой религии огромное значение играло поклонение природе. Все боги так или иначе имели звериные черты — некоторые полностью представали в образе животного, некоторые имели только часть тела (чаще всего голову), другие же имели несколько воплощений и принимали облик животных периодически (как, например, бог солнца Ра изображен в облике огненно-рыжего кота в борьбе со своим вечным противником — подземным змеем Апопом).

На протяжении тысячелетий народы Древнего Египта жили в отдельных и мало связанных между собой областях — номах. Каждый ном чтил свое священное животное, в котором люди видели своего прародителя и воплощение тех или иных сил природы. Прежде всего почитались животные, олицетворяющие силу и отвагу, с переходом от охотничьего хозяйства к земледелию и скотоводству, на первый план вышли боги-покровители этих занятий. Те качества, которые люди ассоциировали с конкретными животными, и обуславливали их связь с богами, например облик коровы получила богиня плодородия и покровительница женщин Хатор, а коварный Апоп — вечный враг бога солнца и олицетворение зла и мрака — имел обличье огромного змея. Священные животные выступали посредниками между людьми и богами и почитались не меньше последних. Их тела бальзамировали и хоронили на особых кладбищах, а убийство такого животного неизменно каралось смертью.

Местный тотемизм со временем превратился в культ местных богов. Эти культы, зародившиеся еще в доисторические времена, оказались необычайно стойкими и исчезли лишь с исчезновением всей религии. Они претерпевали массу изменений, но тем не менее продолжали существовать на протяжении всей истории Древнего Египта. Каждый ном имел свой пантеон и местный бог почитался выше всех остальных, считался творцом мира и остальных богов. Но по сути, разные боги в разных местностях были воплощениями одних и тех же сил природы, названными разными именами. Со временем складывается общеегипетский пантеон главных богов, но все они изначально были локальными божествами того или иного нома. Возвышение одних богов вовсе не означало уничтожения или умаления других.

Со временем боги начинают приобретать человеческие черты, происходит их частичная  антропоморфизация. Происходит это примерно в то же время, что и объединение государства и появление общего пантеона. Связано это с тем, что наряду с силами природы, в жизни человека усиливается значение общественных сил. Ведь общественные силы, в зависимости от которых оказывается человек, - это прежде всего лица, начавшие распоряжаться его судьбой, - в первую очередь номарх, потом фараон. При этом старые представления не исчезают, а сочетаются с новыми, и многие божества приобретают облик человека с головой животного.(илл.2-3)

     Такими Богами были: Ра, Анубис, Баст, Тот, Меритсегер, Себек, Сет, Тефнут и т.д.

Небольшое число богов подверглось полной антропоморфизации, в основном это боги Эннеады — девятки главных богов в гелиопольской космогонической системе, такие, как Осирис, Атум, Исида, Шу и другие. Однако, религия продолжала находиться под влиянием древних традиций и вопреки всей земной логике соединяла в одном образе несоединимое — человеческое и животное начало, и антропоморфизация не ослабила значения тотемизма и культа животных.

Также, интересно отметить то, что в религии древних Египтян отсутствует представление о неком «верхнем мире», населенном божествами, подобно людям на земле. Египетские боги обитают на земле или в царстве мертвых, которое является естественным продолжением земной жизни. Таким образом боги всегда жили где-то рядом, а животные, остающиеся непостижимыми, но обладающие теми качествами, которыми люди наделяли богов, прекрасно подходили на роль воплощения их сущности.

 

В отличие от Египта, Месопотамия почти не знала зооморфных богов. Однако, интересно, что изображения богов уже в самую раннюю эпоху по большей части были антропоморфны. Мифы были наполнены воображаемыми существами, не имевшими отношения к реальной действительности. Все изваяния, относящиеся к сверхъестественному миру, воспроизводят фантастические формы  монстров, которые смешивают человеческие и животные черты: в результате появляется гибридная фигура. Нереальный внешний вид достигается соединением разнородных элементов, как это выражается в многочисленных скульптурах III тысячелетия до н.э. Так же, в отличии от Египта Месопотамия не имела культа животных. Вообще, следы тотемизма здесь мало заметны. Были, правда, священные животные — быки, змеи, львы. Священные быки часто изображались с человеческими головами, тогда как в Египте, напротив, боги зачастую изображались в виде человека, но с головой животного. У шумеров, это антропоморфное существо называлось шэду. В VIII в. до н. э. ассирийский царь Саргон  II повелел построить новую столицу — Дур-Шаррукин. Центром ее должен был стать дворцовый комплекс с огромной территорией, которую, конечно же, окружали крепкие стены. Входы перекрывали арки, в которые были встроены поражавшие воображение существа — шэду (илл.4). Считалось, что эти создания с головой человека, телом быка (встречаются версии и с телом льва) и орлиными крыльями охраняли царя и его подданных. В этом же регионе существовала и еще одна интерпретация химеры-защитника — пазузу, повелитель демонов ветров. Ассирийцы изображали его как человека с головой льва или собаки, с львиными лапами вместо ног и крыльями.(илл. 5)

 

Такие фигуры обычно представляют собой два конкретных типа. Они могут сочетать черты различных животных, и результатом тогда становится сложное существо, в котором скопление животных атрибутов символизирует максимальное могущество. Поэтому такой тип фигур используется в изображении богов. Среди них важное место занимает орел с головой льва (богиня Индугуд, символизирующая судьбу), как показывает рельеф в бронзе, хранящийся в Британском Музее в Лондоне (III тысячелетие до нэ.), на котором богиня сжимает в своих лапах двух оленей.

Другой тип гибридного сочетания вырабатывается на основе придания животному человеческих черт, как, например, «человек-рыба», «человек-скорпион» или «человек-бык». Такие скульптуры символизируют духов-покровителей, защитников человека от зла. Их наиболее эффектные изваяния, выполненные в каменном горельефе, помещались по сторонам ворот ассирийских дворцов.

Изображение фантастических существ объяснялось человеческой потребностью присвоить себе атрибуты животных с целью установления общения с силами природы. Эта традиция, родившаяся в Месопотамии, передалась Египту, а также Восточному Средиземноморью и сохранялась вплоть до европейского средневекового искусства.

 



2019-07-03 1728 Обсуждений (0)
Антропоморфизм в Древнем Египте и Месопотамии 3.00 из 5.00 15 оценок









Обсуждение в статье: Антропоморфизм в Древнем Египте и Месопотамии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1728)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)