Опыт борьбы с бедностью.
Борьба с бедностью для одних стран, профилактика её для других – крупнейшая стратегическая задача социальной политики. Для этого мировая практика выработала два основных способа: À Первый используется в развитых странах с высоким уровнем жизни и социальных гарантий: обеспечение основных минимальных доходов (зарплата и пенсия), достаточных для действующих в обществе стандартов потребления. À Второй использует систему адресной помощи тем, кто находится в худшем относительно других положении. В развитых странах она применяется как дополнительная, исключительно для узкого круга лиц, попадающих в экстремальную жизненную ситуацию. Стоит вспомнить, что в СССР методы предупреждения бедности принципиально базировались не столько на индивидуальной организации помощи семье и личности, сколько на макрорегуляторах. В их числе: сбалансированность низкой зарплаты и низких потребительских цен, особенно на продукты питания и лекарства, доступность культурных (образование, здравоохранение, отдых) и бытовых услуг (дешёвое жильё и транспорт), основывающихся на весомых общественных фондах потребления, как централизованных так и на уровне предприятия. Конечно, такую систему социальной ориентации распределения вряд ли можно рассматривать как идеальную. Но сама идея особой значимости социальных гарантий в обеспечении прав человека была адекватна общемировому цивилизационному процессу. В современных условиях борьба с бедностью – это не только внутренний долг, но и международная обязанность стран, в том числе и России. Так в материалах копенгагенской встречи на высшем уровне по социальному развитию (март 1995 г.) было объявлено десятилетие борьбы с бедностью, в первую очередь с нищетой, отсутствием удовлетворения первоочередных потребностей: в питании, санитарии гигиене, в базовом образовании; с бездомностью и беспризорностью, безработицей, неадекватной оплатой труда. Содержание и направленность программ борьбы с бедностью во многом будут зависеть от принципиально выбранной стратегии, которая имеет две альтернативы. Одна состоит в том, что эффективность борьбы с бедностью возможна только при оживлении производства и роста источников самообеспечения: труда и предпринимательства. Все экономические, финансовые, макроэкономические и региональные направления социальной политики должны быть направлены на это оживление. Другая альтернатива – введение пособий по нуждаемости для тех, кто не располагает прожиточным минимумом. Многие экономисты считают, что это тупиковый и дестимулирующий путь: зачем работать за прожиточный минимум, если его можно получить в виде пособия. Он не учитывает не только неизбежного усиления и без того непомерной иждивенческой нагрузки на работающих, но и полное отсутствие средств бюджета на эти цели. Ведь речь идёт о миллионах людей и расходах даже на самых бедных до 80-90 млрд. руб. в год. Эффективная программа борьбы с бедностью должна содержать три блока мер: по общему экономическому оздоровлению, обеспечению человеку гарантий в области уровня жизни, развитию низовой работы, связанной с оказанием адресной социальной помощи особо нуждающимся в социальной защите категориям граждан на территориях. Следует различать категории «помощь бедным» и «борьба с бедностью». Соответственно должны быть и различные программы действий: первая связана с поддержкой тех, кто в данный момент нуждается в жизненно необходимых средствах. Это распределительная программа, предполагающая выделение части национального дохода на соответствующие цели с разработкой наиболее эффективных программ доведения помощи до нуждающихся. Эффект – минимальное число голодных и неимущих; ограничение одно – ресурсы преимущественно невозобновимые. Борьба с бедностью – проблема гораздо более сложная. Здесь трудно ограничиться раздачей средств – нужны меры по сокращению численности бедного населения и предупреждению его увеличения. Это и есть структурированная по группам социальная составляющая экономической политики, связанная с ростом доходов основной массы населения на базе оживления производства и включением механизмов перераспределения в пользу менее обеспеченных слоёв населения. Охранительными мерами для среднедоходных слоев, чтобы они не пополняли численность бедных. Таблица 8. Уровень абсолютной и относительной бедности населения России в 1999-2004 гг.
III . ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА В РОССИИ. ДЕФИЦИТНОСТЬ ПФР
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |