Павел Афанасьевич Фамусов
фамилия «Фамусов» происходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел подчеркнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мнения, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамоус» - знаменитый, известный
? Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он известный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком с камергером Кузьмой Петровичем.
? По своим взглядам он «старовер», ярый защитник прав крепостнического дворянства, противник всего нового, прогрессивного.
? Поклонник обычаев и образа жизни московского дворянства.
? Гостеприимный, радушный хозяин, интересный рассказчик, любящий и заботливый отец,
? Властный барин, на службе строг со своими подчиненными, но покровительствует своим родственникам.
? Не лишен практического житейского ума, добродушия.
? Способен на ложь и притворство, вспыльчив, льстив перед теми, от кого зависит.
? Речь героя разнообразна, содержит пословицы, народные выражения.
? В интонациях хорошо прослеживается отношение Фамусова к другим героям: грубо-пренебрежительное к тем, кто «ниже» или ровня; льстивые и заискивающие нотки с теми, кто имеет влияние и власть; ласково-покровительственное в отношении к Софье.
Алексей Степанович Молчалин
? Низкопоклонник и делец.
? Стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие - вот, что составляет основу характера героя.
? Он немногословен: «не богат словами», «ведь нынче любят бессловесных».
? Говорит короткими фразами, тщательно подбирая слова, в зависимости от того, с кем говорит.
? Разработал свою тактику поведения для достижения заветной цели - высокого положения в обществе и материальное благополучия.
? У него два таланта: «умеренность и аккуратность».
? Не имеет никаких нравственных представлений о счастье и долге гражданина, о любви и верности. К Чацкому относится пренебрежительно-покровительственно, пытается его поучать, как надо жить в свете.
Сергей Сергеевич Скалозуб, полковник.
Лиза: «И золотой мешок, и метит в генералы»
? Офицер-карьерист: «мне только бы досталось в генералы».
? В умственном отношении он недалекий человек (Софья о Скалозубе: «он слова умного не выговорил сроду»).
? Высказывает осуждение всяческому образованию и просвещению, осуждая своего двоюродного брата.
? «Созвездие маневров и мазурки».
? Не лишен апломба и высокомерия.
Антон Антонович Загорецкий
? «Отъявленный мошенник, плут», «и в карты не садись: продаст!».
? «Лгунишка он, картежник, вор».
? Иногда делается предположение, что герой может быть близок к политическому сыску.
? Всегда готов участвовать в скандальных историях, сплетник
? «Мастер услужить». Несмотря на сомнительную репутацию, принят во всех дворянских домах: «У нас везде ругают, а всюду принимают», - говорит Горич.
Репетилов
(фамилия происходит от французского слова «репете», означающего «повторять»)
? Стремится прослыть передовым человеком.
? Не имеет своих убеждений, так как все, о чем он говорит, он не понимает, а просто повторяет с значительным и важным видом.
? Говорливость, быстрые переходы с одной темы на другую характеризуют внутреннюю пустоту героя.
? «Шумит и только».
По своему собственному определению - «пустомеля».
Софья Павловна Фамусова
? Умная, гордая, с сильным характером, с горячим сердцем, мечтательная.
? Насмешлива, мстительна.
? Дает очень точные характеристики гостям в доме своего отца.
? Ее ум проявляется в высказываниях обобщенного характера: «Счастливые часов не наблюдают», «Подумаешь, как счастье своенравно, а горе ждет из-за угла».
? «Это - смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота - все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга». (А. И. Гончаров «Мильон терзаний»)
Александр Андреевич Чацкий
Лиза: «...так чувствителен, и весел, и остер...»
Софья: «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив...»
? Ум Чацкого - могучая сила в борьбе с косностью и деспотизмом.
? В данном контексте «умный» синоним понятиям «вольнодумный», то есть человек независимых, свободолюбивых взглядов.
? Патриот, искренне желающий процветания своему Отечеству. Презирает чинопочитание и карьеризм.
? Осуждает крепостнические порядки, говорит о несправедливости века минувшего «покорности и страха», «века лести и спеси».
? Осуждает подражание всему заграничному, преклонение перед французскими или немецкими традициями, ратует за развитие национального, русского.
? Считает, что человек заслуживает уважения не по его происхождению или количеству крепостных, а за его личные достоинства.
Конфликты пьесы
Любовный конфликт
Лежит в основе повествования и складывается из взаимоотношения следующих героев: Чацкий - Софья Софья - Молчалин Молчалин - Лиза Лиза - буфетчик Петрушка
Социальный конфликт
Складывается из противостояния следующих групп героев: Фамусовское общество (Фамусов, Скалозуб, Горичи, графини Хрюмины, Тугоуховские, Загорецкий, Репетилов и др.) - Чацкий и внесценические персонажи.
Чацкий и внесценические персонажи
Фамусовское общество
Типичный образ положительного героя - патриот, человек новых взглядов и высокой морали, искренний, честный, бескомпромиссный.
Это общество, состоящее из столь неповторимых по своей индивидуальности людей, объединено общими взглядами на жизнь, принципами и моралью.
Идеалы и ценности
? «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
? «Кто служит делу, а не лицам».
? Все ценности и идеалы жизни прописаны в монологе Фамусова (действие 2, явление 1) и сводятся к следующему - рождение в знатной семье (крестины у докторши), сытная и обильная еда (в более широком смысле удовлетворение всех материальных потребностей и запросов (званый обед), а затем смерть с почестями, чтобы о тебе говорили: «Мир ему! - что за тузы в Москве живут и умирают».
? Я перед родней, где встретиться, ползком.
? Ну как не порадеть родному человечку!.. По отцу и сыну честь.
Чацкий о Фамусовском обществе
Фамусовское общество о Чацком
? Хлопочут набирать учителей полки Числом поболее, ценою подешевле.
? Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть как кружево плели.
? Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его спасали: вдруг
На них он выменял борзые три собаки!!!
? О! Если б кто в людей проник: Что хуже в них? Душа или язык?
? Господствует еще смешенье языков: Французского с нижегородским?
? Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят
Ни годы их, ни моды, ни пожары.
? Как платья, волосы, так и умы коротки!...
? Нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья.
? Фамусов:
«Не служит, то есть в том он пользы не находит, Но захоти: так был бы деловой. Жаль, очень жаль, он малый с головой; И славно пишет, переводит».
? Скалозуб о своем двоюродном брате: «Но крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать».1
Основу социального конфликта составляет резкое расхождение во взглядах на цель и смысл жизни, на ее ценности, на место человека в обществе и другие злободневные проблемы, которые представлены в репликах героев.
Философский конфликт (вневременной)
В основе лежит проблема выбора образа жизни, определяемого мировоззрением и принципами.
как Чацкий
как Молчалин
Ум с сердцем не в ладу.
Два таланта - «умеренность и аккуратность».
Искренность, прямота, свободомыслие, не приемлет лицемерие и рабство. Защищает благородство, независимость и высоту мысли, истинность чувств. Его путь - путь борца за справедливость (декабрист).
Софья о Молчалине:
? Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел.
? А он безмолвием обезоружит...
? От старичков не ступит за порог...
? ...Молчит, когда его бранят...
? Он наконец: уступчив, скромен, тих, в лице не тени беспокойства и на душе поступков никаких.
? Чужих и вкривь и вкось не рубит.
Чацкий о своих принципах и взглядах на жизнь:
? Чины людьми даются, а люди могут обмануться.
? Надеждами я мало избалован
? Когда в делах, я от веселий прячусь, Когда дурачиться: дурачусь;
А смешивать два эти ремесла - Есть тьма искусников, я не из их числа.
Чацкий о Молчалине:
? Ума в нем только мало.
? Услужлив, скромненький.
? И не богат словами.
? Он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.
Литературные критики о характере и роли Чацкого:
? А. И. Герцен «Еще раз Базаров» (1869 г.)
«В его озлобленной, желчной мысли, в его молодом негодовании слышится здоровый порыв к делу, он чувствует, чем недоволен, он головой бьет в каменную стену общественных предрассудков и пробует, крепки ли казенные решетки... У него была та беспокойная неугомонность, которая не может выносить диссонанса с окружающим и должна или сломить его, или сломиться».
? О. М. Сомов 1825 г. «...он представил в лице Чацкого умного, пылкого и доброго молодого человека, но не вовсе свободного от слабостей: в нем их две. ..заносчивость и нетерпимость».
Молчалин о своих принципах и правилах:
? ...частенько там мы покровительство находим, где не метим.
? И награжденья брать и весело пожить.
? Не смею моего сужденья произнесть.
? В мои лета не должно сметь свои суждения иметь.
? Ведь надобно ж зависеть от других.
? «Мне завещал отец: Во-первых угождать всем людям без изъятья; Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была...»
? Ничтожество всегда стремилось сделать благородство своей жертвой. Этот поединок не прекращается никогда. Ведь человека нельзя освободить от человечности, от протеста против зла.
? Ничтожество не терпит в своей среде высокого. Оно объявляет благородное безумным, чтобы избавиться от опасности, самоутвердиться.
А.С. Грибоедов
"Горе от ума" (1824)
«Ф.о.»: Павел. Афан.Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Репетилов, Загорецкий, Марья Алексеевна
__________________
«В.нын.»: Алекс. Андр. Чацкий, князь Федор (д.бр. Скал.) и племянник кн. Тугоуховской
[комедия]
Реализм
Классицизм
Романтизм
Чацкий («Не человек, змея!»): «Служить бы рад, прислуживаться тошно», т.е. служит «делу, а не лицам», «чины людьми даются, а люди могут обмануться». «Дома новы, но предрассудки стары, порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары», «Господствует еще смешенье языков французского с нижегородским».
Фамусов: «Ах! Боже мой! Что станет говорить кн. М. Алексеевна!»; «Подписано, так с плеч долой»; «Ну как не порадеть родному человечку?»
Молчалин («не богат словами», «муж – мальчик, муж – слуга», «дойдет до степеней известных», «М. блаженствуют на свете!»): «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь», «злые языки страшнее пистолета», таланты «умеренность и аккуратность», кредо «угождать всем людям без изъятья».
Софья: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит», «Хочу - люблю, хочу – скажу».
Скалозуб («И золотой мешок, и метит в генералы», «слова умного не выговорил сроду»): «Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать»; Загорецкий («отъявленный мошенник, плут», «картежник, вор», «переносить горазд»; Репетилов: «Шумим, братец, шумим!»
Комедия Грибоедова, как и басни Крылова, демонстрировали путь к реалистическому искусству слова, минуя стадию романтизма, хотя герой, независимо от воли автора, в известной мере подчинившегося логике развития характера, в финале всё-таки становится в своём роде романтическим скитальцем, которого «отчуждает» общество и от которого он « спасается бегством». Реалистические тенденции проявились, главным образом, в описании нравов, в изображении быта и характеров отрицательных персонажей, в широком использовании разговорного языка, в особенности устного « московского наречия», в виртуозном владении разностопным ямбом, непринуждённой живой речи. Однако реалистические свойства комедии воплотились в « Горе от Ума» лишь частично. Основное препятствие, ставшее перед Грибоедовым, - то же, что и перед искусством классицизма и романтизма: художественно не убедительный способ выражения авторской точки зрения. В классицизме герой (резонёр) идеологически сближен с автором и является его рупором. В романтизме между героем и автором существует эмоциональная связь. Герой так же неотделим от автора и говорит авторским « голосом». Между тем, задача заключалась в том, чтобы авторская позиция выявлялась и была ясна в поэме, в прозе, в комедии в драматическом роде из самого действия, из взаимоотношений действующих лиц, где каждый персонаж, равно и главный герой, говорили бы своими голосами.
20. Жизнь и творчество А.С.Пушкина до 1820 г.
В творчестве А.С. Пушкина, первого русского писателя мирового значения и создателя русского литературного языка, выделяют семь периодов:
1) лицейский (1811-1817);
2) петербургский (1817-1820);
3) южная ссылка (1820-1824);
4) михайловский (1824-1826);
5) годы странствий (1826-1830);
6) Болдинская осень (сентябрь - декабрь 1830);
7) последние годы (1831-1837).
Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал символом русской литературы. Каждое новое поколение, каждая эпоха утверждают своё понимание поэта, видя в нём современника, думая о символическом Пушкине. Пушкина изучают, о нём спорят, его боготворят и отвергают. Он давно уже вышел за переделы литературы, сделавшись фактом русского общественного сознания. Творчество Пушкина – это стремительное движение, развитие, тесно связанное с его судьбой, с общественно-идеологической и литературной жизнью России в первой трети 19 века. Пушкина не имеет двух биографий - биографии обычной, житейской и биографии писательской. Он являет собой пример единства человека и поэта. Жизнь и поэзия сливались у него в единое целое. Факты жизни становились фактами творчества.