Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Поэзия пушкинской поры хронологически определяется рамками 1810—1830-х годов.



2019-08-13 500 Обсуждений (0)
Поэзия пушкинской поры хронологически определяется рамками 1810—1830-х годов. 0.00 из 5.00 0 оценок




В большинстве своем они формировались под воздействием карамзинской реформы языка.

О поэтах пушкинской плеяды можно говорить в узком и в широком смысле.

Под пушкинской плеядой, в узком смысле, надо понимать нескольких поэтов, тесно связанных с Пушкиным не только единством взглядов на задачи поэзии, но и личной дружбой и взаимным уважением. Сюда относятся, прежде всего, двое остальных из поэтического триумвирата:

Дельвиг и Боратынский. Потом Плетнев, приятель их и Пушкина. По смерти Дельвига, Пушкин писал Плетневу: «считай, сколько осталось: Боратынский, ты и я...» Несколько дальше стоял от них Языков, но его, как крупную поэтическую силу, охотно признали своим перечисленные нами поэты. Пушкин, как известно, подружился с ним в Тригорском. Сюда же надо причислить и Вяземского, в обращении к которому, уже после смерти Пушкина, Боратынский употребил выражение: «звезда разрозненной Плеяды».

Слово «плеяда» для обозначения поэтов — ближайших друзей Пушкина — было употребительно уже в 30-х годах. Из них ближе всех к великому поэту был, конечно, «брат названный» Дельвиг. После смерти Дельвига, самым близким человеком Пушкина в Петербурге стал Плетнев. Оба — и Дельвиг и Плетнев — благоговели перед гением своего друга.

У Боратынского было и некоторое соревнование с великим поэтом. С Вяземским — Пушкин сам любил вступать в состязание, любил, подражая, превзойти; на нем Пушкин пробовал свои силы; из ученика (в молодости он ценил Вяземского, как поэта) легко делался его учителем. Наконец, на Языкова возлагал он в 20-х годах особенные надежды. О нем писал он в 1826 году Вяземскому: «Ты изумишься, как он развернулся и что из него будет. Если уж завидывать, то вот кому я должен бы завидывать. Аминь, аминь глаголю вам. Он всех нас, стариков, за пояс заткнет».

Только Плетнева никто, ни тем более он сам, воплощенная скромность, не считал

крупным поэтом. Но по своим дружеским привязанностям и верности духу плеяды, он был неотделим от Пушкина, Дельвига, Боратынского. Стихи их он не только любил, но и изучал: знал «до малейшего оттенка всякий в них эпитет или другое что».

 

К пушкинской плеяде, в широком смысле, можно отнести почти всех поэтов, близких к нему по годам рождения, т.-е. родившихся в последнее десятилетие XVIII в. и в первые годы XIX в.

 

Принадлежность к одному и тому же поколению и на приемы творчества всегда накладывает свой отпечаток. С большинством из них Пушкин был хорошо знаком, со многими был приятелем, напр., с Катениным, Вас. Туманским, Тепляковым, писал сочувственные рецензии на сборники их стихов и т. д., но все же поэты эти не причислялись к группе избранных. Из лицейских товарищей таковы были Кюхельбекер и Илличевский.

Затем шли приятели приятелей Пушкина. У каждаго из главных представителей плеяды было по поэту-спутнику, находившемуся под их влиянием: у Боратынского — Коншин, у Плетнева — рано умерший А. Крылов, у Дельвига — фанатический его поклонник Деларю. У Вяземского был не друг, а враг, его постоянный полемический антагонист, Мих. Дмитриев, племянник старика баснописца Ив. Ив. Дмитриева. Нападая на романтиков, на Пушкина и его друзей, Мих. Дмитриев, тем не менее, у них учился писать стихи.

 

Точка зрения И. М. Семенко ( «Поэты пушкинской поры» 1970): «Понятие „поэты пушкинской поры“ не только хронологическое. Если Батюшков, Жуковский и Д. Давыдов органически входят в эпоху Пушкина, то Полежаев, Лермонтов, Кольцов принадлежат уже по проблематике и пафосу своей поэзии к эпохе иной, послепушкинской. То же относится к Тютчеву, чья ранняя лирика, хотя она формировалась в атмосфере конца 1820—1830-х годов и достигла тогда высокого совершенства, является все же началом его творческого пути. Что касается поэзии Дельвига, несомненно исполненной обаяния, то ей недоставало существенного — той самой подлинности душевной жизни в лирике, которая была достигнута не только его сверстниками, но и старшими современниками».

В Википедии еще есть такой список:


· Баратынский, Евгений Абрамович

· Батюшков, Константин Николаевич

· Бестужев-Марлинский, Александр Александрович

· Веневитинов, Дмитрий Владимирович

· Вольховский, Владимир Дмитриевич

· Вяземский, Петр Андреевич

· Давыдов, Денис Васильевич

· Дельвиг, Антон Антонович

· Гнедич, Николай Иванович

· Жуковский, Василий Андреевич

 

· Катенин, Павел Александрович

· Козлов, Иван Иванович

· Крылов, Иван Андреевич

· Кюхельбекер, Вильгельм Карлович

· Плетнёв, Пётр Александрович

· Рылеев, Кондратий Фёдорович

· Туманский, Василий Иванович

· Туманский, Фёдор Антонович

· Языков, Николай Михайлович

 


 

Итак, кто же такие поэты пушкинской поры? Список:

 

1. В. А. Жуковский («Светлана», «Море», «Людмила», «Лесной царь», «Вечер»)

2. К. Н. Батюшков («Мечта», «Послание И. М. Муравьеву-Апостолу», «Мои пенаты», «Ариост и Тасс», «Петрарка»)

3. П. А. Вяземский («Нетленный цветок», «Слезы прощания», «Сельская церковь», «Царь Горох», «Хорошие люди»)

 

Пушкин очень любил и уважал Вяземского. Ему казалось, что в нем от природы заложено острое и правильное чувство современности. Это был необычайно эрудированный человек энциклопедических знаний. К тому же Вяземский - приверженец и теоретик русского романтизма. Но в своих сочинениях он любил вдаваться в рассуждения, которые придавали произведениям некоторую сухость и слегка приглушали эмоционально-романтический настрой. Его поэтическая культура была очень схожа с Пушкинской. Вяземский считал себя наследником XVIII века, поклонником французских философов, таких как Вольтер, которые представляли блестящий век Просвещения. Петр Андреевич Вяземский сформировался как поэт благодаря любви к просвещению и разуму, его привлекал либерализм, он был вольнодумцем, стремящимся к полезной гражданской и государственной деятельности. Однако в своем творчестве он был консервативен и больше всего тяготел к традиционным формам поэзии – свободолюбивой оде, дружескому посланию, меланхолической элегии, басням, притчам, эпиграммам, сатире и дидактике.

 

4. Д. В. Давыдов («Богомолка», «Бородинское поле», «Гусарская исповедь», «Моя песня», «Мудрость», «Я вас люблю так...», «Чиж и роза»)

 

Давыдову, однако, старшему современнику Пушкина, принадлежит почетное место в настоящем перечне. Пушкин высоко ценил его поэтические труды, и у него учился лихо «закручивать» стихи. Гусар Давыдов имел неповторимый и очень оригинальный поэтический голос. Он надел на себя литературную маску смелого и бесшабашного, остроумного, лихого и веселого поэта-гуляки, поэта-рубаки, который никогда не стеснялся нарушать привычный светский этикет и приличия, при этом он предпочитал простоту и прямоту слов жеманному манерничанью, от которого ему было скучно.

В его лирике звучали «гусарские» песни, сатирические стихи и любовные элегии, он создал новый тип героя - воина-патриота, свободолюбивого, деятельного, с открытою душою человека.

 

5. Ф. Н. Глинка («О пиитической жизни Пушкина», «Очерк Бородинского сражения», «Иов, свободное подражание книге Иова», «Ура! На трёх ударим разом»)

6. М. В. Милонов («К Рубеллию», «К сестре моей», «Падение листьев», «Послание к земледельцам»)

7. П. А. Катенин («Наташа», «Убийца», «Леший», «Ольга», «Андромаха»)

8. Другие, которые уже были состоявшимися литераторами, а некоторые были значительно старше по возрасту и опытнее самого Пушкина. Однако после знакомства с ним все они ощутили на себе его мощное воздействие, как человеческое, так и творческое.

 

Самой распространенной и популярной темой поэзии золотого века были дружеские послания. Поэты пушкинской поры Батюшков и Жуковский, которых тот считал своими учителями, были ее родоначальниками, но потом этот род поэзии усовершенствовал и продолжил сам Пушкин. Александр Сергеевич любил Батюшкова и называл его «философом резвым» и «парнасским счастливым ленивцем», так как стихи Батюшкова отличались благозвучием или, точнее сказать, музыкальным звучанием. Он поражал необычайной аллитерацией, где повторяется согласный «с»: «счастье весной воскреснуть»; «прелестнее весна» и т. д.

 

Однокашники-лицеисты

Затем в этот список надо включить и его однокашников-лицеистов, и близких друзей:

Ø В. К. Кюхельбекера («Грибоедову», «Ода на смерть Байрона», «Арги­вяне», «На 1829 год», «Участь русских поэтов»)

Ø А. А. Дельвига («А. С. Пушкину», «Слезы любви», «Сонет», «Эпилог»)

 

А. А. Дельвиг Одним из поэтов пушкинской поры является Антон Антонович Дельвиг, который, в отличие от Вяземского, свой романтизм облек в классические жанры. Он использовал античные, древнеримские и древнегреческие, стихотворные размеры и избрал для своей поэзии жанр идиллии. Вот, например, действие одного сюжета происходит в прохладной тишине под сенью деревьев у сверкающего источника. Его лирические герои - это цельные существа, не изменяющие своим чувствам и желаниям. Одно из лучших его стихотворений так и называется - «Идиллия». Здесь он рассказывает о прекрасной любви двух молодых людей, которую те сохранили друг к другу навеки. В своих лирических зарисовках он смог передать всю возвышенность, глубину и благородство этих нежных чувств. Сама природа и боги сочувствовали им, и даже когда герои умерли, высшие силы оберегали пламя их любви. При чтении произведений Дельвига может показаться, что он некий запоздалый классицист, явившийся в романтическое время (это подсказывает его стиль, размеры и жанр, взятые именно у классицистов). Но причислять его к ним не стоит. Дельвиг - настоящий романтик, тоскующий о давно утраченной античности, по тому условному миру классической стройности и гармонии. Он разочарован в современном обществе, где уже давно нет подлинной любви и дружбы, где человек чувствует разлад с обществом, с самим собой и боится будущего. Дельвиг внес в жанр идиллии несвойственную этому жанру скорбь о конце золотого века. Пушкин в этом вопросе соглашался с Дельвигом, он тоже понимал, что гармоничное и прекрасное рано или поздно погибнет, однако позже возвратится, только уже в совсем ином облике.

 

Ø А. Д. Илличевского («Надежда», «19 октября», «Три слепца», «Веселость и рассудок», «Каменщик и плотник»). Кстати, последнего за искреннее обаяние Пушкин называл «остряком любезным», «другом и недругом», так как тот действительно считался его главным соперником в поэзии.

 

Были в этом списке и современники, которые познакомились с великим поэтом в разные периоды его жизни, и, безусловно, благодаря собственной одаренности и таланту, они все же находили свою дорогу в искусстве словесности.

 

Ø Н. М. Языков («Буря», «Весна», «А. С. Пушкину», «Тригорское», «Утро»)

 

Совсем иной по тону была поэзия Николая Михайловича Языкова, который писал о пафосе романтической свободы человека. Он верил в нее безудержно и поэтому радостно и беспечно воспринимал жизнь. Языков - поэт пушкинской поры, который любил жизнь и всегда радовался ее бурлению во всех проявлениях. Такое отношение не зависело от каких-то философских или политических взглядов, оно было безоглядным. Языков ничего не анализировал и не пытался понять. Лирика его была направлена на природу человека как суверенного и свободного существа. В некоторых его творениях все же проскальзывает некое уныние и печаль, но это встречается очень редко, такие случаи буквально единичны. Эти состояния души не пугающие, не обессиливающие и преодолеваются достаточно легко. В поэтической речи этого автора выразилось очень ясное и восторженное состояние, приподнятое настроение и великое жизнелюбие. Отсюда и его центральные жанры – гимны и дифирамбы. Языков может любой жанр, будь то элегия или песня, романс или послание, перевоплотить в гимн или дифирамб. И в них обязательно будут преобладать восторг и радость. Для того чтобы научиться ярко выражать эту романтическую свободу как восторг души, Языков обратился к Пушкину, который помог довести его поэтическую стилистику до совершенства. Стихи Языкова полились без преград, слова буквально льнули друг к другу, овладевший стихотворным периодом, он мог продлевать свое произведение без конца. Пример - послание «Д. В. Давыдову».

 

Ø Е. А. Баратынский («Ахилл», «Муза», «Водопад»).

 

После Пушкина это самый глубокий поэт своего поколения, пришедший в литературу следом за Жуковским и Батюшковым. В его поэзии в основном преобладают элегии и поэмы. Он так и вошел в русскую поэзию как превосходный поэт-элегик. Очень разными были в своих творческих замыслах поэты пушкинской поры. Баратынский очень отличался от своих коллег по перу Жуковского и Батюшкова, которые всегда надеялись на лучшее. Жуковский был уверен в том, что счастье вечное ждет людей в загробном мире и что именно там они найдут мир, спокойствие и любовь. Батюшков же после его «маленькой философии», в которой он указывал на то, что человек рожден для тихой уединенной жизни и любви, однажды потерпел крах и сразу же начал искать спасение в религии.

Баратынский был разочарован во всем, он не верил ни в гармонию мира на земле, ни тем более на небе, а также сомневался в возможности счастья «здесь» и «там». По его мнению, человек раздвоен и разорван изначально и поэтому никак не может найти гармонию ни с душой своею, ни с окружающим миром. Он считал, что таков закон мироустройства. Баратынский очень интересно размышляет о том, что человеческое тело смертно и привязано к земле, а душа постоянно рвется в небо, и она бессмертна. Но зачастую душа не выдерживает всех земных переживаний и погибает раньше тела, и тело как бы становится лишенным разума и чувств, а значит, бессмысленным. Он также думал, что человеку даны страсти, благодаря которым он живет напряженно и полно, но вот сама жизнь втиснута в очень узкие временные рамки судьбы. Все эти противоречия не могут ни исчезнуть, ни отмениться, ни примириться, так как это закон бытия. Баратынский – скептик, его не так волнует возникающее при всем этом чувство разочарования, как просто размышления о нем. О жизни он рассуждает как о неизбежном для человека страдании, которое сопровождает его от рождения и до смерти. В творчестве Баратынского современники видели талантливого поэта прежде всего пушкинской школы. 

 

Их творческие пути то сближались, то расходились с Пушкиным. К этому списку можно добавить еще одну группу - это люди, которые обладали совсем небольшими талантами, но, испытав мощное влияние и обаяние личности гения Пушкина, очень легко освоили темы и легкость его ясного и прозрачного стихотворного стиля.

 

Ø К. Ф. Рылеев («Иван Сусанин», «Смерть Ермака», «Димитрий Самозванец»)

Ø Ф. А. Туманский («Птичка», «Элегия», «Родина»)

Ø В. И. Туманский («Одесса», «Певец», «Размолвка», «Примирение»)

Ø В. Г. Тепляков («Одиночество», «Белые страницы», «Призрак», «Моя старушка»)

Ø Д. П. Ознобишин («Венок», «Тайна пророка», «Ревнивый демон», «Дума»)

Ø А. И. Подолинский («Жребий», «Портрет», «Урок», «Звезда») и др.

 

Подражатели

В этом списке имелись и подражатели, и эпигоны Пушкина, которые были буквально покорены поэтическим талантом великого гения (П. А. Плетнев, М. Д. Деларю, В. Н. Щастный, А. А. Шишков, Е. Ф. Розен). В общем, все упомянутые имена – это и есть поэты пушкинской поры.

 

 

Величины Пушкинской поры поэты не всегда работали в атмосфере миролюбия и согласия. Их литературные дискуссии часто проходили остро, хлестко и бескомпромиссно, полемические выпады в обсуждениях очень часто ранили самолюбие оппонентов.

 

14. К.Н.Батюшков. Жизнь и творчество (Очерк).

К.Н.Батюшков «Элегия» (Как счастье медленно приходит…). «Выздоровление». «Веселый час». «Ложный страх. (Подражание Парни)». «Счастливец. Подражание Касти». «Привидение (Из Парни)». «Мои пенаты. (Послание к Жуковскому и Вяземскому)». «Вакханка». «Разлука» (1815). «Тень друга». «Умирающий Тасс». «Подражания древним». «Есть наслажденье в дикости лесов».

Литературная критика: Батюшков К.Н. Речь о влиянии легкой поэзии русский язык при вступлении «Вольное общество любителей словесности…», В.Э.Вацуро. «Последняя элегия Батюшкова» (статья).



2019-08-13 500 Обсуждений (0)
Поэзия пушкинской поры хронологически определяется рамками 1810—1830-х годов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Поэзия пушкинской поры хронологически определяется рамками 1810—1830-х годов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (500)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)