Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оксфордская школа. Теория речевых актов Джона Остина



2019-08-13 1150 Обсуждений (0)
Оксфордская школа. Теория речевых актов Джона Остина 0.00 из 5.00 0 оценок




Теория речевых актов, была создана в конце 1940-х гг. оксфордским аналитиком Дж. Остином. Теория речевых актов учит тому, как действовать при помощи слов, "как манипулировать вещами при помощи слов" (это дословный перевод основополагающей книги Остина "How to do things with words" - в советском переводе "Слово как действие").

Дж. Остин обратил внимание на некоторые недооцениваемые возможности языка. Он указал на то, что многие из наших высказываний не столько описывают, сколько производят некие условные, конвенциональные положения дел, имеющие определенные последствия для говорящего. Таковы, например, всевозможные договоры, резолюции, обещания, клятвы, объявления войны и т.п.

Дж. Остин назвал такие виды высказываний перформативными, чтобы отличать их от описательных высказываний, поскольку последние имеют своей целью что-то описать, сообщить и констатировать. Произнося перформативное высказывание, человек скорее совершает нечто, а не сообщает. Говоря «я обещаю», человек ничего не сообщает о себе в связи со своим обещанием, он просто дает обещание. Перформативные высказывания не являются описанием действий субъекта или утверждением о совершении им действия, но само произнесение данных высказываний является осуществлением некоторого акта, или действия.

В речевом акте Дж. Остин выделил три уровня, тоже называемые актами: локутивный, иллокутивный и перлокутивный акты. Рассмотрим подробнее каждый акт:

· Локутивный акт (локуция, от англ. Locution ‘оборот речи, речение’) представляет собой произнесение высказывания, обладающего фонетической, лексико-грамматической и семантической структурами. Данный акт обладает значением.

· Иллокутивный акт, обладая определённой силой, обеспечивает указание не только на значение выражаемой пропозиции, но и на коммуникативную цель этого высказывания. Этот акт конвенционален.

· Перлокутивный акт (перлокуция, лат. per‘посредством’) служит намеренному воздействию на адресата, достижению какого-то результата. Данный акт не является конвенциональным.

Все три частных акта совершаются одновременно, а не один за другим. Осуществляя локутивный акт, говорящий одновременно осуществляет иллокутивный акт, когда спрашивает или отвечает на вопрос; информирует, уверяет или предупреждает; объявляет решение или намерение; объявляет приговор; назначае взывает или критикует; отождествляет, описывает и т.п.

 

 

Вопрос 11. Работы в области речевых актов Дж. Серля и З. Вендлера

Речево́й акт — целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе; единица нормативного социоречевого поведения, рассматриваемая в рамках прагматической (см. Прагматика) ситуации. Основными чертами Р. а. являются: намеренность (интенциональность), целеустремлённость и конвенциональность. Р. а. всегда соотнесены с лицом говорящего.

Джон Серль – американский философ развил его идеи Остина, выделил 12 параметров речевых актов и разработал их классификацию. Сделал попытку выявить правила, управляющие речевым актом и описать механизмы передачи намерения от говорящего к слушающему в процессе коммуникации.

Учитываются несколько критериев:

 Иллокутивная цель

 Сила

 Психическое состояние говорящего

 Направление отношений между пропозицией и положением дел в

мире

 Ориентация на говорящего или на адресата

Классификация речевых актов Джона Серля. В структуре речевого акта Дж.Серль противопоставляет два компонента: пропозицию – общее содержание речевого акта и иллокуцию – намерение говорящего. В речевом акте обнаруживаются: показатель содержания (пропозиции) p и показатель намерения (иллокутивной функции) f. Речевой акт = f (p). В основе классификации речевых актов - 12 критериев (измерений речевого акта), основные из которых – иллокутивная цель, направление приспособления и выраженное психологическое состояние.

Классификация речевых актов по Сёрлю

1. Репрезентативы (ассертивы): описывают мир. Могут оцениваться как истинные или ложные. Приспособление слов к реальности. Психологическое состояние - убеждение. Сообщения, объявления, предсказания.

2. Директивы: служат для того, чтобы добиться от адресата совершения чего-либо. Приспособление реальности к словам. Психологическое состояние - желание. Вопросы, приказы, просьбы, советы, мольбы.

3. Комиссивы: возлагают на говорящего обязательство совершить какое-либо действие или следовать определенной линии поведения. Приспособление реальности к словам. Психологическое состояние - намерение. Обещания, обязательства, гарантии, клятвы.

4. Экспрессивы: выражают эмоциональное состояние относительно ситуации общения (формулы социального этикета). Не имеют направления приспособления. Различные психологические состояния. Поздравления, благодарности, извинения, приветствия, прощания.

5. Декларации: устанавливают соответствие между содержанием высказывания и реальностью. В силу совершения такого акта наступает определенное положение вещей. Оба направления приспособления. Не выражают никакого психологического состояния. Назначение на должность, присвоение званий и имен, вынесение приговора, уход в отставку, увольнение.

Репрезентативы

Репрезентативы (сообщения)

 Иллокутивная цель: сообщить об истинном положении дел в мире

 Сила: может варьироваться (предполагать, утверждать)

 Психическое состояние говорящего: вера говорящего

 Направление отношений между пропозицией и положением дел в

мире: мир  слова

 Ориентация на говорящего или на адресата: ориентация на

Говорящего

 

Директивы

 Иллокутивная цель: вызвать со стороны адресата действие (вопросы,

приказы)

 Сила: может варьироваться (советовать, молить)

 Психическое состояние говорящего: желание говорящего

 Направление отношений между пропозицией и положением дел в

мире: слова  мир (исполнение адресатом)

 Ориентация на говорящего или на адресата: ориентация на адресата

 

Комиссивы

 Иллокутивная цель: взять с говорящего обязательства выполнить

действие в будущем

 Сила: может варьироваться (обещать, клясться)

 Психическое состояние говорящего: принятие обязательства

 Направление отношений между пропозицией и положением дел в

мире: слова  мир (исполнение говорящим)

 Ориентация на говорящего или на адресата: ориентация на

Говорящего

 

Экспрессивы

 Иллокутивная цель: выражение психического состояния говорящего

(благодарности, извинения, поздравления)

 Сила: жаловаться, обвинять

 Психическое состояние говорящего: желание выразить свое

психическое состояние

 Направление отношений между пропозицией и положением дел в

мире: нет направления приспособления

 Ориентация на говорящего или на адресата: ориентация на

Говорящего

 

Декларативы

 Иллокутивная цель: изменение состояния субъекта в структуре

общественных институтов (крестить, объявлять мужем и женой,

посвящать в студенты)

 Сила: нет

 Психическое состояние говорящего: говорящий берет на себя

ответственность

 Направление отношений между пропозицией и положением дел в

мире: слова ↔ мир (на основании общественных конвенций)

 Ориентация на говорящего или на адресата: ориентация на адресата

.

Иллокутивная сила высказывания заключается в том, какое намерение автора речи оно призвано осуществить: сообщение, побуждение, обещание, оценку и пр.

Иллокутивное самоубийство

По Вендлеру:

Понятие иллокутивного самоубийства связано с тем, что не всякое речевое действие может быть выражено глагольным предикатом: Благодарю вас, Прошу вас, Приказываю вам и т. п. Есть целый ряд речевых актов, в которых употребление глагола в подобной форме как бы убивает иллокутивную силу высказывания. Так, например, можно лгать (любым способом), но нельзя осуществлять речевой акт лжи высказыванием: Я вам лгу. З. Вендлер указывает глаголы, приводящие к иллокутивному самоубийству: подбивать, подстрекать, угрожать, хвастаться, лгать, высмеивать, насмехаться, язвить, льстить и многие другие. Речевые акты с перечисленными предикатами содержат «подрывной фактор», где тайное становится явным. Поэтому, например, в политической рекламе обязательны высказывания следующего типа: Давайте наводить порядок, Депутат – слуга народа, борец с мафией, патриот, но невозможны высказывания: Я хочу власти, Я друг мафии, Я хочу получить выгоды, так как последние раскрывают истинные неэтичные намерения говорящего.

 

 



2019-08-13 1150 Обсуждений (0)
Оксфордская школа. Теория речевых актов Джона Остина 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оксфордская школа. Теория речевых актов Джона Остина

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1150)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)