Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Синтактико-семантические идеи в логическом позитивизме и прагматизме



2019-08-13 390 Обсуждений (0)
Синтактико-семантические идеи в логическом позитивизме и прагматизме 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Позитивизм – философское направление, утверждающее, что подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук, а философия выполняет лишь роль их синтетического объединения. Главным лозунгом позитивизма является утверждение, что каждая наука – сама себе философия.

Основоположником позитивизма явился Огюст Конт (1798 – 1857), который провозгласил разрыв позитивной науки с философией. Его последователями были Джон Милль (1806 – 1873) и Герберт Спенсер (1820 – 1903).

Классический позитивизм утверждал, что наука должна отвечать на вопрос «как» и не должна быть связана с вопросом «почему». Таким образом, она лишь описывает и регистрирует факты, а не объясняет их. Вопросы же абстрактных сущностей – это вопросы метафизики и религии, а наука имеет дело лишь с конкретными предметами, изучать которые можно лишь конкретными методами.

Все человеческое знание делится на позитивное, связанное с конкретными науками и отвечающее тому, что есть на самом деле, и на идеологическое, ориентированное на способы установления должного. Знание первого рода является истинным, так как его можно проверить. Знание второго рода находится за пределами истинной оценки. Следовательно, все общественные науки науками не являются, так как в них господствует субъективный интерес, цель, идеал.

Неопозитивизм – вторая форма данного направления. Разделяя исходные принципы позитивизма, неопозитивизм претендует на полное устранение «метафизики» и ее основных проблем. Он сводит задачи философии не к систематизации конкретного естественнонаучного знания, а к деятельности по анализу языковых форм знания. Неопозитивизм в большей степени опирается на логику, и знание для него является действительным только тогда, когда может быть выражено в языке. Это позволяет говорить о неопозитивизме как о логико-лингвистической форме позитивизма, которая решает проблемы на основе конвенционализма. Это означает, что тот или иной знак имеет лишь то объективное содержание, которое определяется конвенцией или договором исследователей.

 

 

Позитивизм – это течение западной философии II пол. 19-20 веков, утверждающее, что источником подлинного (позитивного) знания могут быть лишь отдельные, конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения. А философия, как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Однако они не предлагали совсем отказаться от философии, а предлагали «новую философию».

Позитивизм предназначен для критики ненаучного знания. Позитивизм изучает способы и методы достижения позитивного знания, отказываясь от рассмотрения абстрактных проблем, которые нельзя обосновать экспериментально.

 

Позитивизм пережил несколько периодов:

I форма позитивизма – Конт, Милль, Спенсер – основное внимание уделялось систематизации научного познания и классификации наук.

II форма позитивизма – эмпириокритицизм (Мах, Авенариус).

Цель эмпириокритицизма – очистить опыт от метафизики: от таких понятий как материя, субстанция и других понятий. В отличие от позитивистов «первой волны», которые считали, что философия должна заниматься созданием единой картины мира, эмпириокритики видели задачу философии в установлении принципов упорядочивания явлений.

III форма позитивизма – неопозитивизм или логический позитивизм (с середины 20х годов 20 века) – Шлик, Карнап, Витгенштейн – попытались обосновать тезис о том, что философия не имеет своего самостоятельного предмета исследований.

На кафедре Венского университета, которую после смерти Маха возглавил Шлик, собралась группа ученых, поставивших перед собой цель – реформировать науку и философию. Это «Венский кружок».

Неопозитивисты выдвинули новое понимание научного познания как логической конструкции на основе чувственных данных.

 

Особенности логического позитивизма:

1.           Описательный характер науки.

Основание научного познания – это фиксация фактов. Факты – это фиксация чистого чувственного опыта и нейтральность ко всему остальному знанию[6].

Утверждения о том, что роза, аромат которой я вдыхаю, материальна или нематериальна – одинаково бессмысленны. Буду ли я считать ее материальной или идеальной – это не повлияет на факт, что я чувствую ее аромат, и она не станет от этого пахнуть по-другому. Значит, в процессе верификации можно сравнить предложение только с данными ощущений.

Оказалось, что ни один научный закон, ни одно общее утверждение типа «все люди смертны» не может быть верифицированы. Отсюда формулируется принцип верификации – опытная проверка всех приобретенных знаний.

 

2.           Введение принципа верификации.

Значительное место в их исследованиях занимает логический анализ языка науки. Из научного языка изгоняются все псевдонаучные утверждения, к которым причислялись и двусмысленности обыденного языка, и философские суждения.

Верификация – процедура проверки истинных знаний. Она предполагает, что сложные предложения нужно разделить на протокольные. Истинность протокольных предложений несомненна, т.к. они представляют чистый чувственный опыт. Сведение сложных предложений к протокольным называется редукцией. Является ли предложение протокольным, определяет сам ученый.

Верификация истины положений науки стала субъективна, попав в зависимости от оценки ученого. Поэтому, было предложено, считать предложение верифицированным, если несколько авторитетных исследователей согласны с этим. Т.е. критерий истины – согласие исследователей.

 

3.  Отождествление философии с логическим анализом языка.

Сведение философии к логическому анализу – это «заслуга» Рассела. Отождествляя всю философию с логическим анализом языка, неопозитивисты исключают из сферы философии почти всю философскую проблематику и тем самым практически ликвидируют философию.

 

4.  Формирование идеального языка.

Считается, что обычный язык создает массу заблуждений и мнимых проблем. Чтобы избежать этого, необходимо сформировать идеальный язык, который не допускал бы неопределенностей.

Язык науки строится так: из первичных высказываний по правилам логики выводятся сложные высказывания.

При этом предложения науки могут быть либо истинными, либо ложными или бессмысленными. Для выявления бессмысленных предложений требуется логический анализ языка науки – им должны заниматься философы.

С точки зрения логического позитивизма, деятельность ученого в основном должна сводиться к двум процедурам:

1) установление протокольных предложений;

2) изобретение способов объединения и обобщения этих предложений.

Научная теория мыслилась в виде пирамиды, в вершине которой находятся основные постулаты; вся пирамида опирается на совокупность протокольных предложений.

 

5. В качестве метода философствования выступает современная формальная логика.

 

Итак, логический позитивизм – это сложное явление. Основные его черты: метод верификации, опирающийся на чисто эмпирические протокольные предложения, простые эмпирические критерии истинности отдельных утверждений и простая кумулятивная модель развития науки.

Усложненный вариант типа «языковых каркасов» Карнапа оказывается при этом вытесненным на периферию, хотя он тоже предполагал «протокольные предложения» и прогрессивное накопление знаний.

Логический позитивизм ориентируется в основном на перепроверку знаний, не позволяя успешно их наращивать. Но реальный путь познания не таков. Неопозитивизм не смог разделить философию и науку, четко классифицировать знания. Это и вызвало его внутренний кризис.

 



2019-08-13 390 Обсуждений (0)
Синтактико-семантические идеи в логическом позитивизме и прагматизме 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Синтактико-семантические идеи в логическом позитивизме и прагматизме

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (390)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)