Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Право специального природопользования



2019-08-13 383 Обсуждений (0)
Право специального природопользования 0.00 из 5.00 0 оценок




Природные ресурсы в порядке специального использования предоставляются юридическим и физическим лицам для осуществления производственной и иной деятельности за плату, а в случаях, предусмотренных закон одательством, – на льготных условиях на основании специальных разрешений, выдаваемых уполномоченными на то государственными органами, и заключения государственной экологической экспертизы.

Специальное природопользование – это такое природопользование, которое осуществляется соответствующими субъектами на основе разрешения компетентных государственных органов, и связанное, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на окружающую среду.

Специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной (лицензионной) системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных частей природных объектов в обособленное пользование юридических и физических лиц.

Формы специального природопользования:

· комплексное природопользование;

· специальное пользование водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами.

Необходимость введения комплексного природопользования обусловлена тем, что нередко при предоставлении одного природного ресурса в пользование используются в большей или меньшей степени другие ресурсы либо на них, оказывается воздействие.

Отдельные природные ресурсы – земля, недра, воды, леса, объекты животного мира, атмосфера – как правило, представляются в специальное природопользование для осуществления предпринимательской деятельности.

Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в закон одательстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лесного билета , лицензии на размещение отходов и т.д.) и в случаях, предусмотренных закон ом, также и договора.

 

ВОПРОС 23. АРЕНДА И КОНЦЕССИЯ ЗЕМЕЛЬ, НЕДР, ВОД И ЛЕСОВ

Концессия

В целях создания благоприятных условий для развития экономики и привлечения в республику иностранных инвестиций, инвестиционная деятельность может осуществляться на основе концессии. Концессия (от лат. concessio – разрешение, уступка) – уступка государством на определенный срок своих имущественных прав и прав на отдельные виды хозяйственной деятельности негосударственным иностранным или отечественным компаниям на определенных условиях. Концессия является новым инвестиционным инструментом для Беларуси, по своему экономическому содержанию она отражает отношения между государством и частным капиталом по управлению государственной собственностью на основе частной инициативы в рамках договорных отношений, а также форму деятельности, основанную на временном использовании государственной собственности негосударственным субъектом.

Возможность передачи природных ресурсов в концессию предусмотрена Инвестиционным кодексом Республики Беларусь, а также Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».

 Объектами концессии могут быть земли, недра, воды, леса. Использование природных ресурсов на условиях концессии осуществляется в соответствии с нормами природоресурсного законодательства. Оформляется концессия в виде концессионного соглашения, которое представляет собой договор, заключаемый Республикой Беларусь с национальным инвестором (юридическим лицом частной формы собственности либо (и) юридическим лицом, в имуществе которого доля Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, а также государственных организаций составляет не более 25 процентов) или иностранным инвестором о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории Республики Беларусь отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь. По своей правовой природе договор концессии на первый взгляд является разновидностью договора аренды, что подтверждается и ст. 57 Инвестиционного кодекса, согласно которой нормы, содержащиеся в законодательстве об аренде, применяются к концессионному договору. В то же время концессия, в отличие от аренды, имеет особенности. Во-первых, одной из сторон договора концессии всегда выступает государство в лице своих органов (концессионный орган); во-вторых, концессионеру передается в пользование только объект государственной собственности (тогда как при аренде могут передаваться и объекты, находящиеся в частной собственности). В-третьих, концессионер не может стать собственником передаваемого в концессию имущества (тогда как при аренде возможен выкуп арендуемого имущества). С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что в Республике Беларусь развитие инвестиционной деятельности в отношении природных ресурсов на основе концессии может дать экономике значительные выгоды, являясь достаточно привлекательной для инвестора формой вложения своих средств. В этой связи требует дальнейшего совершенствования природоресурсное законодательство, регламентирующее данные отношения.

В природоресурсном законодательстве право специального природопользования на основе концессионного договора установлено в Лесном кодексе (ст. 45-1), Кодексе о земле (ст. 16), Кодексе о недрах (ст. 29, 37), Водном кодексе (ст. 7-1). Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. №44 утвержден перечень объектов, предлагаемых для передачи в концессию.

 

Аренда – договор имущественного найма. Согласно ГК по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества, являются его собственностью. Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.

В соответствии с природоресурсным законодательством арендодателями природных ресурсов являются местные Советы, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции, которые осуществляют названное правомочие от имени собственника - Республики Беларусь, как правило, по согласованию с органами специальной компетенции (Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерством лесного хозяйства). Арендаторами природных ресурсов могут быть юридические и физические лица Республики Беларусь, лица без гражданства, иностранные юридические и физические лица, иностранные государства, международные организации (ст. 17 Кодекса о земле; ст. 28 Водного кодекса, ст. 45 Лесного кодекса).

Передаче в аренду подлежат земельные участки, водные объекты (их части), участки лесного фонда. Земельные участки могут предоставляться в аренду гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам Республики Беларусь, иностранным юридическим лицам и их представительствам, иностранным государствам, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, международным организациям и их представительствам.

Граждане, негосударственные юридические лица Республики Беларусь, имеющие земельные участки в частной собственности, могут являться арендодателями этих земельных участков при условии соблюдения их целевого назначения.

Сроки и иные условия аренды земельного участка определяются договором аренды земельного участка. Срок аренды земельного участка для ведения сельского хозяйства не может быть менее 10 лет. Срок аренды земельного участка не должен превышать 99 лет.

Согласно ст. 28 Водного кодекса водные объекты, включенные в фонд рыболовных угодий и фонд охотничьих угодий, могут быть предоставлены в аренду юридическим лицам для ведения рыболовного или охотничьего хозяйства.

Участки лесного фонда согласно ст. 45 Лесного кодекса могут быть предоставлены в аренду для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

Особенности аренды природных ресурсов:

· они не подлежат передаче в субаренду (за исключением земельных участков);

· не подлежат передаче в собственность арендатора по истечении срока аренды.

 



2019-08-13 383 Обсуждений (0)
Право специального природопользования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Право специального природопользования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (383)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)