Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВОПРОС 15. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРИРОДОРЕСУРСНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ



2019-08-13 1022 Обсуждений (0)
ВОПРОС 15. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРИРОДОРЕСУРСНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




Правоотношение обычно возникает, изменяется и прекращается на основании не одного, а совокупности юридических фактов, образующих фактические составы. При этом для каждого вида природных объектов и комплексов характерны свои фактические составы.

• Так, для получения в пользование или собственность земель это могут быть: заявка, согласование, решение, земельный отвод и выдача государственного акта на право землепользования или собственности.

• При предоставлении в пользование недр необходимы ходатайство, согласование, экспертиза, решение, горный отвод, лицензия или иной документ, удостоверяющий право недропользования.

• Лесопользования осуществляются на основании заявок, лесорубочных билетов (ордеров) и лесных билетов.

• Для осуществления сложных и экологически опасных пользований водами требуются заявки, согласования, экспертизы, разрешения на специальное водопользование, а иногда даже отграничение предоставленных водных объектов в натуре по сухопутным или другим ориентирам.

• В процессе использования атмосферного пространства для полетов или запусков ракет необходимы заявки, специальные разрешения и оконтуривание трасс, линий и коридоров атмосферопользования.

• Использование животного мира должно осуществляться при наличии охотничьих или рыболовных билетов и (или) лицензий на добычу соответствующего дикого животного.

• По заявкам и специальным разрешениям производятся некоторые пользования растительным миром и т.д.

Как правило юридические составы состоят из следующей совокупности юридических фактов, расположенных в определённой последовательности:

- заявка;

- согласование мест расположения предполагаемых природопользований;

- рассмотрение ходатайств компетентными государственными органами и вынесение по ним решений;

- выдача специальных разрешений (лицензий);

 - отграничение (отвод) указанных объектов на местности (в натуре);

- выдачу документов, удостоверяющих на них соответствующее право (право собственности или право природопользования).

В отдельных случаях требуются экспертизы или иные заключения о возможности и целесообразности осуществления природопользования.

В качестве оснований изменения права природопользования могут быть юридические факты в виде событий (лесной пожар, заболевание или стихийное возгорание леса, эпизоотия и массовая гибель диких животных, вносящие юридически значимые коррективы в существующие права пользования лесом и животным миром) или действий (нарушение плодородного слоя почвы, повреждение или загрязнение лесов, браконьерство и другие нарушения, влекущие изменения содержания соответствующего вида права природопользования).

Конкретными основаниями прекращения экологических правоотношений являются:

• минования надобности в осуществлении природопользования;

• истечения сроков природопользования

• добровольного от него отказа;

• необходимость изъятия природных объектов для государственных либо общественных нужд;

• использования указанных ресурсов не по целевому назначению;

• систематического невнесения в установленные сроки платежей за природопользование;

• ликвидации или реорганизации юридического лица, смерти физического лица, выступавших в качестве природопользователей и (или) земельных собственников

• прекращение трудовых отношений, в связи с которыми работнику был предоставлен служебный земельный надел; нерациональное использование природного объекта и т.д.

• аннулирование права на специальное природопользование (лесорубочного билета (ордера) или лесного билета).

 

***Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются юридические факты и их составы, с которыми закон связывает определенные юридические последствия. Юридические факты порождают определенные права и обязанности участников правоотношений.

В зависимости от воли субъектов юридические факты подразделяются на события и действия.

По признаку дозволенности законом действия могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия в экологическом праве, так же, как и в других отраслях права, подразделяются на юридические акты и юридические поступки.

Юридические факты подразделяются в зависимости от правовых последствий на:

· правоустанавливающие;

· правоизменяющие;

· правопрекращающие.

Такими юридическими фактами являются администрантивно- право вые акты исполнительных и распорядительных органов государства, а также договоры.

Основным видом экологическо-правовых юридических актов являются правовые акты индивидуального значения. Среди них – решения исполнительно-распорядительных органов о предоставлении земельных участков в пользование или владение, передаче их в частную собственность юридических лиц и граждан, судебные решения, устанавливающие права собственности на землю, разделе земельных участков и определении порядка пользования ими; решения об отводе земельных участков для целей недропользования и т.п.

В качестве оснований возникновения экологического право отношения могут выступать сделки и договоры.

Например, договора аренды земельного участка, участка леса, водного объекта. Следует иметь в виду, что в экологическом праве возникновение право отношений нередко связывается со сложным юридическим составом. Обязательным элементом таких составов выступает такой юридический факт, как государственная регистрация земельного участка, права на него, сделки или договора с ним.

Важной составляющей в возникновении права пользования природными ресурсами является отвод участка.

Отвод земельного участка согласно ст. 1 Кодекса о земле – это предусмотренные закон одательством землеустроительные мероприятия, включающие процедуры формирования, изъятия и предоставления земельного участка.

В ряде случаев для возникновения отношений по охране окружающей среды необходимо наличие лицензии. Лицензирование в области охраны окружающей среды осуществляется специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь о лицензировании. Лицензированию подлежит, например, деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду, при работе с озоноразрушающего вещества, использование отходов 1-3 классов опасности, захоронение отходов (Указ Президента Республики Беларусь № 450 от 01.09.2010 г., «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Принципиально новым основанием возникновения экологических отношений является комплексное природоохранное разрешение. В Республике Беларусь утверждена Национальная стратегия внедрения комплексных природоохранных разрешений на 2009-2020 гг. (Постановление Совета Министров 25.07.2009г., № 980). Комплексное природоохранное разрешение представляет собой единый разрешительный документ, удостоверяющий право на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства и др. Комплексные природоохранные разрешения выдаются бесплатно на срок от 5 до 10 лет территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2011 г. № 528 утвержден перечень объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду. К таковым отнесены, например, объекты по выращиванию и откорму крупного рогатого скота, свиней, птицы; объекты по добыче полезных ископаемых; объекты по производству пищевых продуктов; объекты по производству целлюлозы, бумаги, картона; объекты химического производства и др.

Прекращение экологических правоотношений по общему правилу связывается с прекращением права пользования конкретным природным объектом или ресурсом. Основаниями прекращения экологических отношений следует отнести:

• минования надобности в осуществлении природопользования;

• истечения сроков природопользования

• добровольного от него отказа;

• необходимость изъятия природных объектов для государственных либо общественных нужд;

• использования указанных ресурсов не по целевому назначению;

• систематического невнесения в установленные сроки платежей за природопользование;

• ликвидации или реорганизации юридического лица, смерти физического лица, выступавших в качестве природопользователей и (или) земельных собственников

• прекращение трудовых отношений, в связи с которыми работнику был предоставлен служебный земельный надел; нерациональное использование природного объекта и т.д.

• аннулирование права на специальное природопользование (лесорубочного билета (ордера) или лесного билета).

 

Таким образом, основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются юридические факты и их составы, с которыми закон связывает определенные юридические последствия.

Основаниями прекращения правоотношений могут быть правомерные и неправомерные действия, а также события: истечение срока пользования природным объектом, изъятие природного объекта из пользования в связи с не целевым использованием или в связи с нарушением природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности.

 



2019-08-13 1022 Обсуждений (0)
ВОПРОС 15. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРИРОДОРЕСУРСНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВОПРОС 15. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРИРОДОРЕСУРСНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1022)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)