Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Искусство Античности: Древняя Греция.



2019-08-13 317 Обсуждений (0)
Искусство Античности: Древняя Греция. 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие «античность»(лат.- древний)- появилось в эпоху Возрождения, как определение греко-римской культуры и искусства.
Периоды:

1. Гомеровская Греция (или Гомеровский период)
2. Архаика
3. Классика
4. Эллинизм.

Гомеровский период


Называют темными временами искусства Др.Греции. Период назван в честь Гомера, в связи с тем, что вся информация об этом периоде была известна из-за информации о нем и его произведениях. На смену ахейцам приходят дорийцы.
• Преобладает суровый геометрический стиль, в основе которого линейный орнамент. Ведущее - гончарное ремесло, которому свойственна точность, простота.

Постепенно появляются примитивные схематичные изображения человека - пример на Вазах из Дипилона. Монументальная архитектура и скульптура представлены не были.

 

Архаика


-В переводе с греч. означает "Древний", период образования греческих полюсов.
-Появляются все важнейшие тенденции, характерные для зрелого искусства Др.Греции. Время первого расцвета греческого искусства (наука, театр и т.д.).
•Архитектура. В период архаики была создана продуманная и ясная система архитектурных форм, которая стала основой для развития всего древнегреческого зодчества. Появляются различные типы общественных сооружений: театры, стадионы(короткие забеги), агоры - рыночная площадь, акрополи (самый известный - "Афинский акрополь" акрос-вершина, полис-город. Главный культурный центр города имел оборонительное значение) и храмы (наиболее богатое и монументальное строение греческого полиса). Все достижения архитектуры того времени (конструктивные и декоративные) связаны со строительством храмов.
Сложились несколько типов храмов:
 1. Антовый храм (выступы внутри – анты (боковые выступы стен); крыша была двускатной и покрыта черепицей), традиционно у входа 2 колонны;
2. Простиль- (выступы снаружи), 4 колонны на фасаде;
3. Амфипростиль (амфи - с обеих сторон снаружи)колонны с двух сторон(север,южной);
4. Периптер (оперенный со всех сторон одним рядом колонн) - самый распространенный тип храмов в др.греческом зодчестве (прим.Парфенон);
5. Диптер (два ряда колонн вокруг).
В результате длительной эволюции храма складывается архитектурная система - Ордер(от лат."порядок" или "строй"). Ордер (в узком смысле) - система соотношений между колоннами (несущая часть) и антаблементом (весомая часть - то, что лежало между ними).

Три вида ордера:

 


1. Дорический (от названия племен дорийцев)- самый прочный и тяжелый на вид. Пропорции приземисты и мощны. Отличаются мужественным величием, суровой простотой и торжественной монументальностью.(Фриз: триглиф и метопа). Пример: храм Парфенон, храм Посейдона в Перстуме. Капители нет.
2. Ионический (от названия племени ионян из малойазии) - более лёгкий, нарядный, изящный. Такому храму свойственно впечатление праздничности, нарядности, грации. Появляются воллюты - завершения колонн в виде завитков. Фриз идёт сплошной рельефной полосой. Пример: храм Ники оптероз, храм Эрехтейон.
3. Коринфский (от названия города Коринф)- самый лёгкий из всех. Сложился в эпоху Классики как ещё более насыщенный декором, вариант Ионического ордера. Колонна –еще более тоньше и стройнее. Отличительная особенность - капитель в виде корзины с растительным орнаментом. Пример: храм Аполлона в Бассах.

По легенде автор ордера - древнегреческий мастер – Конмах.
Греки обращались к Дорическому и Ионическому ордерам, а Коринфский очень любили использовать древние римляне. Греческие храмы были полихромными (они раскрашивались), выделялись различные архитектурные элементы (триглиф, метопа).

 

9. Греческая скульптура.
Наивысшее достижение архаической скульптуры - разработка образа человека в статуях богов, богинь, героев, воинов, юношей- куросов (курос с греч."юноша"), девушек-кор (кора - "девушка"). Обобщенный образ человека. Древнегреческая скульптура представлена обнаженными телами.

-Изображались куросы нагие (признак атлетичности и героизма, состояния приподнятости над обыденностью и как своеобразная парадная одежда). Архаическая улыбка и архаический апполон.-----Изображения кор - в хитонах, перосах (закрытое/задрапированное тело одеждой).
• Вазопись. Геометрический орнамент уступает сюжетно-повествовательным мотивам. Период её расцвета.

Преобладало два стиля вазописи:

1. Чернофигурный - фигура черная, рисовали лаком;

2. Краснофигурный - на вазе оставлялось место, чтобы изобразить что хотел остальное красилось черным лаком.

Эксекий и Клитий - самые известные вазописцы.

10. Искусство Древнего Рима.
Разрушали искусство др.Греции, потом резко стали вывозить из Греции предметы искусства. Утилитарность мышления(у римлян проявлялась в архитектуре) - в искусстве видели практическое назначение => были распространены те виды искусства, которые обладали практическим назначением.
Проявлялась:
1. Строительство дорог ("Аппиева дорога") - дороги имели важное стратегическое значение;
2. Возведение сложных инженерных сооружений (акведуки, мосты, гавани);
3. Развитие градостроительных идей (строгая планировка городов, исходящая из расположения римских военных лагерей);
4. Изобретение бетона (в него добавляла пуцеланы – вулканических песок, придавало особую прочность)в архитектуре: создание огромных внутренних пространств, свободных от опор и развитие мощных сводчатых и купольных конструкций);
5. Создание общественного типа площади, под названием "Форум" (самый известный - "Романум" или "Римский форум");
6. Основными типами сооружений становятся не храмы, а форумы, амфитеатры, дворцы, арки, базилики, акведуки т.д. (все то, что воплощало могущество Римской республики и империи и императоров);
7. Обращение к греческому ордеру, но отношение к нему пересматривается. Изобретение Тасканского ордера(Равен дорическому) и Композитного(сочетание ионического и коринфского).
Но отношение к ордеру меняется. Ордер в Риме постепенно лишается своего конструктивного значения и превращается в элемент декоративного украшения. В греческом зодчестве колонна является несущим элементом/опорой, а в римской архитектуре ордеру отводится декоративная роль, а опорой служит стена. Изобрели имитацию колонны полу-колону - "пилястру".
В архитектуре - ведущая роль официальной гражданской архитектуры.
В скульптуре - развитие индивидуального портрета и протокольно- повествовательного рельефа.
• Пример индивидуального портрета - "Римский Патриций с масками предков".
-"Колизей" (от лат."колоссальный") - вмещает в себя ок.50 тыс.зрителей. Три яруса, форма эллипса, -"Пантеон" (от лат. "храм Богов") - покровитель семьи богов, тяжелый, массивный на вид, толщина стен до 6 метров, огромный купол -диаметр купола равен высоте всего храма, "глаз Пантеона"-отверстие в куполе, Рафаэль писал в нем;
-Триумфальные арки. Могли быть 1, 3 и 5-ти пролётными. Встречали героев и победителей. Самые известные: "Триумфальная арка Тита" и "Триумфальная арка Константина". Украшены барельефами или горельефами.  
-"Колонна Трояна" - 40 м., построена в честь победы римлян над даками, протокольно-повествовательный рельеф, отображает все исторические события последовательно;
-"Термы" - бани. Культурно-развлекательный центр, который каждый патриций обязательно их посещал. Там были библиотеки, бассейн, зал для покоя. Самые известные - "Термы Карракалы"; -------Создают конные монументы ("Конный монумент Марка Аврелли") - стала основой для всех дальнейших конных монументов;
-Создаются "базиллики" - царские дома.

11. Искусство Византии.

Церковь являлась единственным главным критиком. Основными направлениями, по которым шло развитие и становление художественного искусства, являлись иконопись, фрески, мозаики и книжная миниатюра.

Архитектура:

Формы византийской архитектуры были заимствованы у античной архитектуры.

-Ведущую роль приобрела архитектура монастырских ансамблей и храмов: продольно-базиликальные и центрально-купольные храмы, созданные на основе традиции античных общественных зданий. Наиболее совершенный тип центричного храма — церковь Сан-Витале в Равенне (532—548). Восьмигранная в основании, она покрыта куполом (диаметр 15 м), покоящимся на восьми столбах, и окружена обходной галереей, принимающей распор. Цветной мрамор и богатые по колориту сюжетные мозаики покрывают стены и своды церкви.

- Новый тип храма — купольной базилики, наиболее приспособленной к сложному ритуалу богослужения.

- Гениальное воплощение новый тип сооружения получил в грандиозном храме св. Софии в Константинополе (532—537). Строители храма — малоазийские зодчие Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. В основу храма св. Софии положен план трехнефной базилики в сочетании с развитым типом центрического здания. В декорации сводов и куполов были использованы мозаики с символическими изображениями креста. Для украшения храма св. Софии из Малой Азии, Греции и Египта были привезены малахитовые и порфировые колонны.

Живопись:

- Излюбленной техникой монументальной живописи стала мозаика. В мозаиках 5 в. можно встретить сюжеты росписей из христианских катакомб. («Христос — Добрый пастырь», Усыпальница Галлы Плацидии); в цикле из жизни Христа (верхняя часть храма Сант-Аполлинаре Нуово, нач. и сер. 6 в.).

- Редкий образец византийской светской живописи — две большие мозаики на боковых стенах апсиды церкви Сан-Витале в Равенне (546— 548). На одной из мозаик изображен император Юстиниан со свитой, на другой — императрица Феодора с приближенными.

- Основной формой станковой живописи в Византии была иконопись. Владимирская икона Божией Матери (начало XII в., Константинополь).

Скульптура:

Скульптура в Византийской империи не получила особого развития, т.к. восточная церковь не очень благосклонно относилась к статуям.

-Четыре тетрарха – скульптурная композиция из тёмно-красного порфира (тёмно-красная, пурпурная горная порода), вмонтированная в южный фасад венецианского собора Сан-Марко.

-Диптих Барберини – византийское изделие из слоновой кости,

12. Искусство Средневековья.
-Тысячелетний период с 5 по 15 века принято называть Средневековьем. Наследие античного мира стало фундаментом на котором выросла европейская культура и ис-во. Искусство Средневековья является и продолжением и антитезисом античного искусства.

-Характеризовали средние века, как период между Античностью и Новым временем. Джорж Вазари (представитель эпохи Возрождения, известный архитектор и художник) считал этот период "безобразным и диким".
-Одна из главнейших особенностей средневекового искусства - его тесная связь с религией. Религия (церковь) стала мощной идеологической силой и важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры и искусства Средневековья. Мировоззрение было религиозным (теологическим). Главным заказчиком произведений искусства выступала Церковь.
Периоды:
1. Дороманский (6-10 века) - закладывались черты стиля;
2. Романский (11-12 века);
3. Готический (конец 12, 13 и 14 века).

Романский стиль

-Термин появился в первой половине 19 столетия, когда была обнаружена связь Средневековой архитектуры с Римской (от лат. Roma - Рим, или romanus - римский).
• Архитектура.
Строили:

1. Укрепленные феодальные замки - не только жилища, но и крепости; устройство диктовалось необходимостью защиты и обороны; строились на скалах, холмах, островах рек и озер (башня "Донджон" - последнее убежище феодала в случае осады);
2. Церкви и монастыри (городской кафедральный собор - как художественный центр и объединение всех видов искусства,творческих усилий народа). В основе любого Собора лежала базилика. (прямоугольник поперек - трансепт).
К чертам романского стиля относят монолитность, тяжеловестность, приземистость, устойчивость, масштабность. Так же характерны полукруглые и полуциркульные арки, малое количество окон, фрески на окнах, сверху вид креста.
Скульптура в то время носила поучительный характер.

Готический стиль


Родина - Франция. Основа готики – церковное зодчество. Термин "готика" возник в эпоху итальянского возрождения, как выражение пренебрежения к искусству варварского племени. Данный стиль был реабилитирован только в начале 19 века. Церковное строительство переходит к горожанам (ранее монастыри).Помимо богослужений проводятся лекции, мистерии, праздники.
Появление артемий - товариществ каменщиков, братьев по таинству архитектуры.

Готический храм имел: базилику, становятся более нарядными, изящными, лёгкими, динамичными, высокими - вознесение к Богу.
• Главное отличие Романского и Готического стилей - устойчивая каркасная система, в которой всю конструктивную роль выполняют стрельчатые своды (прорезанные сетью ребер - нервюр), внутренние (колонны, столбы) и внешние (контр-форсы, опоры). Исчезает масса стены.

Самые известные храмы: Франция. Собор Нотр-Дам в Париже, Реймский собор, Мартрский собор, Амьенский собор, Руанский собор, собор в Кельне и Милане.
Все виды искусства подчинялись архитектуре.

13. Искусство эпохи Возрождения.
Родина Возрождения
– Италия(13 в.) Возрождали Античность.
Термин «Возрождение» впервые употребил Джорджо Вазари, итальянский гуманист, архитектор, для определения эпохи, характеризующей «возрождение искусства Италии после долгих лет упадка в период Средневековья»
Позже (1855) Жюль Мишле называл «Ренессанс» новым рождением мира и человека.
Характерной чертой можно считать гуманизм – признание ценности человека как личности (В Средневековье религия(церковь)). Пико Мирондола в своё время сказал «Я ставлю тебя в центр Вселенной» - это стало девизом эпохи Возрождения.
В отличие от романской и готической культуры средневековья, культура возрождения носила светский характер.

 Всего можно выделить несколько этапов:
1. Проторенессанс ( 13 – нач. 14 вв.) даты не обяз
2. Раннее Возрождение (с. 14 – 15 вв.)
3. Высокое Возрождение (кон. 15 – п.п. 16 вв.)
4. Поздее Возрождение (в.п. 16 в.)
Что касается проторенессанса, то можно сказать, что это специфическое итальянское явление, не имеющее аналогов в любой другой европейской стране. Ключевой фигурой является Джотто. Он:
- признаёт ценность реального человека
- вносит в религиозные сцены земное начало
- использует принцип подражания природе (писал людей с натуры)
- внес в живопись реальное пространство и реальные предметы (пейзаж/интерьер)
расположил линию горизонта на уровне человеческого глаза
- заменил технику мозаики на технику фрески.
Его известными работами являются «Поцелуй Иуды», «Оплакивание Христа», «Явление ангела св. Анне», «Поклонение волхвов».

 

Во время Раннего Возрождения новое направление архитектурыбыло связано не столько с прямым возрождением античных традиций и ордерной системы, сколько с переработкой Романской итальянской архитектуры.

Архитектура:
• Филиппо Брунелесски
- возвел "Санта-Мария дель Фьоре" - купол Флорентийского собора (диаметр ок.40 метров).
Скульптура постепенно приобретает самостоятельное значение.
• Лоренцо Гиберти - двери (северная и восточная) для баптистелия (крестильни) во Флоренции.
Донателло уравнял пластику с архитектурой. Создает свободностоящие статуи. Статуя "Св.Георгия". (ервая статуя с нахмуренными бровями). Первым возрождает конный монумент. "Давид" - 1ая обнаженная свободностоящая статуя со времен античности из меди.
В живописи:
• Мазаччо. "Фрески капеллы Бранкаччи" - впервые вводит в изображение обнаженные фигуры, являлись энциклопедией, на них учились Микеланджело, Рафаэль.
• Сандро Боттичелли
• Пьеро делла Франческа



2019-08-13 317 Обсуждений (0)
Искусство Античности: Древняя Греция. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Искусство Античности: Древняя Греция.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (317)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)