Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Материальная база обучения природоведению в начальной школе.



2019-08-13 1894 Обсуждений (0)
Материальная база обучения природоведению в начальной школе. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В начальной школе изучаются преимущественно конкретные объекты и явления окружающего мира. Поэтому курс начального естествознания не может обойтись без материальной базы. К ней относятся учебный кабинет, оборудованный необходимыми средствами обучения, уголок живой природы, учебно-опытный участок и географическая площадка для начальной школы.

В младшем школьном возрасте мышление детей достаточно конкретно, поэтому роль материальной базы особенно велика. «Учите ребенка каким – нибудь пяти неизвестным ему словам, и он долго и напрасно будет мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету».

Материальная база – система материальных средств, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс. Материальную базу обучения естествознанию составляют: кабинет естествознания с учебным оборудованием; уголок живой природы; пришкольный участок с экологической тропой; географическая площадка. Школьный кабинет естествознания – это специальное помещение с рационально размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью и приспособлениями, обеспечивающими эффективное преподавание предмета. Кабинет обычно включает три отдела: методический отдел, отдел учебного оборудования, отдел экспозиции. В методическом отделе хранятся тематические папки с дидактическими материалами, методические разработки, детская литература природоведческого содержания, краеведческая литература, атласы и др. В отдельных шкафах хранится учебное оборудование: коллекции, муляжи, таблицы, карты, лабораторное оборудование, ТСО и др. Все оборудование кабинета систематизируется в специальной картотеке, которая хранится вместе с паспортом кабинета. Уголок живой природы – это место для хранения живых растений и животных, подготовки опытов с ними, проведения внеурочных и внеклассных занятий. Уголок живой природы может быть в кабинете естествознания и являться его составной частью. Требования к уголку живой природы. Комната для уголка живой природы должна быть хорошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке живой

природы следует поддерживать постоянную температуру: это является оптимальным условиям для роста растений и содержания животных. Растения уголка живой природы подбираются в соответствии с учебной программой по природоведению. Комнатные растения следует выбирать так, чтобы на их примере можно было познакомить учащихся с разными экологическими группами растений, внешним строением органов, способами размножения и проводить практические работы по выращиванию. Животные уголка живой природы. Учебно-опытный участок. На школьном учебно-опытном участке для начальных классов должны быть следующие отделы: овощной, ягодный, цветочно-декоративный, коллекционный, а также плодовый сад. Если для начальных классов нет возможности организовать какой-либо отдел, то учащиеся 1-4 классов могут вести работу на соответствующем участке для старших классов. Учебно-опытный участок следует спланировать в соответствии с требованиями программы. Географическая площадка располагается вблизи от школы в освещенном месте на учебно-опытном участке. Она необходима для проведения наблюдений за погодой, для осуществления комплексных наблюдений за неживой и живой природой, для организации и проведения фенологических наблюдений. Географическая площадка имеет квадратную форму, размером 10´10 м. Обязательный объект географической площадки – гномон. Это прочный шест в 1,5 м длины. Гномон ставят в центре, и по нему школьники наблюдают за движением солнца, длиной тени в зависимости от времени суток и года. С помощью гномона определяют направления сторон горизонта. Учебная экологическая тропа – это педагогически организованный маршрут на местности для проведения учебной и пропагандистской природоохранной работы. Назначение такой тропы – создать условия для целенаправленного воспитания экологической культуры детей. Объекты экологической тропы: небольшие участки естественных природных сообществ разного типа (хвойный и лиственный лес, озеро, болото, луг);

- геологические объекты: разные формы рельефа, выходы горных пород, почвенные обнажения; интересные ботанические объекты: деревья, кустарники и важнейшие виды травянистых растений данной местности, редкие и охраняемые растения, растения, занесенные в Красную книгу; выразительные зоологические объекты: муравейник, зимняя кузница и дупло большого пестрого дятла, почвенные выбросы крота (кротовины), гнездовые участки певчих птиц (зяблика, пеночки, дрозда), столовая свиристелей или снегирей, шишки, обработанные клестом, белкой, дятлом, погрызы и другие следы жизнедеятельности животных; объекты природоохранного значения: различные типы искусственных гнездовий (скворечники, синичники, дуплянки) с демонстрацией способов их прикрепления к дереву (на поперечной планке в развилке дерева, на алюминиевой проволоке, на проволочной петле, закрепленной на коротком сучке). Несложное приспособление позволит привлечь птиц на водопой в жаркое время. Для этого надо выкопать ямку, уложить в нее кусок полиэтиленовой пленки, чтобы она удерживала воду. С дощечки, плавающей на поверхности, птицам будет удобно пить. Можно создать вдоль тропы микрозаказник для насекомых-опылителей;

- антропогенные элементы ландшафта: транспортные магистрали (дороги, трубопроводы, линии электропередач), сельскохозяйственные угодья, архитектурные сооружения, водоисточники, заповедные территории, сама зона рекреации как один из видов природопользования;

- памятники природы – ценные природные объекты местного значения, подлежащие охране: озера, горы, прибрежные скалы, эталонные участки лесов и горных степей, уникальные деревья (старые деревья, которые являются свидетелями жизни

7.Влияние К.Д. Ушинского на развитие предметов природоведческого цикла.

К.Д. Ушинский (1824-1870 гг.) вошел в историю русской педагогической мысли как основоположник педагогической психологии, создатель оригинальной педагогической системы первоначального обучения детей, а также основ естествознания дошкольников. К.Д. Ушинский справедливо считал природу важным фактором воспитания ребенка. Многие его положения не потеряли своей актуальности и сегодня.

К.Д. Ушинский определял природу как один из "могущественных агентов в воспитании человека" . К.Д. Ушинский считает, что современная ему педагогика мало учитывает воспитательное воздействие природы. Между тем воспитывающих душу впечатлений природы ничто не может заменить.

Использование природы в воспитании детей, а в более старшем возрасте использование естествознания как науки о природе связано у К.Д. Ушинского с идеей народности. Воспитание, построенное на народности, должно углублять высокое чувство любви к Отечеству. Необходимо хорошо знать свою родину, ее язык, ее историю, ее природу.

Почему же К.Д. Ушинский остановил свое внимание именно на природе в первоначальном обучении детей?

Прежде всего, этот выбор определяет наглядность предмета. Уже в Предисловии к "Детскому миру" К.Д. Ушинский указывает, что наглядное обучение должно предшествовать умственным упражнениям и начинаться в самом раннем возрасте, еще прежде, чем ребенок выучится читать. Надо научить ребенка не только думать, но и созерцать и "прежде даже созерцать, чем думать".

В "Родном слове" - книге для учителя К.Д. Ушинский вновь подчеркивает значение наглядного обучения. Все первоначальное обучение отечественному языку он разделяет на три совместно идущие занятия: 1) наглядное обучение; 2) приготовительные упражнения к письму; 3) звуковые упражнения, приготовляющие к чтению. К.Д. Ушинский считает, что, и изустная речь так же основана на мышлении. Следовательно, первая задача первоначального обучения - дать упражнения, возбуждающие мысль и выражающие эту мысль в слове. Дитя мыслит "формами, красками, звуками, ощущениями вообще". Сделать первоначальное обучение доступным наибольшему числу ощущений - значит сделать его доступным ребенку.

Вторая причина, по которой К.Д. Ушинский остановился на "естественной истории" для первоначального обучения: именно на этом материале, считает он, легче всего приучить ребенка к логичности мышления, а это составляет одну из главных задач чтения и рассказывания. "…Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей", -- пишет он. "Логика есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы

Таково значение наглядного обучения. И оно должно осуществляться до поступления ребенка в школу. Только отсутствие возможностей наглядного систематического обучения в семье, указывает К.Д. Ушинский, заставляет использовать его при первоначальном обучении в школе. Для дошкольных педагогов это положение К.Д. Ушинского особенно важно. Оно расширяет содержание воспитания и обучения детей до школы, включает в него развитие наблюдательности и процесс формирования знаний о природе.

К.Д. Ушинский неоднократно возвращается к мысли о том, что развитие ума ребенка легче и успешнее всего осуществляется при изучении естествознания. Таким образом, К.Д. Ушинский отводил природе одно из основных мест в первоначальном обучении детей, видя в ней средство развития наблюдательности и логики ума.

В первой книге "Родного слова", предназначенной для чтения при первоначальном обучении, К.Д. Ушинский знакомит детей с предметами и явлениями быта, труда, с растениями и животными, неживой природой. Первая группа предметов, с которыми знакомятся дети, -- учебные вещи и игрушки, затем мебель и посуда, платье, обувь и белье.

К.Д. Ушинский обращается и к миру неживой природы: предлагает познакомить детей с металлами и камнями - драгоценными и простыми, землями. На основе полученных знаний дает более крупные группировки: люди, животные, растения, минералы.

Материал второй части "Родного слова" так же представлен в системе. Основание для порядка в этой части, как указывает К.Д. Ушинский, являются: в первом отделении - место, во втором - время.

В первом отделе предметы расположены по месту их нахождения, "все более расширяющимися кругами; центром круга является ученик и его класс".

Определяется время как основание для "порядка" во втором отделе, К.Д. Ушинский насыщает событиями целый детский год. При этом он использует и "природу со всеми годовыми переменами", труд людей, события из детской жизни и т.д. Однако этот материал К.Д. Ушинский в значительной степени насыщает религиозным содержанием.

Вместе с тем дети получают разнообразные сведения об использовании тех или иных вещей, о материале, из которого они изготовлены, о способах изготовления. Эти сведения включают и сведения о погоде, об особенностях существования животных в то или иное время года, о растениях, труде людей, детских забавах и т.д.

Несомненной ценностью обладают мысли К.Д. Ушинского о развитии детской наблюдательности и о способах наблюдения. Считая развитие наблюдательности одной из важных задач первоначального обучения, определяя наблюдательность как важнейшее качество ума, К.Д. Ушинский понимал под наблюдательностью способность видеть предмет во всех его качествах, свойствах и отношениях.

К.Д. Ушинский называет два условия развития наблюдательности: наглядность обучения и изложение материала в системе и последовательности.

Кроме того, К.Д. Ушинский выдвинул ценнейшие предложения, определяющие развитие детской наблюдательности. Он предлагает при рассматривании предмета, прежде всего, приучать отыскивать, перечислять и излагать в порядке признаки предметов, находящихся у них перед глазами. Необходимо соблюдать последовательность в постановке вопросов: какого цвета предмет? Из чего он сделан? Какова его величина сравнительно с другими предметами? Сколько ног? Сколько крыльев? И т.д. Но тут же К.Д. Ушинский предупреждает, что наблюдение должно

быть живым, затрагивать ум и душу ребенка, будить интерес, а не сводиться к голому выспрашиванию, к констатации фактов.

От перечисления и указания на признаки, бросающиеся в глаза при первом взгляде на предмет. Педагог предлагает переходить к перечислению существенных признаков, рассказать о пользе, которую предмет может принести человеку (как видим, это также расходится с современными экологическими представлениями).

Следующим этапом в проведении наблюдений К.Д. Ушинский считал сравнение предметов. Необходимо учить детей сравнивать несколько уже знакомых предметов, находя сходство и различие. К.Д. Ушинский указывал на исключительное значение сравнения. Практически он считал, что всякое восприятие предмета включает сравнение и, только благодаря способности сравнивать и отличать, мы воспринимаем бесконечное разнообразие предметов окружающего мира. Однако дошкольников необходимо учить сравнению.



2019-08-13 1894 Обсуждений (0)
Материальная база обучения природоведению в начальной школе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Материальная база обучения природоведению в начальной школе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1894)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)