Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы обучения природоведению в начальной школе.



2019-08-13 480 Обсуждений (0)
Формы обучения природоведению в начальной школе. 0.00 из 5.00 0 оценок




Форма организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, соответствующей различным условиям ее проведения и осуществляемой в определенном порядке и режиме [2, 4].

В теории и практике обучения естествознанию традиционно сложились такие формы организации процесса обучения, как урок, внеурочная работа (экскурсия, работа в уголке природы, работа на пришкольном участке, домашняя работа), внеклассная работа (кружковая работа, клубы, праздники, полевой экологический практикум и др.)

В современной школе изменились тенденции к организации процесса обучения естествознанию.

1. Специфика содержания предмета “Окружающий мир” требует организации занятий не только в классной комнате или в природе, но и на улице, в библиотеке, в магазине, в столовой, на станции метро и т. п., т.е. в самой социальной действительности. Они позволяют “расширить” социальный мир младших школьников, познакомить их с конкретными событиями, ввести в социальные взаимоотношения. При ознакомлении с окружающим миром могут проводиться учебные прогулки в теплицу, в магазин, на почту, в библиотеку и т.д., в ходе которых дети знакомятся с трудом людей, с их профессиями, учатся правильно вести себя в общественных местах. Прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, на них решается небольшой объем задач. Перед такими прогулками необходимо провести беседу и выяснить имеющиеся у детей представления о данном предприятии и профессиях людей, познакомить с конкретными задачами, напомнить о правилах поведения на улице и в общественных местах.

Большое значение уделяется знакомству с предметами рукотворного мира. В любом таком предмете заложен социальный опыт человечества, отражен уровень развития общества, технического прогресса. Окружающий мир разнообразен, и дети познают многообразие его свойств, функций, качеств.Ребенок воспринимает мир целостно, и формы изучения окружающего мира должны быть направлены на целостное познание мира во взаимосвязи мира культуры и мира природы.

2. Формы организации обучения стали более гибкими и динамичными.Современный младший школьник имеет более широкий кругозор, он более самостоятелен. Большой объем информации берется детьми вне стен школы: в наблюдениях, в книгах, в телепередачах и т.д. Учащиеся способны изменить логику развития урока. К примеру, в зависимости от степени подготовки детей любой урок может развертываться как урок изучения нового или как урок обобщения и систематизации знаний.

3. Происходит сближение урочной и экскурсионной форм, связанное с повышением роли поисковой деятельности детей в процессе обучения естествознанию. Основным источником знаний являются непосредственные наблюдения детей в природе. Экскурсиям уделяется большое внимание, они считаются одним из видов урока. Экскурсии могут продолжаться целый урок, а могут быть рассчитаны на 15-20 минут и сочетаться с работой в классе. Часто урок начинается в классе, а затем продолжается в микрорайоне школы, на пришкольном участке.

4. Вариативность содержания образования требует перестройки форм обучения на основе интеграции способов передачи всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности. В практику начальной школы внедряются интегрированные уроки (межпредметные). Интеграция охватывает содержание образования, методы, формы и технологии познания, средства обучения и

воспитания.Интегрированный урок способствует выходу на более высокий уровень осмысления учебной информации. Практика показывает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков дает сочетание естествознания с математикой, чтением, трудом (технологией), рисованием.

5. Традиционный комбинированный урок с его жесткой структурой и регламентированным содержанием снижает интерес младших школьников к учению. С целью разнообразия форм обучения, повышения интереса учащихся к учебному труду в школьной практике используются нестандартные уроки, многие виды которых заимствованы из внеклассной работы. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Выделяют несколько десятков видов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике их проведения: уроки-экскурсии, уроки-конкурсы, уроки-КВН, театрализованные уроки, уроки-фантазии, уроки творчества, уроки-аукционы, уроки-диалоги, уроки-ролевые игры, уроки-тренинги, уроки-конференции, уроки-путешествия и др. Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы.

Таким образом, в современной начальной школе проявляется многообразие, тесное взаимодействие и гибкость форм обучения. Это позволяет избежать абсолютизации одной формы, формализации учебного процесса, побуждает педагога к творчеству, поиску наиболее оптимальных, взаимодополняющих форм. При планировании урока учитель продумывает разные варианты структуры урока, в зависимости от степени подготовки детей он должен идти “от ученика.



2019-08-13 480 Обсуждений (0)
Формы обучения природоведению в начальной школе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы обучения природоведению в начальной школе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (480)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)