Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вклад В.Ф.Зуева в разработку содержания и методики преподавания природоведения.



2019-08-13 7364 Обсуждений (0)
Вклад В.Ф.Зуева в разработку содержания и методики преподавания природоведения. 5.00 из 5.00 5 оценок




Зуев Василий Федорович (1754—1794) — академик, профессор учительской семинарии, написал первый отечественный учебник по естествознанию.

В учебнике материал располагался в определенной системе, был изложен живым, образным языком, дающим ясное представление об описываемом объекте; автор описывал не только внешний вид животного или растения, но и его образ жизни, строение, размножение. Много внимания уделялось использованию описываемых растений и животных.

При характеристике домашних животных давались практические советы по уходу за ними, указывались способы борьбы с болезнями.

Отличительной чертой учебника явилось отсутствие стремления использовать знакомство с природой для религиозного воспитания. В учебнике был представлен большой фактический материал (описано 148 растений и 157 позвоночных животных), отбор объектов для изучения осуществлялся исходя из практического значения их для человека.

Таким образом, впервые было обозначено различие между школьным предметом и наукой и сделан методический отбор объектов изучения в школе.

С учебника В. Ф. Зуева начинается методика естествознания. В предисловии к учебнику определялись учебно-воспитательные задачи школьного естествознания, давались методические указания, как преподавать естествознание; там же В. Ф. Зуев отмечал, что естествознание должно давать учащимся знания, необходимые в жизни.

В. Ф. Зуев рекомендовал изучение природы осуществлять активно, путем живого собеседования или «рассуждения» учителя с учениками. В процессе собеседования чтение учебника должно чередоваться с живой речью учащихся и учителя.Автор учебника высказывает мысль о сознательном усвоении материала, а не механическом его запоминании. Для достижения сознательного усвоения рекомен-дуется обучение вести на основе наглядности и предметности. Признавая ведущую роль учителя при обучении естественной истории, В. Ф. Зуев большое значение придавал и самостоятельным работам учащихся. Он предлагал учителям предоставлять возможность учащимся самим определять изучаемые предметы природы, находить местообитание изучаемых растений и животных по географическим картам, описывать своими словами предметы. В. Ф. Зуев был сторонником изучения натуральных предметов природы и лишь в тех случаях, когда их невозможно предоставить, использовал таблицы и картины. В. Ф. Зуев рекомендовал составлять коллекции, гербарии и сам составил первый в России атлас стенных таблиц, широко применявшихся в учебном процессе в русских школах на протяжении почти сорока лет.

В связи с требованиями наглядного и предметного преподавания уделялось большое внимание оборудованию занятий учебными пособиями. По «Уставу» в главных народных училищах предлагалось иметь набор натуральных средств наглядности из всех трех царств природы, особенно тех, которые находятся в местности данного училища. Таким образом, уже тогда высказывалось требование организации при училищах кабинета естествознания, а также указывалось на необходимость в первую очередь изучать местную природу.

В. Ф. Зуев призывал учителей не ограничиваться рамками учебника, а, изучая окружающую природу, совершать с учащимися экскурсии в горы, на поля, в леса,

включать в учебные занятия изучение природы соседних со школой областей. В этом отразилось стремление как можно шире связать теоретическое обучение с практикой. Все это дает возможность признать, что во второй половине XVIII века зародилась русская методика преподавания естествознания, основоположником которой явился В. Ф. Зуев.

 

10.Вклад К.П. Ягодоского в методику преподавания предмета «Окружающий мир».
Личностью, внесшей значительный вклад в становление и развитие дефектологии (олигофренопедагогики), является русский ученый, профессор Константин Павлович Ягодовский (1877 – 1943). Он положил начало исследованиям об учебном предмете «Естествознание» как системе взаимосвязанных понятий, а методику преподавания этого предмета в специальных школах он рассматривал как психолого-педагогическое руководство познавательными процессами умственно отсталых учащихся.

К.П. Ягодовский изучал контингент учащихся специальных (вспомогательных) школ и психолого-педагогические условия, способствующие усвоению умственно отсталыми школьниками знаний, умений и навыков. Успеху этой деятельности во многом помог опыт, полученный им в период сотрудничества с Психоневрологическим институтом, который был организован в 1908 году в Санкт-Петербурге выдающимся невропатологом и психиатром В.М. Бехтеревым, а в год «первой революции при Петербургском психоневрологическом институте была основана первая кафедра врачебной педагогики, первым руководителем которой был Адриан Сергеевич Грибоедов» [2].

Совместно с сотрудником Научно-практического института специальных школ и детских домов, методистом по естествознанию, Людмилой Алексеевной Исаенко, профессор К.П. Ягодовский исследовал вопросы содержания и методики преподавания естествознания умственно отсталым учащимся. В 1946 году, уже после смерти К.П. Ягодовского, вышел в свет их научно-методический труд «Методика преподавания естествознания во вспомогательной школе» [3]. Направление в методике естествознания, созданное К.. П. Ягодовским, открывает широкие перспективы для дальнейшей творческой работы в этой области.

Естествознание должно стать предметом изучения с первых дней пребывания детей в школе. Это необходимо по целому ряду соображений.

1) Естествознание в младших классах необходимо, как основа для будущих систематических курсов. Ведь и ботаника, и зоология и т. д. — это курсы систематические, курсы обобщающие. Их цель, их задача привести сознание учащихся к более сложным обобщениям, к более сложным выводам и заключениям, к законам. Одна из причин, почему ботаника, зоология и т. д. так трудны для учащихся, заключается в том, что в сознании учащихся нет начала, нет представлений о самых обычных явлениях и связанных с их познанием самых элементарных понятий, самых простейших обобщений. Как бы ни был элементарен систематический курс ботаники, но он неизбежно вынужден опираться на массу самых первичных понятий из мира растений: берёза, сосна, дуб, свёкла, картофель, глухая крапива и т. д. А мы только что видели, что у многих учащихся подобных понятий или совсем нет или они очень невысокого качества. Несомненно, многие, изучая ботанику, продолжают, не имея необходимого для этого продолжения начала.

Изъятие естествознания из младших классов лишает последующие систематические курсы совершенно необходимых для них элементарных представлений, составляющих «начало».

Что это действительно так и что это «начало» имеет в нашем познании природы огромное значение, — в этом можно легко убедиться посредством простых опытов. Нам очень часто указывали, что мы ломимся в открытую дверь, когда знакомим детей с берёзой, со свёклой, с галкой, с вороной, с железными и стальными предметами и т. д. Нам много раз посылали упрёки: «Зачем вы это делаете? Зачем вы тратите время на то, что всем прекрасно известно? И детям, пожалуй, лучше, чем нам, взрослым?» В ответ на эти замечания мы этим товарищам, в большинстве случаев обладавшим высшим естественно-историческим образованием, предлагали несколько таких, примерно, вопросов: «Прекрасно... перо — стальное..., а откуда вы знаете, что перо стальное?»

2) Необходимо начинать естествознание возможно раньше, потому что необходимо возможно раньше создавать у детей навыки простейших обобщений. Навыки тоже движутся, тоже развиваются и для их развития также необходимо «начало». Чтобы овладеть в будущих систематических курсах естествознания понятием «организм», учащийся должен обладать очень сложными мыслительными навыками, исходным пунктом которых и будут те простейшие обобщения, которые может производить ученик I класса в процессе познания окружающих его самых элементарных явлений природы.

3) Изучение естествознания с первых дней пребывания детей в школе вызывается также необходимостью возможно скорее помочь детям наполнить соответствующим содержанием ряд наиболее употребительных слов о природе, которые оказываются «пустышками», а также необходимостью возможно скорее исправить те многочисленные неверные представления и ошибочные понятия, которые создались в дошкольном периоде, без соответствующего педагогического руководства.

4) Необходимо возможно раньше начинать преподавание естествознания также и в интересах языка. В I, II и III классах будут читать и переписывать тексты, наполненные большим количеством слов, обозначающих природоведческие понятия. Сделать понятными путём чтения все эти «ольхи», «лепестки», «зарянки», «зяблики», «овсянки», «стрижи», «насекомые» и т. д. — совершенно невозможно. Нельзя в процессе чтения вызвать в сознании детей отвечающие действительности отражения хотя бы той же чёрной смородины, одним из существеннейших признаков которой оказывается своеобразный запах почек, листьев, ветвей и т. д., как нельзя передать детям чрезвычайно своеобразные движения ящерицы, бабочки («порхает»), если дети этих явлений не наблюдали. Здесь нужны те специфические методы преподавания, которые свойственны естествознанию.

 



2019-08-13 7364 Обсуждений (0)
Вклад В.Ф.Зуева в разработку содержания и методики преподавания природоведения. 5.00 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Вклад В.Ф.Зуева в разработку содержания и методики преподавания природоведения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (7364)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)